Урок по ОПК
план-конспект урока (4 класс) по теме

 

Тема:Россия - наша Родина.

Цель:

воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, сопричастности к единому государству.

Задачи:

воспитание чувства уважения и принадлежности к многонациональному народу России;

развитие интереса к истории и культуре Отечества;

расширение представлений о культурном наследии Родины;

укрепление и сохранение народных традиций своего родного края.

 

 Ход урока.

Учитель: Отгадайте загадку.

(1 слайд)

Это слово большое, большое!

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

 

Сегодня наш урок посвящен самому важному в жизни каждого человека.

Мы будем говорить о Родине, о её традициях.

 

(2 слайд) Тема нашего занятия: «Россия - наша Родина».

 

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по станциям:

 

(3 слайд) Девизом нашего урока будут слова Вадима Щефнера

«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим, и в старом красоту находим, хоть новому принадлежим»

Как вы понимаете эти слова?

 

Итак, готовы все, мы отравляемся в наше путешествие.  (Под стук колёс поезда)

 

(4 слайд) Раздается колокольный перезвон. Учитель читает стихотворение.

 

Если скажут слово «родина»,

 Сразу в памяти встаёт

 Старый дом, в саду смородина,

 Толстый тополь у ворот,

 

У реки берёзка-скромница

 И ромашковый бугор...

 А другим, наверно, вспомнится

 Свой родной московский двор.

 

В лужах первые кораблики,

 Где недавно был каток,

 И большой соседней фабрики

 Громкий, радостный гудок.

 

Или степь от маков красная,

 Золотая целина...

 Родина бывает разная,

 Но у всех она одна!

 

Первая наша станция «Родина»

Ребята, как вы думаете, что такое Родина?

Для чего человеку нужна Родина?

Может ли человек выбирать себе Родину?

Что для каждого из вас Родина?

 

(Слайд  5) Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Это – наша Родина…

Как называют нашу Родину?

Можно сказать, что для нас Родина – это наша страна Россия.

 

Вторая наша станция «Моя страна Россия»

 

(Слайд 6) Ясное голубое небо. Лесные тропинки. Прохлада реки. Это – Россия. О нашей Родине, о нашей великой стране России сложено много песен, стихов, прославляющих её красоту и величие.

Чтение стихотворения учащимися  «Россия» В. Духанина

1.     Ученик

Что такое Россия? Это жаркое лето,

 Когда много цветов на зелёном лугу,

 Когда брызги на море жемчужного цвета,

 Когда хлеб созревает и косят траву.

 

2.     Ученик

Что такое Россия? Это чудная осень,

 Когда в небе, курлыча, летят журавли,

 Когда шишки созревшие падают с сосен,

 Когда кружатся листья до самой земли.

 

 

3.     Ученик

Что такое Россия? Это зимняя сказка,

 Когда снег серебристый лежит на земле,

 Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,

 Когда виден узор на оконном стекле.

 

4.     Ученик

Что такое Россия? Это полная жизни,

 Счастья, бодрости, радости, света весна,

 Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,

 Когда ветер траву молодую волнует,

 Когда птицы поют снова в нашем краю.

 Я Россию свою, мою землю родную,

 Словно мать дорогую, очень нежно  люблю!

 

 

Что для вас означает Россия? (Ответы детей)

Да, Родина у каждого человека одна, как и мать. Как же каждый из нас должен относиться к Родине? (Ответы детей)

 

О Родине сложено немало и пословиц. На экране даны части пословиц, нам нужно попытаться их соединить.(7 слайд)

 

Нет в мире краше Родины нашей.

 

Всякому мила своя сторона.

 

Везде хорошо, но милее Родины нет.

 

На чужой стороне и весна не красна.

 

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

 

А что объединяет эти все пословицы?( Любовь к своей родине)

 

Третья наша станция «Символы»

Учитель: Россия – официальное название – Российская Федерация

- Назовите  столицу нашей Родины.

- Россия – самое крупное государство на земном шаре.

- Население 148 мл. человек.

- Россия – страна многонациональная.

-Что значит слово многонациональная?

 Учёные – лингвисты насчитывают в России 150 языков.

- Глава государства – Президент Российской Федерации

Кто является президентом РФ?

 

- У каждой страны есть свои особые знаки отличия, которые означают суверенитет (независимость) государства и подчёркивают значимые страницы нашей родины, государства.

Что такое символ? Что является символами страны?

 (8 слайд).

ИГРА НАЙДИ СИМВОЛЫ СТРАНЫ.

 

Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку мы с вами заранее договорились, что у нас будут работать несколько творческих групп

(выступление творческих групп)

1 группа.

(9 слайд) 

Я вчера читала книжку

О сокровищах России.

И, увидев герб двуглавый,

Маму тихо я спросила:

«Почему орёл двуглавый?

Что за всадник на коне?

Всё хочу узнать подробно!

Расскажи, мамуля, мне».

«Велика наша держава,

Чтобы мир царил вовек,

Вдаль глядит орёл двуглавый,

Защищает нас от бед.

На коне – Победоносец –

Наш святой борец со злом.

Змея лютого, большого

Он убил своим копьём.

А раскрашен герб российский

В красный цвет и золотой.

Красный – кровь героев павших,

Чтобы жили мы с тобой.

Золото – богатство наше

Хлеб, руда, поля, леса.

Только чтобы жить богаче

Нужны труд и доброта».

Я послушала рассказы

О России с давних дней

И решила – нет на свете

Лучше Родины моей!

 Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; , в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона.

 Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток, т.е. орел в нашем гербе является символом единства народов России. Корона на голове орла символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе скипетр – эмблема власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Скипетр – символ власти, а держава – символ могущества страны.

На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и символ победы добра над злом. Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.

2 группа

(10 слайд)

В синем небе над Россией

Реет флаг наш дорогой.

В каждой русской деревеньке

Ты увидишь флаг родной.

Флаг российский наш окрашен

В белый, синий, красный цвет.

Он трепещет в небе ясном,

И его прекрасней нет.

Белый – символ мира, правды

И душевной чистоты.

Синий – верности и веры,

Бескорыстной доброты.

Боль народа, кровь погибших

Отражает красный цвет.

Будем Родину любить мы

И хранить её от бед.

 У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во спортивных побед. Например, за время последних Олимпийских игр в Пекине наш флаг был поднят 23 раза, именно столько золотых медалей выиграли российские спортсмены. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

Как выглядит наш флаг? Если посмотреть на изображение государственного флага Российской Федерации, то мы увидим, что он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.

Что означает каждый из них? Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; цвет силы, красоты. Это цвет крови, пролитой за Родину, её независимость. Синий цвет – это небо, благородство, вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Белый – совершенство, чистота, цвет мира. Он говорит о миролюбии, чистых помыслах нашей страны.

Историки утверждают, что отцом российского флага был император России Пётр 1.

 

(3 группа рассказывают о гимне)

Кто знает что такое гимн?

(11 слайд) Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. В нём проявляется величие страны, т.к. в нём обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе. Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Я прошу вас встать под гимн России (звучит гимн)

 Учитель: Запомните эти символы.

Каждый гражданин должен знать символы своей страны, гордиться ими, своей родиной, быть её патриотом.

Четвёртая  наша станция «Патриоты»

Кто же такие патриоты.

Можем ли мы себя назвать патриотами России.

Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

 

На этой огромной территории у каждого есть своя маленькая Родина. А в целом – это наше Отечество. Для нас Россия – Отечество.

Ребята, от какого слова произошло слово отечество?

А почему мы называем Родину, Россию Отечеством? (ответы детей)

 

Пятая  наша станция «Моя малая Родина»

Как называется наша малая Родина?

В каком крае мы живём?

Учащиеся нашего класса выполнили домашнее задание, которое им было дано. Они совершили путешествие по нашему посёлку и сфотографировали, чем интересен наш посёлок.

Просмотр презентации  «Мой посёлок».

 

 

Учитель: На свете много разных стран,

 Но есть одна страна –

 Ее мы Родиной зовем

 А Родина – одна

 

на экране изображение карты России (12слайд)

Учитель: Наша страна раскинулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток. Прекрасны российские поля, леса, реки. Гости из разных стран мира восхищаются красотой российских городов. В России живут умные, талантливые, добрые люди. Издавна красота русской природы воспевалась поэтами, писателями, художниками, музыкантами.

 Какое дерево считается символом русской красоты?

 

Дети: Русская береза.

(13 слайд)

Какие предметы являются символами России?

( 14 слайд)

Учитель: Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков.

 Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается мы знаем поверхностно.

 К сожалению это очень плохо, что мы стали забывать многие традиции, обряды, праздники - без которых люди раньше не могли обходиться. Если бы мы могли окунуться в прошлое, тогда, когда ещё жили наши прабабушки и прадедушки, и посмотреть, как скадывался их уклад жизни, их быт, их традиции - то это было бы очень  интересно,

 

Россия всегда отличалась своей самобытностью от других стран. И одной из отличительных особенностей являлись народные промыслы и традиции.

Какие кубанские традиции вам известны?

 

 СЛАЙД 15

 

Наш урок подходит к концу и нам пора возвращаться домой.

Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины — России, её традициями. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России - вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

На память о сегодняшнем уроке мне бы вам хотелось подарить памятки

«ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ МАЛЕНЬКОГО РОССИЯНИНА»

Расскажу вам десять правил.

Вы запомнить их должны.

Их на память нам оставил

Верный сын родной страны.

Он прошел войну когда-то,

По геройски жизнь прожив,

Безымянным стал солдатом,

Свою голову сложив.

Павших всех Руси героев,

Кто в боях без вести пал,

Собирательным героем

Он возвел на пьедестал.

Правило один, конечно,

Свою Родину любить,

Быть ей преданным навечно,

Честь и славу заслужить.

Правило второе важно,

Коли первое блюсти:

Честь храните, и неважно,

Где и как пришлось расти.

Третьим правилом дано нам

Гимн Родной Отчизны знать,

А, услышав гимна звуки,

С гордостью в душе вставать.

Правило четыре дети –

Уважать вы все должны

И беречь основы эти:

Герб и флаг родной страны.

Пятым правилом всем будет

Честность ваша навсегда,

И тогда из многих судеб

Навсегда уйдет беда.

Правило шестое, знайте,

Помощь слабым – это честь.

Старость, младость уважайте,

Ведь таких людей не счесть.

Завещал седьмым из правил

Веру в Бога нам солдат.

Веры дух чтоб нами правил,

Был духовен, стар и млад.

Правило восьмое: бойтесь

Беса в душу запустить.

За святым крестом укройтесь,

Чтоб соблазны победить.

Вот девятое из правил:

Коль на Русь кто нападет,

Он завет всем нам оставил:

Бей врага родной народ!

Правилом десятым, важным,

Завещал Руси солдат:

Патриотом быть отважным,

Помнить павших всех ребят.

 

СЛАЙД 16

Рефлексия.

Ответь на вопросы которые вы видите.

- Что запомнилось?

- Что понравилось больше всего?

- Что не понравилось?

- Что пожелал бы своим одноклассникам?

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №8 пос. Бичевого муниципального образования

Ленинградский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

2012 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...