урок по кубановедению в 3 классе "Казачий фольклор".
материал (3 класс) по теме

Открытый урок кубановедения в 3 классе

Казачий фольклор

ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_kazachiy_folklor.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок кубановедения в 3 классе

Казачий фольклор

Цель:

-Познакомить с казачьим фольклором

Задачи урока:

способствовать развитию интереса к произведениям народного творчества;

воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю и месту, где родился и вырос человек.

Оборудование: проектор (презентация).

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

    Здравствуете ребята. Сегодня у нас с вами гости давайте поприветствуем их. (дети поворачиваются и здороваются головой).

Ты зимой чудесен,        

Летом – щедр, как в сказке.

Край стихов и песен,

Край наш Краснодарский.

Виктор Подкопаев

2.Повторение изученного.

    Мы с вами узнали много интересного о традициях нашего народа. Давайте вспомним

- что такое традиции?

(Тради́ции — множество представлений, обычаев, привычек и навыков, передаваемых из поколения в поколение,) 

- Кем создавались традиции? (Народом.)

- Какие традиции нашего народа известны вам? (Исполнять на рождество колядки, на масленицу щедровки, танцевать, петь и т.д.)

3.Объявление темы урока.

Всё это и песни и танцы и традиции народного быта можно назвать одним словом – ФОЛЬКЛОР.

Само слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

    Устное                                 народное                           творчество

из уста в уста                           автор-народ                   создано в результате труда

Фольклор - бывает музыкальный, танцевальный и словесный.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанского народа, КУБАНСКИМ КАЗАЧЬИМ ФОЛЬКЛОРОМ.

        Один из составляющих фольклора являются пословицы и поговорки.

У кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, потому что в них отразилась поэтическая история народа.

Обратите внимание в чем особенность пословицы и поговорки.

Пословица

краткое, мудрое суждение о жизни

содержит поучительный смысл

законченное суждение

характеризует поступки человека, их образ жизни

украшает нашу речь

Поговорка

меткое суждение

часть суждения, незаконченное предложение

дает оценку поступкам человека, но не поучает

выражает чувства

Какие пословицы и поговорки вы знаете?

        -без атамана казак сирота

        -ушел с поста – пропустил врага

        -казаков мало не бывает

        

А) А сейчас давайте поиграем.

         Игра: "Подбери пословицу" (слайды 6, 7)

Сказала Нина что-то  по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)

Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек – дитя без глаза)

Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)

Саша решил собрать из конструктора  модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

-К какой составляющей фольклора мы его отнесём? (Словесной.)

2) А теперь поговорим о песни,  как сказал М. Шолохов

Песня - это не писаная,

а спетая история народа.

Песни, если они сложены народом,

 никогда не отступают от правды.

 -  Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь.

 - Ребята, а как вы думайте, когда на Кубани пели? (Когда работали в поле, пели в походах, на свадьбах.)

Молодцы!

 -  Даже гимн Кубани - это песня кубанских казаков, написанная войсковым священником во время военного похода. До сих пор язык казаков представляет собой особое наречие, смесь украинского и русского языка. Интересен и самобытен казачий фольклор.

- Песни надо петь и слушать.  Давайте послушаем одну из кубанских казачьих песен.

Звучит запись песни.

        «Распрягайте, Хлопцы, Коней»

        -О чем поется в песни? (о казака)

         

К какой составляющей фольклора  мы его отнесём? (Музыкальной.)

    - Верно, песни поют, и чаще поют под музыку. Да и сама песня это тоже музыка, идущая из души.

3) А теперь перейдем к следующей составляющей фольклора

Прочитайте его название. («Плясовые припевки».)

- Суть этого жанра кроется в самом названии.

-Объясните, что делали, когда исполняли плясовые припевки. (Пели и танцевали.)

- Казаки и казачки на гуляньях вызывали друг друга на состязание в плясках «Кто кого перепляшет». Например:

        Сербияночку танцую,

        Сербияночку пляшу,

        Кто лучше, меня пляшет,

        То, пожалуйста, прошу. 

 -Вот и я вам предлагаю   исполнить одну такую припевку в виде  физминутки.

4.(Физминутка.)

 Послушайте слова и запомните  движения.

На носок, на каблучок

Так танцуют казачок. -2 раза

И кружитесь, не ленитесь,

Когда надо, поклонитесь.

(Дети поют и танцуют.)

- Теперь садитесь.

- Ребята, мы выяснили, что плясовые припевки пели и танцевали. А к какой составляющей фольклора их отнести? ( Может и к музыкальной, и к танцевальной?)

- Какое слово в этом словосочетании главное? (Припевки.)

- Значит это какая составляющая? (Музыкальная.)

4). У вас на партах лежат розовые листы.

     - Прочитайте.

Читают по рядам.

1.В саду выросла берёза –

 Белая пребелая.

 Я девчонка молодая

 И к тому же, смелая.

 

 2. На окошке два цветочка

Синенький да аленький,

Я парнишка боевой

Хоть и ростом маленький.

       3.Если б не было луны,

   Не было б и неба,

   Если б не было земли,

   Не было б и хлеба.

        4. Говорят, что я певунья        

    Это правда, не таю.

    Много песен я пропела

    Еще больше пропою.

5. Мы частушки вам пропели,

    И старались от души

    Хороши наши частушки

    Чем же мы не хороши?

 

- Что это за стихи? (Частушки.)

- Как исполняют частушки? (Их поют.)

  - Вот и мы с вами попробуем сейчас разучить и спеть эти частушки.

   -Пропойте их в пол голоса друг другу.    

  - Кто хочет попробовать спеть частушки. Выходите от каждого ряда по одному ученику.

  - Сначала без музыки.

  - А теперь под музыку. (Поют)

Так, что же мы делали с частушками? (Пели.)

  - Значит, какая это составляющая фольклора? (Музыкальная.)

5) А теперь давайте поговорим о сказках.

Все вы выросли на сказках, которые рассказывали ваши родные люди, бабушки и мамы.

Ребята, кто самый внимательный. Что делают со сказками. (Их читают, рассказывают, и конечно слушают.)

        Послушайте  сказку.

Казак и птицы.

           Давным-давно в одной из станиц жил казак по имени Сашко.  Это был очень трудолюбивый казак, он пахал землю и сеял зерно, собирал богатый  урожай. Но однажды случилось несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая.  Сгорела у казака почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти.

 Выдалась в тот год на Кубани суровая зима. Вышел как – то Сашко во двор и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.

           Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться.

           С этого дня стал казак каждый день в кормушки зерно  сыпать. Так  весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился  и думает: “Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего”.

           Вот пришла пора посевной.   Глядит  Сашко, а над его землей стая разных птиц кружится. Каждая делом занята - бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань.

           Все станичники смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.

           А Сашко в тот год собрал богатый урожай зерна.

Прослушав сказку ответьте:

- почему Сашко удалось собрать богатый урожай?

-почему птицы помогли Сашко?

-К какой составляющей фольклора отнесём сказки? (Словесной.)

        6) Есть еще танцевальный фольклор.

- Посмотрите на фотографии отдельных танцевальных па.  Обратите внимание на то, сколько физической силы требовалось на выполнение некоторых элементов. Казак – это защитник границ родного государства, удалой наездник. Казак с детства заботился о своём здоровье, занимался физической подготовкой  и в танцах стремился показать свою силу, удаль и ловкость.

А сейчас мы посмотрим танец  в исполнении хореографического ансамбля «Казачий спас».

- Какой танец мы увидели? (Казачий пляс)

- Как вы догадались, что это казачий танец? (По движениям, по музыке, по костюмам:  папахи, расшитые рубахи.)

К какой составляющей фольклора отнесём танцы? (Танцевальной.)

5. Итог урока.

        Ребята, а теперь подведем итог нашего урока.

- Кто запомнил, что такое фольклор? (Устное народное творчество)

- О каком фольклоре мы говорили на уроке? (О казачьем фольклоре.)

- Что относится к музыкальной составляющей фольклора? (Песни, частушки, плясовые припевки, сказки, пословицы, поговорки.)

- Что относится к танцевальной составляющей? (Танцы.)

- Что относится к словесной? (Пословицы и поговорки, загадки, сказки.)

6.Индивидуальная работа.

- Возьмите голубые листы.

- Соедините  отрывок из произведения народного творчества с названием жанра.

Хоть с хаты тикай                                                           Сказка

Нэ лае, нэ кусае, а в дом нэ пускае.                               Плясовая припевка

Где кто родился – там и пригодился.                             Поговорка

Трам, там, тада – рада,

Танцевать красиво надо.

Топну так, топну так, -

Так танцуют наш гопак.                                                  Загадка

Давным – давно началась эта история.

Жили в нашем селе два брата. Один весёлый,

да дельный, другой - … .                                                 Пословица

 (проверьте свои ответы) Слайд!

                                       

7. Рефлексия.

Вы проделали большую работу, показали свои знания, умение размышлять, вы были прекрасными слушателями и замечательными артистами. Мне было приятно работать с вами.

- На ваших столах лежат цветы. Напишите на них тот жанр фольклора, работа над которым вам понравилась больше.

- Прикрепи цветок на доску

- Посмотрите, какая получилась у нас красивая, яркая поляна совсем как казачий фольклор -  колоритный, живой, задорный.

8. Домашнее задание. Запишите пословицы, поговорки, которые используют в речи ваши родные, узнайте и запишите народные песни, которые поют в вашей семье. Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения "Жанры кубанского фольклора"

Урок по ознакомлению с жанрами народного фольклора, народов живущих на Кубани...

Урок по кубановедению "Жанры кубанского фольклора».

Урок по кубановедению "Жанры кубанского фольклора»....

открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ

открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Фольклор народов зарубежных стран (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса к литературе зарубежных стран; ознакомление учащихся с одним из видов детского зарубежного фольклора – пес...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»" ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование читательс...

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы на примере УМК «Музыка» авторов: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»

Класс: 4 Предмет: «Музыка»Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»Тип урока: ОНЗЦели урока:Воспитание музыкальной культуры ка...


 

Комментарии

Открытый урок .

Посмитняя Татьяна Владимировна

Спасибо за разработку. Обычно трудно найти хороший материал по данной теме.

Посмитняя Татьяна Владимировна

Спасибо за разработку. Обычно трудно найти хороший материал по данной теме.