Образовательная программа дополнительного образования по хореографии «Искорка»
рабочая программа по теме
Cоставная часть комплексной программы по духовно-нравственному развитию «Мой мир, моя страна, мои друзья» для обучающихся 7 - 11 лет? курс обучения 4 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Образовательная программа
дополнительного образования
по хореографии
«Искорка»
(составная часть комплексной программы по духовно-нравственному развитию «Мой мир, моя страна, мои друзья»)
для обучающихся 7 - 11 лет
курс обучения 4 года
Составила: Несина Ольга Валериевна,
педагог дополнительного образования
Осинники
2011г.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………
- Учебно-тематический план………………………………………………
- Методическое обеспечение программы………………………………….
- Предполагаемый репертуар………………………………………………
- Список литературы………………………………………………………
Приложение………………………………………………………..
Танцевально-музыкальные игры………………………..
Анкета……………………………………………………..
Основные танцевальные элементы………………………
Пояснительная записка
Традиции танца имеют давние исторические корни, а сам танец является одним из ранних проявлений творчества человека. Очень важно именно в детстве привить ребенку любовь к движению, к танцу, поскольку раннее приобщение детей к искусству создает необходимые условия для гармоничного развития личности, раннее творческое самовыражение способствует сохранению и развитию творческих импульсов. Ребенок, занимающийся танцами, осознает красоту движения, гармонию музыки и пластики, гармонию и красоту мироздания. Занятия хореографией разносторонне развивают личность ребенка и впоследствии помогают ему в другой деятельности, способствуют раскрытию физического и духовного начала, создают тот гармоничный синтез души и тела, к которому изначально стремится человек.
Занятия танцами положительно влияют на развитие мышления детей произвольного внимания на развитие памяти. Яркая тонизирующая музыка, танцевальные движения, позитивный эмоциональный фон занятий – все это поднимает настроение, побуждает к активности, снимает психическую напряженность. В процессе занятий дети получают возможность проявить самостоятельность, инициативу, активность в действиях, у них формируется положительно – волевые качества личности, развивается сила, выносливость. Также в процессе обучения дети учатся культуре поведения и общения. У них формируется чувство партнера, коллективизма и взаимосвязи друг с другом.
Программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 7 до 11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность одного занятия 30 минут (1 год обучения) и 40 минут (2 – 4 год обучения). Курс обучения рассчитан на 4 года.
Занятия включают в себя танцевальные упражнения, совершаемые в различном темпе, ритме, амплитуде, общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию, импровизационные движения, задание на развитие музыкальности и актерского мастерства. Большое внимание на занятиях уделяется развитию двигательной функции, формированию правильной осанки, красивой походке, приобретению основ классического и эстрадного танца. На занятиях дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, повышается жизненный тонус. Занятия способствуют формированию четкости, точности движений, что сказывается на всей учебной деятельности школьников.
Также в занятия включен теоретический материал о танцевальном этикете, музыкальной грамоте, возникновении и развитии танцевального искусства, значении танца для наших предков, и о различных стилях и направлениях в современной хореографии.
Цель образовательной программы – гармоничное развитие духовных и физических особенностей личности ребенка посредством танцевального искусства.
Задачи образовательной программы:
-обучить основам танца;
-сформировать правильную осанку, красивую походку;
-научить пластической импровизации, выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроте реакции, координации движений);
-развивать творческие способности, мышление, воображение, память, умение эмоционально выражать чувства в танце,
-создать положительный эмоциональный фон;
-сформировать моральные, духовные и волевые качества, культуру межличностных отношений и совместной деятельности.
Занятия построены с соблюдением основных педагогических принципов:
- принципа доступности, обеспечивающего переход от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- принципа постепенности в развитии способностей детей;
- принципа последовательности в овладении лексикой и техническими приемами;
- систематичности и регулярности занятий;
- целенаправленности учебного процесса.
Основные разделы программы
- Вводное занятие.
Требования к внешнему виду, форме поведения, приветствия, знакомство с планом работы на год.
- Разминка.
Упражнения головой: повороты, наклоны, полукруг.
Упражнения для плечевого пояса: подъем и опускание плеч, вращение кистями рук, локтевыми суставами, плечами, «змейка» руками, махи руками, замок за спиной.
Упражнения корпусом: наклоны, повороты, на растягивание позвоночника, смещение, волна.
Упражнения для ног: подъем на полупальцы, приседания, выпады, поднимание на полупальцы в сочетании с полуприсядом, прыжки на одной и двух ногах, круг и полукруг коленями.
- Танцевальная азбука.
Теоретические знания о возникновении и развитии классического, народного, спортивного и бального танцев, практическое освоение их элементов, как у станка, так и на середине зала.
- Постановочно- репетиционная работа.
Выбору постановки танцевального номера придается соответственное значение (идейно направленное, художественно ценное). Танцевальные движения, их характер, рисунок танца, эмоциональная насыщенность должны логично сочетаться с музыкальным сопровождением.
Основные этапы последовательности подхода к постановочной работе:
1.Дать общую характеристику танца:
-рассказать о быте, обычаях народа (если танец народный);
-рассказать сюжет танца.
2.Слушание музыки и ее анализ ( характер, темп, рисунки музыкальных фраз).
3.Работа над образом: характер образа, специфика поз (руки, корпус, голова).
4. Разучивание движений танца.
5. Концертная деятельность.
Выступления перед родителями, учителями, сверстниками. Происходит в каникулярное время на обобщающих занятиях.
6. Игровая деятельность.
Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца. Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в фигурном танце с другой - в сольном танце, одним словом, там, где танец есть зрелище или же ритмический строй и движение, как, например, в менуэте или кадрили. Программой предусмотрены сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма, игры на развитие актёрского мастерства. Игры могут быть включены как в занятия, так и в отчетные концерты, итоговые занятия.
Структура занятия
- Вступительное слово
- Приветствие (поклон)
- Разминка
- Теоретическая часть (если есть)
- Практическая часть
- Итог. Поклон.
Содержание программы
1 год обучения
Правила поведения в классе и на сцене, требования к внешнему виду. Понятие «танец», история возникновения и развития танца. Построение и перестроение в колонну, круг и т.д. Ориентирование в пространстве класса, сцены. Танцевальные шаги, позиции рук и ног. Темп, ритм, строение музыки.
2 год обучения
Современные направления в хореографии, сходство и отличие танцевальных и спортивных упражнений. Характер музыки, размер. Плие, соте, батман тандю, жете, ронд де жамб партер, глиссад, шассе.
3 год обучения
История возникновения народных танцев. Виды русских народных танцев. Элементы: моталочка, веревочка, дроби и т.д.
4 год обучения
Понятие о бальных и спортивных танцах, таких как рок-н-ролл, ча-ча-ча, румба и вальс. Счет 3/4, 2/4. Элементы бальных танцев в паре и раздельно. Отличие и сходство бальных танцев.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы после освоения ее содержания ожидаются следующие результаты.
1 год обучения
Обучающиеся должны знать:
- правила поведения, требования к внешнему виду;
- историю развития танцевального искусства.
- музыкальную грамоту;
- хореографические названия изученных элементов.
Должны уметь:
- владеть корпусом во время исполнения движений;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать свои движения;
- исполнять хореографический этюд в группе;
- выполнять перестроение в танце;
- выполнять классические элементы.
2 год обучения
Должны знать:
- термины азбуки классического танца;
Должны уметь:
- грамотно исполнять элементы классического танца;
- работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара;
- отличать различные танцевальные стили;
- анализировать музыку;
- выполнять основные классические элементы у станка.
3 год обучения
Должны знать:
- историю возникновения русского народного танца;
- отличать русский народный танец от танцев других народов;
Должны уметь:
- эмоционально и технически верно выступать перед зрителями.
- исполнять дроби, перестроения и другие элементы русского народного танца.
4 год обучения
Должны знать:
- виды спортивных и бальных танцев;
- отличать спортивные и бальные танцы друг от друга.
Должны уметь:
- выражать образ с помощью движений;
- определять счет 2/4 и 3/4;
- технически верно выполнять элементы спортивных и бальных танцев в паре и раздельно;
- уверенно и эмоционально выступать на сцене перед различными категориями зрителей.
Учебно-тематический план 1 года обучения
Тема «Что такое, кто такой?»
№ | Тема | Количество занятий | ||
1. Давайте познакомимся! | теория | практика | всего | |
1 | 7 | 8 | ||
1 | Вводное занятие. Постановка корпуса и головы. Разучивание разминки. | 1 | 1 | |
2 | Путешествие по морю танца. Ориентирование в пространстве танцкласса и сцены. | 1 | 1 | |
3 | Темп, ритм, такт, музыкальное вступление. | 1 | 1 | |
4 | Построение и перестроение. Рисунок танца. | 1 | 1 | |
5 | Репетиционно-постановочная работа (разучивание элементов). | 1 | 1 | |
6 | Репетиционно-потановочная работа (выстраивание рисунка). | 1 | 1 | |
7 | Репетиционно-постановочная работа (отработка движений). | 1 | 1 | |
8 | Обобщающее занятие «У нас веселый час». | 1 | 1 | |
2. Об успевайках и неуспевайках. | 9 | 9 | ||
9 | Танцевальные шаги. | 1 | 1 | |
10 | Манера исполнения танца. Пластичность в жизни и на сцене. | 1 | 1 | |
11 | Особенности приглашения на танец в различные эпохи. Современный танцевальный этикет. | 1 | 1 | |
12 | Классические позиции рук(подготовительная, 1, 2, 3). | 1 | 1 | |
13 | Классические позиции ног(1,2,3,6). | 1 | 1 | |
14 | Репетиционно-постановочная работа (разучивание элементов). | 1 | 1 | |
15 | Репетиционно-потановочная работа (выстраивание рисунка). | 1 | 1 | |
16 | Репетиционно-постановочная работа (отработка движений). | 1 | 1 | |
17 | Обобщающее занятие «Каникулы – веселая пора». | 1 | 1 | |
3. Школа вежливых наук. | 12 | 12 | ||
18 | Деми плие по позициям. Релеве (по позициям). | 1 | 1 | |
19 | Соединение позиций рук и ног с деми плие. | 1 | 1 | |
20 | Чувство партнера в танце. Положение рук и ног в паре. | 1 | 1 | |
21 | Движение в парах по кругу, по линии, по диагонали. | 1 | 1 | |
22 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
23 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
24 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
25 | Танцевальный шаг назад на полупальцах, прыжки по 6 позиции. | 1 | 1 | |
26 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
27 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
28 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
29 | Обобщающее занятие «Праздник бабушек и мам» | 1 | 1 | |
4. В дружбе с людьми и природой | 2 | 5 | 7 | |
30 | Возникновение танца (первобытно-общинный строй). | 1 | 1 | |
30 | Обрядовые танцы (поклонение растениям,животным и природным явлениям). | 1 | 1 | |
31 | Импровизации на тему растений. | 1 | 1 | |
32 | Импровизации на тему животных. | 1 | 1 | |
33 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
34 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
35 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
36 | Обобщающее занятие «Парад любимых игрушек». | 1 | 1 | |
Итого: | 3 | 33 | 36 |
Учебно-тематический план 2 года обучения
Тема «Что такое, кто такой?»
№ | Тема | Количество занятий | ||
1. Природа – наш общий дом. | теория | практика | всего | |
2 | 6 | 8 | ||
1 | Современные направления в хореографии. | 1 | 1 | |
2 | Характер, строение музыки, музыкальный размер. | 1 | 1 | |
3 | Подскоки и бег. | 1 | 1 | |
4 | Притоп, галоп. | 1 | 1 | |
5 | Движение «Полька». | 1 | 1 | |
6 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
7 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
8 | Обобщающее занятие «Золотая волшебница Осень» | 1 | 1 | |
2.Школьная пора. | 9 | 9 | ||
9 | Актерское мастерство, самовыражение в танце. | 1 | 1 | |
10 | Деми и грандплие по 1,2,3 позициям у станка. | 1 | 1 | |
11 | Батман тандю. | 1 | 1 | |
12 | Батман фондю. | 1 | 1 | |
13 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
14 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
15 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
16 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
17 | Обобщающее занятие «Что, где, когда?» | 1 | 1 | |
3. Отчего так бывает? | 1 | 11 | 12 | |
18 | Значение танцев в сказках и мультфильмах. | 1 | 1 | |
19 | Ронд де жамб партер(вперед и назад). | 1 | 1 | |
20 | Жете. | 1 | 1 | |
21 | Гранд батман. | 1 | 1 | |
22 | Экарте, круазе. | 1 | 1 | |
23 | Прыжки по 1,2,3 позициям. | 1 | 1 | |
24 | Прыжки: шассе. | 1 | 1 | |
25 | Прыжки: глиссад. | 1 | 1 | |
26 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
27 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
28 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
29 | Обобщающее занятие «Книжные именины» | 1 | 1 | |
4. Что такое хорошо, что такое плохо? | 7 | 7 | ||
30 | Танец и спорт. | 1 | 1 | |
31 | Танцевальные упражнения с обручами. | 1 | 1 | |
32 | Танцевальные упражнения с гимнастическими палками. | 1 | 1 | |
33 | Варианты совмещения в танце упражнений с обручами и палками. | 1 | 1 | |
34 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
35 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
36 | Творческий отчет для родителей. | 1 | 1 | |
Итого: | 3 | 3 | 36 |
Учебно-тематический план 3 года обучения
Тема «Мы - Россияне».
№ | Тема | Количество занятий | ||
1. Зеркало русской души. | теория | практика | всего | |
2 | 6 | 8 | ||
1 | История и особенности народных танцев. | 1 | 1 | |
2 | Русские народные танцы. Позиции и раскрытие рук из положения на поясе. | 1 | 1 | |
3 | Значение и особенности хороводов. | 1 | 1 | |
4 | Рисунок хоровода. Простой хороводный шаг. | 1 | 1 | |
5 | Русский переменный шаг вперед. | 1 | 1 | |
6 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
7 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
8 | КТД «Осенины» | 1 | 1 | |
2. | 9 | 9 | ||
9 | Подскоки. Шаг с притопом. | 1 | 1 | |
10 | Движение «расческа». | 1 | 1 | |
11 | Движение «гармошка», «припадание». | 1 | 1 | |
12 | Каблучный шаг. | 1 | 1 | |
13 | Хлопки и хлопушки в русском народном танце. | 1 | 1 | |
14 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
15 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
16 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
17 | КТД «Рождественский хоровод» | 1 | 1 | |
3. Оплот русской духовности. | 12 | 12 | ||
18-20 | Присядка. Ковырялочка. | 3 | 3 | |
21-22 | «Веревочка». | 2 | 2 | |
23-24 | «Моталочка». | 2 | 2 | |
25 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
26 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
27 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
28 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
29 | КТД «Наша хата утехами богата. Масленица. Веснянка» | 1 | 1 | |
4. Полезные заимствования. | 7 | 7 | ||
30-31 | Подготовка к штопору и голубцу. | 2 | 2 | |
32 | Штопор. Голубец. | 1 | 1 | |
33 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
34 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
35 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
36 | КТД «Русская береза – символ Родины моей». | 1 | 1 | |
Итого: | 2 | 34 | 36 |
Учебно-тематический план 4 года обучения
Тема «Воспитай себя сам»
№ | Тема | Количество занятий | ||
1. Познай себя. | теория | практика | всего | |
8 | 8 | |||
1 | Спортивные танцы. | 1 | 1 | |
2 | Особенности рок-н-рола. Основной ход. | 1 | 1 | |
3 | Положение рук в паре, раскрытие в паре. | 1 | 1 | |
4 | Простой разворот и вращение. | 1 | 1 | |
5 | Перевороты и поддержки. | 1 | 1 | |
6 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
7 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
8 | ИТД «Руки человека – величайшее изобретение природы» | 1 | 1 | |
2. О дружбе и товариществе. | 9 | 9 | ||
9 | Квадратная румба. Основное положение в паре. | 1 | 1 | |
10 | Квадрат в паре. | 1 | 1 | |
11 | Разрыв, поворот. | 1 | 1 | |
12 | Поступательный ход, кубинский ход. | 1 | 1 | |
13 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
14 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
15 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
16 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
17 | ИТД «Знатоки хорошего настроения» | 1 | 1 | |
3. Коллектив начинается с меня. | 12 | 12 | ||
18 | Бальные танцы. Король танцев – вальс. | 1 | 1 | |
19 | Вальсовая дорожка вперед. Вальсовый шаг крестом. | 1 | 1 | |
20 | Вальсовые перестроения: «звездочка», «карусель». | 1 | 1 | |
21 | Вальсовые перестроения: «плетень», «книжка». | 1 | 1 | |
22 | Вальсовые перестроения: «галочка», «корзиночка». | 1 | 1 | |
23 | Перестроение из одного круга в 2 и 3. | 1 | 1 | |
24 | Положение рук и ног в парах. | 1 | 1 | |
25 | «Лодочка» | 1 | 1 | |
26 | Малый и большой квадрат. | 1 | 1 | |
27 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
28 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
29 | ИТД «Коса – подлинная краса» | 1 | 1 | |
Душа – это наше творение. | 7 | 7 | ||
30 | Танец Ча-ча-ча. Основные шаги вперед и назад. Шаги в паре, раскрытие пары. | 1 | 1 | |
31 | Шаг вперед накрест и назад накрест. | 1 | 1 | |
32 | Повороты сольные и в паре. | 1 | 1 | |
33 | Поворот друг от друга, раздельный поворот. | 1 | 1 | |
34 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
35 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
36 | ИТД «Прощание с Почемучкой» | 1 | ||
Итого: | 1 | 35 | 36 |
Методическое обеспечение программы.
Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, свои сложности. Если в танцевальных группах 1–ого года обучения изучаются основные движения танца, обращается внимание на выразительность движения, то в последующих годах обучения суммируются приобретённые детьми за два года знания и навыки, необходимые для изучения наиболее сложных танцевальных композиций. Особое внимание уделяется работе над художественной выразительностью и музыкальностью детей.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: словесные (рассказ, беседы), демонстративные (наглядные пособия). Основной метод проведения занятий – практическая работа, цель которого закрепить и углубить полученные теоретические знания.
Для плодотворных занятий хореографического коллектива необходим танцевальный зал с деревянным покрытием, оснащённый зеркалами, станками, магнитофоном, аккомпаниментом и инвентарём в зависимости от репертуара. Во время занятий соблюдается температурный режим. Дети занимаются в танцевальной форме, в чешках или танцевальных туфлях. Волосы у девочек собраны на затылке. Мальчики занимаются в спортивной форме, в чешках или в танцевальных сапогах.
Программа включает проведение различных форм массовых мероприятий, направленных на эффективное решение учебно-воспитательных задач: конкурсы, концерты, открытые занятия.
Эффективность работы оценивается путем наблюдения за детьми в процессе обучения, анкетирования или опроса. Отчетные концерты, проводимые в конце каждой четверти, также показывают уровень освоения обучающимися практической части образовательной программы.
Важная оценка работы - отзывы самих обучаемых, их родителей, педагогов школ, которые помогают корректировать содержание программы в конце каждого учебного года.
Предполагаемый репертуар
1 год обучения:
- Хоровод друзей.
- Танец елочек, снежинок и зайчат.
- Цветочная полянка.
- В лесу.
2 год обучения:
- Осенняя полька
- Школьная пора.
- Танец сказочных героев.
- Танец с обручами и гимнастическими палками.
3 год обучения:
- Осенний хоровод;
- Русские узоры;
- Пойду ль я выйду ль я да…;
- Танец на тему русской кадрили. «Потеха».
4 год обучения:
- Рок-н-рол;
- Квадратная румба;
- Вальс;
- Ча-ча-ча.
Список литературы
- Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983.
- Белова Е. « Ракурсы танца», «Искусство», 1991г.
- Богаткова Л.Н. И мы танцуем, «Детская литература». – М., 1965.
- Богданов Г.Ф. «Самобытность русского танца», Москва. МГУК. 2003г
- История русского танца. / Под ред. Аленковской А.А. - М.: Просвещение, 1995. - 368с.
- Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств. – М., 1988.
- Пуртова Т.В. Беликова А. Н. Кветная О. В. «Учите детей танцевать», Век информации. Москва 2009г.
- Тимофеев П.Т. « Хопёр: история, быт, культура», Калининград,1998г.
- Телегин А.А Танцуем джайв, рок-н-ролл, чечетку. Самоучитель модных танцев. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
- http://horeograf.3dn.ru/publ/3-1-0-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/27/picture-21312.jpg)
образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...
Образовательная программа дополнительного образования
Образовательная программа кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/29/picture-88750.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Разработана на основе УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/29/picture-88750.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Программа создана на основе УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/04/picture-981189-1512393068.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....