Конспект урока. ОРКСЭ
план-конспект урока (4 класс) по теме

Конспект урока 4класс .Тема: " Добро и зло". Учебный модуль ОРКСЭ. Учитель Сивирчукова Ирина Михайловна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkise.docx24.79 КБ
Office presentation icon dobro.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Курс "Основы религиозных культур и светской этики".

Модуль "Основы светской этики"

 Тема "Добро и зло".

Автор: Сивирчукова Ирина Михайловна , учитель начальных классов.

Цели и задачи:      - формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

-развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

 -формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения

 в обществе представлениями о добре и зле.

-повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий;

в коллективе.

Виды деятельности: беседа, выдвижение гипотезы, выборочное чтение, работа с иллюстрацией, обсуждение и анализ ситуаций, работа в парах, групповая работа

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Оборудование и наглядность: учебное пособие для учащихся, презентация по теме, видео ролик, аппликации.

Эпиграф: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Толстой).

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

(Звучит музыкальная композиция )

Ребята, Послушайте внимательно древнюю притчу. И подумайте о чём она?

  1. Притча.

Прощаясь с учениками, учитель всегда говорил им: «Идите и ищете добро».

Ученики разъезжались, и больше учитель их не видел.

Однажды к учителю пришел странник и сказал:

– Учитель, когда-то я был вашим учеником и теперь хочу снова стать им.

– Я научил тебя всему, что знал, – ответил учитель.

– Вы велели мне искать добро, но люди всюду творят зло, в их сердцах нет благодарности, – возразил ученик. – Я долго искал, но не нашел добра. Сейчас я вернулся, чтобы вы научили меня искать.

– Хорошо, – согласился учитель, – я тебя научу, но сначала иди в лес, который начинается сразу за моим домом. Там найди избитого человека. Спаси его, не спрашивая ни о чем и не обращаясь за помощью к другим. Даже не упоминай в селении имя этого человека.

Странник ушел в лес и вскоре по стонам нашел несчастного. Тогда странник построил шалаш и стал лечить бедняка травами. Когда неизвестный поправился, он долго благодарил своего спасителя, а потом ушел прочь.

Странник вернулся к учителю и воскликнул:

– Учитель, спасибо вам. Теперь я узнал, что благодарность существует. От этого бедного человека я услышал наконец добрые слова!

– Этот человек – вор. Жители селения избили его, а он проклял их. Он сказал тебе добрые слова, потому что на самом деле и добро и зло живут в твоем сердце, – произнес учитель.

Работа с текстом:

-О чем идёт речь в притче?

( Ответы детей. Учитель подводит учеников к теме урока.)

-Так о чём у нас пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

( Дети  формулируют тему урока)

Да, мы с вами поговорим сегодня о добре и зле.


2) Словарная работа.


- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.

С.И.Ожегов
: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».


С.И.Ожегов
: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

3). Ребята, вот послушайте  что нам приготовили  ваши одноклассники.          ( Дети демонстрируют презентацию и делятся своими представлениями о добре) .На презентации демонстрируется слайд на котором расположены пословицы.

4).Ребята, давайте проверим себя . У вас на столе лежат карточки на которых потерялись пословицы. Попробуйте соединить части пословиц и поговорок:(работа в парах).

Доброе слово

пока есть силы.

Доброе слово человеку,

кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека,

чтобы добро тебя нашло.

Давай вершить добро,

Тому нет времени быть добрым.

Худо тому,

и некоторые глухие могут слышать.

Твори добро,

а его добрые дела.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро,

и кошке приятно.

Доброта- язык, на котором немые могут говорить

что дождь в засуху.

– Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Учитель показывает  голубое небо .

На одну сторону листа   мы будем « крепить зло » (  таблички-тучи с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь. )

Чтобы победить зло, надо  на второй части листа что-то поместить? (Дети предлагают  поместить СОЛНЫШКО.) Учитель прикрепляет жёлтый кружочек на котором записано ДОБРО .Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас.

Учитель раздаёт детям лучики, жёлтого из цветного картона, на которых дети записывают « добрые » слова и прикрепляют к солнышку так, что лучи совсем закрывают тучи добрыми словами.

- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: лучики  добра, сливаясь, превращаясь в добрый свет, который затмевает тёмные тучи с плохими делами. Хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след на земле.

 Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.

5) (Работа в группах).

Давайте и мы с вами сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.

- Как мы назовём эту картину?

- Какое чувство вы испытывали, делая доброе дело?

Молодцы! Каждая группа прекрасно справилась с этим заданием.        ( На доске появляются групповые работы)

6)Оздоровительная минутка «Солнышко». Слайд 9.

(звучит успокаивающая мелодия)

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают.

Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

7) Ребята, посмотрите на экран ( Просмотр Инсценировка сказки  «Два Барана»)

 Работа в группах              

ДВА БАРАНА.

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

“Братец, вот какое дело:

Здесь двоим нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути”.

Черный брат ответил “Мэ-э-э,

Ты в своем, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги! ”

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

С. Михалков.

Вопросы:

1). Предложить ребенку подумать: из-за чего погибли два барана?

2). Как можно было бы разрешить ситуацию иначе?

3) А у вас в жизни были похожие ситуации?

4) Давайте вспомним как мы поступали?

5) Давайте подумаем у кого из вас поменялось мнение?

Ребята, если кто то из вас понял что но когда то поступал не правильно и набрался храбрости признаться себе признаться , не говоря об этом окружающим, значит наш урок прошёл не в пустую и лучик добра попал и в ваше сердце.

8) Подведение итогов. Давайте прочитаем эпиграф нашего урока. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Толстой).

-Как вы думаете, он соответствует нашему уроку?

-Скажите, что вы сегодня уяснили для себя?

-Давайте послушаем песню «Дорогою добра» (из м/ф «Маленький Мук»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

конспект урока ОРКСЭ

Тема урока  "Добро и зло" (1-й из 2-х)....

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...