Дополнительная образовательная программа "Моя Россия"
рабочая программа по теме

Ариф Татьяна Михайловна

Дополнительная образовательная программа "Моя Россия" курс краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rodnomu_krayu.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Моя Россия»

Возраст детей :9-11лет

Срок реализации:2года

Пояснительная записка

     Дополнительная образовательная программа «Моя Россия» модифицирована, составлена на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2002-2010 годы, утверждённой Постановлением правительства РФ от 11 июля  2005г. №422 и в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Программа «Развитие воспитания в системе российского образования»

Декларация прав ребёнка

Устав МБОУ СОШ №9

Закон «Об образовании»

Федеральный закон «О физической культуре и спорте РФ»

Типовое положение «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей»

Нормативные документы Государственного Комитета РФ по физической культуре и спорту

Концепция воспитания в Ленинградской области (приказ №35 от 25.01.2010г.)

     Направленность программы – военно-патриотическая. 

     Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что проблема патриотического и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Любому обществу нужны люди воспитанные, с активной жизненной позицией, трудолюбивые и высоконравственные патриоты своей Родины, уважающие права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющие национальную и религиозную терпимость. Изменение военно-политической обстановки в мире, сохранение угрозы войны требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины, если в этом будет необходимость.

     К сожалению, в последние годы наблюдалась тенденция резкого снижения воспитательного воздействия культуры и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

     В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие и эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

     Всё это заставляет переосмысливать сущность, роль и место военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Сегодня главное состоит в том, чтобы возродить в среде детей и подростков чувство истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формировать гражданскую активную позицию по отношению к своей Родине.

     Важной теоретико-методологической позицией современной педагогики является то, что становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста регионального и локально-территориального развития. Поэтому для успешного становления человека, его значимости необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живёт. Малая родина – это, прежде всего, люди, которые окружают ребёнка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи) и их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения, культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории.

     Героические события общественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, культуры и спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учётом региональных особенностей, традиций и возможностей детских учреждений города Гатчины  и Гатчинского района.

     Накапливая систему норм и ценностей прошлого, не им созданного, ребёнок должен воспринимать их и как ценности, и как средство для создания новых, своих собственных ценностей. Для этого он должен научиться видеть в культурном историческом пространстве тот импульс, который там содержится, понять, как этот импульс формировал человек.

     Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания. Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определённость системы нравственного, героико-патриотического воспитания.

     Процесс социализации ребёнка связан с освоением норм и ценностей, принятых в данном обществе, и поэтому ведущая идея программы – воспитания исторического сознания, ядром которого является система данных ценностных ориентаций.

     Актуальность программы заключается в том, что она направлена на патриотическое воспитания юных гатчинцев через их практическое участие в исследовательской работе, изучение родного города, сохранение памятников истории и культуры; в сохранении культурно-нравственных ценностей и традиций города, в заботе о старшем поколении, о ветеранах войны и труда.

     Срок реализации дополнительной образовательной программы «Моя Россия» - 2 года. Программа рассчитана на детей 9 – 11 лет.

      Цель программы: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота России, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

     

Задачи программы.

Обучающие:

Формировать первоначальные знания об истории и памятных датах страны и родного края.

Формировать знания о роли дома, семьи, друзей в жизни человека.

Научить находить нужную информацию на заданную тему, систематизировать и творчески перерабатывать её.

Воспитывающие:

Создавать условия для осознания обучающимися неповторимости Родины, её истории, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков, а также исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

Воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство верности своей Родине через активизацию познавательного интереса к памятным датам и героическим страницам истории нашего отечества.

Утверждать в сознании и чувствах детей уважение к традициям, культурному и историческому прошлому своей страны, города, семьи.

Воспитывать чувство ответственности, бережного отношения к природе, чувство хозяина, живущего на родной земле и отвечающего за её благополучие.

  Развивающие:

Совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспечивать условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

Вовлекать обучающихся в систему коллективных творческих дел патриотической направленности.

Создавать условия для самовыражения, самореализации через конкретные дела патриотической и спортивной направленности.

Развивать умение работать с краеведческими источниками, выполнять самостоятельный поиск в исследованиях этих источников.

     Отличительной чертой данной программы является то, что она реализуется как на базе школы, так и историко-культурных учреждений города Гатчины. Просветительская работа музеев направлена на формирование у обучающихся объективного подхода к историческим событиям в жизни родного города и страны, высокой нравственности, трудолюбия, патриотизма, чувства ответственности за судьбу России, уважения к боевым подвигам земляков.

     В работе с детьми используются экспозиционные материалы музеев, организуются тематические экскурсии, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, труда и спорта, участниками локальных конфликтов и военнослужащими Российской армии.

     Новизной дополнительной образовательной программы «Моя Россия» является то, что она представляет к изучению понятие «патриот» в более широком смысле – «гражданин своего города, страны», «житель планеты Земля» - и предполагает возможность варьировать количество часов в зависимости от пожеланий представителей образовательных учреждений и возраста учащихся.

Режим занятий

Возраст учащихся

Срок реализации программы

Количество часов

Количество занятий в неделю

Форма поведения занятия

Количество учащихся в группе

9 – 11 лет

2 года

72

1

групповая

25

Этапы реализации программы:

1.Подготовительный этап (май – август 2012 г)

Проанализировать работу и результаты по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, выявить проблемы.

Наметить план для начального этапа осуществления программы.

2.Основной этап (сентябрь2012 г – май 2016 г)

Организовать для педагогического коллектива семинары по проблеме воспитания патриота и гражданина.

Разработать материал для классных часов.

Спланировать тематику кружков и секций.

Спланировать работу школьного музея.

Наладить внешние связи с учреждениями дополнительного образования.

3.Заключительный (май – август 2016 г)

Анализ работы, диагностика результатов по выбранным критериям.

Обобщение результатов, представление их в отчетах и публикациях.

Методы

Формы

Словесные

Беседы, рассказы, викторины, экскурсии.

Наглядные

Работа с различными наглядными источниками информации; стендами, фотоальбомами, видеофильмами, презентациями, слайдами, музейными экспозициями.

Практические

Вахты памяти, возложение венков к памятникам боевой славы, экскурсии, круглые столы; разработка компьютерных презентаций, спортивно-массовые мероприятия, поисковая работа, конкурсы,  походы.

Игровые

Познавательные игры, конкурсы, игровые программы.

Ожидаемые результаты

     Итоги реализации дополнительной образовательной программы:

Приобретение знаний об истории развития города и страны, о специфике отдельных периодов города и страны.

Осознание неповторимости Родины, её судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, а также исторической ответственности за происходящее в обществе и стране.

Осознание гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей.

Приобретение знаний о роли дома, семьи, друзей в жизни человека; осознание важности и неразрывности существования в современном обществе без близких и родных людей.

Осознание ответственности за благополучие родной земли; бережное отношение к природе.

Овладение культурой общения в коллективе.

Активизация познавательной творческой и общественной жизни обучающихся.

Проявление интереса к памятным датам и лучшим историческим традициям нашего Отечества.

Умение работать с разнообразными краеведческими источниками, осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации, почерпнутой из этих источников.

     Прогнозируемый воспитательный эффект программы – формирование таких качеств, как патриотизм, гордость за свой город, любовь к нему, уважение его истории, бережное отношение к памятникам истории и культуры, осознание личной ответственности за будущее Гатчины, осознание себя Гражданином.

Способы оценки результативности:

наблюдения педагога

личные достижения обучающихся

участие в различных мероприятиях

викторины

опрос

поисково-исследовательская деятельность

     Дополнительная образовательная программа «Моя Россия» разработана и скорректирована в 2012 году в соответствии с Письмом Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №6-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей». Программа составлена с учётом познавательных и коммуникативных потребностей младшего и среднего школьного возраста, их психологических и возрастных особенностей; предусматривает применение разных методов и форм, что помогает в процессе учебных занятий реализовать поставленные цели и задачи.

Содержание программы

 

     Раздел I. «Моя Родина»

«С чего начинается Родина».

Теория. Введение. Знакомство с программой. Знакомство с понятиями «патриот», «Родина», «С чего начинается Родина? Кто не живёт на Родине, тот не знает вкуса жизни». Моя семья – моя родословная. «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности» (А.С.Пушкин). Род: родители, традиции, изучение родословной. Путешествие по страницам истории семьи.

Практика. Рассказ-эстафета «Мой класс», «Мой двор». Составление генеалогического «дерева».

«Моя малая родина».

Теория. Моя малая родина. Понятие «малая родина». История Ленинградской области. История Гатчинского края.

Практика. Экскурсии по улицам города, в музей города Гатчины, Приоратский дворец, Гатчинский дворец-музей, дом-музей художника Щербова, усадьбу В.Набокова в Рождественно, по пушкинским местам Гатчинского района. Краеведческая игра «Счастливый случай», игра «Крестики-нолики» по теме «Как я знаю свой город».

Я – гражданин своей страны».

Теория. История страны. Государственные символы. Понимание взаимосвязи понятий «духовность», «патриот», «гражданин».

Практика. Дискуссия о выборе духовных ценностей. Заполнение анкет «Твой мир». Круглый стол «Гражданин – это человек, который…»

Особенности поисково-исследовательской работы.

Теория. Что такое исследование. Отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. Технология исследования: проблема, выбор темы и обоснование её актуальности, объект и предмет исследования, цель, задачи исследования, сбор первичной информации, специфика работы с различными источниками информации, обработка собранного материала, обобщение и выводы.

Практика. Анализ рефератов учащихся на выбранные краеведческие темы. Обсуждение предложенных тем. Обоснование своего выбора. Постановка цели, определение задач исследования.

Конкурс творческих работ «Моя Родина».

Практика.  Выполнение творческой работы на выбор (рисунок, сочинение, исследовательская работа).

Спортивно-патриотический праздник «Славься, Родина!»

Практика. Интеллектуальные и спортивные конкурсы, эстафеты, игры в рамках праздника.

Раздел II. «Они сражались за Родину».

Войны и революции в истории страны и родного края.

Теория. Знакомство с историей войн, революций, локальных конфликтов, с героями родной страны и города.

Практика. Исследовательская работа, подготовка сообщений, написание рефератов.

Великая Отечественная  война.

Теория. Гатчина в годы Великой Отечественной войны. Гатчинцы – герои Великой Отечественной войны. Топонимика. Имена героев в названиях улиц нашего города.

Практика. Экскурсии по улицам города, носящим имена героев. Трудовой десант на территории памятника воинам-защитникам Гатчины в Революционном переулке, памятника павшим воинам на воинском мемориальном кладбище; встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

«Мы – защитники Отечества».

Теория. Духовная нравственность поколений. Определение понятия «защитник Отечества». Роль каждого человека в обществе и защите Отечества.

Практика. Игровая программа «Я и моё Отечество».

Конкурс творческих работ «Они сражались за Родину».

Теория. Особенности групповой исследовательской работы.

Практика. Выполнение творческой работы (на выбор): рисунка, сочинения, исследовательской работы.

Военно-патриотический спортивный праздник «Отчизны верные сыны».

Практика. Интеллектуальные и спортивные конкурсы на тему «Памятные даты Великой Отечественной войны», эстафеты, игры.

Раздел III. «Ими славится Россия».

Выдающиеся деятели России.

Теория. Беседы о выдающихся деятели науки, культуры, спорта и т.п.

Практика. Подготовка и защита сообщений.

История Гатчины в лицах.

Теория. Наши земляки: художник Федор Васильев, поэт и переводчик Михаил Лозинский, композитор Михаил Ипполитов-Иванов, поэтесса Анна Боанэ, шахматист Михаил Чигорин, ученый-географ и геолог Петр Чихачев, электротехник Михаил Доливо-Добровольский. Художник-маринист Александр Беггров, врач Сергей Боткин, основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский, художник-карикатурист Павел Щербов, которого в начале XX века посещали именитые гости, среди которых - Федор Шаляпин, Валерий Брюсов, Максим Горький, Саша Черный, Александр Грин, художники Николай Рерих, Валентин Серов. Частые гости Гатчины, композиторы "Могучей кучки" Милий Балакирев, Александр Глазунов, Сергей Ляпунов. Гатчина – колыбель русской авиации. Испытание в Гатчине первой трёхлинейной винтовки С.И.Мосина, первой в России монорельсовой электрической подвесной дороги И.В.Романова, первой в России междугородней телефонной и телеграфной связи, первой в мире подводной лодки Джевецкого, превого парашюта Н.Котельникова.

Практика. Экскурсия по памятным местам города, связанным с нашими земляками. Конкурс знатоков родного края. Составление кроссвордов.

Конкурс творческих работ «Ими славится Россия».

Теория. Особенности поисково-исследовательской работы.

Практика. Выполнение творческой работы на выбор: рисунок, сочинение, исследовательская работа.

Спортивно-патриотический праздник «Мы помним эти имена».

Практика. Подготовка совместно с учащимися и проведение интеллектуальных и спортивных конкурсов, эстафет, игр.

Раздел IV. Мой дом – планета Земля.

Земля во Вселенной.

Теория. Планета Земля и Вселенная.

Практика. Подготовка и защита сообщений.

Экологическая обстановка на Земле.

Теория. Экология. Экологические катастрофы. Роль каждого человека в спасении Земли от экологических катастроф.

Практика. Игровая программа «Помоги планете».

Конкурс творческих работ «Цвети, наш край!».

Теория. Особенности поисково-исследовательской работы.

Практика. Выполнение творческой работы (на выбор): рисунка, сочинения, исследовательской работы.

Спортивно-развлекательная программа «Мир вокруг нас».

Практика. Игры, эстафеты.

Раздел V. Наши граждане.

Патриоты России.

Теория. Государственные праздники. Праздничные и памятные даты. История праздников.

Практика. Круглый стол «Праздники нашей страны».

Мудрость народа.

Теория. Устное народное творчество – «мудрость предков» в нашей жизни.

Практика. Конкурс на лучшее знание пословиц, поговорок и т.п.

Традиции моей семьи.

Теория. Каждая семья – уникальна. Какие традиции есть в моей семье.

Практика. Составление альбома «Моя семья: вчера, сегодня, завтра».

Традиции гатчинского спорта.

Теория. Страницы истории развития спорта в Гатчине. История создания ДЮСШ и других спортивных секций в нашем городе.

Практика. Встреча учащихся с ветеранами труда, отличниками физической культуры и спорта; обзор музейных экспозиций, просмотр фотоальбомов, стендов, слайдов, видеофильмов о деятельности ДЮСШ, СОШ «Киви» и др.

Спортивный праздник «Мы вместе!»

Практика. Праздник – подведение итогов изучения программы. Подготовка к празднику и  его проведение совместно с педагогами и родителями.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

Календарно тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Путешествие матрешки по России» 2017-2018 учебный год

Календарно тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Путешествие матрешки по России» 2017-2018 учебный год...