Урок по теме "Основание городов и станиц"
план-конспект урока (3 класс) по теме

  

           

 

Урок по курсу кубановедения. Знакомит с историей основания станицы Медведовской. Учащиеся разучивают стихи кубанских поэтов, в том числе местных, готовят инсценировку, знакомятся с кубанским фольклором (частушки, танец), занимаются исследовательской работой: поиском  материала  об обычаях при строительстве домов (мальчики), питании казаков (девочки), рисуют казачьи поселения, посещают школьный музей. Это дает возможность максимально задействовать учащихся во время урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovanie_gorodov_i_stanic.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10 им. А. С. Пушкина

Муниципального образования Тимашевский район

Урок по кубановедению

3 класс

Тема: «Основание городов и станиц»

                                                                   

  Разработала и провела

                                                   учитель начальных классов

 Чучелина Ирина Викторовна

2011г.

Тема: Основание городов и станиц

Цели: формировать представление о станице Медведовской, как составной

           части  Краснодарского края, обобщить знания учащихся об истории

           своей станицы, о традициях, труде, быте  её первых переселенцев;

           воспитывать любовь к своей малой Родине.

   

Ход урока:

 

 I Организация класса.

II. Актуализация знаний.

Ученица: Родина. Россия, Отчий дом…

                 Ясный мир за солнечным окном,

                 Крутизна тропинки у реки,

                 Средь хлебов высоких васильки,

                 Говор серебристых васильков,

                 Трудовые будни земляков,

                 Тишина у вечного огня-

                 Это ты всё, Родина моя!

(Слайды 2-8)

Учитель: Это стихи нашей кубанской поэтессы – Татьяны Голуб.

( Слайд 9)

 О каком уголке России говорит поэтесса? (ответы детей).

III Введение в тему урока

Учитель:   Пройдите по знакомым улицам. Постойте, склонив голову у обелиска в центре станицы, вслушайтесь в птичий гомон, всмотритесь в знакомые лица людей. Это ваше самое близкое и дорогое. Если судьба забросит вас далеко от этих мест, всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь ваши корни, Родины начало.

( Слайды 10-14)

      Сегодня мы поговорим о родной станице Медвёдовской. её  истории.

IV Знакомство с историей основания станицы

          1. История название станицы

(Инсценировка отрывка из стихотворения Н. Краснова «На Кубань».)

В Запорожской Сечи

Дым табачный клубами.

Казаков взбудоражил

Посланцев рассказ.

- Там, говорите, тепло?

- Та жара, як у бани!

- А землица яка?

- Хороша, в самый раз,

Ткни оглоблю-

И буде тоби тарантас!..

- Як у бани… -

Дивятся, качают чубами. И решились:

- А ну, вестовой, барабань!

Ось побачимо, що цэ такэ – як у бани!

 Гей, козаче, даёшь Якубань!

- На Кубань!

- На Кубань!

- На Кубань!..

По степи, по Днепровью –

На волах, на возах,

Да по синему морю –

На волнах, на волнах.

И увидели очи казацкие

Диво в рассветную рань:

- О цэ ж горы Кавказские!

- Ось тоби и Кубань!

( Слайды15-18)

Учитель: В 1792 году началось заселение Кубани.

- Откуда прибыли переселенцы на Кубань?

- Какими двумя путям шло переселение из Запорожской Сечи?

-Кто руководил отрядами казаков-переселенцев?

- Как назвались первые поселения казаков?

-В каком году обосновался Медведовский курень?

-Почему станица получила именно такое название?

( Ученик читает отрывок из стихотворения Ж. Цикало)

Необозримые просторы

Обвенчанные с синевой.

Глухих степей и рек узоры

Закат покоил заревой.

                     Звенел под вешние туманы

                      Екатерининский указ-

                      Кубань делили атаманы

                      На курени в заветный час.

Как витязь, из былин восстала

В честь украинского села,

Медвёдовской станица стала,

В степях кубанских расцвела.

( Слайды 19)

          2. Казаки – основатели станицы.

Учитель:

          Медвёдовская – испокон казачья станица. Нелегко обживались на Кубани казаки. Царила нищета: ни еды, ни одежды, ни обуви. Прошло несколько лет, прежде чем переселенцы кое–как обжились на новом месте: привыкли к климату, раскорчевали земли, покрытые цепкими тёрна ми, начали засевать хлебом пашни. Пахали и одновременно несли пограничную службу. (Слайды 20-23).

           А. С. Пушкин, побывав на Кубани, писал: «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы – любовался казаками. Вечно верхом, вечно готовы драться, в вечной предосторожности».  (Слайд24)

              3. Особенности речи.

            Казаки стремились не смешиваться с иногородними переселенцами. У них были свой быт, традиции, говор. Иногородние же приспосабливались к новым условиям жизни. Смешивались украинцы и русские. Население станицы говорило на двух близкородственных языках – украинском и русском. Последствия смешения языков, обрядов, обычаев видны и сейчас. Попробуем пообщаться и мы.

Игра «Объясни слово»  

бачить – видеть                              

зараз – сейчас

стрыбаты – прыгать

видсиль– отсюда                            

думка – мысль                                

злякался – испугался                    

 ховать – прятать

(Слайд 25)

«Соотнеси рисунок и слово»

Кавун, люлька, цыбуля, хрукта, квасоля, качка, город, голка.  

( Слайд 26)

           Многие слова заимствовались у соседей- народностей Кавказа. Попробуйте их объяснить.

Чувяки – тапочки, чувал – мешок, кишмиш – изюм, чубук - виноградная лоза, саман – кирпич из соломы, глины и навоза. ( Слайд 27)

Наши дедушки и бабушки часто и сейчас используют эти слова в своей речи.

Учитель:

            Общение с местным населением мы уже сможем наладить. Пришло время обосноваться на новом месте и построить себе жилище.

                4. Жилища казаков.

Мальчики рассказывают об особенностях постройки казачьей хаты и обычаях при строительстве

1 ученик: 

           Казаки, расселившиеся по куреням – станицам, поначалу жили в землянках.  Затем из подручных материалов – камыша и глины стали лепить себе мазанки. Турлучные хаты – это изобретение казаков – умельцев.

( Слайд 28)

2 ученик: 

          Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша – из соломы и камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в углу и малую хату.

( Слайды 29-32)

3 ученик: 

           По периметру дома закапывались столбы в землю, переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали соседей и родственников. Первая мазка – «под кулакы» – глины вперемежку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки добавляли кизяк (навоз) с половой.

Учитель:   

          Была ещё и четвёртая мазка – «вихтювання». Тряпкой, т. е. «вихтем» размывали    стены, нанося на них тонким слоем глину.

4 ученик: 

           На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья – «чтобы всё водилось». Деревянные брусья, на которые настилался потолок, поднимали на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто». В передний угол в стену вмуровывали деревянный крест, призывая Божье благословение на обитателей.

Учитель: 

        Какой   строительный материал использовали казаки для  строительства дома? Почему?

( Слайд33)

Вот наша хата и построена. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение. Плату за помощь не принято было брать. Чем же питались наши земляки?

( Слайд 34)

             5. Пища.

Девочки рассказывают об особенностях питания

1 ученица:

          Основой питания  у казаков являлись пшеничный хлеб, мясо, овощи и фрукты. Самое популярное блюдо – борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, с салом, в постные дни – с растительным маслом (пустой борщ). У каждой хозяйки свой неповторимый вкус.

(Слайды 35-37)

2 ученица: 

         Любили казаки вареники, галушки, Солили овощи и сушили на зиму фрукты. Варили компоты (узвары), варенье, пастилу. Употребляли мёд.

(Слайд 38)

3 ученица:

          Пищу варили в печи (зимой в доме, в кухне, летом – в летней кухне или в летней печи  во дворе).

(Слайды 39-40)

          В каждой семье была  необходимая простейшая  утварь: чугуны, плашки, миски, сковороды, ухваты – рогачи, чаплейки, глечики, кочерги.

             6. Домашняя утварь

Игра  «Музей вещей». На столе предметы домашней утвари. Дать предмету название, подписать его.

(Слайд 41)

Учитель: 

        Обзавелись мы жильём, обосновались на месте, теперь за работу.  Чем  кроме охраны южных рубежей занимались казаки? (Ответы детей).

               7. Занятия.

Учитель:

         В казачьих семьях трудились, не покладая рук. Особенно тяжёлыми были полевые работы в пору уборки урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьёй в поле. Зимой с раннего утра до поздней ночи женщины пряли, ткали, шили. Мужчины занимались ремонтом и починкой построек, орудий труда, ухаживали за скотом. С детства трудились в казачьих семьях и дети. Рассмотрите картинку и назовите, какую работу выполняли младшие члены семьи.

(Слайд 42).

         

                  8.Досуг.

Учитель: 

         Умели казаки не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и в праздничные дни не работали. С утра всей семьёй отправлялись в церковь.

(Слайд 43). Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, обязательно пели песни.

        На «улицах» летом собиралась молодёжь. Здесь разучивались и исполнялись песни. Песни и танцы сопровождались играми. В зимнее время – «посиделки». На них пряли, вязали, вышивали, пели и танцевали.

        Приглашаем и вас на наши «посиделки».

 Девочки с вышитыми рушниками  изображают занятия вышивкой. Исполняют  по очереди частушки.

1.Хоть петь, хоть плясать,-

   Лучше нас не отыскать.

   Хоть пахать, хоть молотить,-

   Лучше наших не найти.

                                             2. Чиба, чиба, чиба, чиба,

                                                 Чибатушечки.

                                                 Собралися мы сюда

                                                 Петь частушечки.

3. Пой, пой веселей,

    Кубаночки – девочки.

     Голосочки не жалей

     На наши припевочки.

                                               4. В саду выросла берёза

                                                   Белая – пребелая.

                                                  Я – девчонка молодая

                                                  И к тому же смелая.

5. Черевички мои,

    Носки выстрочены.

    Не хотела танцевать,-

    Сами выскочили.

                                              6. Я и так, я и сяк-

                                                  На носок, на пяточку.

                                                  Пойду с миленьким плясать

                                                  С прискоком и вприсядочку.

7. Я и так, я и сяк

    Я и белочкой.

    Почему не поплясать

    С такой девочкой?!

                                             8. Я и так, я и сяк

                                                 И таким манером

                                                 Почему не поплясать

                                                 С таким кавалером?!

Мальчики и девочки исполняют  казачий танец. Учитель вывешивает на доске рисунки детей, посвященные своей станице

 Учитель: Вот и построена наша первая улица Медведовского куреня. Расположилась она на берегу реки Кирпили. Кто знает, как называлась раньше первая улица? (Береговая).

 

V Итог урока:

Учитель: 

        Так двести лет назад пришла жизнь в эти края.  Закудрявились дымы над хатами, запахло свежеиспечённым хлебом, ухой…

(Слайды 44-49)

         Многое изменилось в нашей станице с тех пор. Изменился её облик. Но история осталась, Она в памятниках, в названиях улиц, в музеях, в памяти людей, которые любят свою станицу и делают её красивее.

(Слайды 50-56)

            Придя в эти края, запорожские казаки дали слово:  «Добрэ жыты и границу держатэ». И сейчас доносятся эти слова нам, как доброе напутствие, как жить на этой земле. (Слайд 57).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Город чудный, город древний"

Учащиеся познакомятся с историей возникновения города, с достопримечательностями Кремля. Урок сопровождается презентацией. Вводятся элементы практики работы на компьютере....

Классный час "Путешествие по городам с станицам Кубани"

Виртуальное путешествие по городам и станицам Краснодарского края....

"Родной город" урок-экскурсия по городу Сочи

В своей работе я хочу познакомить всех с красотой моего города, с известными водоемамии их значением для жителей и гостей города-курорта. Приезжайте в наш уникальный город, где сочетаются яркое солнце...

Урок к юбилею города "Мой родной город Кемерово"

Материал содержит презентацию к уроку города по теме "Мой родной город Кемерово. (К 95 летию города Кемерова)...

Урок по кубановедению. Тема Родная станица.

Разработка урока по кубановедению. Тема "Родная станица"...

урок кубановедения Тема: «Моя родная станица. Улицы моего населенного пункта. Станица Холмская».

Цели:1.Познакомить с образованием станицы, её историей возникновения;2.Развивать любознательность, познавательный интерес к изучению истории Кубани, творческие способности, умение мыслить;3.Воспитыват...