Познавательный проект на тему: Моря, омывающие берега России
творческая работа учащихся (3 класс) на тему

Калинова Ольга Владимировна

Познавательный проект на тему: Моря, омывающие берега России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morya.rar2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Научно-познавательный проект

на тему:

“Моря,

омывающие берега России”

Учитель: Калинова О.В.

МОУ УНОШ №2

Содержание

Обоснование выбора темы…………………………………………………… 3

Содержание проекта…...………….…………………………………………...4

Механизм достижения цели………………………….………………………..5

Условия реализации проекта…………………….…………………………….6

Прогноз проблем при внедрении………………….…………………………..6

Итоги реализации проекта……………..………………………………………7

Литература……………..………………………………………………………..8

Приложения………………..……………………………………………………9

Обоснование выбора темы

В связи с тем, что 21 век – век науки и техники и все знания дети черпают с экранов телевизоров, которые не всегда являются достоверными. Наблюдая за своими второклассниками, выявила, что дети не умеют пользоваться научной литературой,  мало заинтересованы её изучением.

Вывод: Данные наблюдения показывают, что  познавательные процессы через чтение литературы слабо развиваются.

Проблема: Каким же образом достичь основной цели обучения – расширения зоны ближайшего развития ребенка.

         Цели проекта: Организовать обучение, расширяя кругозор детей.

Задачи:

Расширять познавательный интерес учащихся через чтение книг.

Формировать умение работать с научной литературой.

Усилить мотивацию к знаниям для усиления развития познавательных способностей.

Разработать умение выступать перед коллективом.

Детская цели проекта: Узнать о морях, омывающих берега России и выступить с докладом перед учащимися своего класса и учениками  

2Б класса.

Задачи:

Научиться находить материал по теме в энциклопедиях.

Учиться работать в коллективе.

Умение передавать знания другим детям

Содержание проекта

Этапы

I этап -  подготовительный

Цель: создать условия для осуществления проекта.

Задачи:

Обучать учащихся проектной деятельности

II этап- основной

Цель: развивать общеучебные умения пользоваться научной литературой на уроках и во внеурочное время.

Задачи:

Вести обучение на уроках с учетом развития познавательных способностей.

Организовать наблюдение над развитием учащихся.

III  этап – заключительный

Цель: обобщить результаты работы, подготовив урок – презентации на тему “Моря, омывающие берега России”

Задачи:

Подвести итоги выполненной работы.

Механизм достижения цели

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

I этап - подготовительный

1

Посещение школьной библиотеки

январь

Знакомство с литературой

II этап - основной

1

Распределение детей на группы

январь - февраль

Приложение №1

Алфавитный список по группам

2

Распределение тем в группах для сбора материала

январь - февраль

Приложение №2

Темы для докладов

3

Сбор материала

январь - февраль

Приложение №3

Выступление по теме.

III этап - заключительный

1

Урок – презентация

во 2Б классе

февраль

Приложение №4

Конспект урока

Условия реализации проекта

Проект будет реализован, когда:

Достигнут необходимый уровень мотивации учащихся.

Ведется накопительная система знаний.

Прогноз проблем при внедрении

Изменение образовательного процесса предполагает ряд проблем при его реализации:

а) низкий уровень развития познавательных процессов;

б) незаинтересованность родителей в развитии учащихся;

Итоги реализации проекта

Проект находится на основной стадии реализации.

В январе месяце посетили читальный зал библиотеки, познакомились с энциклопедиями: “Всё обо всём”, “Животные” “Растения”, “Океаны и моря”. Далее дети распределились на группы, выбрали ответственных и раздали темы для подготовки.

1 группа

“Моря Северного Ледовитого океана, омывающие Россию”

2  группа

“Моря Тихого океана, омывающие Россию”

3 группа

“Моря Атлантического океана, омывающие Россию”

Затем дети собирали материал по нужной теме (пользовались энциклопедиями, использовали Интернет). После этого каждая группа готовила выступление по плану:

Географическое положение

Климат

Фауна и флора

Значение моря

Найденный материал был представлен на уроке – презентации в своем классе, а в феврале месяце будет проведен во 2Б классе.

Литература

Энциклопедия “Всё обо всём” – М.: 2005

Энциклопедия “Животные” – М.: 2000

Энциклопедия “Растения” – М.: 2000

Энциклопедия “Океаны и моря” – М.: 2004

Приложение №1

Алфавитный список по группам

1 группа

“Моря Северного Ледовитого океана, омывающие Россию”

Аббясова Диана

Анисимова Наташа

Басенцян Юля

Богачев Слава

Веселова Даша

Главина Кристина

Дмитриева Катя

Житмарева Настя

Зайцева Настя

 Иванов Игорь

 Комарова Катя

 Кононова Полина

2  группа

“Моря Атлантического океана, омывающие Россию”

1. Михайлов Данил

2. Морозов Антон

3. Родавичюс Алена

4. Рябчиков Святослав

5. Скородумов Павел

6. Слухаева Настя

3 группа

“Моря Тихого океана, омывающие Россию”

Чубатов Максим

Ширяев Влад

Николаева Вика

Финюк Илья

Ширшнев Влад

Чураков Никита

Приложение №2

Темы для докладов:

1 группа

“Моря Северного Ледовитого океана, омывающие Россию”

Аббясова Диана – доклад на тему: “Баренцево море”

Анисимова Наташа – доклад на тему: “Баренцево море”

Басенцян Юля – доклад на тему: “Белое море”

Богачев Слава – доклад на тему: “Белое море”

Веселова Даша – доклад на тему: “Восточно-Сибирское море”

Главина Кристина – доклад на тему: “Восточно-Сибирское море”

Дмитриева Катя – доклад на тему: “Карское море”

Житмарева Настя – доклад на тему: “Карское море”

Зайцева Настя – доклад на тему: “Море Лаптевых”

 Иванов Игорь – доклад на тему: “Море Лаптевых”

 Комарова Катя – доклад на тему: “Чукотское море”

 Кононова Полина – доклад на тему: “Чукотское море”

2  группа

“Моря Атлантического океана, омывающие Россию”

1. Михайлов Данил – доклад на тему: “Балтийское море”

2. Морозов Антон – доклад на тему: “Балтийское море”

3. Родавичюс Алена – доклад на тему: “Черное море”

4. Рябчиков Святослав – доклад на тему: “Черное море”

5. Скородумов Павел – доклад на тему: “Азовское море”

6. Слухаева Настя – доклад на тему: “Азовское море”

3 группа

“Моря Тихого океана, омывающие Россию”

Чубатов Максим – доклад на тему: “Берингово море”

Ширяев Влад – доклад на тему: “Берингово море”

Николаева Вика – доклад на тему: “Охотское море”

Финюк Илья – доклад на тему: “Охотское море”

Ширшнев Влад – доклад на тему: “Японское море”

Чураков Никита – доклад на тему: “Японское море”

Приложение №3

Выступление на тему:

“Моря, омывающие берега России”

                                                                  Доклад подготовила: Слухаева Настя

                                                                                   Учитель: Калинова О.В.

МОУ УНОШ №2

2009г.

Выступление на тему:

“Баренцево море”

                                                                Доклад подготовили: Аббясова Диана

   Анисимова Наташа

                                                                                Учитель: Калинова О.В.

МОУ УНОШ №2

2009г.

Выступление на тему:

“Белое море”

                                                                Доклад подготовили: Басенцян Юля

   Богачев Слава

                                                                                Учитель: Калинова О.В.

МОУ УНОШ №2

2009г.

Выступление на тему:

“Восточно-Сибирское море”

                                                                Доклад подготовили: Веселова Даша

   Главина Кристина

                                                                                Учитель: Калинова О.В.

МОУ УНОШ №2

2009г.

Выступление на тему:

“Карское море”

                                                                Доклад подготовили: Дмитриева Катя

   Житмарева Настя

                                                                                Учитель: Калинова О.В.

МОУ УНОШ №2

2009г.

Выступление на тему:

“Море Лаптевых”

                                                                Доклад подготовили: Зайцева Настя

   Иванов Игорь

                                                                                Учитель: Калинова О.В.

МОУ УНОШ №2

2009г.

Выступление на тему:

“Чукотское море”

                                                                Доклад подготовили: Комарова Катя

   Кононова Полина

                                                                                Учитель: Калинова О.В.

МОУ УНОШ №2

2009г.

Выступление на тему:

“Балтийское  море”

                                                                Доклад подготовили: Михайлов Данил

   Морозов Антон

                                                                                Учитель: Калинова О.В.

МОУ УНОШ №2

2009г.

Выступление на тему:

“Черное  море”

                                                                Доклад подготовили: Радавичюс Алена

   Рябчиков Слава

                                                                                Учитель: Калинова О.В.

МОУ УНОШ №2

2009г.

Выступление на тему:

“Азовское  море”

                                                                Доклад подготовили: Скородумов Павел

                                                                                Учитель: Калинова О.В.

МОУ УНОШ №2

2009г.

Выступление на тему:

“Берингово  море”

                                                                Доклад подготовили: Чубатов Максим

   Ширяев Влад

                                                                                Учитель: Калинова О.В.

МОУ УНОШ №2

2009г.

Выступление на тему:

“Охотское  море”

                                                                Доклад подготовили: Николаева Вика

   Финюк Илья

                                                                                Учитель: Калинова О.В.

МОУ УНОШ №2

2009г.

Выступление на тему:

“Японское  море”

                                                                Доклад подготовили: Шершнев Влад

   Чураков Никита

                                                                                Учитель: Калинова О.В.

МОУ УНОШ №2

2009г.

Выступление на тему:

“Каспийское  море”

                                                                Доклад подготовили: Шершнев Влад

                                                                                Учитель: Калинова О.В.

МОУ УНОШ №2

2009г.

Приложение №3

Конспект урока на тему:

“Моря, омывающие берега России”

                                                                                Учитель: Калинова О.В.

МОУ УНОШ №2

2009г.

Цели и задачи урока:

         Познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей России. Изучить по картам моря. Учить составлять характеристику моря.

 

Оборудование:

Физическая карта России, презентация «Моря, омывающие берега России»

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

          - Россия – морская страна. Её омывают 12 морей 3-х океанов. Сегодня мы познакомимся с природой этих морей и определим, чем отличаются моря, омывающие Россию.

          - Рассмотрим моря Северного Ледовитого океана. Назовите их. (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское).

Характеристика морей Северного Ледовитого океана

1. Все моря окраинные, кроме Белого моря.

2. Все моря неглубокие (0-200 м).

4. Климат морей суровый, не замерзает только часть Баренцева моря, благодаря поступлению теплых вод Северо-Атлантического течения. Остальные моря на 8-10 месяцев скованы льдами толщиной до 3-4 метров.

5. Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный Морской путь – кратчайший путь из Балтийского моря до Владивостока.

6. Лед в Северном Ледовитом океане движется под действием ветров и течений по часовой стрелке – дрейфует.

 

МОРЯ ТИХОГО ОКЕАНА

         - Моря Тихого океана – окраинные. Найдите на карте Берингово море, Охотское, Японское моря.

 

Характеристика морей Тихого океана

1. Все моря Тихого океана (Берингово, Охотское и Японское) – окраинные и отделяются от океана цепочкой островов: Берингово – Алеутскими островами, Охотское – Курильскими, Японское – Японскими островами.

2. Все имеют значительные глубины.

3. Природа Берингова и Охотского морей – сурова. Моря замерзают, а летом температура воды не выше +12С. Не замерзает только самое южное – Японское море. Здесь часты тайфуны и сильные штормы. В Охотском море – самые высокие в России приливы.

 

МОРЯ БАССЕЙНА АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА

          - Моря Атлантического океана – внутренние. Найдите Балтийское, Черное и Азовское моря.

 

Характеристика морей Атлантического океана

1. Все моря – внутренние, то есть соединяются с океаном узкими проливами и окружены со всех сторон сушей. Например, Черное море соединяется с Атлантическим океаном через пролив Босфор, Мраморное море, пролив Дарданеллы, Средиземное море, Гибралтарский пролив.

2. Глубокое – Черное море (максимальная глубина – 2210 м), а Азовское – самое мелководное море России – наибольшая глубина 15 м, средняя 5-7 м.

3. Балтийское и Азовское моря покрываются льдом на короткое время. В Балтийском замерзают заливы, а Черное море – самое теплое море России и лед бывает только в его северных заливах.

4. Черное море заражено с глубины 200м ядовитым сероводородом и с глубины 200м лишено жизни.

 

- Найдите самое глубокое море России. Самое мелкое. Самое теплое. Самое чистое. Самое большое.

a)     Самое глубокое море России – Берингово (наибольшая глубина 5500 м);

b)    Самое большое по площади – Берингово;

c)     Самое мелководное – Азовское (максимальная глубина 15 м);

d)    Самое маленькое по площади – Азовское;

e)     Самое холодное – Восточно-Сибирское (летом температура воды +1С);

f)      Самое чистое – Чукотское;

g)     Самое теплое – Черное море.

 

Рассказ учителя

         Важное промысловое значение имеют треска, сельдь, пикша, морской окунь, которых ловят в Баренцевом море, самом богатом биологическими ресурсами морем Северного Ледовитого океана. Продуктивность Белого моря в 4 раза ниже, чем в Японском море. Лед и полярная ночь – неблагоприятные условия для развития планктона, поэтому, замерзающие на длительный период моря Северного Ледовитого океана не имеют важного промыслового значения. Исключение составляет не замерзающее Баренцево море.

         Богаче ресурсами моря Тихого океана. Это основной район лова лососевых: кеты, горбуши, чавычи. А также ловят в морях сельдь, камбалу, сайру, добывают крабов у берегов камчатки. Ведется промысел морского зверя: каланы, котики, тюлени, моржи. Водоросль ламинария (морская капуста) используется для получения агар-агара, который применяется для изготовления пастилы, зефира, мармелада, конфет, тортов. Ламинарию используют и как корм для скота. Моря используются как транспортные пути.

         В Каспийском море-озере находится 80% запасов осетровых рыб планеты – белуга, севрюга, стерлядь, осетр.

         В Балтийском море ловят кильку, салаку, треску, угря. Треску и угря очень ценят местные жители. Треска очень жирная рыба, из нее получают рыбий жир.

         Азовское море – важный район лова рыбы. Здесь ловят осетровых, судаков, лещей.

         Черное море не имеет важного промыслового значения.

 - Почему? (Оно заражено сероводородом). Но и здесь ведется лов скумбрии и ставриды.

- Найдите на карте Северный Морской путь. Через какие моря, проливы он проходит?

- Какие порты находятся на Северном Морском пути? (Мурманск, Диксон, Тикси, Певек, Петропавловск-Камчатский, Владивосток).

         На Кислогубской ПЭС (приливная электростанция) в Баренцевом море получают энергию благодаря использованию энергии морских приливов.

- Самые высокие приливы в России наблюдаются в Пенжинской губе Охотского моря, но первую ПЭС построили в Кислой губе Баренцева моря. Почему не в Пенжинской губе? (Баренцево море не замерзает, а Охотское море замерзает на длительный период, Пенжинская губа расположена в северо-восточном заливе Шелихова. Хотя и существует проект строительства ПЭС и в Пенжинской губе).

         Моря имеют и богатые минеральные ресурсы. С шельфа Охотского моря (у о. Сахалин), Каспийского моря (а в будущем и с шельфа Баренцева моря) добывают нефть.

         Побережья теплых морей являются курортными районами – они имеют особые ресурсы – рекреационные, которые используются для отдыха людей, восстановления их здоровья.

-         Вспомните, какие города курорты на берегах морей вы знаете?

-         Какое море имеет самые богатые рекреационные ресурсы? (Черное море – Сочи, Геленджик, Туапсе, Анапа и др. – важные курортные города России. Побережья Азовского, Каспийского, Японского морей, также являются местами отдыха)

-         Существует даже туристический маршрут на ледоколе из Мурманска к Северному полюсу.

 

  

 

 

 

 

 

 

 3. Экологические проблемы морей

В двадцатом веке очень серьезной стала экологическая обстановка. Океан уже не в состоянии самоочищаться.

Основным источником загрязнения океанских вод являются стоки промышленных предприятий, поступающие с речной водой (40% загрязнения). Около 30% загрязнения приходится на морской транспорт. Особый вред наносят аварии танкеров – нефтеналивных судов, аварии на нефтепроводах, проложенных по дну морей, а также добыча нефти в море с буровых установок.

1г нефти губит 2 тонны воды! Нефтяная пленка является препятствием к обмену влагой, теплом, кислородом между атмосферой и морской водой. Под нефтяной пленкой через 3 суток гибнет икра рыбы. Птицы, садящиеся на воду, облепляются нефтью и уже не могут взлететь.

Оказывается и внесение удобрений на полях может погубить живые организмы морей.

-         Подумайте, как это происходит? (Избыток минеральных удобрений не усваивается растениями и выносится в реки с дождевой и талой водой).

Из рек удобрения попадают в моря. В морской воде с избытком азота, фосфора и других элементов буйно размножаются водоросли и бактерии – «цвете» морская вода. Уменьшается содержание кислорода, он расходуется на процессы гниения, а увеличивается содержание ядовитого сероводорода.

- Вспомните, что стало с водами Черного моря из-за сероводорода? (гибнут живые организмы).

         Особенно загрязнены балтийское, Черное, Белое, Азовское моря. На побережьях этих морей построены крупные города, множество предприятий расположено на берегах рек, стекающих в Черное, Азовское, Каспийское моря.

        

Пути улучшения экологической ситуации:

1.     Использовать безотходные производства по побережьям и берегам рек.

2.     Строительство очистных сооружений.

3.     Избегать высокой концентрации (скопления промышленных предприятий) на побережьях морей.

4.     Создание охраняемых акваторий (морских заповедников и заказников).

 

4. Доклады детей    

5. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект на тему: "Удомельский район в годы Великой Отечественной войны"

Познавательный проект на тему: "Удомельский район в годы Великой Отечественной войны"...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Конспект урока на тему"Моря, реки озёра России" (УМК"Школа России"4 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России. Планируемые результаты Предметные:     ·        ...

Арктические моря, омывающие Россию.

Краткая характеристика морей Арктики....

Конспект урока окружающего мира с презентацией для 4 класса по теме "Моря, озёра, реки России"

Раздел "Природа России". Урок по теме "Моря, озёра, реки России". Помогает сформировать представление о морях, озёрах, реках России, знакомит с их местонахождением, формирует умени...

Конспект урока окружающего мира по теме "Моря, озера, реки России", 4 класс

Урок окружающего мира составлен для УМК "Школа России"...

Познавательный проект на тему: «Что такое снег?»

Познавательный проект на тему: «Что такое снег?»...