Развитие речи младших школьников
статья по чтению по теме

Статья,в которой рассказывается о работе над развитием речи младших школьников на уроках математики,русского языка и литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_mladshih_shkolnikov.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

5                                            «Естественный путь усвоения языка – это развитие речи. Речь –

                                              - канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык,  

                                             тем легче и полнее будут усваиваться знания».  

                                                                                                        Н. И. Жикалкин.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

    Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логическая чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного развития.

    Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют  успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической зоркости.

    Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

    Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой  деятельности психологи называют мотивацией речи.

     В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщить другим о своих  впечатлениях, о виденном и пережитом.

     Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи.

     Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей: нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую им картину, почувствовали бы его отношение к сказанному.

      Работа над развитием речи на уроках литературного чтения.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

       Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат.

      Работа над чётким произношением содержит целый ряд специальных упражнений: артикуляционная гимнастика,  чистоговорки, скороговорки, ребусы и т.д.

        Игры со словами являются важным средством развития речи учащихся во  время всего обучения в школе.

        Очень нравится детям работа со скороговорками. Они развивают у ребёнка фонематический слух.

        Например, для отработки произношения  звуков  б –  п.  используют скороговорки:

-Пилил Филипп полено из лип.

  Притупил пилу Филипп.

-Бобры храбры – идут в боры.

 -Белые бараны били в барабаны.

-Бабкин боб расцвёл в дождь,

 Будет бабке боб в борщ.

-Кота Потап по лапе хлопал,

 И от Потапа кот утопал.

       Не менее интересными являются  для ребят и чистоговорки. Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений или придуманы детьми, например: крур – крир – саморир-рики –брики- кальтаир. Одну и ту же чистоговорку можно произнести с разными целями. Так, произнося «Верблюд решил, что он жираф и ходит голову задрав»,один ребёнок выразит удивление, а другой посмеётся.

          Также чистоговорку можно проинсценировать: даётся текст чистоговорки и предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.

На часок мы заш-ш-ш-шли

К черепаш-ш-ш-шке.

Черепаш-ш-ш-ш-шка подала

Чайник, чаш-ш-ш-ш-шки.

        Ещё  предлагаю ребятам прочесть текст, состоящий из звуков, чётко их, произнося и соблюдая их длительность, например:

Ж

Жжжж

Жжжжжжж

Жжжжжжжжжжжж

Бац!

Ж……..ж……

Жжжжж

Бац! Бац!

Жжж

Жжжжжж

Бац! Бум! Дзинь!

Жж

Жжжжжжжжжж

Топ!

Жжжжжж

Жжжж

Топ-топ!

Жжжжжжж

Жжжжжжжжжж

Топ-топ-топ!

Шлёп!

Шмяк.

И стало тихо.

       После чего дети придумывают рассказ к этому тексту и заглавие, а потом сообщаю, что это рассказ о бегемоте, который гонялся за назойливой мухой в комнате, где много посуды. И сравниваем их рассказ с замыслом автора. Можно предложить придумать свой рассказ. Например:

Ррр

Ррррррр

Ррррррррррррр

Ой ! ой ! ой!

Рррр

Рррррррррррррррррррр

Топ! Топ! Топ!

И мы все вместе пытаемся узнать, что же произошло.

        Очень важна на уроках литературного чтения речевая разминка в форме артикуляционной гимнастики, упражнений для дыхания и дикции \эти упражнения придуманы не мной, но кто их автор я, к сожалению не знаю, а хотелось бы сказать огромное спасибо, т.к. они очень помогают в работе \:

  1. Проколотый мяч \имитируем нажатие на мяч и произносим звук с-с-с-с….(воздух)\.
  2. Имитация колокольного звона \ бом, бам, бим..\.
  3. Больной зуб. \постанывание \.
  4. Пятачок. \на счёт раз - вытянуть губы вперёд, на счёт два - губы расплываются в улыбке, не показывая зубов \ .
  5. Изображение цоканья копыт.
  6. Остановить лошадь, произнося слово «тпрру».
  7. Чищу зубы. \кончиком языка почистить верхние и нижние зубы \  и т. д.

       Обязательно надо работать над понятиями : аллитерация, метафора, сравнение, рифма, контраст, юмор, сатира, архаизмы, диалектизмы, омонимы, синонимы, антонимы.

      На своих уроках я устраиваю « минутки поэзии», на которых ребята пробуют себя в роли поэтов. Даю детям начало от любых стихов и прошу придумать продолжение, это им очень нравится. К примеру:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Вот, что получилось у ребят:

Лежебока рыжий кот                                Лежебока  рыжий кот

Отлежал себе живот.                                Отлежал себе живот.

Мышки бегают кругом.                             Ой-ой-ой живот болит,

И хохочут над котом.                                Нужен срочно Айболит.

И несколько не боясь,                                \ Копица Вика \

Залезают кошке в пасть.

\Губарева Настя \

Эти стихи собираются и «издаётся»  сборник стихов \изготавливает сборник сам учитель, а вот иллюстрации  выполняют дети \.

       В наше время   возможность применения на уроке  компьютерных технологий  открывает массу возможностей для того, чтобы заинтересовать детей, вызвать на разговор. Этому способствует применение презентаций с использованием репродукций, музыки, фотографий и т. д. \ см. приложение № 1\.

   

    Работа над развитием речи на уроках русского языка.

Основа связной речи – предложение. Не может быть работы на уроке русского языка без работы над предложением. Начинается она с самых первых дней пребывания ребёнка в школе и продолжается на протяжении всех лет обучения.

     Серьёзно способствуют развитию речи и мышлению учащихся письмо изложений и сочинений. Сочинения – один из наиболее сложных видов работы над речью детей. Ученики должны захотеть поделиться своими мыслями, поэтому надо приложить максимум усилий. Сначала  я учу детей устно составлять небольшие рассказы:

  • Прошу продолжить такие предложения:

    -Если бы я был цветком, я бы……

 -Если бы я был кошкой, я бы….

    -Если бы я был  книгой, я бы….

  • Рисую  на доске голову человека и в её контур помещаю изображения  солнца, гор, моря и  прошу угадать, о чём я думаю. К следующему уроку каждый приносит свой контур головы, и мы по очереди угадываем мысли каждого
  • Вывешиваю на доске рисунок с плачущим щенком и прошу ответить на вопрос: «Почему он плачет?»
  • Записываю слова « мама» и «беда». После чего говорю детям, что хорошие слова притягивают хорошие слова, а плохие слова плохие и предлагаю создать две группы слов.

Мама                                     беда

Семья                                    слёзы

Счастье   и т.д.                     боль и т. д.

Темы для сочинений должны быть интересны, чтобы детям захотелось творить с помощью слов. Примерные темы сочинений:

  1. Объясни африканцу, что такое снег.
  2. Письмо сказочнику.
  3. Если бы я был волшебником…
  4. Что такое доброта?
  5. Что такое семья?
  6. Как я провёл зимние каникулы?

Особое место на уроке русского языка занимает словарная работа. Я считаю, что если ребёнок ушёл из школы домой, имея в словарном запасе пару новых слов, то уже день прошёл не зря. Поэтому на каждом уроке ведётся работа с этимологическим или же толковым словарём. Обогащение словаря способствует развитию речи.

Работа над развитием речи на уроках математики.

Хорошо развитая речь для каждого школьника - важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Ещё К. Д. Ушинский справедливо утверждал, что бедность словаря школьника порождает однообразие его речи и делает её нередко непонятной для слушателей, « он \ школьник \ не может заменить ни одного слова другим, не может переставить свободно двух слов, и язык его точно в цепях тех строчек, которые он заучил».

       На уроках математики  я также работаю над развитием речи. Дети знакомятся с математическими терминами, учатся строить правильные ответы к задачам. Особенно чётко прослеживается эта работа при решении задач стихотворного типа, познавательных задач, заданий на логическое мышление, \ где надо не просто назвать ответ, а построить цепь логических высказываний \, математических сказочных заданий, задач нестандартного типа. Нередко встречаются задания непосредственно связанные с литературой, например:

                               Кому принадлежат стихи?

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

                Вы узнаете это, если решите пример. Его ответ будет соответствовать числу, записанному у фамилии  поэта.

Н.А. Некрасов – 45

К.Д.Бальмонт – 60

Ф.И.Тютчев –23

32-2х5+38=60

Стихи, естественно читаются и обсуждаются, хотя не так тщательно как на уроке литературы.

 Особую роль играют уроки – тренинги. Тренинг – это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся.

Детям  раздаются карточки, ,на которых записаны математические задания с вариантами ответов. Дети выбирают ответ сначала самостоятельно, а потом в парах.

Задача 1

Самост.

выбор

Выбор в паре

У Пьеро было 11 яблок, а у Буратино на 5 яблок меньше. Сколько яблок было у Буратино?

1)11+5=16(ябл.)    2)11-5=6(ябл.)  3)11-6+11=16(ябл.)

           

Я надеюсь, что подготовленный мною материал будет полезен коллегам. Если работать в

комплексе, то можно многого добиться. Недаром сказал А.И.Куприн: «Язык – это история народа… Русский язык в умелых и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

 Желаю успеха!

 

                                                                                 

       

           

Тезисы.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.

       Работа над развитием речи на уроках литературного чтения.

Игры со словами являются важным средством развития речи учащихся.

Применение на уроках чтения компьютерных технологий.

Работа над развитием речи на уроках русского языка.

Сочинение – один из наиболее важных видов работы над речью.

Работа над развитием речи на уроках математики.

Задачи нестандартного типа.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".

Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...

Развитие речи младших школьников

Презентация.Как писать сочинение по картине в начальной школе....

"Развитие речи младших школьников"

Отчёт по теме самообразования....

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....