Дидактические игры
методическая разработка на тему

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Методические разработки.

                                                                                                                                             

Игра: «Развяжи ботинок»

Цели: Формировать знания детей об обуви. Уметь пользоваться с отдельными деталями обуви, сравнивать. Способствовать развитию мышления, сообразительности.

 Демонстрационный материал: Разноцветные, толстые шнурки (ленты, банты).

Ход игры

      Возьмите яркие шнурки и завяжите их  бантами в разных местах класса – на ножке парты, на дверной ручке, на занавесках и т.д.

     Предложите ребятам рассмотреть шнурки. «Сегодня у нас праздник. Посмотрите, как в классе красиво: везде разноцветные шнурки (банты).

     Потанцуйте вместе с ребятами. Затем предложите ребятам развязать шнурки (банты): «Но вот праздник закончился. Давайте снимем украшения, развяжите шнурки (банты) и принесите мне».

   

Тема:  «Посуда»

Игра «Что без чего?»

Цели: Развивать и систематизировать знания детей о названиях  и назначение посуды.  Уметь различать и называть её. Находить недостающие детали в посуде. Развивать внимание, память, сообразительность, речь.

 Демонстрационный материал: Предметные картинки с недостающими деталями.

Ход игры

Перед каждым учеником лежит картинка с изображением посуды и недостающей в ней деталью. Ребёнок должен сказать, какой детали предмета посуды не хватает.    

     

Игра: «Посудка»

Цели: Развивать и уточнять с детьми названия посуды. Уметь называть её части и внешние признаки. Развивать у детей внимание и память.  Активизировать словарь.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением посуды.

Ход игры

Вот большой стеклянный чайник                 Дети «надувают» живот, одна рука на поясе,

                                                                          Друга изогнута как носик.

Очень важный, как начальник.                      Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые  чашки,

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                               Кружатся, рисуя руками круг.

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки.                                   Потягиваются, руки вверх.

Вот пластмассовый поднос -                           Руки сомкнуть над головой, делают

Он посуду нам принёс.                                                                            Большой круг.

 

Тема:  «Мебель»

Игра с мячом: «Назови ласково».

Цели: Формировать знания детей о названиях и назначении мебели, правильное употребление их в речи. Развивать у детей внимание и память.

Демонстрационный материал: Картинки с предметами мебели.

Ход игры

Ребята называют ласково (стол, стул, диван, полка, кровать, скамейка).

Одновременно на доску выставляются соответствующие картинки.

Игра: «Чего не стало».

Цели: Формировать у детей название мебели, её составные части. Способствовать развитию внимательности и наблюдательности. Развивать словарный запас слов.

Демонстрационный материал: Предметные картинки мебели с недостающими её частями.

Ход игры

Дети отвечают на заданные вопросы учителем и берут себе картинку. По ходу игры описывают её.

Игра: «Стул»

Цели: Работать над понятием «мебель», закреплять знания у детей о названиях и назначении мебели, её частей. Способствовать развитию внимания и памяти. Развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать  к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счёт «раз» - «два».

Без молотка, и без гвоздей,

Стул смастерим мы для гостей!

Тема: «Транспорт»

Игра: «Чудесная корзинка»

Цели: Дать понятие о транспорте, значении и назначении его. Развивать у детей внимание и память. Работать над речью.

Демонстрационный материал: Предметные картинки  с изображением транспорта.                                                

Ход игры

Из чудесной «корзинки» дети должны достать картинки с изображением машины,  грузовика, автобуса и т.д. Сказать, на чём можно добраться  до школы или до дома. Дети слушают друг друга внимательно, ответы не должны повторяться (пешком, на машине, на автобусе, на электричке). (До школы я доеду на автобусе).

Игра: «Пассажир»

Цели: Формировать знания детей о транспорте. Познакомить с правилами поведения в общественном транспорте. Способствовать развитию внимания и памяти.  Активизировать словарь.

Ход игры

Дети садятся, смотрят по сторонам, «нажимают» на педаль. Убегают.

Мы в автобус дружно сели,

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Игра: «Колеса»

Цели: Закрепить знания детей о транспорте; уточнить понятия: транспорт; уточнить детали транспорта; способствовать развитию внимательности и наблюдательности. Развивать словарь.

Ход игры

Стучат колёса: тук – тук – тук,

И под весёлый этот стук,

Мы едем к бабушке своей,

Везём подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог

И вкусный вынесет пирог.

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.

Тема: «Игры и забавы»

Игра: «Прятки с игрушками»

Цели: Дать понятие об игрушках, их значение и назначение. Способствовать,  развитию ориентироваться в пространстве; Учить составлять описательные рассказы на  тему «Моя любимая игрушка»;

Демонстрационный материал: 5-7 игрушек (куклы, мячик, мишка, волчок, барабан, матрешка).

Ход игры

Возьмите 5-7 игрушек. Объясните ученикам, что они будут искать по очереди в классе игрушку. Предупредите их, что они должны не только найти игрушку, но и рассказать, где её нашли.

Игра: «Отдохни»

Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме (игры и забавы); развивать внимание и мышление; соотносящие движения ног.

Ход игры

Учитель говорит ребятам:

- Ноги каждого из нас, если они долго ходят, устают. Нужно дать им немного отдохнуть. Но отдыхать будет не вся нога, а только её часть. Если я хлопну в ладоши один раз, вы пойдёте на носочках, дав отдохнуть пяточкам, а если два раза – будут отдыхать носочки, а вы пойдёте на пяточках.

Ребята выполняют задание.

Игра: «Танюша»

Цели: Обогащать и закреплять знания о теме: «Игры и забавы». Развивать моторику пальцев  рук.

Ход игры

Сжать пальцы  в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начиная с большого пальца.

У нашей Танюшки живые игрушки:

Котёнок – милёнок, щенок – лопушка,

И мышка смешная по кличке Норушка.

Игра: «Барабанщики»

Цель: Систематизировать знания детей об игрушках. Развивать словарь по данной теме.

Ход игры

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.

Твои пальчики – барабанщики,

Там – там – там!

Тук – тук – тук!

Раздается звонкий стук.

Тема: «Времена  года»

Игра: «На лужайке».

Цели: Дать понятие о временах года; формировать знания детей о названиях месяцев в каждое время года; способствовать развитию внимательности и наблюдательности.

Демонстрационный материал: сюжетные картинки на тему: «времена года».

Ход игры

На лужайке по утру, мы затеяли игру                    Дети становятся в круг

Я – подснежник, ты – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре –

Раздвигайте круг пошире.                                        Расходятся

А теперь мы ручейки

Побежим в перегонки                                               Бегают

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять -                                        Становятся в круг

Будем в солнышки играть.

Мы весёлые ручьи.

Мы резвы и горячи.

Игра: «Снежок»

Цель: Развивать внимание, быстроту переключаемости.

Демонстрационный материал: сюжетные картинки на тему «Зима».

Ход игры

Выпал беленький снежок                                       Дети становятся в круг

Соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег        

Засыпает он нас всех                                                Машут руками перед собой

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши                                «Ловят»

Руки в стороны, по швам                                          Разводят руки в стороны,

Снега хватит вам и нам.                                           Опускают по швам.

Загадки:

С неба пришёл, в землю ушёл (дождь).

Без рук, без ног, рисовать умеет (мороз).

Белая морковка зимой растёт (сосулька).

Что за звездочки сквозные

 На пальто и на платке, все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке? (снежинка)

Народная потешка:

Дождик – дождик,

Не дожди!

Не дожди! Ты подожди!

Выйди, выйди, солнышко –

Золотое донышко.

Тема: «Месяцы»

Игра: «Снег, снежок» (экскурсия)

Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о временах года, уточнить месяцы каждого  месяца; развивать соотносящие движения рук и словарь по данной теме.

Демонстрационный материал: Сюжетные картинки на тему «месяцы».

Ход игры

Снег, снег, белый снег                                              Дети машут руками перед собой

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали                                         «Встают» на лыжи,

И по снегу побежали.                                               «Бегут»

Сегодня из снежного мокрого кома                        Дети идут по кругу,

Мы снежную бабу слепили из кома                       «катят» перед собой воображаемый ком

Стоит наша баба у самых ворот                              Рисуют руками в воздухе три круга

 Никто не пройдет, никто не пройдет                     Грозят указательным пальчиком

Знакома она уже всей детворе.                                Идут по кругу.

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».                  

 Загадки:

Пришла  без красок и без кисти                                

И перекрасила все листья (осень).                                                                                                                      

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила (зима).

Двенадцать братьев друг за другом бродят.

Друг друга не обходят (годы и месяцы)

Тема: «Дни недели»

Загадки:

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом (дни недели).

Худеет с каждым днём толстяк

И не поправится ни как (календарь).

                                     

Тема: «Сутки»

Игра: «Утречко» (экскурсия)

Цели: Формировать и систематизировать знания детей о сутках; способствовать развитию внимательности и наблюдательности; развивать словарь по данной теме.

Ход игры

Утро настало, солнышко встало.

Эй, братец дождя, разбуди соседей

(хлопают в ладоши)

Вставай, Большак!

(хватаете за большой пальчик и так подряд за остальные пальчики).

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И крошка – Митрошка!

Привет ладошка!

(щелчок в ладошку)

Все потянулись, проснулись.

(поднимают ладошки вверх и машут ими).

Загадки:

Катится по голубому небу золотое яблочко (солнышко).

Серое сукно тянется в окно (вечер).

Белая кошка лезет в окошко (свет).

Махнула птица крылом, закрыла свет одним пером (ночь).

Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будет весь народ,

А сестра, наоборот –

Спать немедленно зовёт (день и ночь).

Игра: «День – ночь»

Цели: Закреплять умения детей различать день – ночь; способствовать развитию внимательности и наблюдательности; активизировать словарь по данной теме.

Демонстрационный материал: сюжетные картинки с изображением  дня и ночи.

Ход игры

Ребята сидят на корточках. На команду педагога: «День!» дети поднимают руки над головой и тянутся к солнцу, приподнимаясь на носочки; на команду: «Ночь!» они принимают исходное положение. Игра повторяется 3-4 раза.

Тема: «Растения»

Игра: «Цветы»

Цели: Формировать представления у детей о растениях; учить различать растения по внешним признакам; развивать у детей внимание и память. Развивать словарь по данной теме.

Демонстрационный материал: Сюжетные картинки с изображением о растении.

Ход игры

Расцвели в саду цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки,

Пять волшебных лепесточков.

Синхронно двигать кисти обеих  рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

Загадки:

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистым,

Дунул лёгкий ветерок –

И остался стебелёк (одуванчик).

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает (подснежник).

Синенький звонок висит,

Никогда он не звонит (колокольчик).

Что летом и зимой в рубашке одной (ель).

Летом вырастают, а  осенью опадают (листья).

Тема: «Домашние животные»

Игра: «Кто так голос подаёт?»

Цели: Формировать представления у детей о домашних животных; знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую приносят пользу; развивать словарь.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением животных (корова, свинья, коза, кошка и т.д.)

Ход игры

Учитель выставляет на доске картинки с изображением животных.

Мычит – корова (мяукает, лает, ржет, блеет, хрюкает).

Игра с мячом: «Скажи ласково»

Цели: Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; образовывать уменьшительно-ласкательные слова; способствовать развитию внимательности и наблюдательности; развивать словарь по данной теме.

Ход игры

Педагог  называет домашних животных – ученик отвечает в уменьшительно-ласкательной форме (кошка, коза, собака и т.д.)

Загадки:

Пьёт из миски молоко,

Ночью бродит далеко.

Мышку съест и жмурится

Ласковая…….? (кошка)

Борода да рожки бегут по дорожке (козёл)

Голодная мычит, сытая жуёт,

Всем ребятам молоко даёт  (корова)

Во дворе поставлен дом,

На цепи хозяин в нём  (собака)

Хвост крючком, нос пятачком  (свинья)

     

Тема: «Дикие животные»

Игра: «Дорожка для зверей»

Цели: Формировать представление у детей о диких животных; знать внешние признаки животных, чем питаются, где живут; развивать внимание и память.

Демонстрационный материал: картинки с изображением диких животных, лента.

Ход игры

Учитель  выкладывает на полу прямую дорожку из ленты и просит ребёнка изобразить, как по ней будут двигаться различные животные: медведь, обезьянка, кенгуру, слон и т.д.

Игра: «Смелые ребята»

Цели: Развивать способность понимать и подрожать животным; развивать у детей внимание и память.

Демонстрационный материал: Карточки с изображением диких животных.

Ход игры

Учитель: «У меня в руках карточки, на каждой из которых, нарисовано животное. Я раздам вам по карточке так, чтобы никто не видел, кто там изображён. А вы попробуете изобразить доставшеюся вам животное без слов. Для этого можно вставать со своего места, ходить по классу, подходить друг к другу.

      Если дети не могут угадать, что показывает тот или иной ребёнок, то можно помочь ему в изображении.

       

Игра: «Зоопарк»

Цели: Закрепить и уточнить знания детей о диких животных; знать внешние признаки, чем питаются, как голос подают, развивать внимание и память; развивать речь.

Демонстрационный материал: сюжетная картинка «Зоопарк».

Ход игры

Дети садятся в круг на ковёр. Учитель говорит, что сейчас они все вместе пойдут в зоопарк, а  затем поочерёдно подходит к каждому ученику и шёпотом произносит название одного из животных.

Учитель просит детей закрыть глаза и начать издавать звуки того животного, название которого, он произнес. Через некоторое время дети открывают глаза и перечисляют всех «обитающих в зоопарке» животных.

Тема: «Птицы»

Игра: «Чего не хватает?»

Цели: Формировать представления у детей о птицах, об отличительных признаках  (окраска, способ передвижения); способствовать развитию внимательности и наблюдательности; активизировать словарь по данной теме.

Демонстрационный материал: Предметные картинки с изображением птиц.

Ход игры

Учитель выставляет на доску предметные картинки с изображением птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т.д.)

Дети должны сказать, чего не хватает у птиц и описать.

Игра: «Птички»

Цели: Формировать представления у детей о движении птиц; развивать словарь.

Ход игры

Предложите ребятам повторить ваши движения.

- Вот птички летают, машут крылышками

(скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти – помашите крыльями).

- Приземлились птички, крылышки сложили

(соедините ладони вместе).

Загадки: (выставляются картинки с изображением  птиц)

Спинкою зеленовата,                                                      Каждый год я к вам лечу.

Животиком желтовата.                                                   Зимовать у вас хочу.

Чёрненькая шапочка                                                        Ведь ещё красней зимой

И полоска шарфика. (Синица.)                                       ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

В серой шубке перовой                                                   Всех за день я навещу,

И в морозы он герой.                                                       Всё, что знаю, - растрещу. (Сорока)

Скачет, на лету резвится.

Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

Тема: «Домашние птицы»

 Игра: «Гусь»

 «Цели: Формировать представления о домашних птицах; знать внешние признаки, повадки, чем

питаются, как голос подают, какую пользу приносят; развивать внимание и память.

Демонстрационный  материал: картинка с изображением  гуся.

Ход игры

Ты сердитый белый гусь,

Но тебя я не боюсь!

Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого выдвинуть вперёд и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»

 

Игра: «Чего не хватает?»

Цели: Формировать представления у детей о домашних птицах, об отличительных признаках  (окраска, способ передвижения); способствовать развитию внимательности и наблюдательности; активизировать словарь по данной теме.

Демонстрационный материал: Предметные картинки с изображением  домашних птиц.

Ход игры

Учитель выставляет на доску предметные картинки с изображением птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т.д.)

Дети должны сказать, чего не хватает у птиц и описать.

Загадки:

Он носом в землю постучит,                                                  Бел как снег, надут, как мех,

Взмахнет крылом – и закричит.                                             На лопатках ходит.

Кричит он даже сонный,                                                         Из воды сухим выходит. (Гусь)

Крикун неугомонный. (Петух)                                                                                                                                  

Съем червя, попью водицы.                                                    Удивительный ребёнок:

Хлебных крошек поищу,                                                          Только вышел из пелёнок,

А потом снесу яичко –                                                               Может плавать и нырять,

Ребятишек покормлю. (Курица)                                               Как его родная мать. (Утка)

Тема: «Насекомые»

Игра: «Комарик»

Цели: Познакомить детей с понятием «насекомые»; уточнить внешние признаки, их строение; способствовать развитию внимательности и наблюдательности; развивать словарь, память.

Демонстрационный материал: картинки с изображением насекомых, сюжетная картинка с изображением комара.

Ход игры

Комарик летит,

Комарик пищит,

Не нравится нам его аппетит!

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперёд – это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец,  расслабив, опустить вниз – это «лапки».

Загадки в сопровождении наглядных картинок:

Не зверь, не птица, а нос как спица,

Летит – кричит, сядет – молчит.

Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)

Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык;

Шесть ног без копыт. (Жук)

Прыгает пружинка – зелёная спинка.

С травы на былинку, с ветки на тропинку. (Кузнечик)

На большой цветной ковёр села эскадрилья,

То раскроет, тот закроет расписные крылья. (Бабочка)

Целый день летает, вам надоедает,

Ночь настанет, тогда перестанет. (Муха)

Тема: «Лес»

Игра: «Мы по лесу шли» (Экскурсия)

Цели: Познакомить детей с понятием «Лес»; способствовать развитию внимательности и наблюдательности; обогащать и уточнять словарь по теме (изменение в жизни леса); воспитывать  бережное отношение к природе.

Ход игры

Мы по лесу шли, шли                                                       дети идут,

Землянику нашли.                                                             Садятся «едят»,

Сели, съели, дальше пошли.                                             Встают,

Мы по лесу шли, шли,                                                        идут дальше,

И малину нашли.

Присядем на поляне                                                           садятся.

И песенку споём.

- Мы ходили в лес и набрали ягод. Принесли маме много чего? (земляники, клубники, черники)

Игра: «За грибами»

Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о лесе; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление.

Демонстрационный материал: предметные картинки по теме «Лес».

Ход игры

Мы положим в кузовок

Самый маленький грибок:

Подосиновик, волнушку

И забавную свинушку

Белый, рыжик, сыроежку,

Подберёзовик, конечно,

А красавец мухомор

Пусть украсит косогор!

Поочерёдно загибать пальцы, начиная с мизинца.

Тема: «Животный и растительный мир полей»

Игра: «Мышка»

Цели: Дать понятие о животном и растительном мире полей; способствовать развитию внимательности и  мышлению; активизировать словарь по данной теме; учить подражать движениям взрослого.

Ход игры

Дети пили молоко, ели с мёдом пышку.

И не знали, что под стол забралась к ним мышка.

На  стакане молока, на тарелке – пышки,

Ну а крошки на столе доедает мышка.

Поставить руку локтём на стол. Пальцы сложить щепоткой. Ритмично наклонять кисть руки вниз, имитировать сбор крошек с поверхности стола.

                                                          Тема: «Сад»

Игра: «Пион»

Цели: Формировать представление у детей о саде; активизировать предметный словарь; воспитывать бережное отношение к природе.

                                                          Ход игры

Распускается бутон –

Превращается в пион.

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается  «цветок».

Загадки по наглядным картинкам:

Сам с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко. (Яблоко)

Яркий, сладкий, налитой, весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики, а из далёкой Африки. (Апельсин)

Чёрных ягод пышный куст – хороши они на вкус. (Чёрная смородина)

Синий мундир, жёлтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)

Педагог загадывает загадки, одновременно демонстрирует наглядные картинки.

Тема: «Огород»

Игра: «В огород пойдём» (Экскурсия)        

Цели: Формировать представление у детей об огороде; способствовать развитию внимательности и наблюдательности.

                                                                 Ход игры

В огород пойдём, урожай соберём.

Мы морковки натаскаем и картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты, круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвём немножко.

И вернёмся по дорожке.

Дети маршируют на месте, идут по кругу, взявшись за руки. «Таскают», «копают», «срезают», показывают руками, «рвут», идут по кругу, взявшись за руки.

Игра: «Овощи»

Цели: Закрепит знания детей об огороде; расширить словарь; развивать внимание, мышление.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением овощей.

                                                                 Ход игры

Собираем мы в лукошко и морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох – урожай у нас не плох.

Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас на плох», охватывать весь кулачок.

                                                     Тема: «Фрукты»

Игра: «Компот»

Цели: Познакомить детей с понятием фрукты; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением фруктов.

                                                                 Ход игры

Будем мы варить компот фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок, слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

Дети маршируют, образуют круг. «Крошат», «рубят», «отжимают», «кладут», приседают, хлопают в ладоши.

Загадки:

Круглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)

Листья плотные, да лаковые. Плоды жёлтые, да лакомые.

Её скорее скушай. Созрела, значит… (Груша)

Долгоножка хвалится: «Я ли не красавица?»

А всего – то – косточка да красненькая кофточка», (Вишня)

Я сладкий, рос на юге. Как солнышко в листве.

Оранжевый и круглый, я нравлюсь детворе. (Апельсин)

Загадывая загадки,  учитель демонстрирует наглядные картинки.

                                                  Тема: «Овощи»

Игра: «Повар и овощи»

Цели: Дать понятие об овощах; способствовать развитию внимательности и наблюдательности; развивать быстроту переключаемости; активизировать словарь.

Демонстрационный материал: наглядные картинки с изображением овощей.

                                                        Ход игры

- Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром – волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.

Раз, два, три,  четыре, пять – (Дети считают хором)

Начинаем мы играть.

Ручками похлопаем, (хлопают)

Ножками потопаем. (Топают)

Покружились, покружились, (крутятся)

В овощи вы превратились. (Остановились)

Загадки:

Демонстрационный материал: наглядные картинки.

                                                          Ход игры

Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец)

Семьдесят одёжек, а все без застёжек. (Капуста)

Под землёю птичка гнездо свила, снесла яички. (Картофель)

Сидит баба на грядках, вся в заплатках, кто её раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

                                                          Тема: «Ягоды»

Игра: «Четвёртый лишний»

Цели: Познакомить детей с понятием «ягоды»; уточнить название ягод, их внешние признаки; развивать внимание, воображение и память; закрепить словарь по данной теме.

 Демонстрационный материал: наглядные картинки (крыжовник, малина, земляника и т.д.)

                                                             Ход игры

У каждого ученика в конверте  4 картинки, из которых 3 ягоды. Ребята должны назвать, какой предмет лишний.

Загадки с демонстрацией наглядных картинок

Низок да колюч, сладок да пахуч,

Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. (Крыжовник)

Стоит Алёнка в красной рубашке, кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (Земляника)

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Что за бусы на опушке, мы собрали их по кружке.

Стали пробовать на вкус, нет кислее этих бус. (Клюква)

                                 

               

Дидактические игры и занимательные упражнения

 к уроку «Развитие устной речи», для детей с выраженным нарушением интеллекта, обучающихся в подготовительных  классах специальных  (коррекционных) общеобразовательных  школ  V

                Тема    занятий

  Название  дидактических   игр

 «Я и моя семья»

Игры:

«Семья»

«Моя семья»

«Мы очень любим»

 «Мой дом»

Игры:

«Дом, улица, город» (экскурсия)

«Заборчик»

«Дом»

 «Школа»

Экскурсия по школе

Игры:

«Мяч»

«Собери портфель»

 «Класс»

Пословицы и поговорки

Загадки

Игра: «Кто это?»

 «Школьное знакомство»

Игры:

«Поём имя»

«Дружные ребята»

 «Мои друзья»

Игры:

«Я очень хороший»

«Смешной портрет»

 «Книги»

Экскурсия в библиотеку

Загадки

 «Одежда»

Игры:

«Магазин»

«Где лежат вещи»

«Шнурок»

 «Обувь»

Игры:

«Отгадай по описанию»

«Магазин»

«Развяжи ботинок»

 «Посуда»

Игры:

«Что без чего»

«Посуда»

 «Мебель»

Игры:

«Назови ласково»

«Чего не стало»

«Стул»

 «Транспорт»

Игры:

«Чудесная корзинка»

«Пассажир»

«Колёса»

«Игры и забавы»

Игры:

«Прятки с игрушками»

«Отдохни»

«Танюша»

«Барабанщики»

 «Времена года»

Игры:

«На лужайке»

«Снежок»

Загадки

 «Месяцы»

Игра:

«Снег, снежок» (экскурсия)

Загадки

 «Дни недели»

Загадки

 «Сутки»

Загадки

Игры:

«Утречко» (экскурсия)

«День – ночь»

 «Растения»

Игра:

«Цветы»

Загадки

 «Домашние животные»

Игры:

«Кто так голос подаёт?»

«Скажи ласково»

Загадки

 «Дикие животные»

Игры:

«Дорожка для зверей»

«Смелые ребята»

«Зоопарк»

 «Птицы»

Игры:

«Чего не хватает?»

«Птички»

Загадки

 «Домашние птицы»

Игры:

«Гусь»

«Чего не хватает?»

Загадки

 «Насекомые»

Игра:

«Комарик»

Загадки

 «Лес»

Игры:

«Мы по лесу шли»

«За грибами»

 «Животный и растительный мир полей»

Игра:

«Мышка»

 «Сад»

Игра:

«Пион»

Загадки

 «Огород»

Игры:

«В огород пойдём» (экскурсия)

«Овощи»

 «Фрукты»

Игра:

«Компот»

Загадки

 «Овощи»

Игра: «Повар и овощи»

Загадки

 «Ягоды»

Игра: «Четвёртый лишний»

Загадки

Литература

  1. Аксёнов А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы – М.: Просвещение, 1987.
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Астрель.2007.
  3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ. Астрель.
  4. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. – М.,2000
  5. Буске М.М., Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться? // Перспектива. 1987.
  6. Волина В. Игры в рифмы. – СПБ, 1997.
  7. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // вопросы психологии.1996.
  8. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4класс). Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007
  9. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. – М.: УЦ Перспектива, 2008
  10. Забранная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. – М., 1993
  11. Занько С.Ф. Игра и ученье. М.,1992 Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. 1991
  12. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985
  13. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра // Введение в активные методы обучения. – М., 1998
  14. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007
  15. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Ознакомление с окружающим миром. – М.: Мозайка – Синтез, 2007.
  16. Панова В.В. Развивающие игры для малышей. – М.: АСТ: Киев: НКП, 2008
  17. .
  18. Тышкевич И.В. Развивающие игры для детей от 3 до 6 лет. – Мн.: «Попурри». 2007
  19. Царева Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр – М.: Книголюб, 2008
  20. Янушко Е.Л. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозайка – Синтез, 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"

Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....

Дидактические игры по теме "Зимние Олимпийские игры"

Дидактические игры представлены в виде презентации, предназначены для учащихся начальной школы к уроку физической культуры....

Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.

Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой?» (для дошкольников)

Дидактическая игра «Кто играет в прятки  с Черепашкой?»Разработала: учитель-логопед Марченко Елена АлександровнаЗадачи:- учить понимать значение глаголов, объединять их единым смыслом (по тр...

Дидактическая игра "Своя игра"

Класс делится на две команды. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков (вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсуждения в команде дети отвечают на поставлен...

Дидактическая игра по математике "Своя игра"

Дидактическая игра по математике "Своя игра" для учеников второго класса. Целесообразно её проводить в конце учебного года, так как весь материал нацелен на повторение изученного за весь год...