Лаборатория педагогического мастерства
материал по теме

Чубова Валентина Михайловна

Из опыта работы по развитию одаренности детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

                 Факультет начального школьного образования

                 Кафедра педагогики и психологии

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

ТЕМА:

«РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

КПК: ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ

Выполнил:          ЧУБОВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА

                                УЧИТЕЛЬ МОБУ «ГОСТИНОПОЛЬСКАЯ

                                ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

                                ШКОЛА»

              Руководитель:   ИННА ВИКТОРОВНА ВАСЮТЕНКОВА,

                               ДОЦЕНТ,

                               КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК.

Санкт-Петербург

2012 год.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.  Творческая одаренность

2. Эмоциональный интеллект

3. Осознание чувств

4. Основные условия развития творческой одаренности школьников.

  1. Самодостаточное проявление
  2. Гуманистические принципы
  3. Проблемность, диалогичность, индивидуализация

5. Правила для учителя при проведении занятий

6. Адресная направленность. 

1. Творческая одаренность

        Одаренность часто понимается как интеллектуальная одаренность, то есть способность к выдающимся интеллектуальным достижениям. Однако существуют и другие виды одаренности.
Современными научными исследованиями доказано существование особого вида одаренности — творческой, то есть способности к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. Творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом. Как указывает известный авторитет в области одаренности Э. Торранс, если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов на интеллект, то мы бы отсеяли 70% наиболее творческих из них.
Интеллектуальной одаренностью обладает небольшое число людей; она может быть относительно легко выявлена с помощью психологических тестов. В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал — нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения.
В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Творческость проявляется в создании некоторого продукта (материального или мыслительного — например, решение задачи), если этот продукт является новым, оригинальным, то есть творческим. Творческость — это реализация человеком собственной индивидуальности; при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта.
В самом понятии «индивидуальность» заключено несколько смыслов.
Во-первых, индивидуальность указывает на факт существования индивида; индивидуальность — это некоторая живая целостность. Именно так она понимается в биологических науках.
Во-вторых, понятие индивидуальности указывает на то, что один индивид не похож на другого; эти различия между индивидами изучаются в психологии как индивидуальные.
В-третьих, понятие индивидуальности указывает на то, что каждый человек уникален и неповторим.
Таким образом, индивидуальность уникальна и неповторима, ее осознание человеком и предъявление другим людям уже является творческим актом.

2.Эмоциональный интеллект

        Неповторимая индивидуальность человека проявляется в его собственном, индивидуальном отношении к тому, что происходит вокруг него и в нем самом: к фактам, к событиям, к своим мыслям и поступкам. Самому человеку это отношение дано в эмоциях.
Эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждают к действию.
Эмоции показывают человеку, насколько его собственное поведение и испытываемые им воздействия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру.
Известно, что эмоциональность намного важнее для жизненного успеха, чем интеллект. Интеллект обеспечивается за счет так называемого эмоционального интеллекта, в который входят способность распознавать собственные эмоции, способность владеть ими, способность распознавать эмоции других людей, способность выражать свои эмоции в общении с другими людьми и способность мотивировать себя. Все больше и больше внимания уделяется эмоциональной грамотности — то есть целенаправленному развитию способностей, входящих в эмоциональный интеллект.
Эмоциональная реакция безошибочно указывает на то, как человек на самом деле относится к тому, что происходит с ним и вокруг него. Внутренняя жизнь человека — это прежде всего эмоциональная жизнь. Эмоциональные реакции и состояния человека являются основными формами осознания им своей индивидуальности.

3.Осознание чувств

        Человек может не осознавать своих истинных чувств и не уметь их выражать — то есть в той или иной мере не иметь контакта со своей индивидуальностью. Причины этого заключаются в том, что в нашей культуре чувствам уделяется намного меньше внимания, чем знаниям.
Ребенка оценивают на основании «правильности» его знаний и поступков, не интересуясь при этом его чувствами.
Кроме того, есть чувства, которые поощряются (которые испытывать «хорошо» и «принято»), и есть чувства, которые отвергаются (которые испытывать «плохо» и «не принято»).
Наконец, взрослый своим поведением может либо помогать ребенку осознать и проявить свои чувства, либо препятствовать ему в этом.
Так, когда взрослый правильно называет переживаемые ребенком чувства, он способствует их осознанию (а тем самым способствует развитию индивидуальности). Когда же он называет их неправильно, то препятствует осознанию ребенком своих переживаний и блокирует развитие его индивидуальности.
Если взрослый принимает эмоциональные реакции и состояния ребенка, то он тем самым признает за ним право испытывать эти чувства, способствует их осознанию и тем самым — развитию индивидуальности ребенка.
Помимо принятия или непринятия эмоциональных реакций и состояний ребенка, важна также поддержка или отвержение их со стороны взрослого. Когда взрослый принимает эмоциональную реакцию ребенка, он тем самым не только признает за ним право на данную реакцию, но и показывает, что в данной ситуации эта реакция адекватна. Если же взрослый отвергает эмоциональную реакцию ребенка, то он, даже признавая за ним право на такую реакцию, не считает ее в данной ситуации адекватной.

4. Основные условия развития творческой одаренности школьников:

  1. Самодостаточное проявление

        Систематическое обращение к эмоциональной сфере является основным условием развития творческой одаренности школьников. Для того чтобы способствовать реализации творческого потенциала ребенка и развитию его одаренности, взрослый должен способствовать его эмоциональному самовыражению.
Для этого необходимо создавать такие условия, в которых ребенок проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Эмоции должны не анализироваться, а проживаться.
Основным принципом развития творческого потенциала является принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное.
Этот принцип означает, что для развития творческой одаренности детей необходимо систематически обращать их к собственным эмоциональным переживаниям.
Интеллектуальная и эмоциональная проблемы существенно различаются между собой. Интеллектуальная проблема подразумевает ответ на вопрос: «как это сделать?» Решение интеллектуальной проблемы может быть правильным или неправильным — его правильность можно объективно проверить. Эмоциональная проблема подразумевает ответ на вопрос: «как я к этому отношусь?» У эмоциональной проблемы не может быть неправильного решения — как бы человек ни относился к тому, что происходит, это его собственное, индивидуальное отношение.
Решение заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить и проявить эмоциональное отношение. Ни о какой объективной проверке в этом случае не может быть и речи. Эмоциональное отношение человека принимается как самодостаточное проявление его индивидуальности.

  1. Гуманистические принципы

        Еще одним необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов гуманистической психологии — безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Эти принципы должны соблюдаться во взаимодействии между детьми и взрослыми.
Практически это означает, что позитивно подкрепляются и одобряются все ответы ученика. В отличие от обычного обучения, при котором ошибки исправляются, при развитии творческой одаренности ребенку предоставляется «право на ошибку». Это фактически означает, что ошибок нет вообще. Какое бы эмоциональное отношение ребенок ни высказал, оно не может быть ошибочным, потому что это его собственное эмоциональное отношение, демонстрирующее его индивидуальную реакцию на происходящее.
Соблюдение указанных принципов означает, что между взрослыми и детьми должна быть создана атмосфера взаимного доверия. Детям также должна быть обеспечена как независимость в осуществлении выбора, в принятии решений, так и возможность контролировать собственное продвижение.

  1. Проблемность, диалогичность, индивидуализация

Третьим необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов развивающего обучения — проблемности, диалогичности и индивидуализации, выдвинутых А.М. Матюшкиным. Применительно к эмоциональной сфере эти принципы трактуются следующим образом.
Проблемность относится к трудности распознавания и выражения своих эмоций. Например, при выполнении какого-либо задания ребенку бывает трудно выразить то, что он чувствует. Взрослый помогает ему в этом, задавая вопрос о том, что он чувствует. Ситуация становится для ребенка проблемной, и для ее разрешения ему необходимо осознать и выразить свои эмоции.
Диалогичность заключается в том, что взрослый помогает ребенку осознать и выразить свою эмоциональную реакцию. Важно отметить, что он не делает это вместо ребенка; он делает это вместе с ним, уточняя, перечисляя возможные варианты, задавая вопросы.
Индивидуализация по отношению к эмоциональным проявлениям заключается в том, что принимаются все эмоциональные реакции ребенка, какими бы они ни были и в какой бы форме они ни выражались. Эмоции ни в коем случае не критикуются и не оцениваются — они просто принимаются взрослым как безусловное проявление собственной индивидуальности ребенка. Это непривычно для взрослых, и им этот навык необходимо специально отрабатывать.

5. Правила для учителя при проведении занятий

        При проведении занятий учителю необходимо соблюдать определенные правила.
Так, если дети не могут или не хотят делать то, что им предлагается, учитель должен оставить их в покое.
Иногда — особенно с младшими детьми — бывает необходимо оказать им физическую поддержку (обнять, погладить, прижать).
Если ответы детей повторяются, учителю  надо обязательно выслушать их, сколько бы раз ни повторялся один и тот же ответ. Ребенок, повторяя чужой ответ, все равно высказывает свое, индивидуальное отношение к происходящему.
Абсолютно исключена при проведении этих занятий какая бы то ни было критика детей, их действий или их личности.
Учитель  должен сам описывать свои чувства; хваля и поддерживая детей, называть те конкретные факты или детали, которые ему понравились. Ему необходимо вслух выражать удивление и восхищение всем, что дети делают на этих занятиях.
В своей речи ведущий не должен употреблять «негативные» слова (плохо, неправильно, ошибка, неудачно, неверно), нужно использовать как можно больше «позитивных» (хорошо, блестяще, прекрасно, молодец, умница, замечательно, успех, удача).
В каждом занятии нужно находить что-то позитивное и называть это вслух.
Если что-то раздражает учителя, следует апеллировать не к личности и поступкам учеников, а к правилам проведения занятий (например: «На наших уроках можно разговаривать, а кричать нельзя, чтобы не мешать остальным в школе», «На наших уроках можно ходить по классу, а топать и прыгать нельзя, потому что потолок обвалится»).

6.Адресная направленность. 

        Занятия составлены с учетом возрастных особенностей младших школьников и их основных психологических новообразований.
Для младших школьников — это развитие произвольности, самоконтроля, чувства компетентности, творческого мышления и учебных навыков. В  результате занятий  у школьников повышаются уровень творческого развития, уровень интеллектуального развития и самооценка. Отмечаются позитивные личностные изменения: дети становятся более доброжелательными, лучше себя ведут, меньше спорят с учителями, быстрее находят выход из конфликтных ситуаций.

Развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста

Занятие 1.

Тема занятия «Это я»

Цель
Создание каждым учеником автопортрета.

Материал
Большие листы бумаги, примерно в рост ребенка (можно использовать обратную сторону обоев, старые газеты, но на них придется рисовать яркими фломастерами), карандаши, краски, фломастеры, цветные картинки из старых журналов и книг, цветные куски бумаги, клей.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сегодня мы будем рисовать автопортреты в полный рост. Кто знает, что такое автопортрет? 

Правильно, молодцы! Портрет — это изображение человека; автопортрет означает, что человек — сам автор своего портрета, он сам себя рисует»

Ответы детей: это когда не кто-то тебя рисует, а когда ты сам себя рисуешь, это когда ты сам автор своего портрета.

Может быть, кто-нибудь знает способ, как можно быстро нарисовать портрет в полный рост?

Ответы детей: стать настоящим художником, позвать художника, позвать учителя по рисованию.

Да, они смогли бы нарисовать очень хорошие портреты. Но это был бы автопортрет или просто портрет?

Ответы детей: это был бы просто портрет.

А мы будем рисовать автопортрет. Но мы с вами не художники. Как бы мы могли попробовать нарисовать автопортрет?

Дети называют свои способы.

Если дети не смогут ответить, то нужно предложить правильный ответ:

Первый способ: лист бумаги прикрепляется к стене, человек прислоняется к нему, и кто-то обводит его контур карандашом или фломастером.
Второй способ: человек ложится на лист бумаги, и кто-нибудь обводит его контур.
Третий способ: осветить человека и обвести на бумаге его тень.

Дети сами выбирают такой способ, который им нравится больше всего.
Рисуя контуры, дети работают в группах по четыре человека (двое держат лист у стены, один прислоняется, один обводит);

по два (один лежит, другой обводит)

или по три (один лежит, двое обводят).

После того как контур каждого ребенка нарисован, учитель предлагает раскрасить его так, как хотят учащиеся.

Учитель должен быть заинтересован тем, что делают дети, должен проявлять удивление и восхищение.

Каждый ребенок рисует себе одежду — самую красивую, самую модную, может быть, старинную.

Ребенок получает возможность погрузиться в себя, остаться наедине с самим собой, сделать собственный выбор. Он может нарисовать себя либо серьезно, либо шутливо. Он может нарисовать такую одежду, которой у него еще никогда в жизни не было, или ту, которую он хотел бы носить, а ему не разрешают. Важно то, что ребенок пытается сделать, что ему хочется, и он является единственным экспертом своего творения.

Учитель предлагает детям посмотреть в зеркало и нарисовать свое лицо — таким, каким бы они хотели его видеть. «Конечно, мы не художники, и лицо может получиться непохожим. Это неважно. Может быть, будет похож цвет глаз, или ресницы, или улыбка, или, наоборот, не будет улыбки. Это не важно. Рисуйте так, как вам хочется».

Дети создают портреты, прикрепляют на стене в классе.

Учитель осуществляет безусловную поддержку и принятие рассказов детей, отмечает  то, что получилось хорошо: удачный цвет или хорошо выраженное настроение.

Дети рассказывают о себе: как зовут, кто родители, где живут, какой  дом, что  любят и т.д.


Занятие 2.

Тема занятия «Спутанные сказки»

Цель

Научить детей изменять свое мнение при оценке событий.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, есть ли среди ваших знакомых такие люди, которые вам не нравятся?

Ответы детей: да, у нас плохой сосед, я его боюсь; а мне не нравятся некоторые девочки из нашего класса, они слишком воображают и др.

Учитель объясняет, что нам кажется, что кто-то совсем плохой, и с этим нельзя ничего поделать. Но на все можно посмотреть другими глазами — глазами другого человека.
Давайте мы с вами посмотрим другими глазами на героев хорошо известной вам сказки. Вы все знаете сказку «Три медведя», в которой говорится о том, как Машенька пошла в лес с подружками, заблудилась и попала в дом к медведям. И медведи ее чуть не съели.
Но почему мы считаем, что медведи были несправедливы к Машеньке? Разве не она ворвалась к ним в дом и съела их обед? Разве не она разломала стульчик и с грязными ногами забралась по очереди на все постели? Давайте расскажем историю о Машеньке и трех медведях с точки зрения разных медведей.

Дети работают в группах по четыре человека (Маша и три медведя) и рассказывают сказку по очереди с четырех точек зрения.

Учитель обсуждает с детьми в группах, что может чувствовать мама, если она увидит разбитую посуду, сломанную мебель, смятую и испачканную постель. И о том, что может чувствовать папа, который, придя с работы домой, вместо того чтобы поесть и отдохнуть, вынужден чинить мебель. И о том, что может чувствовать ребенок, у которого съели еду и разбили любимую миску.

Дети работают в группах, затем каждая группа по очереди рассказывает свой вариант всему классу.

Учитель принимает все эмоциональные проявления участников и дает развернутые комментарии к выступлениям детей.

Учитель помогает детям первой группы сделать вывод, что  возможно,  медведи правы, что рассердились на Машу. Ведь она без разрешения забралась в их дом, без разрешения съела их еду и помяла их постели. Поэтому чувства медведей совершенно справедливы.

Учитель говорит, что оказывается, из любой ситуации можно найти выход и нет необходимости долго расстраиваться из-за неприятностей.

1) Первая группа показывает отрицательные переживания всех медведей: мама злится, папа в ярости, Мишутка плачет. Да, оказывается, медведи были расстроены. Вместо того чтобы отдохнуть, придя из леса, они вынуждены еще и дома работать. Конечно, Маша очень жестоко с ними поступила.


2) Дети второй группы показывают сценку, в которой медведи терпимо относятся  к тому, что произошло. Мама сначала расстроилась, что надо заново готовить еду, но потом сказала, что она быстренько сделает всем бутерброды и медведи попьют чай. И папа сначала расстроился и рассердился, потому что он был голодный, а папы всегда любят сначала поесть, а потом отдохнуть. Но потом он сказал, что починит стул, пока мама делает бутерброды. А Мишутка сначала расстроился, а когда увидел девочку, то обрадовался, что ему есть с кем поиграть.

Занятие 3.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ "СМЫСЛОВОЕ ЗАПОМИНАНИЕ"

Цель: обучить созданию мнемических опор.

Материал

Рассказ «Заячьи лапы» К.Г.Паустовский

Ход занятия

Учитель. Ребята, сейчас мы с вами будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз ответить на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в начале текста?» и «Что об этом говорится?»
Учитель читает вслух рассказ «Заячьи лапы».

ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ

Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.
Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.
Вдруг из под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!». Заяц вывел деда из огня.
Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.
Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого дед стрелял на охоте.

После прочтения рассказа учитель задает детям вопросы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

О ком говорится в начале рассказа?

О дедушке.

Что говорится о дедушке?

Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка).

О ком говорится дальше?

О дедушке.

Что о нем говорится?

Дедушка попал в лесной пожар.

Потом о ком говорится?

О дедушке.

Что о нем говорится?

Дедушку спас от пожара зайчонок.

О ком говорится в конце рассказа?

О дедушке.

Что о нем говорится?

Дедушка вылечил обгоревшего зайца.

При составлении мнемических опор соблюдаются следующие общие правила.
- Текст предварительно не разбивается на части.
- Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.
- Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — «ручеек».
- Если основные мысли выделены правильно, то должен получиться короткий рассказ.
- Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит, выделено не главное и нужно вернуться к этому месту в тексте.
- Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста предложения.



Предварительный просмотр:

Из опыта работы с одаренными детьми.

Важнейшей проблемой учителя начальных классов является выявление, сохранение и развитие одарённости  детей. 

 У одарённых детей уже на первой ступени обучения чётко проявляется потребность исследовательской и поисковой активности. Это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения, воспитать у него жажду знаний, стремления к открытиям, активному умственному труду, развитию внутреннего потенциала.

Развитие способностей, а затем одарённости в детях происходит как в урочной, так и  во внеурочной деятельности.                                                                                                                                                                                                                              

               Цель, которую я ставлю в работе с одарёнными детьми – это создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных  способностей одарённых детей в начальной школе.

             Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

·        выявление одаренных детей;

·        развитие творческих способностей на уроках;

·  развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

·        создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Вся работа условно включает 4 этапа:

           Организационный этап

          Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. В этом мне помогли курсы повышения квалификации, я познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

          Этап предварительного поиска

         Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Надо собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. С этой целью с  родителями первоклассников  можно провести исследовательские методики: "карта одаренности", "интеллектуальный портрет" и др. диагностики

          Этап оценочно-коррекционный

           Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.  На этом этапе надо организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Надо помочь каждому ребенку реализовать свои эмоциональные, физические потребности.        

Формы работы, которые применяем в школе:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах),  разноуровневые задания, творческие задания; конкурсы
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссии; беседы
- игры, состязания, турниры

Очень важны:

-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-творческие занятия;
-индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности.                                                                                                                                                                    

Информационно-техническое  оснащение   школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Урочную и внеурочную деятельность надо строить таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта.

 Этап заключительного отбора - статистика побед в различных интеллектуальных и творческих конкурсах. В конце учебного года проводим родительские собрания и праздник для учащихся, где отмечаются достижения детей в научной, спортивной, культурной деятельности. Все юные таланты обязательно отмечаю дипломами и ценными подарками.    

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Предполагаемые результаты:

· увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка;

· создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости;

· использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;

· количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы);

· создание индивидуальных образовательных программ;

· обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.

     

 Средние результаты оценивания учащихся родителями, классным руководителем по Методике экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.)     

1.Андраненков Андрей (4 класс)

2.Богданов Роман (4 класс)

3.Бондар Николай  (4 класс)

4.Борунов Георгий  (4 класс)

5.Брагин Сергей (4 класс)

6.Гановичев Вадим  (4 класс)

7.Григорьев Евгений (4 класс)

8.Егорова Анастасия (4 класс)

9.Кузнецов Андрей (4 класс)

Шапочкина Елизавета (3 класс)

       

Аналитическая справка

       Было проведено анкетирование родителей и учителей для выявления одаренностей детей в разных сферах деятельности (по Методике экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.)). В анкетировании участвовали  родители 9 четвероклассников и 1 третьеклассницы, учителя  4 и 3 классов.

       Результат анкетирования показал, что 70% опрошенных учащихся имеют показатели выше среднего (4,5 и выше) в одной и более сферах деятельности.  

Сфера деятельности

ФИ (4 класс)

ФИ (3 класс)

1

интеллектуальная

Андраненков Андрей

Богданов Роман

Егорова Анастасия

2

сфера академических достижений

Егорова Анастасия

3

творчество

Богданов Роман

Егорова Анастасия

Шапочкина Елизавета

4

литературная

Егорова Анастасия

5

артистическая

Богданов Роман

Брагин Сергей

6

музыкальная

Брагин Сергей

7

техническая

8

двигательная

АндраненковпАндрей Богданов Роман

Гановичев Вадим

Егорова Анастасия

Шапочкина Елизавета

9

сфера художественных достижений

Бондар Николай

Гановичев Вадим

Егорова Анастасия

10

общение и лидерство

Богданов Роман

Андраненков Андрей

Брагин Сергей

Шапочкина Елизавета

Анализ показывает, что  у большого количества детей имеются природные способности, которые нужно развивать и поддерживать.

     

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.

2. Родители должны очень внимательно относится к своему ребенку, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.

3. Создавать условия для развития способностей ребенка. Одарённый ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок смог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Для этого необходимо организовать посещение ребёнка в различные кружки, клубы, секции по разным направлениям. Участие в различных конкурсах, олимпиадах за пределами школы также стимулируют развитие одарённых детей.

 4. Как можно больше времени проводить с ребенком — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем – все это создаст благоприятные условия для развития одаренности.

5. Особое внимание уделять  школьному обучению своего ребенка.

6. Учитывать  личностные приоритеты ребенка, сферу его интересов.

7. Постоянно оказывать детям психологическую поддержку.

8. Не ограничивайте самостоятельность ребенка  (чрезмерная опека родителей не нужна).

9.Обращать больше внимания на содержание деятельности, а не на нее оценку.

10.Нельзя постоянно хвалить ребенка. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Необходима разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.

11. Одна из основных характеристик одаренных детей— независимость. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Поддержите его!

12.Не допускайте попустительской позиции отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков. Необходимо формировать и эффективные навыки социального поведения, которые часто у одаренных детей отсутствуют, поэтому и возникают проблемы в общении со сверстниками.

13. Помнить, что многое зависит от родителей. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. 14.Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

1) уверенность, которая основывается на сознании самоценности;

2) понимание достоинств и недостатков в себе самом;

3) интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

4) уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию;

5) привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

6) умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.

Рекомендации для учителей

1.Характер взаимодействия учителя и учеников:

  1. Помощь, поддержка
  2. Отсутствие директивных отношений

2. Учителя способствуют оптимальному развитию учеников, а для этого, в процессе специальной подготовки формируются следующие особенности мировоззрения учителей:

  1. Представления о других: окружающие дружелюбны, они имеют хорошие намерения, они способны самостоятельно решать свои проблемы, им присуще чувство собственного достоинства. Окружающие – творческие личности, они являются источником позитивных эмоций.
  2. Представление о себе: я связан с другими, а не отчуждён от них, я очень компетентен, я заслуживаю доверие моих учеников, я несу ответственность за все свои действия. Меня очень любят, я привлекателен как человек. Я ценю и уважаю чувство собственного достоинства моих учеников. Я готов оказывать всемирную поддержку и помощь развитию способностей и таланта моих учеников.

3. Поведение и деятельность учителей, работающих с одарёнными детьми, должны отвечать следующим требованиям:

  1. Учитель разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы.
  2. Учитель создаёт тёплую эмоционально безопасную атмосферу в классе.
  3. Учитель всегда учитывает обратную связь.
  4. Учитель использует различные стратегии обучения.
  5. Учитель уважает личность ученика и способствует формированию положительной его самооценки.
  6. Учитель уважает ценности ученика.
  7. Учитель всемирно поощряет творческие особенности и работу воображения.
  8. Учитель стимулирует, в первую очередь, развитие умственных процессов высшего уровня у учащихся.

4.Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми.

Учитель должен:

1.  Быть доброжелательным и чутким.

2.  Разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы.

3. Иметь высокий уровень интеллектуального развития.

4. Иметь широкий круг интересов и умений.

5. Иметь помимо педагогического еще какое-либо образование.

6. Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей.

7. Иметь живой и активный характер.

8. Обладать чувством юмора.

9. Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

10. Иметь творческое,  личное мировоззрение.

11. Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.

12. Иметь специальную подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...

Педагогические технологии и педагогическое мастерство.

Рассмотрение наиболее актуальных педагогических технологий, помогающие улучшение качества обучения учащихся. Применение педагогических технологий требуют особого мастерства, которое основано на единст...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

ЭССЕ "Я - Педагог", конкурс педагогического мастерства "Педагог года", номинация "Педагогический дебют", 2020 год

ЭССЕ  "Я - Педагог!", конкурс педагогического мастерства "Учитель года - 2020", номинация "Педагогический дебют"...

Педагогическое эссе Фестиваль педагогического мастерства-2021

Педагогическое эссе Фестиваль педагогического мастерства-2021...

"Педагогическая техника учителя как элемент педагогического мастерства"

Данный материал может быть использован для выступления на педсовете, МО, а также для самообразования....