Слово. Что это за сила?
творческая работа учащихся (3 класс) по теме

Мышинская Жанна Михайловна

Исследовательская работа социальной направленности, которая поможет детям понять, как слово, плохое или хорошее может влиять на чувства, настроение людей и животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Исследовательская работа на тему:

«Слово. Что это за сила?»

Выполнил: Антонов Владимир

ученик 3 а класса

Руководитель: Мышинская Ж.М.

учитель начальных классов

г. Новый Уренгой

2010 год

Оглавление

  1. Введение
  1.  Актуальность выбранной темы
  2. Цель исследования
  3. Задачи исследования
  4. Объект исследования
  5. Предмет исследования
  6. Гипотеза
  7. Теоретическая и практическая значимость
  8. Методы исследования

  1. Исследовательская часть
  1.  Наблюдение
  2. Анализ
  3. Сравнение

  1. Заключение
  1. Практические предложения
  2. Выводы

  1. Библиография

  1.          Приложение

        

  1. Введение

Тема: Слово. Что это за сила?

Актуальность выбранной темы:

        Однажды на уроке наша учительница рассказывала об эксперименте, который проводили ученые с водой и рисом.

Вот он: в три стеклянные банки поместили рис, залили его водой и каждый день в течение месяца говорили «спасибо» - одной банке, «ты дурак» - второй банке, а на третью – не обращали внимание. Через месяц рис, которому говорили «спасибо» начал бродить, издавая приятный запах; рис из второй банки почернел; рис, на который не обращали внимание стал загнивать.

Я очень удивился, что неодушевленные предметы - вода и рис так реагируют на слово и безразличие к ним. Это меня заинтересовало, и я решил понаблюдать, как слово, доброе и злое, влияет на людей и животных, на их поведение и настроение.

Цель исследования: определить влияние слова на чувства и настроение людей и животных.

Задачи исследования:

  1. Сравнить чувства и настроение, которые передают авторы художественных произведений и которые испытывают читатели.
  2. Проанализировать реакцию окружающих людей на добрые и грубые слова.
  3. Проанализировать реакцию животных на добрые и грубые слова.

Объект исследования: люди и животные, испытывающие различные

настроения путем воздействия словом.

        Предмет исследования: настроение и поведение людей и животных.

     Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к тому, как употребляемые ими слова действуют на окружающих людей и животных то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.

        Теоретическая и практическая значимость:  данную исследовательскую работу я рекомендую разместить на сайте школы для проведения классных часов в начальных классах и использовать материал работы для выпуска школьной газеты.      

    Методы исследования: эмпирические – изучение конкретных жизненных ситуаций по теме исследования, наблюдение; теоретические – анализ литературы, сравнение.

  1. Исследовательская часть

Слово — великое оружие жизни

Ключевский В.

Слово обладает огромной силой: оно может утешить, вдохновить, исцелить, ранить, разрушить. Слово может повести в бой, позвать на подвиг, а может и унизить, и даже «убить». Человек несет полную ответственность за использование этого дара.

В течение этого учебного года я наблюдал за учениками нашего класса (Приложение 1), за животными друзей с целью воздействия разных слов и выражений на их поведение. Представляю вашему вниманию несколько наблюдений, которые помогли мне сделать соответствующие выводы из выше сказанного.  

Наблюдение 1.

Учащимся нашего класса было предложено прочитать стихи и рассказы разных авторов. Дети должны были высказаться, какие чувства они испытывают и какое настроение вызывают у них эти произведения. (Приложение 2)

Вывод: наблюдения показали, что те чувства и настроение, которые авторы выразили в своих произведениях, вызвали те же самые чувства и настроение у детей. Таким образом, художественное слово оказывает огромное влияние на эмоциональное настроение читателей.

Наблюдение 2.

Для того чтобы увидеть, как дети реагируют на обидные слова, я наблюдал за своими одноклассниками, родным братом и собой. (Приложение 3)

  1. Одну девочку в классе дразнят обидными прозвищами. Результат – девочка плачет от обиды и грубит в ответ.
  2. Одно плохое слово в адрес моего брата вызывает драку. Результат – подрался с собственным братом.
  3. Поссорился с другом, в горячке обозвал его обидным словом. Результат – это удалило нас друг от друга, нет прежнего общения, избегаем друг друга.
  4. Учительница в музыкальной школе назвала меня самым плохим ее учеником. Результат – нет желания делать домашние задания, посещать ее уроки.

Вывод: обидные слова вызывают слезы, драку, возбуждают в человеке злость и ненависть. Недобрые слова парализуют желание учиться, повергают в уныние.

Наблюдение 3.

Дальше я исследовал свою реакцию на добрые слова.

Родители дома хвалят меня за уборку в своей комнате, за полученные отличные отметки, а в школе учитель сказал мне, что я хороший ученик.

Результат – на душе приятно, хорошее настроение, хочется быть прилежным, стараться.

Вывод: добрые слова согревают, успокаивают, поднимают настроение, появляется желание быть еще лучше.

Наблюдение 4.

У моего товарища есть собака. Мы с ней любим играть в выходные дни. Но однажды пес, играя, порвал рисунок друга, который нужно было сдать в школе на следующий день. Хозяин накричал на собаку и выгнал из комнаты. Позже, когда друг успокоился и решил поиграть с псом, собака равнодушно отвернулась. Тогда мой друг извинился перед ней, сказал, что он ее очень любит. На это собака завиляла хвостом и лизнула его. (Приложение 4)

Вывод: плохие слова и действия хозяев животных могут вызвать у их любимцев обиду, а доброе слово – понимание и отзывчивость.

III. Заключение

Практические предложения:

Изучив эту тему, я предлагаю:

  1. вместе с учителем сделать подбор художественной литературы, которую можно предложить для прочтения детям нашего класса, с целью снижения употребления плохих слов в речи;
  2. сделать подборку пословиц и высказываний разных философов и ученых о словах;
  3. провести классный час о воздействии разных слов и выражений на поведение людей и животных;

Выводы:

В ходе исследовательской работы я убедился, что слово – это особый инструмент, которым нужно пользоваться очень умело, чтобы не ранить души людей. Словом можно до смерти обидеть человека, а можно осчастливить. Нельзя забывать как сильно и могущественно слово. Нужно применять этот тонкий инструмент только для добрых дел. От сказанных слов в жизни будет зависеть очень многое: настроение, здоровье окружающих людей, взаимопонимание между родственниками, друзьями и знакомыми.

Словно травы, шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи.

Говорим – целебная трава,

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки.

А порой с собою нету сладу,

Если в речи всходят сорняки.

Есть слова, пьянящие как розы.

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слезы,

Горькие слова, слова – полынь.

Словом можно душу покалечить,

Словом можно рану исцелить,

Бремя безысходности облегчить,

Веру и надежду воскресить.


IV. Библиография:

  1. Ефросинина Л.А. Литературное слушание: уроки слушания: учебная хрестоматия для учащихся 1 класса. – М.: Вентана – Граф, 2007. [стр. 55]
  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся. – М.: Вентана – Граф, 2008. [стр. 127-128]
  3. Журнал «Ямальский меридиан» № 7, статья «Оскверняет, разрушает и губит» [стр. 45-54]
  4. Родничок. Книга для внеклассного чтения во 2 классе. – Тула: Арктоус, 1998. [стр. 311-313]
  5. Толстой Л.Н. Книга для детей. – М.: Московский рабочий, 1977. [стр. 131-133]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....