Рабочая программа по предмету Кубановедение
рабочая программа на тему

Программа разработана на основе программы «Кубановедение» (1-4) для общеобразовательных учреждений Краснодарского края, издательство Краснодар, 2011 г. и рекомендаций ДОН от 29.07.2010г. №47-11682/11-14       г. Краснодар

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_kubanovedeniyu.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

ст. Новопашковская, Крыловский район, Краснодарский край

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 станицы Новопашковской

 муниципального образования Крыловский район

 

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № __

             от  «___»___________ 2012  года

             Председатель педсовета

             ________________  ___Л.А.Репа

         подпись руководителя ОУ        Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    учебному предмету  «Кубановедение» 

Ступень обучения (класс):  начальное  общее  образование  (1-4  классы)

Количество часов:  135         

Уровень:  базовый

Составитель:   Евстафьева Валентина Александровна 

Программа разработана на основе программы «Кубановедение» (1-4) для общеобразовательных учреждений Краснодарского края, издательство Краснодар, 2011 г. и рекомендаций ДОН от 29.07.2010г. №47-11682/11-14       г. Краснодар

Пояснительная записка

к  рабочей программе по Кубановедению                                                                                                                      

Рабочая программа разработана на основе Программы «Кубановедение» для 1-4 классов  общеобразовательных учреждений Краснодарского края (авторы: Еременко Е.Н., Зыгина Н.М. и др.- Краснодар: Перспективы образования, 2011.).

За основу рабочей программы по предмету «Кубановедение» взято Примерное учебно-тематическое планирование  из Программы по кубановедению.

Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», который утверждён решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004 №01.8/2228).  

      На основе рекомендаций ДОН, изложенных в письме от 29.07.2010г. №47-11682/11-14  в программу «Кубановедение» введен раздел «Кубань – многонациональ-ный край». 

Общая характеристика учебного предмета, курса

          В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей.

         Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход к обучению. Такие методы, как проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального образования - формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении учебных задач. Урок кубановедения имеет потенциальные возможности для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования.

          Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, её истории, культуре, и с уважением - к жителям края.

         Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

-  изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;

-  развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;

- воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребёнка, то-лерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;

- развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преоб-разованию окружающего мира;

-   сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.

          Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением. Важно научить ребёнка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и - «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять своё личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.

         «Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

        Общение с богатой природой края при активизации эмоционально-чувственной сферы должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т. п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребёнка.

         Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности.

         Кубановедение - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уроки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми и пр.

        Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы. В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.

         В программе указано распределение часов по разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий планируются учителем в соответствии с содержанием программы с учётом условий развивающей образовательной среды ОУ.

Описание места учебного предмета, курса  в учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом МБОУ СОШ № 8 предмет «Кубанове-дение» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов (1 класс – 33 ч, 2 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч, 4 класс – 34 ч). 

Описание ценностных ориентиров                                                               содержания учебного предмета

 В результате обучения на ступени начального общего образования школьники:

-    получат знания о своей малой родине;

-     получат представления о Кубани как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии, географии части Российской Федерации;

-    обретут чувство гордости за  Кубань, народ и его историю;

-    воспитают чувство гражданственности и любви к Родине;

-    получат возможность формирования мировоззренческой, нравственной,

-    экономической, социальной, политической, экологической культуры;

        -   научатся содействию взаимопонимания и сотрудничества между людьми, раз-личными этническими, религиозными и социальными группами;

        -   получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения предмета «Кубановедение»

Я и моя семья

Выпускник научится:

  1. составлять рассказы о своей семье;
  2. узнает о происхождении своего имени;
  3. соблюдать семейные традиции, праздники

Выпускник получит возможность научиться:

  1. создать родословную своей семьи;
  2. создать энциклопедию имён учащихся, родителей

 Наша школа

Выпускник научится:

  1. уважать и соблюдать традиции школы;
  2. правилам поведения в школе;
  3. уважать и гордиться знаменитыми выпускниками школы;
  4. особенностям школьной дружбы, совместным играм

Выпускник получит возможность научиться:

  1. дополнить правила поведения в школе;
  2. создать правила поведения в классе;
  3. встретиться с интересными людьми;
  4. играм на сплочение коллектива

 Родной город (село, станица, хутор)

Выпускник научится:

  1. узнает об истории родного города (села, станицы,хутора);
  2. узнает о происхождении города (станицы), об истории его названия;
  3. узнает об истории названии улиц станицы;
  4. уважать и соблюдать традиции станицы;
  5. узнавать и ценить достопримечательности станицы Новопашковской;
  6. ценить и уважать труд станичников.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. создать альбом, посвящённый истории родной станицы;
  2. встретиться с интересными людьми, проживающими в родной станице;
  3. познакомиться с особенностями труда и быта станичников.

 Будем жить в ладу с природой

Выпускник научится:

  1. любить и ценить красоту природы родной местности;
  2. узнавать растения, произрастающие на территории Кубани;
  3. узнавать животных, обитающих в Краснодарском крае;
  4. различать особенности времён года и погоды своей местности;
  5. распознавать явления природы, погодные аномалии;
  6. распознавать природные зоны Кубани;
  7. различать почвы Краснодарского края, узнает о их влиянии на жизнь животных и растений, о защите почв в Краснодарском крае;
  8. распознавать рельеф Кубани;
  9. различать водоёмы края;
  10. узнает о полезных ископаемых края

Выпускник получит возможность научиться

  1. заботиться о братьях наших меньших;
  2. бережно относиться к природе;
  3. познакомиться с Красной книгой Кубани;
  4. ориентироваться в многообразие растительного и животного мира Кубани;
  5. правилам поведения в лесу и у открытого водоёма;
  6. правилам сбора съедобных грибов и лекарственных трав;
  7. составлять гербарий;
  8. составлять мини-энциклопедию растений и животных края;
  9. побывать на экскурсиях по краю,  в заповедниках, в местах с различным рельефом, в разных природных зонах края.

 Административное устройство Краснодарского края

Выпускник научится:

  1. пользоваться административной картой Краснодарского края;
  2. узнает об органах законодательной и исполнительной власти, об органах местного самоуправления; о губернаторе края

Выпускник получит возможность научиться

  1. составлять рассказы о городах и сёлах края;
  2. побывать на экскурсиях в различных муниципальных образованиях края;
  3. встретиться с представителями власти

Символика Краснодарского края

Выпускник научится:

  1. различать символы Краснодарского края и Крыловского района.

Выпускник получит возможность научиться

  1. познакомиться с историей создания герба, флага, гимна Краснодарского края;

Литература и искусство Кубани

Выпускник научится:

  1. читать и анализировать произведения Кубанских писателей, поэтов, композиторов, художников;
  2. различать ремёсла и промыслы народов Кубани;
  3. различать жанры устного народного творчества Кубани;
  4. узнает о наиболее ярких событиях истории, общественной, спортивной и культурной  жизни  Кубани.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. познакомиться с произведениями Кубанских писателей, поэтов, композиторов, художников;
  2. встретиться с выдающимися деятелями культуры Кубани, яркими историческими личностями;
  3. посетить музеи, театры, кинотеатры, концертные залы Краснодара;
  4. составлять рассказы об истории возникновения ремёсел;
  5. создавать творческие работы, проекты по данной теме;
  6. составлять отзывы о прочитанных произведениях;
  7. инсценировать различные произведения Кубанских авторов и произведения устного народного творчества.

К концу 1 класса учащиеся должны:

 знать

• своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес;

• основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месс-торасположении;

• традиции своей школы;

• улицы, расположенные вблизи школы и дома, основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)

• основные достопримечательности родного города

• профессии жителей своего города (села, станицы и др.)

• основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)

на практическом уровне

• соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни

• составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения

К концу 2 класса учащиеся должны:

знать/понимать

• особенности времён года своей местности;

•  характерные особенности рельефа своей местности;

• названия морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Крас-нодарского края;

• названия и отличительные признаки 5 - 6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности.

• значение Красной книги Краснодарского края

• особенности труда и быта земляков

• родственные связи в семье, уклад семьи

• герб, флаг, гимн Краснодарского края

• Кубанские песни, пословицы, поговорки

• основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, в школе, на дорогах, у водоёмов

• выдающихся деятелей искусства, культуры.

уметь

• показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт

• рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;

•различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)

• бережно относится к растительному и животному миру Кубани.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

• соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага

• соблюдения правил поведения у водоёмов, в лесу, в горах

•поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани и т.д.

К концу 3 класса учащиеся должны:

знать/понимать

• связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;

• природные условия, территориальную принадлежность, коренное население,  особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае

• формы земной поверхности Краснодарского края;

• разновидности водоёмов Краснодарского края

• особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных;

• названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Крас-нодарском крае растений и животных;

•  основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической)

• герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района

•  фамилии и имена выдающихся деятелей культуры , спорта и т. д.

уметь        

•  узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека

•  различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края

•  ориентироваться по карте Краснодарского края

• давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его дос-топримечательностей

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной  жизни для

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности

• выполнения правил сбора грибов в своей местности

• правильного поведения у водоёма в разное время года

• бережного отношения к растениям и животным

К концу 4 класса учащиеся должны:

знать/понимать

• природные зоны Краснодарского края

• природные богатства родного края и их использование человеком

• символику Краснодарского края

• органы местного самоуправления

• даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.

• особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края

• достопримечательности родного края, своего района

• наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культур-ной жизни Краснодарского края

• особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края

• важнейшие зоологические проблемы Краснодарского края

• заповедник, находящийся на территории Краснодарского края

• фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани

уметь

• определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России

• узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности

• определять хронологическую последовательность основных событий (историчес-ких, культурных, спортивных)

• правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края

• исполнять гимн Краснодарского края

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

• правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани

• выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения

• исполнения знакомых народных песен

• самоорганизации и выполнения исследовательских проектов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «КУБАНОВЕДЕНИЕ»

1 класс (33 часа)

Раздел 1. «Я и моя семья» (10 часов).

Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции.

Раздел 2. «Наша школа» (7 часов).

Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Школьные поручения. Школьная дружба.

Раздел 3. «Родной город (село, станица, хутор)» (8 часов).

Родной город (станица, хутор). Улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Достопримечательности моего города (села, станицы, хутора). Труд людей моей местности.

Раздел 4. «Будем жить в ладу с природой» (8 часов).

Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие).

2 класс (34 часа)

Раздел 1. «Земля отцов - моя земля» (2 часа).

Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родного города (района).

Раздел 2. «Природа родного края» (14 часов).

Лето на Кубани. Дары лета. Формы поверхности земли. Водоёмы моей местности и их обитатели. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к природе родного края.

Раздел 3. «Труд и быт жителей Кубани» (11 часов).

Труженики родного края. Профессии моих земляков. Загадки кубанской зимы. Казачья хата. Православные праздники. Ремёсла на Кубани. Быт казаков. Уклад кубанской семьи.

Тема 4. «Населённые пункты Краснодарского края» (7 часов). Родной город (станица, хутор, село). Кубанская весна. Улицы моего населённого пункта. Населённые пункты Краснодарского края. Краснодар - главный город Краснодарского края. События Великой Отечественной войны на Кубани. День Победы - всенародный праздник.

3 класс (34 часа)

Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (12 часов).

Рельеф Краснодарского края. Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение). Водоёмы Краснодарского края. Почвы, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань — здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа).

Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).

«Лента времени». Древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего (проектная работа).

Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).

Твоя родословная, Ты и твоё имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке — тепло, при матери — добро. Кто ленится, тот не ценится. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная работа).

4 класс (34 часа)

         Раздел 1. « Береги землю родимую, как мать любимую» (11 часов)

Природные зоны края. Заказники и заповедники. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Краснодарский край на карте России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа).

Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» (15 часов).

История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла. Одежда жителей Кубани. Письменные источники. Как изучают историю Кубани. Обычаи и праздники на- родов, живущих на Кубани. Устная история родного края. Екатеринодар - Краснодар. Символика Краснодарского края. Земля отцов - моя земля (проектная работа).

Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов).

Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела (проектная работа).

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая  программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Я и моя семья

10 ч.

10 ч

10

-

-

-

2.

Наша школа

7 ч.

7 ч

7

-

-

-

3.

Родной город (село, станица, хутор)

8 ч.

8 ч

8

-

-

-

4.

Будем жить в ладу с природой

8 ч.

8 ч

8

-

-

-

5.

Земля отцов – моя земля

2 ч.

2 ч

-

2

-

-

6.

Природа родного края

14 ч.

14 ч

-

14

-

-

7.

Труд и быт жителей Кубани

11 ч.

11ч

-

11

-

-

8.

Населенные пункты Краснодарского края

7 ч.

7 ч

-

7

-

-

9.

Нет в мире краше Родины нашей

12 ч.

12 ч

-

-

12

-

10.

Без прошлого нет настоящего

10 ч.

10 ч

-

-

10

-

11.

Казачьему роду нет переводу

12 ч.

12 ч

-

-

12

-

12.

Береги землю родимую, как мать любимую

11 ч.

11 ч

-

-

-

11

13.

Земля отцов- моя земля

15 ч.

15 ч

-

-

-

15

14.

Жизнь дана на добрые дела

8 ч.

8 ч

-

-

-

8

Итого:

135

135

33

34

34

34

Тематическое планирование с описанием основных видов учебной  деятельности обучающихся

начального общего образования

1 класс-33 часа

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся


Я и моя семья (10 ч.)  

Семья – самое близкое окру-жение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь чле-нов семьи. Оказание посиль-ной помощи взрослым. Хо-зяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы ро-дословного древа. Распреде-ление домашних обязаннос-тей. Обязанности ребенка в семье.

Мой родной край


Будем знакомы!


Любимые занятия

Моя семья

Мои обязанности в семье

Семейные традиции







1 ч.


1 ч.


2 ч.

2 ч.

2 ч.


2 ч.

Осмысливать значение понятия «Моя Родина»

Находить на карте России родной регион и адми-нистративный центр

Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, про-фессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями, со старши-ми родственниками в семье

Практическая работа: составлять вместе со старшими родственника-ми родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье

Знакомиться по словарям личных имен и фамилий со значением имен и фа-милий своей семьи.

Знакомиться с понятием родственные связи

Готовить рассказ о се-мейных традициях

Практическая работа: составлять перечень обя-занностей школьника о семье и обсуждать его с одноклассниками


Наша школа(7 ч.)

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Клас-сный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, от-дых. Друзья, взаимоотноше-ния между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоот-ношений со взрослыми, свер-стниками, культура поведе-ния в школе и других общест-венных местах.


Наша школа




Правила поведения в школе




Знакомство со школой


Школьные поручения

Школьная дружба

1 ч.




1 ч.





2 ч.


1 ч.

2 ч.

Познакомиться с учите-лем, одноклассниками

Познакомиться с исто-рией школы

Познакомиться и обсу-дить правила поведения в школе, особенности во взаимодействии со взрос-лыми, сверстниками

Проводить наблюдения во время экскурсии по школе (учиться находить класс, свое место в классе и т.п.)

Оценивать свою роль в жизнедеятельности класса

Выбирать с позиции нравственных норм опти-мальные формы поведе-ния во взаимоотношениях с одноклассниками, друзь-ями


Родной город (село, станица, хутор) (8 ч.)

Родной город, село. Домаш-ний адрес. Главные достопри-мечательности населенного пункта. Знакомые школьнику профессии. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России.

Общественный транспорт. Наземный, воздушный и вод-ный транспорт. Правила поль-зования транспортом.


Родной город (станица, хутор)

Улица, на которой я живу

Правила безопасного поведения на улице


Виды транспорта


Правила поведения в общественном транс-порте


Достопримечательности моего города (села, ста-ницы, хутора)


Труд людей моей местности




2 ч.


1 ч.


1 ч.



1 ч.


1 ч.




1 ч.




1 ч.



Изображать путь от дома до школы с помощью ус-ловных обозначений

Оценивать степень лич-ной ответственности за сохранение своего здоро-вья, за здоровье и безо-пасность окружающих

Выполнять правила ули-чного движения в ходе учебных игр

Демонстрировать в учеб-ной игре правила поль-зования разными видами транспорта

Различать формы пове-дения, которые допусти-мы или не допустимы в общественных местах

Называть основные дос-топримечательности горо-да, важные сведения из истории родного города

Оценивать яркие прояв-ления профессионального мастерства и результаты труда


Будем жить в ладу с природой (8 ч.)

Природа – это то, что нас ок-ружает, но не создано челове-ком. Природные объекты и предметы, созданные челове-ком. Неживая и живая при-рода. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Растения, их разнообра-зие. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода.) Живот-ные, их разнообразие. Усло-вия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, теп-ло, пища). Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и жи-вотным. Растения и животные родного края. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Красная книга Рос-сии, ее значение, отдельные представители Красной кни-ги.

Родной край – частица Рос-сии. Родной город, край: наз-вание, основные достоприме-чательности; музеи, театры. Важные сведения из истории родного края.

Будем жить в ладу с природой









Красота природы родно-го края



Растительный и живот-ный мир


Забота о братьях наших меньших






Красная книга Красно-дарского края






Люблю тебя, мой край родной (итоговое заня-тие)

2 ч.










1 ч.




2 ч.



1 ч.







1 ч.



     




1 ч.



Проводить групповые на-блюдения во время эк-скурсии «Времена года в нашем крае»

Анализировать народные приметы, связанные с по-годой, проверять их дос-товерность

Приводить примеры яв-лений природы

Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным приз-накам

Различать растения и жи-вотных, используя инфор-мацию, полученную в хо-де наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями

Характеризовать особен-ности дикорастущих и культурных растений, ди-ких и домашних живот-ных

Рассказывать о роли рас-тений и животных в при-роде и жизни людей

Различать правильные и неправильные формы по-ведения в природе

Подготавливать неболь-шие сообщения о прош-лом родного края, извест-ных людях, обычаях, пра-здников, на основе сведе-ний, полученных во время экскурсий, бесед со стар-шими членами семьи

2 класс-34 часа

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся


Земля отцов - моя земля (2 ч.)

Моя малая родина. Государ-ственная символика Краснодар-ского края: герб, флаг, гимн; правила поведения при прослу-шивании гимна.

Моя малая родина.

Гимн, герб, флаг Краснодарского края.


Флаг, герб родного го-рода (района)

1 ч.




1 ч.

Находить на карте России родной регион

Исполнять гимн Красно-дарского края, родного го-рода.

Характеризовать символи-ку Краснодарского края, родного города.


Природа родного края (14 ч.)

Погода, ее составляющие (тем-пература воздуха, облачность, осадки, ветер.) Лето и его приз-наки (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение расте-ний) Наблюдение за погодой своего края. Формы земной по-верхности: равнины, горы, хол-мы, овраги (условное обозначе-ние равнин и гор на карте). Во-доемы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); использо-вание человеком. Водоемы род-ного края (названия, краткая ха-рактеристика на основе наблю-дений). Растения, их разнооб-разие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, теп-ло, воздух, вода). Деревья, кус-тарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, название и краткая характеристика.  Гри-бы: съедобные и ядовитые. Пра-вила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, не-обходимые для жизни живот-ных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные.  Роль животных в природе и жизни людей, бережное отно-шение человека к животным. Животные родного края, назва-ния, краткая характеристика. Положительное и отрицатель-ное влияние деятельности чело-века на природу. Правила пове-дения в природе. Охрана при-родных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, рас-тительного и животного мира. Заповедники и парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и жи-вотных красной книги. Личная ответственность каждого чело-века за сохранность природы.

Лето на Кубани




Дары лета


Формы поверхности земли


Водоемы моей мест-ности и их обитатели


Растения моей мест-ности


Лекарственные расте-ния

Ядовитые растения


Животный мир моей местности



Красная книга Крас-нодарского края




Бережное отношение к природе родного края









1 ч.




1 ч.


2 ч.



2 ч.



2 ч.



1 ч.


1 ч.


2 ч.




1 ч.





1 ч.


Различать времена года по признакам.

Характеризовать времена года.

Приводить примеры ис-пользования человеком бо-гатств природы.

Приводить примеры съе-добных и ядовитых грибов.

Группировать по названи-ям известные дикорастущие и культурные растения, ди-ких и домашних животных.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и тра-вы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных.

Сравнивать и различать диких и домашних живот-ных.

Оценивать конкретные примеры поведения в при-роде.

Оценивать влияние на природу современного че-ловека.

Характеризовать работу людей по сохранению при-роды. Оценивать личную роль в охране природы.


Труд и быт жителей Кубани (11 ч.)

Значения труда в жизни челове-ка и общества. Трудолюбие как общественно значимая цен-ность в культуре народов Рос-сии. Профессии людей.

Природа – это то, что нас окру-жает, но не создано человеком. Подготовка растений и живот-ных к зиме. Зима и ее признаки (короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды, особенности жизни птиц и зве-рей зимой). Погода зимой.

Некоторые обычаи и характер-ные особенности быта народов.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общес-твенной солидарности и упро-чения духовно-нравственных связей между соотечественни-ками. Новый год, Рождество, День защитника отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День на-родного единства, День Консти-туции.

Семья – самое близкое окруже-ние человека. Семейное воспи-тание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в се-мье: добрые взаимоотношения, забота членов семьи, их про-фессии. Семья и семейные тра-диции. Культура общения и вза-имная ответственность в семье.

Труженики родного края

Профессии моих зем-ляков

Загадки кубанской зи-мы











Казачья хата


Православные празд-ники







Ремёсла на Кубани


Быт казаков


Уклад кубанской се-мьи

1 ч.


2 ч.



1 ч.











2 ч.


1 ч.








1 ч.


1 ч.


2 ч.


.

Оценивать яркие проявле-ния профессионального ма-стерства и результаты тру-да.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источни-ков знаний (словари, энци-клопедии, справочники) и обсуждать полученные све-дения.

Наблюдать погоду самос-тоятельно и в группах и описывать ее состояние. Проверять достоверность народных примет о погоде.

Собирать материал на ос-нове бесед с родными о праздничных днях России и родного города.

Проявлять уважение к праздникам, связанными с религиозными верованиями.

Участвовать в празднова-нии Дня города.

Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, про-фессиях членов семьи, за-нятиях людей в родном го-роде на основе бесед шко-льников с родителями, со старшими родственниками.


Населенные пункты Краснодарского края (7 ч.)

Родной край – частица России. Родной город: название, основ-ные достопримечательности; музеи, театры, спортивные ком-плексы.

Крупные населенные пункты своего населенного пункта и Краснодарского края. Физичес-кая карта Краснодарского края; основные объекты, свой насе-ленный пункт и его улицы.

Природа – это то, что нас окру-жает, но не создано человеком. Весна. Признаки весны (увели-чение продолжительности дня, тепло, таяние снега и льда, про-буждение природы, прилет птиц, весенние растения.) Пого-да весной.

Важные сведения из истории родного края.

События Великой Отечествен-ной войны. Посещение школь-ного музея. Праздник в жизни народа как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно – нрав-ственных связей между сооте-чественниками.

Родной город (стани-ца, хутор, село)


Кубанская весна


Улицы моего населен-ного пункта


Населенные пункты Краснодарского края


Краснодар – главный город Краснодарского края


События Великой Отечественной войны на Кубани


День Победы – всена-родный праздник

1 ч.



1 ч.


1 ч.



1 ч.



1 ч.




1 ч.




1 ч.


Находить на карте России родной регион.

Выявлять признаки вре-мен года на основе соб-ственных наблюдений.

Извлекать дополнитель-ную информацию из учеб-ника и дополнительных ис-точников знаний (словари, энциклопедии, справочни-ки) и обсуждать получен-ные сведения.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материа-лом.

Подготавливать неболь-шие сообщения о истори-ческих событиях на основе дополнительной информа-ции.

Участвовать в групповой работе по подготовке уст-ного сочинения «Рассказ от первого лица – очевидцы событий ХХ века» (о Вели-кой Отечественной войне – рассказы ветеранов войны об их вкладе в общую победу.)

Знакомиться во время по-сещения школьного музея с прошлым родного края, с местами исторических со-бытий и памятниками исто-рии.

Участвовать в празднова-нии Дня Победы.

3 класс-34 часа

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся


Нет в мире краше родины нашей(12 ч.)

Природа – это то, что нас окру-жает, но не создано человеком.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, услов-ное обозначение равнин и гор на карте.) Особенности поверх-ности родного края (краткая характеристика на основе наб-людений).

Водоемы, их разнообразие (мо-ре, река, озеро); использование человеком. Водоемы родного края искусственные и естест-венные (название, краткая ха-рактеристика на основе наблю-дений). Почва, ее состав, значе-ние для живой природы и для жизни человека. Растения и жи-вотные, их разнообразие. Расте-ния и животные родного края, названия и краткая харак-теристика (в прошлом и настоя-щем).

Роль растений и животных в природе и жизни людей, береж-ное отношение человека к рас-тениям и животным.

Грибы: съедобные и несъедоб-ные. Правила сбора грибов.

Разнообразие городов – курор-тов Краснодарского края.

Рельеф Краснодарско-го края


Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение)



Водоемы Краснодар-ского края







Почва, их значение для жизни растений и животных



Разнообразие расти-тельного мира в про-шлом и настоящем



Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.


Кубань – здравница России


Красота окружающего мира


Нет в мире краше Ро-дины нашей (проект-ная работа)

1 ч.



1 ч.





2 ч.








1 ч.





2 ч.





1 ч.




1 ч.



1 ч.



2 ч.

Находить на карте России родной регион и его адми-нистративный центр.

Сравнивать и различать разные формы земной по-верхности.

Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название.

Приводить примеры явле-ний природы.

Проводить самостоятельно наблюдения явлений приро-ды.

Оценивать результаты сво-их наблюдений.

Различать состав почвы, роль почвы в экосистеме и роль живых организмов в об-разовании почвы.

Характеризовать условия необходимые для жизни рас-тений и животных.

Рассказывать о роли расте-ний и животных в природе и жизни людей.

Различать съедобные и ядо-витые грибы.

Практическая работа: сос-тавлять сообщения о городах – курортах и их здравницах.

Подготавливать небольшие сообщения о родине на осно-ве дополнительной информа-ции и обсуждать полученные сведения.


Без прошлого нет настоящего (10 ч.)

История родного края. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни региона в разные исторические периоды.

Важные сведения из истории родного края. Основание горо-дов и станиц с переселением ка-заков на Кубань. Символика Краснодарского края: герб, гимн, флаг; правила поведения, при прослушивании гимна.

«Лента времени»


Древние города


Переселение казаков на Кубань


Основание городов и станиц



С верою  в сердце


История Кубани в сим волах


Добрые соседи


Без прошлого нет нас-тоящего (проектная работа)

1 ч.


1 ч.


1 ч.



2 ч.




1 ч.


1 ч.



1 ч.


2 ч.

Практическая работа: с «Лентой времени» (опреде-лять последовательность ис-торических событий).

Извлекать дополнительную информацию  из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопе-дии, справочники) и обсуж-дать полученные сведения о прошлом региона.

Знакомиться с особенностя-ми символики Краснодар-ского края.

Практическая работа: сос-тавлять сообщение о прош-лом и настоящем региона и обсуждать полученные све-дения.


Казачьему роду – нет переводу (12 ч.)

Семья – самое близкое окруже-ние человека. Семья ребенка и ее состав.

Имена и фамилии выдающихся деятелей культуры на Кубани.

Кубань многонациональный ре-гион.

Народы,  населяющие Красно-дарский край, их обычаи и тра-диции, характерные особеннос-ти быта. Уважительное отноше-ние к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.


Твоя родословная


Ты и твоё имя



Из истории кубанских фамилий


При солнышке – теп-ло, при матери – доб-ро


Кто  ленится, тот не ценится


Кубанские умельцы



Народные обычаи и традиции


Казачий фольклор


Казачьему роду нет переводу (проектная деятельность)


1 ч.


1 ч.



1 ч.



1 ч.




2 ч.



2 ч.



1 ч.



1 ч.


2 ч.




Оценивать степень участия своей семьи в истории и вклад в культуру родного края.

Знакомиться по словарям личных имен и фамилий со значением имен и фамилий своей семьи (рода).

Практическая работа: под-бирать в творчестве народов своего края пословицы и поговорки (фольклор), обы-чаи и традиции на Кубани.

Составлять устные сочине-ния с использованием сведе-ний о выдающихся деятелей Кубани.

Обсуждать ситуации, касаю-щиеся отношения школьни-ков к представителям дру-гих народов, к их языкам, традициям и обычаям, рели-гии.

Извлекать дополнительную информацию  из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопе-дии, справочники) и обсу-ждать полученные сведения о казачьем роде.

4 класс-34 часа

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся


Береги землю родимую, как мать любимую (11 ч.)


Природа – это то, что нас окру-жает, но не создано человеком. Природные объекты и предме-ты, созданные человеком.

Природные зоны России: общее представление; основные при-родные зоны (климат, расти-тельный и животный мир, осо-бенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана приро-ды.)

Положительное и отрицатель-ное влияние деятельности чело-века на природу. Правила пове-дения в природе. Охрана при-родных богатств: воды, возду-ха, полезных ископаемых, рас-тительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране приро-ды. Личная ответственность каждого человека за сохран-ность природы. Родной край – частица России. Родной город (село), регион, край: название, основные достопримечатель-ности. Важные сведения из истории родного края. Личная ответственность человека за сохранность историко-культур-ного наследия края.


Природные зоны края


Заказники и заповед-ники

Использование и ох-рана водоемов

Защита и охрана почв


Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование
















Краснодарский край на карте России


Береги землю роди-мую, как мать люби-мую (проектная рабо-та)


2 ч.


1 ч.


2 ч.


1 ч.


2 ч.


















1 ч.



2 ч.


Находить на карте изучен-ные природные зоны

Характеризовать климат, растительный и животный мир, влияние человека на природу изучаемых природ-ных зон

Анализировать примеры ис-пользования человеком бо-гатств природы

Оценивать чистоту воды в водоемах.

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе

Характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы

Пересказывать и понимать тексты о природе

Характеризовать свойства изученных полезных иско-паемых

Описывать их применение в хозяйстве человека

Находить на карте России родной регион

Извлекать (по заданию учи-теля) необходимую инфор-мацию из учебника и допол-нительных источников (сло-вари, энциклопедии, спра-вочники) и обсуждать полу-ченные сведения.


Земля отцов – моя земля (15 ч.)

История родного края. Дата ос-нования, возможное происхож-дение названия и герб адми-нистративного центра региона. Некоторые яркие и важные со-бытия  из истории родного ре-гиона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Известные люди края, их роль в истории и культуре. Памятники истории и культуры региона, их охрана. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Охрана памятников исто-рии и культуры. Картины быта, труда, традиции людей в прош-лом: положение отдельных групп населения (жилище, одежда, питание, домашняя ут-варь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники о обычаи. Уважи-тельное отношение к своему и другим народам, их языкам, традициям, религии.















История Кубани в ар-хитектуре


Вещи рассказывают о прошлом


Народные ремесла


Одежда жителей Ку-бани


Письменные источни-ки


Как изучают историю Кубани


Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани


Устная история род-ного края


Екатеринодар – Крас-нодар


Символика Красно-дарского края


Земля отцов – моя земля (проектная ра-бота)

2 ч.



1 ч.



2 ч.


1 ч.



1 ч.



1 ч.



2 ч.




1 ч.



1 ч.



1 ч.



2 ч.



Подготавливать небольшие сообщения о культурных па-мятниках родного края на ос-нове дополнительной инфор-мации

Наблюдать (в родном крае, городе)  исторические памят-ники, культовые сооружения, соотносить их с определен-ной эпохой, событием, фак-том

Оценивать вклад своих зем-ляков в сохранение россий-ского историко-культурного наследия.

Подготавливать групповое сообщение об одном из на-родов Кубани; изготавли-вать (по возможности) мо-дель национального костюма или его элементов.

Находить дополнительную информацию о прошлом род-ного края, известных людях, о обычаях, религиозных и светских праздниках наро-дов, населяющих край (на основе бесед со старшими членами семьи, с помощью дополнительной литературы)

Разыгрывать воображаемые ситуации общения с носи-телями других языков.

Собирать материал о празд-ничных днях, обычаях род-ного города, на основе бесед с родными.

Называть образ одного из выдающихся соотечествен-ников как пример для подра-жания.

Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопе-дии, справочники), обсуж-дать полученные сведения.

Объяснять символический смысл основных изображе-ний Государственного флага Краснодарского края, родно-го города, узнавать его среди других флагов.


Жизнь дана на добрые дела(8 ч.)

Человек – член общества лю-дей, которые объединены об-щей культурой и связаны друг с другом совместной деятель-ностью во имя общей цели. Ис-тория Отечества. Счет лет в ис-тории. Наши земляки в годы Ве-ликой Отечественной вой-ны. Выдающиеся люди. Поня-тие «честь страны».

Значение труда в жизни чело-века и общества. Трудолюбие, как общественно значимая цен-ность в культуре народов Рос-сии. Внутренний мир человека: общее представление о челове-ческих свойствах и качествах.

Просветители земли кубанской


Наши земляки в годы Великой Отечествен-ной войны.



Труженики полей


Радетели земли кубан-ской


Ты – наследник земли отцов


Жизнь дана на добрые дела (проектная рабо-та)

1 ч.



1 ч.





1 ч.


2 ч.



1 ч.



2 ч.

Практическая работа: сос-тавлять сообщения о героях ВОВ, просветителей кубан-ской земли: тружеников по-лей и обсуждать полученные сведения.

Участвовать в групповой работе по поиску информа-ции и подготовке устного сочинения «О Великой Оте-чественной войне» (рассказы ветеранов, их вклад в общую победу).

Посещение школьного му-зея, встреча с ветеранами ВОВ.

ОПИСАНИЕ Материально-техническоГО обеспечениЯ образовательного процесса

по предмету «Кубановедение»

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. и др.                                                       Кубановедение: программа для 1-4 классов. –  Краснодар:   Перспек-тивы образования, 2011.

2

М. В. Мирук, Е. Н. Ерёменко, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич. Кубановедение:  учебник для 3 – 4 классов.  –  Краснодар:   ОИПЦ «Перспективы образования», 2009.

3

Ратушняк В.Н. 

«Родная Кубань». ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2008.

4

Л.Гринь                                                                                                                 «Природа Краснодарского края»: Учебное пособие по кубановеде-нию для младших школьников -  Краснодар. 2012.

5

А.В.Маслов                                                                                                                «Кубанская старина» Жизнь и быт казаков: ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2010 год.

6

И.Лотышев                                                                                                    «Путешествие по родному краю», Краснодар, 1999 год.

2. Печатные пособия

1

Еременко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. 

Тетрадь по кубановедению для 1 класса  – Краснодар: Перспективы образования, 2011.

2

Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В.  и др.                          Кубановедение: Учебник–тетрадь для  2 класса  – Краснодар : Перс-пективы образования, 2012.

3

Науменко Т.А., Матвеева Ю.А. 

Рабочая тетрадь по кубановедению: Учебное пособие для 3 кл. общеобразовательных учреждений. – Краснодар: Перспективы образования, 2010,

4

Науменко Т.А., Матвеева Ю.А.                                                                               Рабочая  тетрадь  по  кубановедению:  Учебное  пособие  для  4 кл. общеобразовательных учреждений. – Краснодар : Перспективы обра-зования, 2010,                                                                                 

3. Технические средства обучения

1

Компьютер.

2

DVD-проектор.

3

Проекционный экран.

4. Экранно-звуковые пособия

5. Игры и игрушки

6. Оборудование класса

Символика России, края                                                                                     Карта                                                                                                              Репродукции картин

         Согласовано                                                         Согласовано

Протокол  заседания  ШМО                                         Зам.  директора  по  УВР

учителей  начальных классов                                               ______ /__________________

от «___ »  _________ 2012 года № ___                        от «___ »  _________2012 года

Руководитель ШМО

___________ /____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова  (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Изда...