"Берегите природу! Защитим ель и сосну!"
методическая разработка (1 класс) на тему

Пархоменко Елена Андреевна

 

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему:  "Берегите природу! Защитите ель и сосну!" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Берегите природу! Защитите ель и сосну!", аудиозапись песни "В лесу родилась елочка" и рекомендуется просмотр мультфильма "Как ежик и медвежонок встречали Новый год»".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему:  "Берегите природу! Защитите ель и сосну!" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Берегите природу! Защитите ель и сосну!", приложения к уроку «Берегите природу! Защитите ель  и сосну!» и рекомендуется просмотр мультфильма "Как ежик и медвежонок встречали Новый год»".

         Тема: «Берегите природу! Защитите ель и сосну!»

Цели:

-Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев;

-Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия;

-Упражнять детей в составлении связных рассказов, образовании множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много»;

-Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику;

-Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе, вырубая ели и сосны;

-Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Берегите природу! Защитим ель и сосну!», мультфильм «Как ежик и медвежонок встречали Новый год», аудиозапись песни «В лесу родилась елочка», цветные карандаши, альбомные листы.

                                         Ход занятия:

I.Орг.момент.

II.Сообщение темы занятия. –Ребята, наш урок я хочу начать с разминки. Отгадайте загадки:


У меня в мешке подарки
Карамели, шоколадки.
Вокруг ёлки хоровод,
Что за праздник? … (Новый год)

           ***
Мы его сегодня ждём,
Так давайте позовём.
Он подарки нам принёс,
Ну-ка дружно! … (Дед мороз)

          ***
Мы сегодня так устали,
Пели песни и плясали.
Хоть зима, а здесь нам жарко.
И в мешке нас ждут … (подарки)
        ***

Время ёлку зажигать,
Веселится и плясать.
Крикнем мы на раз-два-три
Дружно ёлочка … (гори)
        ***
Вся нарядная в игрушках,
Вся в гирляндах и в хлопушках,
Не колючая ни сколько,
Ну конечно это … (ёлка)

-Все загадки были о прекрасном новогоднем  празднике.  Самым ярким атрибутом Новогоднего праздника, традиционно устанавливаемым в каждом городе и доме, является, конечно, Новогодняя елка. И сегодня мы с вами поговорим о новогодних деревьях и узнаем от кого и почему их надо беречь.

- Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь? Как вы думаете, почему эти деревья я назвала новогодними? (Ответы детей).

- Сосна и ель друг на друга похожи. - Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

Елочка – короткая иголочка.

Сосна – игла длинна. (Дети повторяют хором, затем по одному).

Взгляните на эти две картинки на слайде.  - Какая из этих веток сосновая, какая еловая?

- Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).

Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели (показ на слайде), а это шишка сосны (показ на слайде). Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево.

Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить».

-Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

                   Дидактическое упражнение «Один-много»

К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.

Ель – много елей.

Сосна – много сосен.

Снег – много снега.

Хвоя – много хвои.

Шишка – много шишек.

Древесина – много древесины.

Ветка – много веток.

Дерево – много деревьев.

Корень – много корней.  

Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.

- Ребята, почему нельзя срывать шишки с дерева? - Кому очень нужны шишки? (Ответы детей). Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ на сладе). Птицы полакомились семенами этой шишки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.

Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А  у сосны корни  очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.

                  Динамическая пауза «В лесу родилась елочка»

Динамическая пауза проводится под песню «В лесу родилась елочка». Дети берутся за руки и встают в хоровод, а один ученик становится в центр хоровода и исполняет роль елочки. Под звучание песни дети напевают знакомые слова и водят хоровод.

                                               ***

- Ребята, а для человека есть ли польза от этих хвойных деревьев? Какая?

Ель и сосна –  верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни.

Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои. Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого».

- Давайте подумаем, почему?  - Чистый ли в городе воздух? - Чем он загрязняется?

- А как деревья очищают воздух? (Ответы детей). 

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

                                    Творческая игра «Сказка про елку»

Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения.

   «Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку  очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и  лисичку  елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.

   Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?)

   Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»

Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас получится настоящая книга.

                                                             ***Конец***

И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

-Ребята, как можно сохранить елочки и сосны во время новогодних праздников?

(Купить искусственную ель или нарядить живую ель во дворе).

           ***

 «Живи, елочка!» 

(стихотворение Ирины Токмаковой)

Мне елку купили!

Мне елку купили

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой,

Блестящей и пышной,

Задень -

И она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке,

Макушкой кивая.

Кому?

Никому!

Просто — ветру, метели,

Такой же красивой

Не спиленной ели!

                           Пальчиковая гимнастика «Елка»

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локоточки поднимите,

Ну а пальцы – разведите.

(Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются).

-Ребята, а теперь нарисуйте свою новогоднюю елочку (Дети рисуют).

                                             Игра «Елка»

                                        (Елена Благинина)

Есть одна игра для вас: я начну стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте! Хором дружно отвечайте:

На дворе снежок идет, скоро праздник… (- Новый год!)

Мягко светятся иголки, хвойный дух идет …(- От елки!)

Ветви слабо шелестят, бусы яркие… (- Блестят!)

И качаются игрушки - флаги, звездочки, … (- Хлопушки!)

Нити пестрой мишуры, колокольчики…(- Шары!)

Рыбок хрупкие фигурки, птицы, лыжницы,…(-Снегурки!)

Белоус и краснонос под ветвями …(- Дед Мороз!)

Ну а елка, просто диво! Как нарядна, как …(-Красива!)

Вот огни зажглись на ней, сотни крошечных …(- Огней!)

Двери настежь, точно в сказке, хоровод несется в…(-В пляске!)

И над этим хороводом говор, песни, звонкий смех…Поздравляю с…(-Новым годом!)

С новым счастьем сразу…(- Всех!).

III. Итоги урока. - Чем отличается ель от сосны? – Какова польза хвойных деревьев? – Почему их нужно беречь?

IV. Просмотр мультфильма «Как ежик и медвежонок встречали Новый год».



Подписи к слайдам:

У меня в мешке подаркиКарамели, шоколадки.Вокруг ёлки хоровод,Что за праздник? … ***Мы сегодня так устали,Пели песни и плясали.Хоть зима, а здесь нам жарко.И в мешке нас ждут …
Отгадай загадки
Мы его сегодня ждём,Так давайте позовём.Он подарки нам принёс, Ну-ка дружно! … ***Время ёлку зажигать,Веселится и плясать.Крикнем мы на раз-два-триДружно ёлочка …
Отгадай загадки
Вся нарядная в игрушках,Вся в гирляндах и в хлопушках,Не колючая ни сколько,Ну конечно это … ***Один раз в году одевают нарядИз бус разноцветных, шаров и гирлянд.Сверкают огнями цветные иголки,Как звать тех красавиц, скажите мне?
Отгадай загадки
Все загадки были о прекрасном новогоднем празднике. Самым ярким атрибутом Новогоднего праздника, традиционно устанавливаемым в каждомгороде и доме, является, конечно, Новогодняя елка. И сегодня мы с вами поговорим о Новогодних деревьях и узнаемот кого и почему их надо беречь!
«Берегите природу! Защитите ель и сосну!»
Игровая экология 1-2 класс

- Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь? - Как вы думаете, почему эти деревья называют новогодними?
- Сосна и ель друг на друга похожи. - Подумайте чем? У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку: Елочка – короткая иголочка.Сосна – игла длинна.
- Какая из этих веток сосновая, какая еловая? - Почему вы так решили?
Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели, а это шишка сосны. Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить».-Как вы понимаете эту поговорку?
Ель – много елейСосна – много ….Снег – много …Хвоя – много …Шишка – много …Древесина – много …Ветка – много …Дерево – много …Корень – много …
Дидактическое упражнение «Один-много»К предложенным словам добавьте слово «много» и назовите заданное слово во множественном числе.
Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.
Ребята, почему нельзя срывать шишки с дерева? - Кому очень нужны шишки? Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев. А медведь любит лазать по этим деревьям и точить свои когти об стволы деревьев.
Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А у сосны корни очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.
Динамическая пауза проводится под песню «В лесу родилась елочка». Дети берутся за руки и встают в хоровод, а один ученик становится в центр хоровода и исполняет роль елочки. Под звучание песни дети напевают знакомые слова и водят хоровод.
Динамическая пауза «В лесу родилась елочка»
- Ребята, а для человека есть ли польза от этих хвойных деревьев? - Какая?Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни.   
Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои. Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». - Давайте подумаем, почему? - Чистый ли в городе воздух? - Чем он загрязняется? - А как деревья очищают воздух?
«Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?) Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»
Творческая игра «Сказка про елку»
И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат ели и сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.-Ребята, как можно сохранить елочки и сосны во время новогодних праздников?
Мне елку купили! А елка лесная осталась живая,Мне елку купили Стоит на опушке, макушкой кивая.В лесу на опушке ее не рубили. - Кому? – Никому! А сделали елку на добром заводе Просто – ветру, метели,Хорошие дяди, веселые тети. Такой же красивой не спиленной ели!Скорей приходите,Скорей поглядитеНа елку из тонких серебряных нитей:Вся в хвое мохнатой,Блестящей и пышной,Задень -И она зазвенит еле слышно.
«Живи елочка!»Стихотворение И. Токмаковой
Елка быстро получается,Если пальчики сцепляются.Локоточки поднимите,Ну а пальцы – разведите. - Ребята, нарисуйте свою Новогоднюю ель!
Пальчиковая гимнастика «Елка»
Есть одна игра для вас: я начну стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте! Хором дружно отвечайте:На дворе снежок идет, скоро праздник… Мягко светятся иголки, хвойный дух идет …Ветви слабо шелестят, бусы яркие… И качаются игрушки - флаги, звездочки, … Нити пестрой мишуры, колокольчики…Рыбок хрупкие фигурки, птицы, лыжницы,…Белоус и краснонос под ветвями …Ну а елка, просто диво! Как нарядна, как …Вот огни зажглись на ней, сотни крошечных …Двери настежь, точно в сказке, хоровод несется в…И над этим хороводом говор, песни, звонкий смех…Поздравляю с…..С новым счастьем сразу…
Игра «Елка»(Елена Благинина)
- Чем отличается ель от сосны? – Какова польза хвойных деревьев? – Почему их нужно беречь?
Итоги урока
Просмотр Мультфильма «Как ежик и медвежонок встречали Новый год»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Береги природу!"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Цель данного мероприятия: 1.Углубить знания учеников о природе; 2.Учить оценить свои поступки и поступки окружающих в природе; 3.Учить...

Берегите природу.Классный час . 4 класс Презентация

Классный час . 4 класс Берегите природу...

Экологический урок-игра в 4-м классе "Берегите природу"

Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей. Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, ...

Викторина во 2 классе "Берегите природу"

Викторина   во 2 классе "Берегите природу"   ...

"Берегите природу"

Творческие работы учащихся на тему "Берегите природу"...

Открытый урок: "Природа в опасности! Берегите природу!"

На этом открытом уроке использованы компьютерные технологиии, работа в группах, групповая работа, проектная деятельность по программе Школа России, 3 класс, Плешакков. Отличный урок, который можно исп...

Берегите природу! Берегите!

Мероприятие полно раскрывает бережное отношение окружающих к природе. Рассказывает о том, почему необходимо беречь природу....