Программа по здоровьесбережению: В здоровом теле,здоровый дух.
рабочая программа (1 класс) по теме

 Марина Викторовна

Предлагаю вашему вниманию программу по здоровьесбережению, так как я работаю уже много лет в школе, и сталкиваюсь с тем, что в школу приходят со слабым здоровьем. Данная программа по здоровьесбережению написана мною , участвовала в областном и всероссийском конкурсе, дипломирована .Программа обучения расчитана  на 3года. В данной программе  охвачена вся воспитательная деятельность с учащимися в начальной школе по здоровьесбережению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prgramma_2.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОР ПРОГРАММЫ: Свищёва Марина Викторовна.

Место работы:

                       ГБСКОУ школа - интернат «Перспектива»

          Воспитатель начальных классов  

      Адрес:       Самарская область

                      г. Новокуйбышевск

                      улица. Миронова  26 ( 6-46-90)

Программа формирования здорового жизненного стиля, здорового образа жизни, обучения жизненно важным навыкам.

Наименование программы:

« В здоровом теле, здоровый дух!»

Пояснительная записка.

Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство из социально-неблагополучных, неполных семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.

Необходимо отметить, что 15% детей не успевают с 1 класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам, в сочетании с неблагоприятными условиями в семье  это и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних   этапах обучения в школе.                                    

Основными факторами психофизической патологии у детей являются неврозы, психопатии, девиантное поведение, включая ранний детский    алкоголизм, никотиновую зависимость, недостаточная двигательная активность, несоблюдение гигиенических требований, неправильное питание. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога.

             Я являюсь воспитателем начальных классов и, приняв детей в первый класс, поставила для себя задачу: формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

            Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.

ЦЕЛЬ      ПРОГРАММЫ:

Содействие всестороннему гармоничному развитию личности, слагаемыми которой является: здоровье (психологическое и физическое), хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей знания и навыки в области здоровья, умение осуществлять полученные знания в жизни.

 

Задачи:

  1. профилактика  заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика;
  2. повышение двигательной активности младших школьников;
  3. формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;
  4. организация мониторинга здоровья и физического развития;
  5. просвещение родителей в вопросах, сохранения здоровья детей.

Ожидаемые результаты:

  1. положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;
  2. повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
  3. валеологическая просвещенность учащихся;
  4. увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
  5. повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

повышение приоритета здорового образа жизни.

Средства достижения цели:

Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.

Основные формы занятий: игра, заочное путешествие, защита проекта, сообщение доктора Айболита,  комбинированный урок, памятки, театрализованные представления.

Систематически  проводится  диагностика в начале учебного года с целью определения:

Индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.        Состояния здоровья.

Выбора оптимальных физических нагрузок с учетом индивидуального уровня развития  детей класса.  

Планирования оздоровительной работы с учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса.

Выявление интересов детей и родителей.  В конце учебного года (май) проводится повторное обследование и тестирование с целью:

  1. Определения динамики роста и развития всех показателей.
  2. Определения индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития и степени его гармоничности.
  3. Изучения влияния на ребенка факторов окружающей среды, учебно-воспитательной и двигательной деятельности.
  4. Определения оценки эффективности дифференциации учебного процесса, коррекционно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

5. На основании полученной информации и повторной диагностики можно определить направление работы на следующий учебный год в целом по учебно-воспитательному процессу.

     ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ.

Создание    оптимальных    санитарно-гигиенических  условий:

  1. соблюдение теплового режима (18-20 0С);
  2. поддержание в помещение класса, школы чистоты;
  3. соблюдение нормативов освещенности в классе;
  4. организация питьевого режима, качеством и разнообразием пищи;
  5. соблюдение гигиенических норм и правил учащимися;
  6. организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания учащихся;
  7. осуществление мер, предупреждающих распространение инфекции, заболеваний среди учащихся.

Сотрудничество с родителями

Здоровый образ жизни, который формируют у детей, должен находить ежедневную поддержку в семье, то есть закрепляться. Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе.

Работу предстоит организовать по следующим направлениям:

  1. формирование банка данных о семьях учащихся (социальный паспорт);
  2. организация родительского всеобуча;
  3. организация деятельности родительского комитета - индивидуальные беседы и консультации.

 

Реализация программы:

проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

санитарно-гигиеническая работа по организации  жизнедеятельности детей в школе;

   организация питания учащихся;

    проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;     организация   и проведение в классе мероприятий по профилактике -  детского травматизма на дорогах;

  организация и проведение профилактической работы с родителями;

   организация встреч родителей с медицинскими работниками;

   организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и т.д.) в рамках программы;

  организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

проведение физминуток, утренней зарядки, организация игр на переменах.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости. А также пробуждать желание прийти на занятие снова.

  Срок реализации:  2011-2014г

   Всего: 108 часов

Учебно-тематический план

        1 класс


Месяц


Внеклассная воспитательная работа.


Школьные мероприятия, работа врача, психолога, учителя.


Работа с родителями.


Сентябрь

1.Адаптация учащихся, знакомство с режимом дня школьника.

2. Беседа «Режим дня - здоровый образ жизни».

3.« Чистота-залог здоровья!» Практическая игра

4. Экскурсия к светофору. Просмотр фильма: «Азбука безопасности на дороге».


День Здоровья - школьный праздник.



Обследование психологом

Собрание »Мой ребёнок школьник»

Информация для родителей:            » Соблюдение режима дня».


Октябрь

1.Конкурс рисунков .                               «Овощи и фрукты, полезные продукты». Загадки на грядке

2. Познавательная игра:  «Витамины каждый день».

3.Праздник: »Путешествия к Мойдодыру»


4«Законы улиц и дорог»

Беседа врача о профилактике  простудных заболеваний.

Витаминизация медперсонал.

Разучивание песни »Хозяюшка» учитель музыки.

Роль закаливающих мероприятий в воспитании детей.



Ноябрь

1.Беседа «Режим дня - здоровый образ жизни».

2.Урок здоровья» Одевайся по сезону

2.Медконференция» Кто опрятен, тот приятен»


4.Деловая игра» Мы пешеходы»

Встреча с сотрудником ГИБДД.





Тренинги. Психолог.



Организация досуга детей в каникулярное время.

Беседа с родителями: «Одежда детей в осенне-зимний период».


Декабрь

1.Урок-занятие: »Умеем ли мы правильно питаться». Плох обед - если хлеба нет.

2.Трудовой десант «самый чистый класс»

3. Весёлые игры- соревнования, на свежем воздухе.

4.Инструктаж по электробезопасности, поведение на Елке

В столовой, контроль за организацией питания.

Занятия в спортзале» Мой весёлый, звонкий мяч»




Постройки из снега.


Меры профилактики простудных заболеваний.                   ( лекции  врача)

Советы родителям:

«Прогулки с детьми, как средство оздоровления.»



Январь

1.Классный час: »Поляна здоровья» Глаза- главные помощники человека.»

2.Лекция: »Чтобы уши слышали».

3.Страница» Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».

4.Инструктаж по т/б – проезд на транспорте.









Конкурс рисунков по дорожному движению

Вечер отдыха

Мама, папа, я дружная семья.

Спортивные состязания.



Февраль

1.Пзнавательная беседа:

Советы доктора Воды: »Чисто жить, здоровым быть».

2.Друзья: Вода и Мыло- игра.

3.Лекция-рассуждение: Поведение в школе, знаешь ли ты правила поведения. »Что такое хорошо, и  что такое плохо».

4Инструктаж: «Правила поведения в общественных местах».

«Дорога к доброму здоровью». Выставка литературы в библиотеке.

Консультация для родителей, по внешнему виду учащихся.


Круглый стол: «Наши успехи и неудачи»



Март

1».Как настроение?»- игра.

2.Диспут: »Надёжная зажита организма, здоровое питание.»

3.Игра- расследование: »Молодость и здоровье- нам с бабулей подспорье»

4.Инструктаж:»Осторожно, тонкий лёд!»


Профилактика эмоциональных стрессов. (психолог)


Витаминизация. Медперсонал



Родительское собрание:»Путь к сердцу ребёнка»



Апрель

1. Советы Доктора: »Уход за зубами».

Чтобы зубы были здоровыми.

2.Средства ухода за зубами. Практическое занятие.

3.Игра: »Болючка»


4. .Пожаробезопасность» Не шути с огнём»

Конкурс рисунков по дорожному движению









Акция »Огонь-добро, огонь- зло». Конкурс рисунков.



Индивидуальные беседы с родителями по ситуации. Помощь-консультация.




Май

1.Беседа: Как закаляться. Обливание и обтирание.

2.Ролевые игры:                         » Уроки здоровья».

3..Правила поведения в общественных местах.

4.«Будем плавать, загорать!»

Правила поведения на воде, в лесу во время отдыха.

День Здоровья.                                   Общешкольный праздник.



Экскурсии , выезды на природу.

Индивидуальная работа с родителями по организации летнего отдыха.

Всего за год: 36 часов.

2 класс


Месяц


Внеклассная воспитательная работа


Школьные мероприятия, работа врача, психолога, учителя.


Работа с родителями

Сентябрь

1.» Я выбираю движение»- подвижные игры на свежем воздухе».

2Беседа: Правила безопасного поведения на улице, дома.

3.Опасность в нашем доме. (Ситуационный классный час) Правила безопасного поведения на улице, дома.

4.«Азбука дорожного движения»- как вести себя на улице, дороге - правила пешехода.

«Когда огонь-враг». Встреча с представителем городской пожарной службы.

День Здоровья

Родительское собрание: »За здоровый образ жизни»

Октябрь

1.Урок-практикум: »Гигиена и здоровье»

2.Праздник: » Состязания здоровячков»

3.Полезная беседа:                         » Красивая осанка» упражнения для осанки.

4.« Безопасность на дороге»- движение учащихся группами.

Если в доме карантин. ( лекция врача)


Контроль за осанкой.

Информация для родителей» Соблюдение режима дня», помощь в составлении режима дня в выходные дни.

Ноябрь

1.Беседа- размышление; «Почему мы говорим неправду?» « Поможет ли обман?» ( примеры из личного опыта)

2.Обсуждение пословиц и поговорок» Неправда-ложь»

3 Диспут: » Если кому-нибудь нужна твоя помощь».»Спеши делать добро».

4.Кл. час. Правила поведения в общественном транспорте, правила пользования транспортом.

Весёлые старты, соревнования между классами. (учитель)

Встреча с родителями представителя правоохранительных органов. Консультация для родителей по воспитанию положительных привычек у учащихся.

Декабрь

1.Культура питания                     «Быстрый бутерброд, до добра, не доведёт».

2.Игры со снегом, снежные постройки, массовое катание с горки.

3.Познавательная беседа: »Детские шалости». «Огонь - опасная игра» - инсценировка.

4.Пожаробезопасность, правила тушения пожара. Оказание первой помощи.

Конкурс построек из снега.





Конкурс детских рисунков:

Конференция для родителей: Нравственность и безнравственность. Как помогать, ребёнку находить, грани между «белым» и «черным».

Январь

Медконференция: » Как сделать сон полезным».

Сон-лучшее лекарство.

2.Театрализованное представление: «Здоровый сон и   бессонница-старуха»!

3.Все на лыжи! Соревнования

4.Инструктаж: » Осторожно мороз!

Спортивные эстафеты на свежем воздухе.


 Семейный вечер отдыха

« С Новым годом!»

Февраль

1Лекция:»Причина болезни, почему мы болеем, последствия болезни».

2.Полезная беседа:                         » Прививки от болезней. Инфекционные болезни».

3.Игра. «Полезно – вредно!»

4. Дорожная безопасность. Причины ДТП

«В здоровом теле, здоровый дух».                       Состязания среди мальчиков

Консультация для родителей: Полезные советы»

Март

1.Беседа с обсуждением »Здоровые и вредные привычки».

2.Праздник »Вспомним старые, забытые игры».

3.Конкурс-причёсок для девочек »Волшебная расчёска»

4.. Чтение книги» Советы дяди Стёпы» обсуждение


Витаминизация- медперсонал


Тренинги -психолог

День открытых дверей (посещение уроков, самоподготовки)

Обсуждение, советы,

консультации.

Апрель

1Беседа размышление: »Нехорошие слова, недобрые шутки». «Вежливое общение.»

2..Диспут »Уважай себя, уважай других».

3.Правила поведения в школе и в свободное время, профилактика травматизма.

4.Деловая игра:» Чтобы огонь не причинил вреда».

Встреча с сотрудником ГИБДД


Игра «Красный, жёлтый, зелёный».

Родительское собрание: » Скучен день до вечера, коли делать нечего». Занятость учащихся после школы

Май

1 Обсуждение: »Дружба» »Друг в беде не бросит, лишнего не спросит»

2.Ролевые игры: «Учимся дружить»

3 Игра:» Свет-зелёный вам мигает, в путь –дорогу приглашает».

4.Правила поведения на воде, во время летнего отдыха. Дорожная безопасность.



День Здоровья.

Общешкольный праздник.


Конкурс рисунков на асфальте.

Собрание:

» Организация летнего отдыха детей».

Всего за год: 36 часов.

3 класс


Месяц


Внеклассная воспитательная работа


Школьные мероприятия, работа врача, психолога, учителя


Работа с

родителями

Сентябрь

1.Обсуждение:«Значение режима дня для школьника».

2.Классный час о правильном питании:

»Быстрый бутерброд, до добра не доведёт»

3.Консультация: »Безопасность в быту - это должен знать каждый, телефоны служб».

4.«Светофор - ребятам друг.»


День здоровья- Общешкольный праздник.


Контроль за осанкой.

Собрание:

» Вот и стали мы на год взрослее».

Октябрь

1.Устный журнал:                    »Чем заняться после школы» умей организовать досуг

2. Ситуационная игра: »Если тебя обидели»

3.Классный час» Дружбой дорожи».

4.«Правила учи - себя береги» (о Правилах безопасности)

Встреча с врачом

«Утренний и вечерний туалет»

Тематическая линейка: »Давайте жить по правилам».



Витаминизация-медперсонал

Родительское собрание: »Дружбы и ссоры в детском коллективе»

Ноябрь

1.Классный час: »Права и обязанности школьника»

2.Игра: » Передай добро по кругу». Учимся решать конфликты.

3.Занятия в спортзале, игры с мячом.

4.Уроки жизни:

«Школа безопасности».


Весёлые старты.


Как быть другом. (психолог).


Занятие-практикум: »Как помочь другу, если он попал в беду» Лекция - соцпедагога.



Встреча с сотрудником МЧС

Круглый стол: «Друзья наших детей». Помощь родителей в приобретении

ребёнком друзей.

Декабрь

1.Все на лыжи!

2.Знакомство »Лекарственные растения и их назначение».

3Инсценировка: » Где живут вредные привычки?» Умей сказать - Нет! вредным привычкам.

4.Инструктаж по электробезопасности. Правила безопасности на Новогодних праздниках.


 Конкурс:  « На лучшую зимнюю постройку из снега»


Беседа нарколога, о вреде для детского организма: алкоголя, курения, наркомании, и его последствии.

Родительское собрание: «Поошрение и наказание в семье.»

Январь

1.Беседа: »Моющие средства, их применение. Уход за вещами».

2.Беседа: »Уход за обувью, средство ухода за обувью»

3.Чтение книги: «Дорожная безопасность» Обсуждение. Рассматривание иллюстраций.

4.Разгадывание кроссвордов.

Конкурс детских рисунков по дорожному движению.

Физиология младшего школьника - советы на каждый день

Февраль

1Рассуждение: »Здоровье и вредные привычки». (обсуждение)

2Беседа:» Будем делать хорошо и не будем плохо».»Я и мои поступки».

3.Дорожные знаки. Пешеходный переход.

4.Рисунок-разяснение:»Мой путь в школу, безопасная дорога».

Консультация врача:

«Если вы заболели».


Витаминизация. Медперсонал



Круглый стол:

«Как привить ребёнку трудолюбие?»

«Непослушный ребёнок, что делать?»

«Разногласия в воспитании между родителями»

Март

1.Деловая беседа: «Права школьника»

2.Подвижные игры на улице.

3Классный час: «Где нас подстерегает опасность». (Разбор ситуаций)

4.Инструктаж: »Пожаробезопасность, не шути с огнём!»


«Семейные Весёлые старты»

Встреча с представителем пожарной службы.

Видеоролики о школьной жизни.


Практикум для родителей:


Школа здоровья

Апрель

1.Читайте на здоровье: Выставка книг: « Чтобы быть здоровым!»

 2.» В здоровом теле, здоровый дух». Сочинение.

3.Игра: «Компьютер, польза и вред».


4.Конкурс: «Умники и умнички», о правилах дорожного движения.

Профилактика детского травматизма. Внимание дети!

Инспектор ГИБДД.



Контроль за осанкой.

Тренинг-психолог

Собрание: »Как уберечь ребёнка от неверного шага». Неразлучные друзья - родители и дети.

Май


1Учебная игра.

« Ежели вы вежливы».      



2.Конкурс- общение: »Вещи, книги и тетрадки, содержи всегда в порядке!»

3.Правила поведения на дороге» Осторожно пешеход».

4.Правовые последствия для нарушителей.

День здоровья-Обшешкольный праздник.








Консультация: »Свободное время для души и с пользой».

Собрание: Организация летнего отдыха.

Всего за год 36 часов

Статистика заболеваемости, сравнение за последние 3 года, данные  по заболеваемости   берутся у медицинских работников.


     ГОД


ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА


( КЛАСС)


СРЕДНЕ СПИСОЧНЫЙ СОСТАВ.


ВСЕГО ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.


КОЛИЧЕСТВО ДНЕЙ ПРОПУЩЕННЫХ 1 РЕБЁНКОМ ПО ПРИЧИНЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.



Показатель на


1000


Распределение

детей по группам

        здоровья


 

III


IV   

 

Рекомендации школьного врача по группам здоровья:

                   

III группа

олигофрены

Сколиоз, синдром вегетативной дисфункции, хронический тонзиллит, декомпенсированная форма и т.д.

Создание комфортной окружающей среды, индивидуальный подход. ЛФК, массаж. Плавание. Подбор школьной и бытовой мебели, контроль за правильной осанкой. Избегать простудного фактора, закаливание. сезонное(осенью и весной)

противорецедивное лечение, наблюдение у специалистов.


IV группа


инвалиды

Индивидуальный подход. Создание благоприятных условий труда, быта, учёбы. Социальная адаптация, улучшение качества жизни. Наблюдение и лечение у специалистов.

Формы организации внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.

Место проведения

Время проведения

Форма организации.

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка,                                           физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен,                 уроки физкультуры.

Школа

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.

Семья

Вторая половина учебного дня.                 Выходные.

Прогулки, совместно с взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Школьные оздоровительные лагеря.

Каникулы.

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой  работы лагеря.

Организация работы с родителями

Родительское собрание.

«Свободное  время – для души  и  пользы».

ЦЕЛЬ:

  1. Представить родителям круг увлечений и способов проведения свободного времени учащимися.
  2. Показать роль  родителей в разумной организации свободного  времени  учащихся.

В  классе оформляется выставка своими руками.

ХОД.

  1. Вступительное слово классного руководителя.
  2. Анкетировании учащихся:
  1. В свободное время я больше все люблю…
  2. Мое любимое занятие…

Учащиеся посещают школьные кружки, представлена выставка детских работ, сделанная руками учащихся.

  1. Представление учениками наиболее интересных коллекций собранных ими.
  2. Выступление родителей, имеющих интересные совместные увлечения.
  3. Заключительная часть.

Благодарность родителей и детей за активное участие в собрании.

Литература: Махов  Ф.С. «Подросток и свободное время», 1982.

Воспитание школьника, 2000, № 6.

Родительское собрание- практикум.

«Общение  родителей  с  детьми».

ЦЕЛЬ:

  1. Стимулирование полноценного общения родителей и детей.
  2. развитие умения родителей видеть себя со стороны.

ХОД.

  1. Вступительное слово классного руководителя.
  2. выступление психолога о проблемах взаимоотношения между родителями и детьми.
  3. Работа  с  родителями.

Приглашаются родители и они  должны  выразить чувства невербально: изумление, тревога, злость, радость, огорчение, интерес.  Остальные присутствующие, отгадывают, какое чувство выражается.

  1. Игра «Банк».

ПООЩРЕНИЯ

Похвала (выражение радости)

Ласка (ласковые слова)

Развлечения (совместные прогулки)

Восхищение (публично проявление уважения)

НАКАЗАНИЯ

Лишений удовольствий, привилегий

Запрет на приятную деятельность

Смена дружеского тона на строгий

Наряд «вне очереди»

Подведение итогов собрания.

  1. Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми, найти совместные увлечения.
  2. Обратить внимание родителей на стиль общения.
  3. Напомнить о многообразии возможных форм поощрения ребенка.

Ожидаемые результаты.

        Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.

        Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.

        Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района. Собирается альбом со школьными фотографиями «Наша школьная жизнь»

        Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.

        Классный руководитель, по совместительству социальный педагог, выступал на методическом объединении учителей начальных классов школы.

        Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.

        Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.

Литература:

Махов Ф.С. «Подросток и свободное время», 1982.

Черемашкина Л.В. «Развитие внимания детей», 1997.

Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день», пособие для родителей и педагогов, 1997.

Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей», Ярославль, 199

Деятельность.

Вспомним старые забытые игры.

Игры для здоровья.

Цель:  Пропаганда  ЗОЖ.

1.Способствовать получению и расширению знаний о здоровье

2.Развитие навыков сотрудничества, общения в игре,  развитие координаций движения.

3.Умение действовать по правилу игры, умение управлять вниманием в условиях выполнения задания.

4.Формировать у учащихся значимость здорового образа жизни.

Зал украшен шарами, детскими рисунками по здоровому образу жизни.

Ход мероприятия:

 

Ребёнок 1

Чтобы громче пелись песни,

Жить,  чтоб было интересней,

Нужно сильным быть, здоровым!

Эти истины не новы.

Ребёнок 2

Со здоровьем дружен спорт

Стадион, бассейн и корт,

Зал, каток – везде вам рады.

За старание в награду

Будут кубки и рекорды.

Станут мышцы ваши тверды.

Ребёнок 3

Только помните, спортсмены

Каждый день свой непременно

Начинают с физзарядки.

Не играйте с дремой в прятки.

Вот здоровья в чем секрет!

Всем друзьям физкульт-привет!

Ведущий: Внимание! Внимание! Прежде чем игру начать надо нам ведущего отыскать, а как?

              А для этого у нас есть считалочки, которые использовали наши предки, да и вы наверняка знаете?  

Воспитатель, а вот и я вспомнила

Считалочка:

Дора, дора, помидора, мы в саду поймали вора, стали думать и гадать, как бы вора наказать?

Мы связали руки ноги и пустили по дороге

Вор шёл, шёл, и  корзиночку нашёл.

В этой маленькой корзинке есть помада и духи, лента кружева, ботинки, что угодно для души

Вот такие считалки используют, чтобы выбрать ведущего в игре.

Ведущий: Я вам ещё прочитаю одну считалку

              На золотом крыльце сидели

              Царь, царевич, король, королевич.

             Сапожник, портной, кто ты,

             Будешь такой.

Давайте встанем в круг и выберем ведущего.

Забегает зазывала: Подходи честной народ.

        Интересное вас ждёт!

        Не ради денег, не ради славы,

        А ради игр и забавы!

Ведущий; Поскорей порезвей, вставайте в круг, друг за дружкою вокруг.

Поиграем с вами игру, в которую все любят играть «Третий лишний».

Давайте вспомним правила игры, а ведущим мы назначим выбранного нами по считалке.  

 1.Игра» Третий лишний «   Игра          понравилась вам веселая, быстрая. Главное в игре не оказаться третьим лишним. В каждой игре есть правила, которые играющие должны соблюдать. Кто не соблюдает правил игры, могут исключить из игры.

Ведущий:

Я расскажу вам притчу: Жила семья и поздно вечером к ним постучались в дверь, кто там спросил хозяин?

 Мы. Любовь, Богатство и Здоровье. У нас только одно есть место, дочь сказала, давай впустим любовь, а жена сказала,  может богатство, а больная мать попросила здоровье. Вот видите, мы часто забываем о своём здоровье, и вспоминаем, когда нам становится плохо.

И чтобы не хворать, давайте порезвимся, я приглашаю вас поиграть.

Игра:

2.Кошки –мышки, по желанию выберем кошку и мышку, вспомним правила игры.

На праздник к нам пришла сама Русская зима.

Входит зима:

В жизни главное – здоровье,

Согласитесь, господа.

И к нему с большой любовью

Мы относимся всегда

Вам расскажем по порядку

Как здоровье сохранить.

Нужно день начать с зарядки,

Вслед за нами повторить:

Ноги шире, руки шире –

Три-четыре, три-четыре.

Начинаем приседать –

Раз-два-три-четыре-пять.

И с особым вдохновеньем

Дружно делаем вращенья:

Раз-два-три-четыре.

Не мешает нам порой

Поработать головой,

А еще точнее –

Поработать шеей.

Раз-два-три-четыре.

В заключении все вместе

Совершаем бег на месте.

Побежали, побежали!

На месте стой, раз-два!!

Вот окончена зарядка,

Ведущая

Да зима, ты рассказала много полезного нам, ведь зимой ребята часто простужаются и болеют. Ты так освежила, подбодрила ребят, мы хотим с тобой поиграть.

Очень часто за событиями и за сутолокой дней, старину не вспоминаем, забываем мы о ней. Предлагаю вспомнить игру «Гуси-Гуси» Выбор ведущего, волка, вспомнить правила игры.

3.Игра»Гуси-Гуси»

Входит витамин (дети)

«С» – важнейший витамин,

Всем вокруг необходим,

Лучше средства в мире нет

Укреплять иммунитет.

Каждый день съедай лимон –

Будешь крепок и силен,

Перестанешь ты болеть

И от счастья будешь петь!

Витамины группы «В»

Пользу принесут тебе.

Надо их употреблять,

Чтобы нервы укреплять,

Улучшать обмен веществ,

Уменьшать излишний вес.

Кстати, сбросить лишний вес

Можно вовсе без чудес.

Меньше кушать, больше спать,

В игры  разные играть.

 Дети:

В жизни нам необходимо

Очень много витаминов,

Всех сейчас не перечесть.

Нужно нам побольше есть

Мясо, овощи и фрукты –

Натуральные продукты,

А вот чипсы, знай всегда

Это вредная еда.

Ведущий; Что же меньше есть и меньше спать, и играть, играть, играть…

 Ну, что-же поиграем, в русскую народную игру «Жмурки»

Вспомним правила игры.

4.Игра»Жмурки»

Витамины принесли нам загадки.

А теперь загадки

Сидит дед, во сто шуб одет,

 Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

Круглая, как солнышко,

 С хвостиком на донышке.

 Желтенькая, гладкая,

 А откусишь – сладкая (репа)

Был ребенок –

 Не знал пеленок,

 Стал стариком –

 Сто пеленок на нем (капуста)

Лежит меж грядок, зелен и сладок (огурец).

Красная девица сидит в темнице,

 А коса на улице (морковь)

Растут на грядке

 Зеленые ветки,

 А на них

 Красные детки (помидор)

Снаружи красна,

 Внутри бела,

 На голове хохолок –

 Зеленый лесок (редиска)

 Что копали из земли,

 Жарили, варили?

 Что в золе мы испекли,

 Ели да хвалили? (картофель)

Слово спряталось куда-то,

 Слово спряталось и ждет:

 Пусть найдут меня ребята.

 Ну-ка кто меня найдет?

Песня-сценка на мотив «Антошка»

- Антошка, Антошка, пойдем варить картошку! (2 раза)

- Тили-тили, трали-вали.

Видишь, чипсы мне купили и на «Читос» денег дали.

Парам-пам-пам, парам-пам-пам.

- Антошка, Антошка, иди к нам есть окрошку (2 раза).

- Тили-тили, трали-вали.

Мне сухарики купили и на «Пепси» денег дали.

Парам-пам-пам, парам-пам-пам.

- Антошка, Антошка, пойдем играть немножко (2 раза)

- Тили-тили, трали-вали.

Ой, ребята, нету силы, я ходить могу едва ли.

- Парам-пам-пам, парам-пам-пам, парам-пам-пам.

 Вед: Ой, ленивый ты Антошка, а пойдешь с нами играть? Пойду!

5.Игра «ручеёк» Все играют в игру.

Мы с вами сегодня много полезного узнали, к нам приходило на праздник много гостей, мы с вами вспомнили много старых игр, в которые играли наши родители, можно ещё поиграть на улице в «Прятки», »Лапту», а мне хочется вам пожелать весёлого настроения и крепкого здоровья.

Спортивный праздник с учащимися класса

Состязания  здоровячков.

Мероприятие  предназначено для учащихся  1-4 классов.

Цели:

1.Формировать здоровый образ жизни, интерес к спорту.

2.Развивать спортивные умения и навыки, навыки  сотрудничества и общения в игре.

3.Формирование волевых привычек, умение подчиняться правилам.  

 Оборудование: 2 подноса; 2 полотенца; воздушные шары (по числу участников); 6 баскетбольных мячей; яблоки;   карандаши; брюки большого размера;  2 скакалки; 2 обруча; 2 больших пакета или мешка;  кубики; 2 ведра.

Место    проведения    мероприятия:       спортивный    зал школы.

Звучит мелодия песни «Если хочешь быть здоров».

Ведущий. Мы собрались для того, чтобы поближе познакомиться и крепче подружиться друг с другом. И неважно, кто станет победителем в этом, скорее шуточном, состязании. Главное, чтобы все мы почувствовали атмосферу праздника, атмосферу доброжелательности, взаимного уважения и понимания. Пусть эта встреча будет по-настоящему товарищеской. Я призываю команды к честной спортивной борьбе и желаю успеха всем!

Чтоб провести соревнованья,

Вам нужен опытный судья.

Такое, видно, уж призванье –

Судьей, конечно, буду я!

И еще хочу добавить

И арбитров вам представить.

Представление   жюри.

Ведущий. Итак, вы готовы? Но для начала наших состязаний всем необходимо дать клятву. Прошу приготовиться.

Торжественно клянемся участвовать в этих состязаниях, соблюдая правила, по которым они проходят, и уважая соперников...

Дети. Клянемся!

Ведущий. Клянемся бежать только в указанном судьей направлении - шаг вправо, шаг влево считается попыткой к бегству...

Дети. Клянемся!

Ведущий. Клянемся передвигаться только на тех конечностях, на которых разрешают правила...

Дети. Клянемся!

Ведущий. Клянемся использовать спортивный инвентарь строго по назначению - гирями более 16 килограммов в соперников не кидаться...

Дети. Клянемся!

Ведущий. Клянемся громче болельщиков не кричать, кроссовками в них не бросать...

Дети. Клянемся!

Ведущий. Итак, все готово! Мы начинаем.

Дети  делятся  на  две  команды.   Все  конкурсы  проходят под веселую  музыку.

Эстафета «Официанты»

Участники эстафеты должны пронести воздушный шар на подносе и полотенце на согнутой руке до ориентира и обратно, передав эстафету следующему игроку.

Конкурс «Крокодильчики»

Все участники команды выстраиваются друг за другом. Между ними зажаты воздушные шары, которые можно держать только спиной и грудью, не помогая руками. Необходимо игрокам добраться до ориентира и вернуться обратно.

Эстафета «Бег с тремя мячами»

На линии старта первый участник эстафеты берет сразу три баскетбольных мяча и, по сигналу ведущего, бежит с ними до ориентира. Оставляет их там, бежит обратно и передает эстафету следующему участнику. Тот должен доставить мячи обратно к линии старта. И так далее.

Эстафета «Накорми капитана»

На стуле, метрах в пяти от линии старта команды, сидит капитан, глаза у него завязаны. Каждый из участников эстафеты (также с завязанными глазами) добегает до капитана и кормит его яблоком (по одному укусу за один раз), возвращается назад и передает эстафету следующему игроку.

Конкурс с болельщиками

Болельщики делятся на две равные по численности группы. Каждой группе надо передать друг другу по цепочке карандаш, зажав его между верхней губой и носом и не трогая при этом руками.

Эстафета «Бег в брюках»

Участвуют одновременно по два человека от каждой команды. Один просовывает ногу в одну штанину брюк, другой - в другую. Таким образом они добегают до ориентира, возвращаются обратно и передают эстафету следующей паре.

Эстафета «Бег с мячом»

Участвуют одновременно по два человека от команды. Они встают лицом друг к другу, кладут руки друг другу на плечи. Им на руки кладется баскетбольный мяч. Таким образом участникам надо добраться до ориентира и вернуться обратно, не потеряв мяч, и передать эстафету следующей паре.

Эстафета «Найди пару»        .

У всех игроков нужно собрать по одному ботинку и  сложить их в большой мешок: у каждой команды - свой, Участники команд по очереди бегут к мешку, ищут свой ботинок, обуваются, возвращаются к команде и передают эстафету следующему игроку, до тех пор, пока все участники не будут обуты.

Ведущий. Вот и закончилась наша последняя эстафета. Подведение итогов.  Награждение победителей.) Сегодня мы все получили заряд бодрости, радости, а это самое главное для того, чтобы быть здоровым человеком. Мы поздравляем победителей и просим не унывать побежденных. Ведь самое главное - не победа, а участие и то, что мы с вами были вместе.

Основные рекомендации по гигиене зрительной работы (чтение, рисование, просмотр телепередач, игры на компьютере, и др.): освещенность рабочего места, расстояние от глаз до рабочей поверхности, гимнастика для глаз.

Гигиена сна. Гигиенические требования к проведению сна, гигиенические процедуры перед сном, продолжительность сна; индивидуальная постель; значение чистого воздуха в спальне.

Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко

        Вверх-вниз, влево-вправо

    Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Круг

  Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Часики

Развести пальчики и начать вращать, левый пальчик - по часовой стрелке, а правый - против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

Точечный массаж

Раз грудинку, два грудинку разотрем, расправим спинку.

Раз, два, три, четыре, пять надо кровь нам разогнать.

Растираем выше, выше осторожней и по тише

Точку гормональную, ямку простывальную.

Мышцы шеи раз-два-три справа, слева разотри.

Точку мы найдем за ухом и улучшим орган слуха

Три-четыре, пять и шесть мозгу надо пить и есть.

Где седьмой мой позвонок, где высокий бугорок,

Раз виток и два виток, вправлю нервный я поток.

По над бровную дугой водим нежно мы рукой.

Раз и два, раз и два не болела б голова,

Три – четыре, три – четыре лучше думать, дальше видеть.

Чтобы нам полней дышать надо ноздри потирать,

И при насморке, простуде эти точки не забудем.

У козелочка уха найдите точки слуха,

У козелочка уха потрите точки слуха.

Кисть руки в последней точке – табокерочке

Для активности потрите точку по стрелочке.

Сам себя я полечу, если очень захочу. 

Кратковременные физические упражнения  и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращения и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, в целом активизируя организм детей. Движение для игр-физкультминуток подбирается так, чтобы по своему характеру они были противоположны положению туловища, рук, ног, головы, движению, рук детей во время урока и снимали застойные явления,   вызываемые сидением за партой, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника.

Педагогическое внимание должно быть нацелено на соотнесения качества и числа игр во время физкультурных  пауз на уроках с днём учебной недели, сезонными и погодными условиями, эмоциональным настроением класса.

 

Физминутки

Сколько раз

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова нарубим.

Приседаем столько раз,
Сколько мячиков у нас.
Сколько покажу кружочков,
Столько сделаем прыжочков.

(Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста)

Мы словно деревья

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

(Дети выполняют движения вслед за учителем.)

Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов.

Кто стучит за окном?

Кто стучит за окном?

Дождь идет по траве.

(Постучать пальцами по парте.)

Кто шуршит за окном?

Ветер в мокрой траве.

(Махи руками вправо-влево.)

Кто журчит за окном?

Ручейки, ручейки.

(Перебирать пальцами по парте.)

Кто кричит за окном?

Стаи птиц у реки.

 (Руки согнуты в стороны, махи кистями.)

Кто молчит за окном?

(Поднять плечи и опустить.)

Так никто не молчит:

(Постучать пальцами по парте.)

Там и дождик стучит,

(Руки согнуты в стороны.)

Там и птица кричит.

(Махи кистями рук.)

Только я и молчу,

(Руки поднять вверх.)

Всех послушать хочу.

(Руки опустить вниз.)

Дыхательная гимнастика

Упражнение «НАСОС»

(накачивание шины).

И.П.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Сделайте легкий наклон вперед (руками тянуться к полу, но НЕ КАСАТЬСЯ его), одновременно резкий и короткий вдох носом во второй половине наклона.

Вдох должен кончиться одновременно с наклоном. Слегка приподняться (но НЕ ВЫПРЯМЛЯТЬСЯ) и снова наклон и короткий вдох с пола. Возьмите в руки свернутую газету или папочку и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Наклоны вперед делаются ритмично и легко. Низко не кланяйтесь, вполне достаточно наклона в пояс. Выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно через рот.

Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

Помните: «накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага..

Делать  подряд уже  не  8  вдохов-движений, а 16. Затем отдых 3-4 секунды, и снова 16 вдохов-движений. Это упражнение часто  останавливает приступ бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

НОРМА:   «прошмыгайга»   носом   6   раз   по 16.

Упражнение -      «Насос» можно делать стоя и сидя.

Ограничения:

  1. при травмах головы и позвоночника;
  2. при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении;
  3. при камнях в печени, в почках и мочевом пузыре.

Не кланяйтесь низко.  Наклон делается   едва заметный, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос (спина круглая, голова опущена).

Диагностическая методика  по Е.Д. Худенко

«Необитаемый остров»

ЦЕЛЬ: выяснить сможет ли ребенок принять в экстремальных условия правильное решение, решить возникшие проблемы.

        Учащимся дается задание представить и нарисовать необитаемые остров, на острове вы находитесь один, ваши действия, что вы будите делать?

        Учащиеся дали, следующие ответы.

Большинство учащихся нашли правильный выход из положения, это:  Ломакин С., Бескровная Я., Шевчук Н., Кириллин С., Чечин В., Попова Т., они бы разожгли костер, построили плот, смастерили бы лодку.

        Такие как Кленява К., Музаферов Д., Качан В.- играли бы (живут под родительской опекой), а Тряпицын С. – поплыл бы, что представляет угрозу жизни.

        Делая вывод: с ребятами предстоит еще большая воспитательная работа, чтобы дети не находились в унынии, а научились самостоятельно решать свои проблемы.

Паровозик.

Цель:  выявление нравственных качеств (доброты, справедливости, честности, умения прийти на помощь).

Маша, Лера            Андрей, Владик                                      Юра                     Лена

Эта методика способствует выявлению нравственных качеств личности, показывает над какими качествами ребенка нужно работать, как ребенок себя оценивает, помогает выявить не значительные качества ребенка.

Результат свидетельствует о необходимости работать по формированию качества взаимопомощи, чувства товарищества, стремления к взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, различать хорошие и плохие поступки.

Экран  нашего настроения.

        Вывешивается экран с фамилиями, дети каждый день отмечают свое настроение, итог подводится в конце недели.

        Учащийся выбирает цвет, к которому наиболее склонен в этот день, который ему больше нравится.

        В случае обнаружения у ребят тревожных результатов, выявляются причины неблагополучного состояния, настроения.

              - красный – радостный, весёлый.

             - желтый – оживлённый, игривый.

        - зелёный – спокойный, уравновешенный.

              - синий – грустный, тревожный. 

               - черный – обиженный, неудовлетворенный.

Ф.И.

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Птн.

Причины неблагополучия настроения у учащихся

Савин Андрей

Плохая обстановка дома

Бердников Юра

Марьина Лена

Журавлева Маша

Качан Лера

Мишин Влад

Мальчик заболел, плохо себя чувствовал.

Библиография

1. Валеология: Учеб. Пособие.  Под редакцией В.П.Соломина, Ю.Л.Варламова. – Спб., 1995.

2. Ворочай А.В. «Дорогая сигарета», М., 2004 г.

3. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.

4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита - СПб.,1997.

5. Ковалько. В.И.»Здоровьесберегающие технологии…» Москва, «ВАКО» 2007 г.

6. Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.

7. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья - СПб.,1998.

8. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.

9. Составитель Долгопол О.Н. «Работа с родителями по профилактике наркоманов у детей и подростков» К-д, КОИПК и ПРО, 2005

10. Турунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям.- М.,1996

11. Яровая Л.Н., Ширенко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 3 класс». «Внеклассные мероприятия. 4 класс», «Внеклассные мероприятия. 2 класс» Москва, «ВАКО» 2007 г- 2008 г.

12. С.К. Якуб «Вспомним забытые игры».

13.Журналы: Педсовет: №8 август 2008г, №5 май 2004г ,№8 август 2009г.

14. Школьные игры и конкурсы №1 январь 2011г

15.Махов Ф.С. «Подросток и свободное время», 1982.

16.Черемашкина Л.В. «Развитие внимания детей», 1997.

17.Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день», пособие для родителей и педагогов, 1997.

18.Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей», Ярославль, 1996

Формы работы с родителями

Клуб молодой семьи

Родительские собрания

Совместные праздники

Консультации

Посещение семей на дому

Творческие встречи

Диспут

День

открытых дверей

Круглый стол

Психолого-педагогическая конференция

Вагон Доброты

Вагон Щедрости

Вагон Помощи

Вагон Честности

Вагон Дружбы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина о здоровом образе жизни: «В здоровом теле – здоровый дух»

Викторина о здоровом образе жизни: «В здоровом теле – здоровый дух»...

Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух»      для учащихся 1-4 классов...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС. Программа здоровьесбережения «В здоровом теле –здоровый дух» (из опыта работы)

Целью  настоящей программы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участн...

Программа по здоровьесбережению младших школьников « В здоровом теле, здоровый дух!»

Здоровый образ жизни! Так, какой образ жизни можно назвать здоровым? Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и...

Урок ."Строение тела человека. В здоровом теле, здоровый дух.»"

УМК "Школа России",Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....

"Строение тела человека.В здоровом теле, здоровый дух." презентация к уроку

УМК "Школа России", Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....

Программа по здоровьесбережению младших школьников « В здоровом теле, здоровый дух!»

Программа по здоровьесбережению младших школьников « В здоровом теле, здоровый дух!»...