"Чудесны времени шаги!"
план-конспект урока по теме

Ермошина Наталья Анатольевна

Конспект урока по развитию речи. Цель: обогащение представлений учащихся о времени.

Задачи: - формирование умения рассуждать, делать логические выводы.
                - развитие творческого воображения
                - воспитание навыков самостоятельности, бережного отношения ко времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu_vremya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. – Сегодня мы опять открываем двери творческой мастерской. На нашем необычном уроке в обычной школе мы будем говорить о времени. Запишите тему урока: «Чудесны времени шаги!»

На уроке мы будем развивать творческое воображение, речь, обогащать представления о времени.

Я мастер, вы мои подмастерья. От того, как вовремя и интересно вы будете высказывать свои мысли, как будете мне помогать, зависит, будет ли наш урок интересен вам самим.

Итак, в путь.

II. Сколько раз пытался я ускорить

    Время, что несло меня вперед.

    Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,

    Чтобы слышать, как оно идет.

- Это отрывок из стихотворения С. Я. Маршака (Кстати, на этом уроке мы часто будем обращаться к его стихам о времени.)

Вы знаете такое выразительное средство как олицетворение. Давайте вспомним, что это такое.

(Да, неживой предмет наделили качествами живого лица.)

- Скажите, а какой предмет оживил в этом отрывке Маршак?

В словаре С. И. Ожегова дается несколько значений слова «Время».

Время – форма существования, продолжительность чего-нибудь,                                            промежуток той или иной деятельности;

                определенный момент, в который что-нибудь происходит.

- Мы с вами потом поговорим обо всех из них. Все эти значения говорят о времени как о неодушевленном понятии.

III. – А мы поговорим (и согласимся с С. Я, Маршаком) о том, что время живое, оно может двигаться.

- Назовите глаголы, обозначающие движение. Что может делать время?

(На доске картинки – время бежит, летит, ползет.)

- Вы сидите по командам. Каждой из команд я даю задание: одна объясняет, когда время бежит и летит, вторая – когда ползет. Третья команда получит задание после того, как мы поговорим ещё вот о чем.

- Посмотрите на доску. Тут записаны несколько профессий. Выберите, пожалуйста, одну, которую и выбрало для себя время.

(Токарь, шофер, врач.)

- Почему врач?

Третья команда, посовещайтесь и объясните, когда время лечит.

- Но время может и наказывать. Часто бывает в жизни, что мы кого-то незаслуженно обидели. Проходит время, ты поймешь это, но человека может не быть рядом. Так что старайтесь не обижать друг друга, но если такое вдруг невольно случилось, никогда не поздно попросить прощения.
IV. Итак, видите, сколько всего может сделать время. Великое время. Всемогущее время. Оно бежит, летит, ползет, наказывает, лечит.

(Записать глаголы в тетрадь.)

Но оно может изменить и нашу внешность. Когда это происходит?

(Мои фото.)

V. Мы стареем, здания разрушаются, цветы вянут, реки мелеют, а время живет.

- А вы не знаете, почему мы говорим о времени, а у меня в руках резинка?

(Время может растягиваться.)

Вот об этом ещё одно стихотворение Самуила Маршака:

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

- А теперь внимательно перечитайте первую строфу. От чего же зависит то, что время может растягиваться?

(От того, что мы заняты.)

- Прочитайте последнюю строфу. Скажите, долгие минутки какая команда возьмет себе? Та, что объясняла, что время летит или та, что объясняла, что время ползет. А краткие часы? Почему часы краткие? Они ведь длиннее минут.

- А теперь внимательно прочитайте вторую строфу. Каждый человек должен быть занят делом, чтобы время не было «ненагруженным», пустым. Никогда не бывает время пустым у талантливых людей – поэтов, художников. Они всегда в работе, в творчестве. Они понимают, что время может растаять, его может не хватить. Так считал, например, испанский художник Сальваторе Дали.

(Раздать репродукцию.)

- Перед вами репродукции картины художника. Видите, как утекает время? Свою картину Дали назвал «Пространство памяти».

VI. Память и время.

Почему эти два слова мы можем объединить?

Время не дает нам забыть ни счастливые моменты истории, ни страшные, кровопролитные военные. Вспомните, к какой великой дате мы приближаемся?

(На доске – 65 лет.)

Видите, прошло 65 лет, а мы не забыли той войны и той Великой Победы.

Люди, покуда сердца стучатся,

Помните,

Какою ценой завоевано счастье.

Заклинаю вас, помните.

VII. – И опять я обращаю ваше внимание на то, что время может многое… Бежать, нестись, лететь, ползти, лечить, наказывать. Согласитесь ли вы со мной, что время живое? Перед вами листочки, и я хочу, чтобы вы написали сочинение-рассуждение о времени. Почему вы считаете, что оно живое? А раз живое, как надо к нему относиться?

VIII. Итог урока.

Итак, важно оно – время? Давайте попытаемся хоть на время задержать время. Чтоб не летело оно, не бежало, не неслось, чтобы оно, пускай не навсегда, но остановилось, чтобы всегда оно было нашим другом. Сожмите кулачки, не отпускайте:

Столетия разрешаются от бремени.

Плоды приносят год, и день, и час.

Пока у нас в руках частица времени,

Пускай оно работает на нас!

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

Урок математики. Единицы времени. Минута. Соотношение между единицами времени.

Цели урока:воспитание познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, культуры мышления, речи, поведения;воспитание заботы о своём здоровье;развитие навыков самостоятельной работы, са...

Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. «Крутим,барабан времени» С. Маршак «И поступь, и голос у времени тише...», картина М. Шагала «Часы с синим крылом».

Данный урок открывает курс литературного чтения в 4 классе по учебнику В.Ю. Свиридовой. Очень важно настроить детей после длительных каникул на серьёзную работу, поэтому урок строится на постоянном ср...

Презентация к уроку литературного чтения по теме " Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. «Крутим,барабан времени» С. Маршак «И поступь, и голос у времени тише...», картина М. Шагала «Часы с синим крылом».

Данная презентация является своеобразным комментарием к уроку. Здесь отражены основные моменты урока. Идёт тесная  связь с прошлым учебным годом.  Презентация служит напоминанием того, что д...

Конспект занятия по развитию речи "Составление сюжетного рассказа "К нам весна шагает быстрыми шагами".

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие»    (развитие речи) в старшей группе. Тема нед...

Научно-практическая конференция «Шаги к успеху» Проект "МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В РОБОТОТЕХНИКЕ"

Робототехника - это направление, которое позволяет создавать с помощью образовательных конструкторов различные виды роботов, моделировать их движения, программировать их с помощью компьютера. Конструи...