СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
статья по теме

Стреблянская Вероника Артуровна

Примеры зрительных гимнастик. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zritelnaya_gimnastika.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИАЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ  НОРМАЛИЗАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 

Упражнения для развития устойчивости к утомлению (Г. Г. Демирчоглян, 1997)

И.п. – исходное положение

1. И.п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 с., а затем открыть их на 3 – 5 с.. Повторить 6 – 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

2. И.п. – сидя. Быстрые моргания в течение 1 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

3. И.п. – стоя. 1 – смотреть прямо перед собой 2 – 3 с., 2 – поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, 3 – перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 с., 4 – опустить руку. Повторить 10 – 12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. И.п. – сидя. 1 – смотреть прямо перед собой 2 – 3 с., 2 – перевести взгляд на кончик носа на 3 – 5 с.. Повторить 6 – 8 раз. Упражнение развивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

5. И.п. – сидя. 1 – закрыть веки, 2 – массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6. И.п. – стоя. 1 – отвести правую руку в сторону, 2 – 4 медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10 – 12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

7. И.п. – стоя. 1 – поднять правую руку вверх, 2 – 4 медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10 – 12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального действия и совершенствует их координацию.

8. И.п. – сидя. 1- тремя пальцами каждой руки легко нажать на вернее веко, 2 – спустя 1 – 2 с. Снять пальцы с век. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

9. И.п. – сидя, голова неподвижно. 1 – вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо, 2 – производить рукой на расстоянии 40 – 50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца, 3 – проделать тоже упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Упражнение развивает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3 – 6 раз.

10. И.п. – сидя. «Пальминг». Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5 – 10 секунд, положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность 20 – 30 секунд. Упражнение на расслабление.

С. Багайка (2001) при пальминге, рекомендует не концентрировать внимание на глазах, а мысленно представить предметы, окрашенные в черный цвет – платье из бархата, черная шляпа и т.д. Достаточно трех таких мысленных картин. Чем дольше вам удается удерживать черное пятно, тем более эффективным окажутся упражнения.









 Упражнения на улучшение циркуляции крови в органе зрения

  1. Сомкните веки обоих глаз на 3—5 секунд; повторите 6—8 раз.
  2. Быстро моргайте глазами в течение 10— 15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалами в 7—10 секунд.
  3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.
  4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1—3 секунд.
  5. Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторите 6—8 раз.


 Упражнения на снятие зрительного утомления

Упражнения выполняйте через каждые 20—25 минут зрительной работы.

Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.

  1. Совершите 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа — налево, затем слева — направо.
  2. Совершите 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх — вниз и вниз — вверх.
  3. Совершите 15 круговых вращательных движений глазами слева — направо.
  4. То же самое, но справа — налево.
  5. Совершите по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны.



Общеукрепляющие упражнения для глаз

  1. Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.
  2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.
  3. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2—3 сек., потом прикрыть веки и опять открыть.
  4. В течение 5 сек. смотреть обоими глазами на переносицу.
  5. Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.



Методика проведения упражнений, рекомендуемых для профилактики утомления
Упражнения проводятся в течение 2—3 мин.

  1. Исходное положение (и. п.) — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, выдох. Повторить 5—6 раз.
  2. И. п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза, затем открыть веки. Повторить 4 раза.
  3. И. п. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.
  4. И. п. — сидя. Посмотреть прямо перед собой на классную доску 2—3 сек., поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 15—20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 сек., затем опустить руку. Повторить 5—6 раз.
  5. И.п. — сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить (выдох). Повторить 4—5 раз.


* * *

1. И. п. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 сек., затем открыть глаза на 3—5 сек. Повторить 6—8 раз. 

2. И. п. — сидя. Быстрые моргания в течение 1—2 мин. 

3. И.п. — стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2—3 сек., затем поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3—5 сек., после чего опустить руки. Повторить 10—12 раз. 

4. И. п. — стоя. Вытянуть руку вперед, посмотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенный на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения. Повторить 6—8 раз. 

5. И. п. — сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 минуты. 

6. И. п. — стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, смотреть двумя глазами на палец 3—5 сек., затем прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3—5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3—5 сек.

Аналогично повторить, смотря левым глазом на палец вытянутой левой руки. Повторить 5—6 раз.


Упражнения на улучшение процесса аккомодации

  1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2—3 секунд, затем переведите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25—30 см, через 3—5 секунд руку опустите; повторите так 10—12 раз.
  2. Обоими глазами смотрите 3—5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; так 6—8 раз.
  3. В течение 3—5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3—5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз. Повторите 6—8 раз.
  4. «Метка на стекле». Находясь в 30—35 см от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3—5 мм, затем, вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте в окне какой-нибудь объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 2—3 секунды, затем переведите взор на намеченный объект на 1—2 секунды, после чего поочередно переводите взгляд то на метку, то на объект. В первые два дня тренируйтесь по 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10—15 дней. Упражнение можно выполнять 2—3 раза в день.
  5. Взгляд переводить с кончика носа на линию горизонта и наоборот. После упражнения расслабить глаза.



Упражнения на расслабление глаз

  1. Встать или сесть спокойно и устойчиво, можно лечь на спину. Желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света.
  2. Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами. Почувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах.
  3. Лицо и тело также пусть расслабятся. Это даст дополнительный отдых, но все внимание должно быть сосредоточено на расслаблении глаз. Чувство тепла и тяжести должны сменить легкость и невесомость, а в дальнейшем — полная потеря ощущения глаз.


 Концентрация на пламени свечи

Упражнение 1. 

Установить зажженную свечу на уровне головы или несколько выше, на расстоянии от 0,5 до 1 метра от лица – как удобнее. Классически оно должно быть равным расстоянию от глаз до лобка. Принять устойчивую позу и, не моргая, смотреть на свечу. В это время, по возможности, не должно быть никаких отвлекающих факторов. Упражнение обычно выполняют вечером, после захода солнца, в полутьме или темноте.

Внимательно вглядываться в пламя, стараясь сузить площадь зрения до минимума. Глаза должны быть широко открыты, моргать нельзя. Язык пламени при этом превратится в одно яркое пятно, которое будет расти по мере тренированности. В идеале пятно должно занять все поле зрения. Это состояние йоги могут удерживать долго, до получаса и более.

Голова должна быть свободна от навязчивых мыслей. Нужно научиться не думать ни о чем постороннем во время упражнения, а просто смотреть. Это очень трудно, и навык приходит лишь после длительной практики. Сначала мысли будут самые различные, но не надо раздраженно пытаться отбросить появившуюся мысль: это совершено бесполезно. Лучше попробовать про себя улыбнуться и переключиться на центр пламени, стараясь увидеть в нем НЕЧТО. Желательно отделять себя от своих мыслей, оценивать все как бы со стороны и неизменно доброжелательно.

Первые несколько недель смотреть на пламя нужно до тех пор, пока глаза не устанут. В дальнейшем это время может быть от 10 до 15 минут и более, в зависимости от поставленной задачи. Категорически запрещается заниматься через силу. При появлении рези и слез необходимо закрыть глаза и мысленно продолжать «смотреть» на свечу, пока воображаемое светлое пятно между глазами не исчезнет. Надо стараться с каждым разом увеличивать это время «остаточного свечения» и «видеть» пламя как можно четче.

Очень важно все время держать спину и голову прямо. Обнаружив, что спина согнулась, а голова опустилась, следует немедленно выпрямиться. После упражнения обязательно расслабить глаза.


Упражнение 2.

К фиксации взгляда на отраженном свете можно приступать через несколько месяцев практики сосредоточения непосредственно на пламени свечи. Техника выполнения упражнения аналогична описанной выше, но взгляд фиксируется не на языке пламени, а на его отражении в воде. Для этого используют любую широкую чашу, тарелку или таз, налив тда воды. Смотреть надо под углом примерно 30 градусов к поверхности воды. 

 Концентрация на солнце

Упражнение выполняется утром или вечером, когда солнце касается линии горизонта, т. е. в интервалах получаса после восхода или получаса перед закатом. Йоги предпочитают утреннее солнце. Смотреть на яркое солнце в течение дня нельзя!

Принять любую устойчивую позу, выпрямить спину или голову. Посмотреть на солнце. Внимательно вглядываться в центр солнца, стараясь уменьшить поле зрения до размеров солнечного диска. Смотреть широко открытыми ненапряженными глазами, не моргая. Когда появится чувство, что вот-вот выступят слезы, закрыть глаза, удерживая мысленный след солнца между бровями. Глаза должны быть расслаблены.

Если смотреть непосредственно на солнце невозможно, следует фиксировать взгляд в пространстве рядом с солнцем, постепенно сокращая расстояние. При небольшой выдержке упражнение лучше повторить несколько раз. Затем расслабить глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Структура зрительного анализатора человекаРабота тифлопедагога по развитию зрительного восприятия.Лечебные компьютерные программыРазвивающие компьютерные игрыРазработки в программе Microsoft Off...

Современные подходы к организации специальной поддержки детям с нарушениями зрения в условиях школьного обучения

Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за о...

Особенности развития речи детей с нарушениями зрения

В материале освещены основные вопросы особенностей развития речи детей с нарушениями зрения....

Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения.

Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения....

Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Подготовила:  сопровождающий тьтор класса 1.8 Головкова Татьяна НиколаевнаВ последние год увеличилось колич...

Совместное адаптационное мероприятие для родителей и детей I младшей группы «Капелька» (для детей с нарушением зрения)

Мероприятие направлено на формирование благополучного взаимодействия между  родителем и ребёнком с нарушением зрения....