Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
статья на тему

 

  1. Структура зрительного анализатора человека
  2. Работа тифлопедагога по развитию зрительного восприятия.
  3. Лечебные компьютерные программы
  4. Развивающие компьютерные игры
  5. Разработки в программе Microsoft Office PowerPoint 2007.

В статье описаны различные мультимедийные пособия и лечебно-развивающие программы, используемые в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения в детском саду и начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

  1. Структура зрительного анализатора человека
  2. Работа тифлопедагога по развитию зрительного восприятия.
  3. Лечебные компьютерные программы
  4. Развивающие компьютерные игры
  5. Разработки в программе Microsoft Office PowerPoint 2007.

  1. Структура зрительного анализатора человека.

Человек воспринимает внешний мир с помощью 5 внешних органов чувств - обоняние, осязание, вкус, зрение, слух. Зрение - это самый важный орган чувств, поэтому оно заслуживает исключительного внимания. Орган зрения состоит из 4-х частей:

 1) глазное яблоко;

 2) проводящие пути - зрительный нерв;

 3) подкорковые центры;

 4) высшие зрительные центры в затылочных долях коры больших полушарий.

       Глазное яблоко имеет три оболочки: наружная(роговица и склера), средняя (сосудистый тракт), внутренняя (сетчатка). Внутри глазного яблока водянистая влага, хрусталик, стекловидное тело, сосуды и нервы. Природа создала глаз шарообразным. Поэтому он может без труда вращаться вокруг трех осей: вертикальной, горизонтальной и оси, совпадающей с оптической осью глаза. Глазное яблоко двигается за счет глазных мышц. Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая - вверх и низ, а третья вращает его относительно оптической оси. Сами глазодвигательные мышцы управляются сигналами, поступающими из мозга. Эти три пары мышц служат исполнительными органами, обеспечивающими автоматическое слежение, благодаря чему глаз легко может сопровождать взором летящую птицу или самолет. Глазодвигательные мышцы, самые быстродействующие в организме человека. Осматривая картину, глаз перемещается скачкообразно, совершая до 120 скачков в минуту. Микродвижения глаз играют важную роль в зрительном восприятии. Стоит создать условия, при которых рассматриваемый объект станет неподвижным по отношению к сетчатке, как на соответствующем участке ее образуется ”пустое” поле, и глаз перестает различать этот объект. Так же  глазодвигательные мышцы могут помогать хрусталику глаза фокусировать изображение на сетчатке, когда предметы находятся на разном от глаза расстоянии. Мышцы слегка ”растягивают” или ”сжимают” глазное яблоко, перемещая тем самым сетчатку глаза, удаляя или приближая ее к хрусталику.

Ясное и четкое видение разноудаленных предметов обеспечивается благодаря изменению кривизны хрусталика, а значит, и его оптической силы с помощью сокращения или расслабления особой мышцы, находящейся вокруг хрусталика. Этот процесс называется аккомодацией. Это важнейший регулятор функции зрения.

К зрительным функциям относится:

-центральное зрение (острота зрения), которая  позволяет определить предмет, форму, цвет, яркость.

-периферическое зрение, которое дает возможность ориентироваться в пространстве (поле зрения). Обе функции дополняют друг друга.

-светоощущение (способность глаза к восприятию света различной яркости).

-цветоощущение - это способность глаза различать цвета и играет большую роль в различных областях жизнедеятельности. Цветовое зрение не только существенно расширяет информативные возможности зрительного анализатора, но оказывает несомненное влияние на психофизиологическое состояние организма, являясь в определённой степени регулятором настроения. Восприятие глазом того или иного цветового тона зависит от длины волны излучения. Можно условно выделить три группы цветов: длинноволновые - красный и оранжевый; средневолновые - жёлтый и зелёный; коротковолновые - голубой, синий, фиолетовый.

         Существуют различные виды зрительных нарушений.

 Амблиопия - это различные по происхождению формы снижения остроты зрения при отсутствии видимых анатомических нарушений глаза (сетчатка не изменена). Затруднен процесс рассматривания мелких деталей объектов, нарушение восприятия формы и величины, замедлен процесс восприятия, нарушены прослеживающие функции глаза. Цвет воспринимается адекватно.

Различают следующие виды амблиопии:

Дисбинокулярная (развивается вследствие косоглазия).

Обскурационная (развивается в результате помутнения оптических сред глаза).

Рефракционная (вследствие аномалии рефракции).

Истерическая (функциональные расстройства на почве истерии).

При наличии косоглазия отмечается нарушение бинокулярного зрения. Причиной косоглазия является поражение зрительной и глазодвигательной систем. Бинокулярное зрение - сложная деятельность зрительной системы, направленное на восприятие внешнего мира одновременно двумя глазами при условии слияния изображения в единый образ.

Косоглазие - нарушение способности видеть изображение двумя глазами, нарушение бинокулярного зрения, нарушение   пространственного видения, восприятия движущихся объектов,  нарушение фиксации взора. Цвет воспринимается адекватно.

Косоглазие бывает:

Мнимое - оптические и зрительные оси не совпадают, бинокулярное зрение сохраняется.

Скрытое (гетерофория) - нарушение мышечного равновесия.

Паралитическое  - нарушение иннервации и поражения мышц.

Содружественное - сходящееся, расходящиеся, с вертикальным компонентом, с амблиопией и без амблиопии.

Монокулярное, двухстороннее, альтернирующее. Лечение косоглазия направлено на восстановление правильного положения глаз и развитие бинокулярного зрения.

Основные этапы лечения. 

Комплекс плеопто - ортоптоптических упражнений имеет цель повысить остроту зрения косящего глаза, обеспечить устойчивую зрительную фиксацию, развить подвижность глаз.

Плеоптическое лечение направлено на повышение зрения амблиопичного глаза. Лишь при остроте зрения 0,3 - 0,4 и выше возможна нормальная совместная работа глаз. Наиболее эффективным и простым методом лечения является метод прямой окклюзии. Он заключается в выключении из акта зрения лучше видящего глаза.

Применяется также лечебный приём, названный локальным засветом. Суть способа заключается в раздражении центральной ямки сетчатки светом импульсной лампы большого безрефлексного офтальмоскопа, в результате чего происходит растормаживание функций сетчатки и повышения остроты центрального зрения.

Ортоптическое лечение заключается в восстановлении способности к слиянию двух изображений в одно.

Стереоптическое лечение. Основной особенностью стереоскопического зрения, позволяющего воспринимать окружающий мир в его трёхмерности, является совместная работа глаз.

  1. Работа тифлопедагога по развитию зрительного восприятия.

     Типы коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия:

- Формирование предметных представлений и способов обследования предметов.

-  Формирование зрительных сенсорных эталонов.

-  Развитие сюжетного изображения.

-  Развитие глубины пространства.

-  Развитие зрительно-двигательной координации.

- Формирование пространственных представлений и развитие навыков зрительно-пространственной ориентировки.

        Тифлопедагог в коррекционно-педагогическом процессе развивает и совершенствует все свойства восприятия: расширяет объем восприятия,

работает над увеличением скорости восприятия при опознании предмета,

совершенствует предметность восприятия при опознании предмета,

развивает сукцессивность  и симультанность в процессе восприятия, которые обеспечивают способность одновременного видения целого или его частей.

Зрительная система функционирует в глубокой взаимосвязи с другими системами и, прежде всего с  сенсорными. Сенсорная система человека является неотъемлемой частью целостного, личностного развития индивидуума. Развитие сенсорной системы человека с одной стороны обеспечивает  всестороннее развитие человека, а с другой стороны уровень развития в целом. Тифлопедагог в коррекционно-педагогическом процессе развивает зрительное восприятие на основе активизации всех психических процессов.

Задачи работы тифлопедагога:

-Обогащение зрительно-чувственного опыта восприятия пространства.

-Активизация не только остроты зрения, но и других зрительных функций (цветоразличение, расширение поля зрения, развитие глазодвигательных функций).

-Дополнительные дидактические задачи: развитие психических  процессов (внимание, память).

-Развитие зрительно-моторной координации (согласованные действия руки и глаза, действие мышкой в одной плоскости и осмысление в др. плоскости).

 -Подготовка к школе, списывание с доски в тетрадь без определенных затрат.

-        Формирование моторной координации и совершенствование глазомерных действий.

-        Становление эмоционально-волевой сферы. При гиперактивности - регуляция волевой сферы, усидчивость.

-         Улучшение психических процессов (произвольность внимания и памяти).

-        Развитие личности ребенка – воспитание самостоятельности, активности.  

-        Развитие ориентировочно-поисковой функции зрительного восприятия (устанавливать и удерживать взор ).

-        Развитие  отдельных  зрительных функций (острота зрения, поле зрения, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение, аккомодация, конвергенция).

-        Активизация корковая деятельность -  процесс опознания и узнавания (шар-круг, плоскость - объем).

-        развитие информационной познавательной функции через активизацию зрительного восприятия  как психического процесса.

-        Зрительно-пространственное восприятие - отражение объективной

   В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции.

3. Лечебные компьютерные программы.

          Сегодня компьютеры применяются в самых различных областях деятельности человека. Использование современной компьютерной техники позволяет развить традиционные методические подходы к лечению амблиопии и косоглазия. Компьютерная программа - одно из средств педагогического воздействия. Преимущество компьютерных технологий включают в себя:

  1. Разнообразие зрительных стимулов.
  2. Интерактивный характер упражнений.
  3. Обратная связь.
  4. Хранение и фиксация результатов.
  5. Благодаря компьютеру сложность зрительного стимула может сочетаться с гибкостью, управляемостью и избирательностью воздействия на различные механизмы зрительного анализатора.

К лечебным программам первого поколения относятся программы ’’КОНТУР’’ и ”EYE”.

Компьютерная программа ’’КОНТУР’’ применяется для лечения амблиопии и косоглазия, выработки и закрепления бинокулярного зрения и может использоваться в амбулаторных и стационарных условиях, а также для закрепления результатов традиционного плеопто-ортоптического лечения. Рекомендуется использовать эту программу в период предоперационной подготовки и на этапе послеоперационной реабилитации.

Задача пациента - нарисовать ’’кистью’’ рисунок, совмещенный с опорным контуром. Если упражнения выполняются в красно-синих очках, то опорный контур предъявляется одному глазу, а рисунок кистью будет виден другим глазом. При этом лечебный эффект достигается благодаря совместной деятельности обоих глаз. Сочетание зрительной стимуляции с тактильными  и проприоцептивными раздражениями, игровая форма занятий особенно эффективны при лечении детей. Это выгодно отличает данную методику от ряда других известных методов лечения амблиопии и косоглазия.

ЛЕЧЕНИЕ АМБЛИОПИИ (восстановление центральной фиксации, повышение остроты зрения).

При амблиопии в первую очередь страдает центральное зрение. Объект, видимый через красный фильтр, в большей степени возбуждает красночувствительные колбочки, плотность которых максимальна в центре фовеа. Таким образом, красный фильтр перед амблиопичным глазом способствует фиксации объекта центром фовеа и восстановление центрального зрения.

Используют 3 вида упражнений.

1. Монокулярные упражнения с окклюдором на лучше видящий глаз и красным фильтром на хуже видящий глаз. В данном случае будет видно лишь «перо». Упражнение заключается в произвольном рисовании на экране, кажущемся пациенту пустым. После восстановления центральной фиксации переходят к монокулярным упражнениям с окклюдором без красно-синих очков.

2. Монокулярные упражнения с окклюдором на лучше видящий глаз (без красно-синих очков). Если снижение зрения на обоих глазах одинаково, то окклюзия накладывается попеременно.

3. Бинокулярные упражнения в красно-синих очках. При двухсторонней амблиопии следует в равной степени пользоваться очками, как с левым красным фильтром, так и с правым. Эти упражнения укрепляют бинокулярные связи, ослабленные при амблиопии. И рекомендуется пациентам с нистагмом, так как при наложении окклюзии нистагм увеличивает, причем красный фильтр ставится перед хуже видящим глазом. Тренировки более эффективны при небольшой разнице в остроте зрения обоих глаз не ниже 0,3-0,4 .

Дальнейшее лечение пациентов с неустойчивым бинокулярным характером зрения, неустойчивым  бифовеальным слиянием проводятся путем повышения устойчивости фузии.

 Для тренировки фузионных резервов также рекомендуется использовать программу ”EYE”.

Приемы стимуляции для хуже видящего глаза.

-        Повышение контраста изображения хуже видящему глазу.

-        Толщину линий увеличить  на несколько позиций для хуже видящего глаза.

-        Включение мигания изображения для хуже видящего глаза.

В данной программе развивается и совершенствуется:

- зрительно-моторная координация (согласованные действия руки и глаза, действие мышкой в одной плоскости и осмысление в др. плоскости).

- развитие пространственно – контрастной чувствительности (контраст на сетчатке минимальный).

- развитие прослеживающей функции глаза и совершенствование глазомерных действий.

- частично заменяет продуктивный вид детской деятельности (рисование, обведение по контуру).

- развивается личность ребенка - самостоятельность, активность.

- становление эмоционально-волевой сферы (регуляция волевой сферы, усидчивость).

- развитие  отдельных  зрительных функций (острота зрения, поле зрения, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение, аккомодация, конвергенция).

           КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА ”EYE”.

Рекомендуемый метод для лечения амблиопии основан на самостоятельном выполнении пациентом под руководством врача упражнений, сочетающих раздражение сетчатки светом с развитием локализационных способностей, а для лечения косоглазия - упражнения на совмещение и слияние изображений парных тест - объектов, развивающих содружественную деятельность обеих половин зрительного анализатора.

    Метод обеспечивает:

Синтез, как цветных, так и монохромных изображений тест - объектов, размера, форма, расположение и скорость перемещения которых может изменяться в широких приделах в зависимости от поставленной перед пациентом лечебной задачи, его возраста и других факторов.

Быстрая смена предъявляемых изображений в заданной последовательности с учетом диагноза и особенностью конкретного пациента.

Проведение лечения в игровой форме с активным участием пациента, что повышает заинтересованность. ПРОГРАММА ”EYE” предназначена для развития содружественной деятельности глаз при косоглазии, для развития локализационных способностей зрительной системы с помощью лечебных игр, а так же контроль за процессом лечения и включает в себя задания:

  1. Совмещение
  2. Слияние
  3. Тренажер
  4. ”Тир”
  5. ”Погоня”.

”Тир” и ”Погоня” - это игровые упражнения, используемые при лечении амблиопии. Они выполняются монокулярно с окклюзией лучше видящего глаза. При двухсторонней амблиопии окклюзия проводится поочередно для каждого глаза.

При выполнении упражнения ”Тир”.

Пациент сопровождает взглядом перемещающийся круг, должен зафиксировать нажатием клавиши совмещение круга с квадратом. В процессе игры цвета фигур изменяются и постепенно уменьшаются их размеры.

Общее раздражение светом сетчатки за счет яркой вспышки оказывает растормаживающее действие на функцию амблиопичного глаза и повышает возбудимость коркового отдела соответствующей половины зрительного анализатора.

При выполнении упражнения ”Погоня” на темном фоне экрана видно цветную рамку с прицелом и яркий цветной круг, который плавно движется по экрану. С помощью ”мыши” нужно передвигать рамку, в пределах которой он должен удерживать круг. Размеры движущихся фигур уменьшаются. Время игры - 2,5 минуты. Постепенное уменьшение размеров ярких фигур на темном фоне активизирует рецепторы центральной зоны сетчатки, что способствует развитию правильной фиксации.

Данные упражнения сочетают локальное раздражение светом сетчатки с тренировкой и развитием правильной локализации и дают хорошие результаты, когда резко неустойчивая фиксация делает применение самостоятельных способов лечения амблиопии невозможными.

Указанные упражнения повышают остроту зрения, восстанавливают правильную зрительную фиксацию, а так же позволяют развивать монокулярную пространственную локализацию и тренировать глазодвигательные мышцы.

АМБЛИОКОР.

Прибор ”АМБЛИОКОР” применяется при всех случаях стабильного снижения остроты зрения.

Все существующие способы лечения направлены на  восстановление контроля мозгом зрительных функций амблиопичного глаза. Если лечение было начато до 7-8 -летнего возраста, примерно у половины пациентов оказывается достаточной для выздоровления процедурой. Существует класс методов, использующих различные типы зрительных стимулов, потенциально способных преодолеть глубокое торможение нейронов, связанных с амблиопичным глазом (световая терапия, лазерная стимуляция).

Способ лечения представляет собой процедуру, где пациент, сидя перед экраном, просматривает видеофильм. С помощью электродов, которые устанавливаются на голове, производится запись ЭЭГ. Экран периодически выключается и  вновь включается. Это зависит от текущего состояния активности зрительной коры мозга, анализ которой осуществляется компьютерной программой на основе математического анализа ЭЭГ.

Сеанс работы на приборе ”АМБЛИОКОР” обязательно проводится в очках.

Выбор режима - наиболее ответственный этап работы с пациентом. От правильного выбора режима зависит эффективность.

Режим ” АКТИВАЦИЯ ” выбирается при дальнозоркости, дальнозорком астигматизме и афакии, независимо от того, сопровождается ли данная аномалия рефракции амблиопией, или нет.

Режим ” РЕЛАКСАЦИИ ” устанавливается при близорукости, миопическом и смешанном астигматизме, при спазме аккомодации.

Просмотр фильма осуществляется монокулярно с окклюзией лучше видящего глаза. При двухсторонней амблиопии окклюзия проводится поочередно для каждого глаза. Просмотр двумя глазами одновременно производится только с целью восстановления бинокулярного зрения при амблиопии.

После каждого сеанса производится оценка остроты зрения с помощью встроенной компьютерной программы ”Проверка зрения”.

При органической патологии помимо видеокомпьютерного аутотренинга обязательно проводится лечение основного заболевания, поскольку тренинг оказывает влияние лишь на остроту зрения и частичное увеличение объема зрительных полей, но не избавляет пациента от органической причины его заболевания.

При работе в режиме  ” АКТИВАЦИЯ ”внутриглазное давление может увеличиваться на 3-6 ед. в течении сеанса.

ПРОГРАММА КРЕСТИК.

Применение программ способствует повышению остроты зрения при амблиопии. Упражнения выполняются с полной очковой коррекцией. Пациент располагается на расстоянии 60 см. - 1м. от экрана. Лечение проводится в основном монокулярно с окклюзией здорового глаза. При снижении зрительных функций обоих глаз применяется как моно-, так и бинокулярная тренировка. Чтобы избежать переутомления, рекомендуется нагружать каждый глаз не более 20 - 30 мин.

В программе “КРЕСТИКИ” игровое поле выглядит как шахматная доска, клетки которой периодически меняют цвета. По полю с помощью мыши можно перемещать кружок. Кружком нужно попасть в крест, появляющийся в случайном месте. Когда глаз игрока занят поисками креста, активизируются процессы конвергенции и аккомодации, определяющие четкость изображения на сетчатке. Разглядывание инвертирующегося с определенными частотами шахматного поля оказывает лечебное воздействие. При повышении уровня игры размеры клеток уменьшаются. Перед началом игры выбирают контраст шахматного поля (обычно 100%) и начальный уровень 1-ый, хотя при амблиопии слабой степени можно начинать со средних. Контраст на протяжении одной игры остается постоянным. Его следует уменьшать постепенно в процессе лечения. В игре используются черно-белые, красно- зеленые, желто- синие шахматные поля, что позволяет тренировать каналы как световой, так и цветовой чувствительности.

ПРОГРАММА ПАУЧОК.

Во время игры на экране виден узор-паутина, образованный двумя радиальными или спиральными решетками. Одна из решеток вращается, и ее центр находится в центре экрана. Вторая решетка сдвинута относительно первой и может перемещаться с помощью мыши. Для этого, нужно плавно двигая мышью, совместить центры решеток. В процессе игры активизируются вазомоторная деятельность, конвергенция и аккомодация. Использование светлых объектов на темном фоне и темных на светлом позволяет стимулировать, соответственно, световые и темновые нейроны. Для усложнения задачи в ходе лечения можно уменьшать контраст изображения в соответствии с индивидуальными возможностями пациента.

ПРОГРАММА ЦВЕТОК

Назначение программы: лечение амблиопии и близорукости у детей, оценка скорости зрительно го поиска, развитие внимания.

 Общая характеристика программы: программа «ЦВЕТОК» - интерактивная тренировочная программа, имеющая игровой характер. Программа предлагает пациенту серию ус ложняющихся, но однотипных зрительных упражнений, состоящих в по иске заданного символа - одиночной буквы - среди нескольких символов, предъявляемых на лепестках цветка. По своей сложности упражнения подразделяются на 3 уровня, внутри которых производится только варь ирование размеров изображений (5 градаций). На первом уровне буквы разного размера предъявляются поодиночке, на втором - группами по 4, на третьем - группами по 7.

         Правила работы с программой: после запуска программы на экране появится окно, содержащее строку для регистрации пациента и 4 кнопки. Исходно в строке регистра ции стоит порядковый номер нового пациента. Если пациент, действи тельно, новый, т.е. еще не работал с данной программой, надо записать его фамилию и имя, набирая их на клавиатуре. Если пациент тренируется не в первый раз, нужно просмотреть список и щелкнуть мышью на нуж ной фамилии - при этом данные пациента должны появиться в строке регистрации.

Если есть необходимость, перед началом тренировки можно взгля нуть на полученные в предыдущих тренировках результаты, щелкнув мышью на кнопке «Просмотр результатов». Кроме того, ориентируясь на особенности пациента и его результаты, можно изменить параметры тре нировки, щелкнув на кнопке «Настройки». При этом появится таблица, в которой указано, сколько раз предъявляются буквы поодиночке и груп пами, и какое время (в секундах), отпускается на поиск букв в разных условиях.

Под таблицей стоят цифры, обозначающие буквы разного размера, причем № 1 соответствует самым крупным буквам, а № 5 - самым мел ким.

Проставив галочки в соответствующих квадратах, можно выбрать только крупные или только мелкие буквы, а можно оставить все размеры.

По умолчанию, во всех условиях тестовые буквы предъявляются по 5 раз. По умолчанию, на поиск одиночных букв отпускается по 5 секунд, на поиск букв в группах из 4-х - по 10 секунд, а в группах из 7-и - по 14 секунд.

Для начала тренировки следует щелкнуть на кнопке «Далее». При этом появится окно:

Условия тренировки:

Левый глаз

Правый глаз

Оба глаза

Если вы тренируете один глаз, прикройте второй окклюдором (луч ше матовым, полупрозрачным) и щелкните мышью на нужной строчке. Эти сведения будут учтены при записи результатов тестирования.

После этого щелкните мышью на кнопке «Начать игру», и на экране появится крупное схематическое изображение цветка с сердцевиной и шестью лепестками в виде правильных шестиугольников. На лепестках появятся буквы. На сердцевине цветка появится буква-эталон, которую нужно найти среди всех, изображенных на лепестках. В этот момент нач нется отсчет времени выполнения данного задания, на которое отпуска ется 5 секунд (по умолчанию). Чтобы стимулировать пациента, у левого края экрана в этот же момент появится растущий красный столбик, кото рый символизирует ход времени.

Задача пациента, работая мышью, как можно быстрее сдвинуть изображение указателя (стрелки) на лепесток, содержащий искомую бук ву, не стараясь попасть на эту букву точно, и нажать левую кнопку мы ши. В этот момент должен прозвучать сигнал "удача", если выбор лепест ка был сделан правильно, и сигнал "неудача", если была допущена ошибка. Если пациент не успел выполнить задание за отпущенное время, должен прозвучать сигнал "время кончилось". Результат будет записан и начнется новое упражнение. Буквы каждого размера предъявляются по 5 раз (по умолчанию).

После завершения серии упражнений первого уровня, состоящей из 25 заданий (5 размеров букв на 5 предъявлений), на экране высвечивает ся набранное число очков, и кнопка «Далее», щелкнув на которой паци ент запускает упражнения второго уровня.

Упражнения второго уровня организованы по той же схеме, что и первого, только буквы на лепестках появляются не поодиночке, а ком пактными группами из 4-х. При этом искомая буква может занимать в группе как центральную, так и любую другую позицию. Допустимое вре мя поиска нужной буквы на этом уровне увеличено до 10 секунд (по умолчанию). После завершения серии упражнений второго уровня высве чивается суммарное число очков, набранное на двух этапах, и пациент может запустить упражнения третьего уровня, щелкнув на кнопке «Да лее».

Упражнения третьего уровня отличаются от упражнений второго уровня только числом букв в группах, которое теперь равно семи, и вре менем, отпускаемым на одно задание, которое увеличено до 14 секунд (по умолчанию).

После завершения упражнений третьего уровня на экране высвечи вается таблица всех результатов тренировки.

ЧИБИС (лечебно-диагностическая программа)

Программа предназначена для диагностики нарушений бинокулярного зрения, его восстановления и развития.

Лечебное действие программы основано на стимуляции координированной деятельности левого и правого зрительных каналов за счет использования чисто бинокулярных зрительных стимулов - стереограмм из случайных точек, которые могут успешно восприниматься только при согласованной работе двух глаз.

Все предлагаемые тесты и упражнения построены по единой схеме последовательного предъявления стереограмм для опознания закодированных изображений, трудность узнавания которых прогрессивно нарастает.

Стереограммы генерируются в анаглифной форме с наложением красного и синего (зеленого) изображений и предполагают рассматривание через очки с разными цветными фильтрами для левого и правого глаза.

Результаты тестирования/тренировки автоматически фиксируются и сохраняются в табличной и графической форме.

В меню программы предлагается три вида процедур:

  1. Проверка и восстановление стереозрения; лечение амблиопии
  2. Оценка прочности и укрепление стереозрения
  3. Оценка остроты стереозрения

Приступая к тренировке, в первую очередь, необходимо убедиться в том, что расположение цветных фильтров (красный - справа, синий - слева или наоборот), указанное в пункте «Положение фильтров» соответствует тренировочным очкам.

По умолчанию, в программе установлены значения параметров рекомендуемые для проведения тестирования и начальных стадий тренировки. Однако программа предусматривает возможность варьирования ряда параметров для индивидуальной оптимизации лечения и обеспечения наиболее комфортных условий восприятия с учетом особенностей зрения данного пациента.

В программе предлагается 2 набора тест-объектов: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.) и хорошо знакомые простые объекты (домик, елка, месяц и др.). Кроме того, есть возможность варьировать зернистость тестовых изображений («Размер зерна») и расположение тест-объектов по отношению к фону («Расположение объектов», «Диспаратность»).

В зависимости от величины и знака диспаратности (программа позволяет варьировать ее в пределах +24 пикселей). Тест-объекты  расположенны на разной глубине либо перед плоскостью фона (при отрицательной диспаратности), либо за ней (при положительной диспаратности).

             При выполнении всех заданий пациент, глядя на экран через очки с цветными фильтрами, должен опознать стереообъект, закодированный в центре тестового поля из случайных точек.

 Проверка и восстановление стереозрения; лечение амблиопии.

         Сначала пациенту предъявляется обычная случайно-точечная стереограмма в анаглифной форме, подразумевающей предъявление для правого и левого глаз наложенных друг на друга изображений разного цвета (например, красного и синего). При рассматривании такой стереограммы через очки с соответствующими цветными фильтрами пациент с нормальным бинокулярным стереозрением способен увидеть закодированный тест-объект, который будет расположен перед фоном или за фоном в зависимости от знака диспаратности. Если механизм стереозрения, основанный на бинокулярной диспаратности, у пациента не срабатывает, и он дает неправильный ответ, на следующем шаге производится выделение объекта из фона за счет повышения контраста соответствующих точек для глаза, перед которым расположен красный фильтр (повышается яркость принадлежащих изображению объекта красных точек по сравнению с фоновыми). Чем больший уровень контраста требуется для узнавания, тем ниже оценки. Поскольку во всех случаях повышение контраста производится для изображения, рассматриваемого через красный очковый фильтр, в случае амблиопии рекомендуется располагать его перед амблиопичным (худшим, прежде косившим) глазом.

Целью тренировок является выработка у пациента начального стереозрения в ходе постепенного снижения уровня подсвета, обеспечивающего узнавание тест-объекта.

 Оценка прочности и укрепление стереозрения.  В данном режиме пациенту также исходно предъявляется обычная случайно-точечная стереограмма с одинаковым контрастом точек в изображениях, воспринимаемых левым и правым глазом. А затем производится прогрессивное снижение контраста всех точек синего изображения, как правило, предъявляемого лучшему глазу. Процедуру имеет смысл начинать только тогда, когда стереозрение уже появилось в ходе тренировок 1-ого типа или вот-вот должно появиться (что видно по результатам). Эти тренировки способствуют развитию и укреплению механизмов бинокулярного стереопсиса, повышению их устойчивости.

В ходе тренировки при каждом правильном ответе пациента уровень контраста синего (зеленого) изображения снижается на небольшую фиксированную величину, что приводит к постепенному усложнению задачи опознания стереообъекта.

 Оценка остроты стереозрения.

          В этом режиме программа варьирует диспаратность, что позволяет определить порог стереозрения - минимальную диспаратность, при которой пациент еще способен увидеть стереообъект как находящийся перед фоном или за фоном.

 

  1. Развивающие компьютерные игры.

На занятиях по развитию зрительного восприятия целесообразно использование как готовых обучающих игр и программ, так и заданий, которые тифлопедагог разрабатывает и изготавливает самостоятельно. Если говорить о готовых играх, в основном это интерактивные игры, формирующие и развивающие представления детей о цвете, форме, величине предметов, развивающие навыки пространственной ориентировки, внимание, память, логическое мышление, элементарные математические представления, слуховое восприятие. Для работы с детьми с нарушениями зрения следует использовать только игры с яркими крупными объектами, с полноэкранной развёрткой, с яркими насыщенными цветами и чёткими контурами изображений. В занятия можно включать отдельные задания из следующих игр: «Гарфилд: учим буквы», «Тим и Тома в старом замке», «Незнайкина грамота», «Букварь с Дядей Фёдором», «Антошка: весёлые книжки», «Драконы: путешествие в страну знаний» и т.д.  

Программы  «Мир за твоим окном» и  «Алик: скоро в школу»  наиболее полно отвечают требованиям, предъявляемым к демонстрационному материалу для детей с нарушениями зрения по цветности и крупности объектов и по возможности реализации максимального количества коррекционных задач.

Программа «Мир за твоим окном» посвящена теме «Времена года», которая содержится в программах начального обучения практически всех категорий детей и хорошо знакома каждому учителю. На примере этой темы мы показываем, какие специфические трудности испытывают на этом пути дети, нуждающиеся в особой помощи, какие особые педагогические задачи по отношению к ним должен ставить и решать учитель, если он действительно хочет добиться развивающего, коррекционного эффекта обучения.

Программа состоит из пяти частей: «Времена года»; «Погода», «Одежда»; «Рассказы о временах года»; «Календарь», однако названия частей в основном меню отражают лишь тематический материал. У каждой части свои задачи в области развития и обучения.

Часть первая – «Времена года». Упражнения этой части помогают обеспечить в обучении деятельность, необходимую для систематизации, обобщения и обогащения личного жизненного опыта детей в области сезонных явлений, поскольку только на этой основе возможно формирование полноценных, «работающих» представлений и понятий о временах года.

Часть вторая – «Погода».  Предметом обсуждения становится погода и отношение к ней. При выполнении предложенных в меню этой программы упражнений ребенку будет казаться, что он смотрит вместе с героем телепрограмму о погоде, ведет диалог о погоде и своем эмоциональном отношении к ней, спорит с героем, сочиняет прогнозы погоды на завтра. Часть третья «Одежда». В этой части предметом обсуждения становится зависимость выбора одежды от погоды. Ребенок помогает герою одеться на прогулку, разглядывая пейзаж за окном и зная температуру воздуха; готовит одежду на завтра на основании прогноза погоды, который представлен на экране в символах и словах; собирает чемодан в дорогу, собираясь путешествовать во время каникул в разные времена года.

Смысл упражнений отражен в их названиях: «Шуба или шорты?»; « Если за окном…»; «Если знаю прогноз на завтра …»; «Если знаю, когда, куда, на сколько времени еду...».

Часть четвертая «Рассказы о временах года». Эта часть программы - инструмент, который поможет взрослому убедиться в том, что те трудности в понимании текстов, о которых он знает, не исчерпывают их. Часть «Рассказы о временах года» состоит из трех блоков, названия которых отражают их цели: «Подготовка»,  «В чем проблема?», «Учимся думать».  

Часть пятая – «Календарь». Часть «Календарь» показывает, какую именно деятельность необходимо предложить ребенку для того, чтобы он освоил календарную структуру года и мог пользоваться календарем. Обеспечена возможность работы на трех уровнях: сезоны года, месяцы, дни недели. В каждом уровне предусмотрены три типа упражнений: «Лестница»; «Было – будет», «Поговорим».

Компьютерная программа «Мир за твоим окном» может быть использована учителями-дефектологами, практическими психологами и  воспитателями, а также родителями детей, желающими понять их трудности и найти пути помощи. Сопровождающее программу методическое руководство позволяет понять способы и пути организации деятельности детей, необходимой для решения поставленных задач.  Программа устроена так, что взрослый сможет подобрать каждому ребенку необходимый именно ему набор упражнений.

Развивающая программа «Алик: скоро в школу» представляет собой комплекс заданий, которые можно разделить на две группы: обучающие и контролирующие усвоенный материал. Все задания объединены единым игровым сюжетом: щенок Алик приглашает на прогулку по своему волшебному саду, в котором можно поучиться разным вещам, которые понадобятся при обучении в школе, а затем предлагает проверить свои знания. Игра включает в себя задания на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) – узнавание, локализация из множества объектов, оперирование; задания, способствующие развитию зрительно-моторной координации и прослеживающей функции глаза; задания на развитие навыков ориентировки в пространстве, на развитие зрительного и слухового внимания, логического мышления; развитие элементарных математических представлений. Преимущества данной игры по сравнению с множеством других развивающих игр в том, что она наиболее точно соответствует офтальмо-гигиеническим требованиям к наглядности, используемой в работе с детьми с нарушениями зрения по крупности, цветности, чёткости  и количеству одновременно предъявляемых объектов; решает большое количество коррекционных задач и удерживает интерес и внимание ребёнка при выполнении всех заданий.

  1. Разработки в программе Microsoft Office PowerPoint.

С помощью пособий, изготовленных в программе Microsoft Office PowerPoint,  можно решить практически все коррекционные задачи:

  1. формирование предметных представлений;
  2. формирование сенсорных эталонов;
  3. развитие навыков ориентировки в пространстве;
  4. развитие восприятия сюжетного изображения;
  5. развитие аналитико-синтетической деятельности и восприятия сложной формы;
  6. развитие восприятия глубины пространства;
  7. развитие зрительно-моторной координации.

Преимущества заданий, разработанных в данной программе, в возможности изготовления пособий, различных по зрительной нагрузке, по уровню сложности и в возможности редактирования заданий в зависимости от поставленных задач. Задания в программе Microsoft Office PowerPoint легко создаются и редактируются, что является значительным преимуществом по сравнению с традиционными пособиями, выполненными из бумаги и картона. Они долговечны, и для отслеживания динамики развития тех или иных свойств зрительного восприятия легко сохранять в электронном виде задания, выполненные каждым ребёнком.

Благодаря возможности демонстрации пособий не только на мониторе, но и на экране при помощи медиапроэктора, можно учесть и зрительную нагрузку детей, и изменять расстояние от глаз до монитора и экрана.

Детям со сходящимся косоглазием требуется вертикальное полотно, поэтому при работе с такими детьми рационально использовать задания, разработанные в   PowerPoint.

Задания на развитие предметных представлений создаются путём вставки в презентацию изображений, предварительно обработанных в графическом редакторе (очищен фон, исключены второстепенные детали, добавлен чёткий контур, усилен контраст и т.д.)

Большие возможности разработки заданий на развитие восприятия цвета обусловлены наличием в программе широкого спектра цветовой гаммы, что позволяет получать большое количество оттенков разных цветов.

Задания на развитие восприятия формы создаются благодаря наличию большого количества автофигур, цветность и величину которых легко изменять в зависимости от поставленных задач. То же самое относится к заданиям, направленным на развитие восприятия величины предметов.

При разработке заданий на развитие навыков ориентировки в пространстве можно использовать как отсканированные и обработанные в графическом редакторе готовые задания из авторских книг, так и задания, полностью созданные в программе Microsoft Office PowerPoint из автофигур и (или) подготовленных изображений.

Задания на развитие восприятия сюжетного изображения также разрабатываются на основе изображений, предварительно обработанных в графическом редакторе, дополнительно к которым создаются вспомогательные слайды (с изображением отдельных частей этого изображения  - персонажей и других элементов картины, условных обозначений этих элементов, со схематическими изображениями  поз и эмоциональных состояний персонажей и т.д.). То же самое относится к заданиям, направленным на развитие аналитико-синтетической деятельности и восприятия сложной формы и развитие восприятия глубины пространства.

Наибольший интерес у детей вызывают задания, при выполнении которых они работают инструментом «карандаш». В первую очередь это задания на развитие зрительно-моторной координации. Это могут быть как задания, полностью разработанные самим педагогом, так и отсканированные и вставленные в презентацию задания из развивающих книг, предварительно обработанные в графическом редакторе. Дети с удовольствием раскрашивают, штрихуют и обводят при помощи компьютерной мышки, что при реализации коррекционных задач способствует совершенствованию навыков работы с компьютером, что важно для детей, получающих компьютерное лечение.

Задания из готовых развивающих игр, так же, как и пособия,  разработанные программе Microsoft Office PowerPoint,  не могут полностью заменить традиционную наглядность, используемую на занятиях по развитию зрительного восприятия, они могут быть дополнительным средством решения коррекционных задач. Необходимо тщательно соблюдать офтальмо-гигиенические требования при работе с мультимедийными пособиями. Занятия с использованием компьютером для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером – не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием работы с компьютером чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребёнка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, используемая в образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения обязательно должна иметь гигиеническое заключение (гигиенический сертификат), подтверждающий её безопасность для здоровья детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование звукоусиливающей аппаратуры в работе по развитию слухового восприятия

Теоретическая курсовая работа, которая включает в себя подробный анализ методов исследования слуха, недостатков слуха у учащихся, а также специфику работы по развитию слухового восприятия в школе для ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред.  Л.И. П...

«Игровые приемы работы по развитию слухового восприятия детей с нарушениями слуха»

Обучение различению на слух высоты звучанийЦель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.Игра: «Высоко - низко»Оборудование: пианино, игрушки (птичка и мишка), табличкиРечевой материал: буде...

Развитие зрительного восприятия детей с ОВЗ с помошью игры "Зашумленные буквы"

Наибольшей эффективностью в формировании всех зрительных функций у  младшего школьника обладают сенсибилизированные зашумленные предметные картинки.Игра "Зашумленные буквы"Цель:...