Работа с родителями. Описание личного опыта.
статья по теме

Хвостова Татьяна Вениаминовна

 

Каждый родитель заинтересован в том, чтобы ребёнок вырос достойным членом общества, следовательно, воспитанием детей необходимо заниматься серьёзно – как самим родителям, так и образовательным учреждениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_lichnogo_opyta.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Описание личного опыта

   Я, Хвостова Татьяна Вениаминовна, имею высшее педагогическое образование: в 1993 году окончила Серпуховское педагогическое училище, получив специальность учителя начальных классов, информатики, а в 1999 году – Московский педагогический университет по специальности учитель русского языка и литературы. Стаж моей педагогической деятельности – 15 лет. За это время приходилось работать и в начальной школе, и в среднем и старшем звеньях, поэтому накоплен достаточно большой опыт воспитательной работы с детьми разного возраста. В 2005/2006 – 2006/2007 уч. г. я была классным руководителем в 5-6 классах, а в этом году  - в 3 классе, поэтому предоставленные мною материалы разработаны за последние три года  моей педагогической практики.

   Каждый родитель заинтересован в том, чтобы ребёнок вырос достойным членом общества, следовательно, воспитанием детей необходимо заниматься серьёзно – как самим родителям, так и образовательным учреждениям.

   Характеры воспитания детей в семье и школе не могут противостоять друг другу. А поскольку школа является центром организации воспитания и обучения детей, она может предъявлять родителям требования к семейному воспитанию. Родители и педагоги своей педагогической деятельностью   должны утверждать принципы гуманизма. В чём же смысл такого воспитания? В том, чтобы расположить ребёнка к нашим воспитательным намерениям в связи с его преобразованием, сделать его нашим добровольным помощником и союзником в своём же воспитании; помочь ему полюбить знания, пристраститься к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. А значит, мы должны стремиться доставить детям радость общения со взрослыми: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха. Ребят надо учить уважать личность каждого,  необходимо формировать у них чувство заботы о товарищах, близких, людях вообще, воспитывать любовь и гордость за свою семью.

    Ребёнок должен чувствовать себя в обществе полезным, чтобы он мог развивать свои дарования и способности. Учителю же и родителям желательно строить воспитательные планы совместно, с учётом движений души ребёнка. Родителей надо этому учить. А это означает, что на плечи учителя ложится дополнительная нагрузка. Кроме того, педагог должен руководствоваться чуткостью, отзывчивостью, добротой души, любовью, нежностью, непосредственностью, постоянной готовностью прийти на помощь, чувством сопереживания. Всё это должно умело сочетаться с требовательностью к самому себе и ребёнку. Поэтому классному руководителю и родителям для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса в рамках сотрудничества друг с другом приходится проявлять творчество и постоянно находить новые пути воспитания детей.

   Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным. Я всегда пытаюсь найти пути взаимодействия работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.

   Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями , я считаю, включает три основных направления:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей: просвещение родителей по вопросам возрастных особенностей детей, организация консультаций специалистов  по вопросам физического и психического развития детей
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: проведение тематических собраний, индивидуальная работа по успеваемости школьников, выработка совместных требований к ученику, организация помощи детям в учёбе, организация консультаций учителей-предметников, организация трудового воспитания детей, воспитание милосердия, гуманизма.
  3. Участие в управлении в школе.

                      Модель организации работы с родителями.

 

Как я уже сказала выше, учителю необходимо заниматься обучением родителей, тесно с ними сотрудничать, ибо одностороннего воспитательного процесса просто не существует. Однако надо учитывать некоторые особенности, связанные со спецификой работы со взрослыми:

  1. Взрослая аудитория, как правило, более закомплексована и инертна.
  2. Очень часто приходится сталкиваться с позицией родителей, заключающейся в том, что они лучше, чем кто-либо, изучили своих детей, читали много педагогической и психологической литературы, знают, как надо воспитывать ребёнка, а поэтому любые советы со стороны воспринимаются ими весьма критично или вообще не воспринимаются. Естественно, каждый человек имеет право на свою точку зрения, с этим надо считаться. Поэтому  не надо давать прямых советов, поскольку никогда нет уверенности в том, что тот, кому советуешь, поймёт именно так, как ты хочешь. Советы должны помогать родителям глубже понять  роль и значение их собственных педагогических усилий в процессе выстраивания семейных взаимоотношений.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй: конференции, родительские университеты, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания, тренинги, беседы. Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью таких форм деятельности, как дней творчества детей и их родителей, открытых уроков и внеклассных мероприятий, шефской помощи, помощи в организации и проведении внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел, праздников. Очень важно, чтобы атмосфера общения с родителями была благоприятной. Она должна быть направлена на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик – родитель».

    Беря новый класс, будь то первый или пятый, классный руководитель начинает с изучения семей учащихся, системой нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребёнка. При первых же встречах с родителями провожу анкетирование, которое помогает мне лучше узнать моих воспитанников и их родителей, определить отношение родителей и детей к школе, классному коллективу, своевременно выявлять трудности.

                                                    Анкета №1.

  1. Какие положительные качества характерны для Вашего ребёнка?
  2. Какие отрицательные качества характерны для Вашего ребёнка?
  3. Какие качества Вы стараетесь воспитать у дочери (сына)?
  4. Имеет ли Ваш ребёнок постоянные обязанности по дому и как он их выполняет?
  5. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?
  6. Как относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь, сочувствует, защищает?

                                          Анкета №2.

  1. Достаточно ли Вы осведомлены о школьной жизни ребёнка?
  2. Сколько времени уделяете ребёнку ежедневно?
  3. Сколько времени уделяете в праздничные и выходные дни?
  4. Обращаетесь ли Вы к учителям за советом в проблемных ситуациях, связанных с воспитанием ребёнка?
  5. Удовлетворяет ли Вас кружковая работа в школе? Ваши предложения по улучшению её работы.
  6. На всех ли родительских собраниях Вы бываете? По каким вопросам воспитания детей Вы могли бы поделиться опытом?
  7. Устраивает ли Вас организация питания в школе? Ваши предложения.
  8. Устраивают ли Вас взаимоотношения Вашего ребёнка с одноклассниками? Ваши пожелания.

                                                Анкета №3

  1. Ваш ребёнок при получении оценки по учебному предмету как правило:  

                   А) переживает, волнуется, реагирует эмоционально;

                   Б) спокоен в своих реакциях, не переживает;

                   В) переживает только тогда, когда оценки связаны с любимыми и нелюбимыми  предметами;

                   Г) совсем равнодушен.

2) Оказывают ли влияние оценки Вашего ребёнка на :

                   А) Ваше собственное настроение

                   Б) на отношение в семье?

3) Как Вы реагируете на хорошие отметки?

4) Как реагируете на плохие отметки? Наказываете ли вы его? Как?

5)   Как поощряете за успехи в учении?

6) Всегда ли Ваш ребёнок знает за что ему выставлена та или иная отметка?                                                                                      

                                               Анкета №4.

Цель: выявление уровня педагогической культуры родителей и формы взаимодействия семьи и школы.

1). Ваша педагогическая подготовленность к воспитанию детей?

        А) вполне достаточная;

        Б) не совсем достаточная;

        В) недостаточная;

        Г) затрудняюсь ответить.

  1. Наиболее важные для Вас источники пополнения педагогических знаний:

   А) индивидуальные консультации учителей;

   Б) посещение занятий для родителей в школе по вопросам воспитания детей;

   В) передачи по радио и телевидению;

   Г) материалы газет и журналов;

   Д) специальная педагогическая литература;

   Е) другие источники.

 3). В каких случаях вы посещаете школу?

        А) приходите на собрания, лекции, практические занятия;

        Б) приходите по вызову учителя;

        В) сами обращаетесь к учителю за советом;

        Г) участвуете в воспитательных делах класса;

        Д) другие причины.

 4). Наиболее рациональным в работе школы с родителями Вы считаете проведение:

         А) классных собраний;

         Б) лекций, бесед;

         В) индивидуальных консультаций;

         Г) практических занятий.

  Обязательно обмениваюсь телефонами с родителями для того, чтобы в любой момент можно было с ними связаться для решения возникших проблем. Родителям объясняю необходимость такого тесного контакта, всегда даю возможность получить индивидуальную консультацию по поводу воспитания и обучения их ребёнка в любое время, поскольку в школе я нахожусь целый день, помогаю родителям установить контакты с учителями-предметниками, часто сама содействую  разрешению конфликтных ситуаций (совместными усилиями пытаемся найти выходы из сложившегося положения, консультируемся с учителем-предметником). Всегда только совместно с родителями решаем, на что в первую очередь надо обратить внимание при работе с их ребёнком, говорю с ними о необходимости взаимного сотрудничества. Выясняю, какую помощь семья ждёт от школы, а школа – от семьи. Актуальна в последнее время проблема приучения детей к труду. И об этом обязательно надо говорить родителям. Далее я всегда обращаюсь за помощью в психологическую службу школы, чтобы дети, живущие в неблагоприятных семьях, были всегда в поле зрения психолога и социального педагога. Таких детей я всегда привлекаю к внеклассной и внешкольной работе, пытаюсь чем-то заинтересовать, убедить в том, что без них классному коллективу не обойтись. Социальный же педагог, в свою очередь, ежедневно заходит в класс, интересуется успеваемостью «трудных» детей, их посещением занятий. В случае необходимости проводится индивидуальная работа с детьми и их родителями. Взрослым необходимо показать, что они оказывают очень большое влияние на позитивную мотивацию и успешность обучения ребёнка в школе, формирование личностных качеств школьника. Важно объяснить им права и обязанности на этапе вхождения ребёнка в общество, чтобы они могли защитить его личность.  Самый главный результат такой работы – доверие родителей и педагога друг к другу, выработка общих позиций по отношению к ребёнку, преодоление отстранённости семей от школьных дел. Если  найдёшь контакт с родителями, то они в случае возникновения проблем сами придут к учителю.

    Детям  внушаю необходимость  уважать родителей, прислушиваться к их советам,  совместно решать возникшие проблемы, не скрывая от родителей ничего.

   Все учащиеся класса имеют поручения. Цель ученического самоуправления – демократизация жизни класса, формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом. Постановка управленческих задач должна в основном зависеть от инициативы и самостоятельности учащихся. Необходимо отметить, что степень их участия в управлении основными видами деятельности не должна быть одинаковой: самоуправление в досуговой деятельности развивается лучше, чем в учебной. Важным условием развития ученического самоуправления является сотрудничество педагогов и учеников. Всякое поручение само по себе интересно, но необходимо придумать для него нестандартную форму. Эти поручения, их выполнение очень значимы в жизни всего коллектива. Для того, чтобы определить,  какие поручения будут выполнять дети, им нужно вначале узнать сферу приложения своих сил. Ребята высказывают мнение о том, какие постоянные и временные поручения они бы хотели выполнять: дежурные, медицинская служба класса, библиотечная служба класса, корреспондентская служба, хозяйственная служба, служба озеленения, творческая бригада, сценарная группа, диджейская группа, служба сохранения здоровья… Каждый ребёнок имеет право в любое время перейти из одной группы в другую. Главное – чтобы все были чем-либо заняты, чтобы всем было интересно, чтобы все чувствовали свою значимость. Особенно это важно при работе с «трудными» детьми, с детьми из неблагополучных семей, ведь их необходимо загрузить по максимуму.

    Все эти задачи реализуются через следующие формы работы:

  1. Тематические классные часы, в том числе и посвящённые семейным корням ( «Моя семья – моя гордость», «Путешествие в страну любимых увлечений», «Откуда начинается мой род», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», « Неразлучные друзья – взрослые и дети»…).
  2. Тематические классные часы, способствующие изучению возможностей общения каждого ученика в коллективе, определению проблем в общении, обучению эмпатии, конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности, обучению способам предотвращения конфликтов в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – взрослый» с использованием тренингов, дебатов, дискуссий , рефлексии ( «Какой мы коллектив?», «Отцы и дети», « Конфликты в нашей жизни», « Учимся разрешать конфликты»…).
  3. Праздники семьи, спортивные, интеллектуальные состязания, викторины, конкурсы родительско-ученических и семейных команд, с привлечением учителей –предметников, работающих в данном классе, психолога, социального педагога, библиотекаря ( «Интеллектуальный морской бой», «Эрудит – дуэль», «Лучше мамы друга нет», «Бабушка и  я -  верные друзья», праздники по поводу окончания учебного года, «Весёлые старты»…)
  4. Праздники, посвящённые красным датам календаря (День Матери, 8Марта, Новый год, 23 Февраля, Масленица, Первое сентября…)
  5. Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями.
  6. Коллективные творческие дела.
  7. Походы, экскурсии, брей – ринги, интеллектуальные марафоны.
  8. Дни творчества, дни открытых дверей.
  9. Родительские собрания, тренинги, консультации, обмены опытами семейного воспитания, вечера вопросов и ответов ( «Встречая ребёнка из школы…Учение шаг за шагом», «Чтобы учение было в радость», «Наши трудные дети», «Союз семьи и школы», «Роль отца и матери в семье», «Учебная дисциплина и её значение в жизни школьника»…)
  10. Различного рода внеклассные мероприятия с привлечением в качестве действующих лиц, членов жюри, участников родителей детей, учеников старших классов, братьев, сестёр учеников класса.
  11. Знакомство родителей  с задачами и итогами работы школы.
  12. Выработка совместно с родителями планов воспитательной работы на будущий учебный год.

   Важно выявить степень проявления заботы родителей по отношению к собственному ребёнку и готовы ли они сотрудничать с учителем, осуществляя воспитательный процесс. В связи с этим я предлагаю им проанализировать утверждения, поставить соответствующий балл:

1 – категорически не согласен

2 – мне трудно с этим согласиться

3 – может быть, это и верно

4 – совершенно верно, полностью согласен

  1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребёнок, чтобы помочь ему в их преодолении.
  2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьёй.
  3. Маленького ребёнка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.
  4. Если ребёнок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.
  5. ребёнок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к травмам.
  6. Воспитание ребёнка – труд тяжёлый и зачастую неблагодарный.
  7. У ребёнка не должно быть тайн от родителей.
  8. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.
  9. Любовью родителей детей не испортить.
  10. Родители должны ограждать ребёнка от негативных сторон реальной жизни.
  11. Главное, чем должен заниматься ребёнок – это учёба. Всё остальное в доме в состоянии сделать родители.
  12. Мать – главное лицо в доме.
  13. Семья должна жить под девизом: «Всё лучшее – детям!»
  14. Защитить ребёнка от любой инфекции можно путём ограничения его контактов с окружающими.
  15. Родители должны помочь ребёнку в определении круга его друзей и приятелей.

40 баллов и выше – Ваши усилия направлены на то, чтобы интересы ребёнка были надёжно защищены. Но это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребёнок личностно зависит от Вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

25 – 40 баллов – Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребёнка. Он получает достаточное количество внимания и заботы, при этом он проявляет свою независимость и взрослеет.

Менее 25 баллов – Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребёнка. Вас больше волнуют Ваши проблемы на работе.

В результате такого тестирования родители сами видят проблемы, если таковые есть, начинают понимать необходимость уделять больше времени своему ребёнку, готовы сотрудничать со школой.

Немного о методах сотрудничества семьи и школы.

   Начну с родительских собраний. Родительское собрание – это универсальная форма работы, позволяющая решать ряд задач: организацию коллектива родителей, их психолого-педагогическое просвещение, управление процессом воспитания, оказание помощи родителям в воспитании детей и т. д. Если это необходимо, то приглашаю на собрания учителей, работающих в этих классах, чтобы они сказали о своих требованиях, чтобы можно было решить возникшие проблемы. Психолог и социальный педагог также по необходимости посещают собрания (если у родителей возникают вопросы, требующие разъяснения со стороны психологической школьной службы). Тема родительского собрания всегда должна быть актуальна для родителей. Например, «Отцы и дети», «Система поощрения и наказания в семье», «Как научить ребёнка учиться», «Учение шаг за шагом», «Чтобы учение было в радость», «Как развить у ребёнка интерес к чтению». То есть если появляются проблемы, возникает и необходимость встречи с родителями. Моё общение с родителями всегда очень тактично и выдержанно. Задолго до начала собрания начинаю подготовку к нему: планирую собрание, анкетирую детей, провожу различного рода исследования, беседую с детьми и родителями, изучаю научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме, определяю вид, формы и этапы собрания, способы и приёмы совместной работы его участников, разрабатываю рекомендации, памятки родителям. Запись о родительском собрании, времени его проведения дети делают в дневнике. Но я всегда изготавливаю ещё и пригласительные билеты для родителей. Собрание провожу только в хорошем настроении, как бы ни хотелось мне выразить свой негатив в адрес родителей, как бы ни хотелось предъявить свои претензии, я всегда помню золотое правило – если провести собрание на негативной ноте, то на следующее собрание явка родителей будет очень низка. Обычно я все свои эмоции перед собранием стараюсь изложить на бумаге. Бывает, что в порыве ярости я исписываю по нескольку листков, предполагая зачитать всё это на собрании. Но чем ближе день встречи с родителями, тем меньше эмоций у меня остаётся. Я перечитываю свои записи по нескольку раз и потихоньку успокаиваюсь. На собрании же я в основном говорю о позитивном, нахожу, за что можно похвалить каждого ученика, каждого родителя. А все свои замечания  высказываю родителям следующим образом: пишу каждому родителю о его ребёнке на листе бумаги, но никогда не озвучиваю их всенародно . Для того, чтобы собрание было эффективным, вызвало живой отклик у родителей, важно использовать разнообразные, но привлекательные для родителей формы общения: мастерские семейного опыта, собрания-практикумы, собрания-диспуты, анкетирования, тестирования, организационно-деятельностные игры. Итак, в общении с родителями придерживаюсь таких правил:

  1. На собрании не надо никого поучать, использовать назидательный тон, необходимо обсуждать проблемы, а не ругать.
  2. В начале собрания объявляю вопросы, которые предполагаю обсудить.
  3. Предупреждаю родителей, что не вся информация может быть донесена до детей.
  4. Даю понять родителям, что знаю, как трудно детям учиться.
  5. В личных беседах оцениваю успехи детей относительно их потенциальных возможностей. Внушаю родителям и детям мысль, что «плохой» ученик очень часто оказывается замечательным человеком.
  6. Родитель должен уйти с собрания с твёрдым убеждениям, что он сможет помочь своему ребёнку, а я, как классный руководитель, сделаю всё возможное, чтобы им было легко осуществить все их замыслы.
  7. На собрании нельзя сравнивать успехи отдельных учеников, нельзя также давать негативную оценку всему классу. Не привожу никаких конкретных примеров, ни плохих, ни хороших.
  8. Никогда не стесняюсь признавать свои ошибки.
  9. Объясняю родителям, что я всегда готова помочь им и их детям в учебной деятельности, в воспитании, в разрешении конфликтных ситуаций, что ко мне всегда можно обратиться с любой просьбой.
  10. Родительское собрание заканчиваю совместным принятием решения.
  11. В заключение прошу родителей выразить своё отношение к поднятой проблеме и сделать запись для «Корзины» вопросов (проблем), дабы классный руководитель мог спланировать свою работу, определить тему следующего собрания, предстоящих классных часов.

Внеклассные мероприятия  и праздники готовлю также совместно с детьми и их родителями, будь то внеклассное занятие по какому-либо предмету или  мероприятие общеразвивающего значения. Привлекаю ребят старших классов, братьев, сестёр в качестве своих помощников, артистов, ведущих. В классном коллективе организуется творческая группа, помогающая учителю в подготовке мероприятия. Важно вовлечь в подготовку как можно больше ребят и их родителей, чтобы они почувствовали себя не просто зрителями, а самыми активными участниками происходящего. Сначала обсуждаю с ребятами, что бы им хотелось видеть  в ходе занятия. Затем подбирается материал, пишется сценарий, распределяются роли, обсуждаются костюмы. Далее творческая бригада занимается изготовлением реквизитов, костюмов, продумывает оформление кабинета к мероприятию. Я им предоставляю полную свободу творчества. Родители также подключаются к работе: помогают в изготовлении костюмов, иногда играют какие-либо роли, определяет систему поощрения детей, организуют, если это необходимо, сладкий стол. Детям всегда очень нравится совместная с родителями деятельность, они с удовольствием проявляют свою творческую активность, а маленькие дети, зная, что родители также будут принимать участие в мероприятии, начинают готовиться к нему с удвоенной силой. Такая общая работа сближает учителя, родителей и детей, способствует развитию взаимопонимания. В праздниках, посвящённых именинам детей, стараюсь  по максимуму задействовать мам и бабушек детей-именинников, они проводят конкурсы, готовят угощения. Самый ответственный этап в подготовке к празднику – репетиция. Один секрет, которого я всегда придерживаюсь – репетировать надо по частям, дети не должны знать всего, что будет происходить, важно оставить место сюрпризам.

    Часто провожу такие мероприятия, в которых дети соревнуются в каком-либо виде деятельности с родителями. Иногда  команды состоят из родителей и детей, родители помогают детям, направляют их деятельность; в других случаях ребята играют против родителей. Такое мероприятие подготовить очень сложно, поскольку необходимо продумать его таким образом, чтобы интересно было и детям, и взрослым. Как правило, это интеллектуальные состязания или конкурсы развлекательные. И соответственно вопросы для интеллектуальных игр должны быть не сложными, а «хитрыми», т. е. на смекалку, сообразительность, чтобы «докопаться» до истины было интересно всем. А конкурсы такими, чтобы родители не стеснялись принимать в них участие. За неделю до мероприятия родителей оповещаю посредством пригласительных билетов. В конце праздников и внеклассных занятий взрослые и дети показывают при помощи рисунков своё настроение, своё отношение к проведённому мероприятию:

 

   Анализируя полученные сведения, я определяю, вызвало ли мероприятие интерес у детей и взрослых, стоит ли проводить подобные мероприятия в будущем, есть ли в них польза.

Интересно отметить, что дети порой свои рисунки сопровождают записями, в которых также проявляют свои эмоции: «Здорово!», «Просто класс!», «Спасибо вам за такое мероприятие», «Доволен до ужаса» и т. д.  Не секрет, что в последнее время родители стали мало времени уделять своим детям: много работают, заняты бытовыми проблемами. А детям так необходимо чувствовать себя любимыми родителями. Поэтому на подобные мероприятия, особенно если они проводятся в субботу, ребята в прямом смысле слова за руку ведут мам, бабушек, отцов. Иногда приходят целыми семьями. Родители, видя такую реакцию детей, понимают, что совместно проведённое время сближает их, способствует развитию взаимопонимания, учит совместному полезному проведению досуга.

   Обязательно стараюсь выразить благодарность родителям и детям, если они принимали участие в жизни класса. Эти благодарственные письма я изготавливаю своими руками и вклеиваю в дневники детям. Хочется сказать, что родители в свою очередь мне тоже пишут такие слова, как, например: «Спасибо и Вам за это мероприятие».

Вот пример такой «Мини-грамоты»:

        

   Замечу, что ребята, как правило, бывают очень довольны подобным выражением похвалы,

показывают друг другу, а в младших классах даже соревнуются, у кого больше собрано подобных благодарностей.

    В создании и сплочении коллектива детей, родителей, учителей большую роль играет классный родительский комитет. Основная задача родительского комитета – содействовать школе в осуществлении воспитания и обучения детей. Родительский комитет является правой рукой классного руководителя, оказывая помощь в подготовке и проведении родительских собраний, привлекая родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий, поездок, экскурсий, праздников. Деятельность родительского комитета направлена на содействие педагогическому коллективу в организации сотрудничества семьи и школы, являясь посредником между семьёй, школой, общественными организациями. Учитель, если будет поддерживать тесный контакт с родительским комитетом, значительно может облегчить себе работу в аспекте внеурочной деятельности.

   Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии также имеют множество вариантов в зависимости от поставленных целей, возраста детей. Я исхожу из особенностей своего класса: сплочённый ли это коллектив, какие интересы у ребят, каков уровень их воспитанности, каковы их взаимоотношения с родителями, с учителями, другими детьми…  Когда пишу план воспитательной работы на год, планирую и классные часы с учётом возникающих воспитательных вопросов. Часто классные часы создаём вместе с ребятами, иногда  - с привлечением и родителей. Например, родители на классных часах, посвящённых профессиональной ориентации школьников, рассказывают о том, чем они занимаются, как долго они шли к своей профессии, интересна ли она, чем…  По возможности организовывают экскурсии детей на свои предприятия, где показывают ребятам специфику своей работы (посещали разные цеха Бумажной фабрики).

     На классных часах возможны и совместное творчество, обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса. Здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.

   Коллективные творческие дела также играют очень важную роль в деле сплочения классного коллектива, родителей с детьми, учителей с детьми. Приведу пример одного из таких КТД, посвящённого Дню Победы  – «След войны в моём доме». Сначала родители и дети получили задание разузнать о том, воевали ли их деды и прадеды в Великой Отечественной войне, найти ветерана, который бы захотел общаться с детьми. Параллельно дети искали фронтовиков, живущих рядом с ними. Далее этого человека  пригласили в школу на классный час для того, чтобы он рассказал о годах, проведённых на войне. Затем в течение некоторого времени дети записывали воспоминания этого человека, посещая его дома, рассматривали его фотографии, делали их копии. Я помогала скорректировать эти записи, исправить ошибки. В результате такой кропотливой работы «родился» альбом воспоминаний. В школе проходил конкурс подобных альбомов, ребята перед Днём Победы отчитывались о проделанной работе на общешкольной линейке. Совместными усилиями перед празднованием годовщины победы в Великой Отечественной войне дети и родители изготавливали «листовки» с поздравлениями ветеранам (рисовали рисунки, сочиняли стихи) и вывешивали их на дверях подъездов, где живут фронтовики. Итогом работы был общешкольный праздник, на который были приглашены ветераны, а дети подготовили для них концерт, состоящий из инсценированных военных песен. Родители помогали сделать костюмы для этих инсценировок.

    Ещё одно КТД вызвало огромный интерес у детей и их родителей – «Школа моей мечты». Дома дети записали со слов родителей, какой бы они хотели видеть школу, где учатся их дети. Дети и сами записали свои мечты. Далее все эти записи прочитали на классном часу, отобрали наиболее интересные. Впоследствии дети и родители после уроков изготавливали макеты школы-мечты из картона, бумаги, других подручных материалов. Затем мы с ребятами сочиняли стихи, помогающие выразить наши мысли о том, какой бы мы хотели видеть свою школу. В школе же проходила защита  проектов школы будущего. Многие из идей начали реализовываться самими ребятами в работе по улучшению школьной жизни.

   Отмечу ещё один важный момент. Совместно с родителями учеников в течение учебного года по выходным, на каникулах организуем поездки в театры, музеи Москвы и Московской области. Здесь наше общение происходит в неформальной обстановке. А конце учебного года я обязательно провожу праздник, на который приглашаются не только все учащиеся класса, но и родители. Праздник всегда проходит весело и интересно, часто  - в лесу, на свежем воздухе. Детям вручаются поздравительные открытки по поводу окончания учебного года и перехода их в следующий класс. Открытки делаю сама. Родители в свою очередь поздравляют ребят подарками. А ещё я изготавливаю «медали» для каждого ученика: «Самому активному ученику», «Самому внимательному ученику», «Самому весёлому ученику», «Самому доброму ученику», «Самому спортивному ученику», «Самому поющему» и т. д. Далее организовываем совместные игры, эстафеты, проводим шуточные уроки.

   В мае, когда подводятся итоги школьного года, провожу опрос детей и их родителей, который не оставляет взрослых и детей безучастными к совместной работе. Дети вспоминают все дела класса, в которых они принимали участие, а затем определяют:

  1. самые интересные дела;
  2. самые значимые дела для ученика;
  3. самые скучные;
  4. самые полезные.

Кроме того, дети пишут сочинение «Мой класс глазами человека – невидимки», в котором размышляют о том, что надо изменить в жизни класса, чтобы она стала честнее, лучше, добрее, интереснее.

    Родители также отвечают на вопросы, которые позволяют оценить мне результативность воспитательной работы:

  1. Какие мероприятия класса и школы этого года понравились Вам и Вашему ребёнку?
  2. Какие мероприятия Вам не понравились?
  3. Какие мероприятия класса и школы не понравились Вашему ребёнку? Почему?
  4. В каких мероприятиях класса и школы Вы могли бы принять участие в будущем учебном году?
  5. Какие мероприятия, включая совместные родителей и детей, Вы хотели бы предложить в будущий план воспитательной работы?
  6. На что необходимо обратить внимание классного руководителя в воспитательной работе в следующем учебном году?
  7. Какие традиции, на Ваш взгляд, необходимо в дальнейшем развивать в классном коллективе?

   Такое анкетирование позволяет посмотреть на процесс воспитания со стороны, позволяет глубже проанализировать свою реальную деятельность и определить классному руководителю задачи будущей деятельности.

   Всем известно, что дети хотели бы от школы и своих учителей:

  1. чтобы к ним относились в школе и дома с доверием и уважением;
  2. быть членами школьной семьи;
  3. чтобы учителя были помощниками;
  4. чтобы школа была тем местом, где людям есть место друг до друга;
  5. иметь учителей, заинтересованных в их успехах, а не поражениях, т. е. школьники хотели бы видеть рядом с собой социально компетентных людей.

   А это значит, что классный руководитель должен уметь создавать психологический климат доверия между учителями, учащимися, их родителями, обеспечивать сотрудничество в принятии решений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса, актуализировать мотивационные ресурсы учебной деятельности, создавать условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка, помогать учащимся в личностном развитии, родителям – в разрешении конфликтов, возникающих между ними, их детьми, оказывать всяческое содействие в воспитании. Классный руководитель должен являться посредником между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством. Получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, наклонностях, социальном окружении, материально-бытовых условиях, семейных обстоятельствах, требованиях родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребёнка,  он контролирует ход становления личности ребёнка, его нравственных качеств, координирует учебную деятельность классного коллектива, способствует развитию взаимоотношений с другими участниками воспитательного процесса. Для успешной реализации в совместной деятельности учебно-воспитательного процесса учитель должен учитывать следующие моменты: подлинность в общении (позволяют учителю вступать в непосредственно личные отношения, общаться с учеником как человек с человеком; ученик же в свою очередь с гораздо большей охотой и энтузиазмом включается в учебный процесс и общественную жизнь класса, у родителей появляется заинтересованность , они с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнёрству в воспитательной работе в классе), эмпатическое понимание (ученики чувствуют, когда их просто понимают, а не оценивают или судят), одобрение, принятие и доверие со стороны учителя ( ведут к формированию веры в собственные силы  школьников).

В заключение надо сказать, что учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только учебными занятиями , выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами и нормами. Она значительно шире и сложней. Учитель не просто ходит на работу и отрабатывает учебные часы, а вместе с детьми проживает и переживает всё, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися и их родителями. При этом он находит возможность и проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребёнка, строится на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися и их родителями.

Родительские конференции

Семинары-практикумы

Родительские собрания

Лекции

Психолого-педагогические семинары

Индивидуальные беседы

 Круглые столы, диспуты

Творческие встречи

Консультации с социальным педагогом

Формы работы с родителями

Клубы молодой семьи

Совместные праздники, внеклассные мероприятия, классные часы

Родительские рейды

Дни открытых дверей, консультации

Формы внеклассной работы в системе «Школа – семья»

Праздники, посвящённые красным датам календаря.

Традицион-ные школьные праздники

Внеклас-сные занятия по предметам

Интеллектуальные

   занятия

Семейные праздники

Конкурсы, викторины

Дни творчества

Клубы любителей

Коллектив-ные творческие дела

                 Объявляется благодарность

                     ученице 5 класса «А»

                  Быковской Александре

за активное участие в конкурсе инсценирован-

ной военной песни.

 

             

 

Совмест-

ные поездки, экскурсии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Моя статья в газету "Дошкольник". "Театр родителей". Описание опыта вовлечения родителей в театрализованную деятельность. Постановка сказки "Репка"

Театр родителей.    Я работаю в группе «Боровичок» детского сада №466 с детьми 3-4 летнего возраста. В группе 26 чудесных ребятишек, у которых активные, понимающие, интересующиеся жизнь...

Описание системы опыта работы. Конкурс "Профессионал - 2015"

Описание системы опыта работы. Конкурс "Профессионал - 2015"Автор: Бунина У.А....

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы...

Из личного опыта работы учителя начальных классов по внедрению ФГОС.

Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя.Третий год я работаю по новым стандартам.  Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо б...

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта  работы по теме : " Проектная деятельность в начальных классах"...