Развитие творческого мышления младших школьников
методическая разработка по теме

Ильина Марина Геннадьевна

Выступление - обобщение опыта работы по теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого мышления младшего школьника  является одной из целей, определенных Государственным стандартом образования. Поэтому многие технологии содержат в себе элемент развития творческих способностей учащихся. Однако, чаще всего это развитие сводится к выполнению серии творческих заданий с основой на уже имеющиеся у детей знания и умения. Особенностью же учащихся начальной школы является то, что придя в первый класс, основная масса детей не обладает такими знаниями. Вот и получается, что задания творческого характера могут выполнить лишь единицы, большинство же не справляется с ними, постепенно теряя интерес.

Таким образом, возникает противоречие между требованиями программы и реальными возможностями детей.

Снять данное противоречие позволяет использование технологии Волкова «Учим творчеству»

Уже в самом названии реализуется главный принцип данной технологии: «Творчеству надо обучать»

Игорь Павлович Волков учитель рисования и черчения Реутовской школы, а ныне кандидат педагогических наук, на примере уроков творчества показывает, как целенаправленно, целеустремленно и постепенно, многократно закрепляя уже полученные ранее навыки, учить детей творчеству.

Данная технология базируется на следующих основных принципах:

  1. Знания – фундамент творчества. Автор считает, что творческая деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, этими знаниями ребенка надо вооружить.
  2. Строгий отбор учебного материала. За определенное время ребенок может усвоить определенное, а небезграничное количество информации, поэтому необходимо строго отбирать учебный материал.
  3. Многократность повторения по разному организованного материала.
  4. Разностороннее развитие учащихся
  5. Индивидуальный подход.

Опираясь на эти принципы, учитель так строит процесс обучения, создает такие условия, что все учащиеся класса могут создать и создают оригинальные изделия, среди которых нет одинаковых.

        Свою работу по внедрению опыта Волкова в практику мы начали с уроков технологии. Выделяя и отрабатывая ключевые умения, такие, как умение чертить, пользоваться измерительным инструментом, уже к 3 классу мы вышли за рамки начальной школы, выполняя развертки деталей, их виды и проекции (это темы уроков черчения)

Так, реализуя принцип поэлементного обучения, учащиеся первого класса учатся чертить, пользуясь инструкционной картой. Результат работы – рубашка, которую смог выполнить каждый учащийся, при этом мы видим что двух одинаковых среди них нет.

Во втором классе учимся чертить развертку конуса. А дальше включаем воображение, и вот результат – от простой пирамидки до сказочных персонажей.

В четвертом классе чертим развертку куба. И ни одной одинаковой работы.

Игорь Павлович реализовывал свою технологию только на уроках творчества. Мы же решили в строгом соответствии с перечисленными принципами учить творчеству и на других уроках.

Для уроков русского языка были разработаны «Листы познания». Каждый лист имеет два уровня: инвариантный, формирующий необходимые знания, умения и навыки и вариативный, включающий задания логического и творческого характера

Так, изучая тему «Написание безударного гласного в корне слова», каждый учащийся должен уметь:

- различать гласные и согласные звуки

- ставить ударение

- находить безударные гласные

- подбирать родственные слова

- выделять корень слова

Если хоть один из данных компонентов не усвоен учащимся, он может сколько угодно учить правило, но при этом все равно будет продолжать делать ошибки.

Поэтому в инвариантной части выполняются задания на каждый из перечисленных компонентов. Если учащийся не может выполнить задание с первого раза, ему предлагается выполнить второй или третий варианты, в которых содержаться инструкции для правильного выполнения.

Выполнив задание верно, ребенок раскрашивает один из элементов рисунка.

Учащийся не может перейти на творческий уровень, пока не усвоит необходимые знания, умения и навыки, т.е. не создаст фундамент для творчества.

Вариативная часть включает творческие задания, такие, как составление кроссвордов, ребусов, написание небольших рассказов, загадок и другие. За выполнение каждого из 10 заданий учащийся получает наклейку, которую приклеивает на свой «Лист познаний»

Заполненные «Листы познаний» вкладывается в портфолио учащихся. По ним хорошо виден уровень усвоения темы.

На уроках литературного чтения учимся составлять загадки. Для этого сначала выявляли отличительные признаки предметов и сравнивали их между собой, работали с синонимами, антонимами, многозначными словами, изучали этимологию слов. Учились сочинять загадки все вместе, а уже затем индивидуально.  Приведу примеры детских загадок:

На одной ноге стою, головой кручу, за солнцем наблюдаю

Синяя, а не небо, волнистая, а не линия, бежит, а не человек.

Если знать правила построения загадок, то придумать ее может даже первоклассник. Предлагаю и вам поучаствовать в процессе сочинения.

Снежинка

Белая                        сахар

Пушистая                 пух

Кружится                балерина

Планомерно ведется работа над написанием стихотворений. Начинаем с подбора рифм, затем сочиняем двустишья,  четверостишья. Параллельно изучаем стихотворные размеры.

Приведу пример стихотворений, написанных одним и тем же ребенком в 1 и в3 классах

В лес идет Арина

        Собирать рябину.

        Настя вместе с ней идет,

        Громко песенки поет.

                                                Утром.

        Рано утром Настя встала,

        Ну а я еще спала.

        Настя гетры натянула

        И за завтраком пошла.

        Вот сегодня день хороший,

        В школу можно не идти.

        Но проблема только с Настей –

        В садик надо отвести.

        Наконец и я проснулась,

        Настю в садик отвела.

        Но одной мне стало скучно

        Настю я домой ждала.

Следующим этапом стало составление сказок. Мы познакомились с различными видами сказок, анализировали их. Составляли сказки всем классом, используя карты Проппа, затем в группах и индивидуально. Готовые сказки оформлялись в книжечки и пополняли школьную библиотечку.

И еще один этап нельзя не отметить. Творчество не может быть без собственных переживаний ребенка. Примером такой работы может быть описание какого-либо предмета, например бездомного котенка по схеме:

  1. Что ты видишь?
  2. Что слышишь?
  3. Что чувствуешь?
  4. Каковы твои ощущения?
  5. Как ты думаешь, какие чувства испытывает котенок, почему ты так решил?

Данная работа позволяет задействовать эмоции учащихся. Она основывается на индивидуальных особенностях каждого ребенка и ориентирована на развитие каждой личности.

Чувства детей и результаты систематического обучения творчеству особенно ярко проявляются при написании сочинений. Приведу пример трех сочинений на одну и ту же тему «Деревья на моей улице». Это третий класс. Сочинение писали в школе.

Тема одна, но насколько по разному ребята раскрыли ее: здесь и история, и экология, и художественное описание. Но при этом каждое сочинение пронизано переживаниями ребенка, его неравнодушием к окружающему. Значит, мы на правильном пути. Ведь работа учителя, по словам Уильяма Блейка «увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке, держать бесконечность в ладонях и вместить вечность в один час».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТДМ

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАИНТЕРЕСУЕТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Доклад "Формирование учебных компетенций на основе развития творческого мышления младших школьников"

          Компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определённой компетенции. Владение той или иной образовательной компетентно...

Творческий отчет по теме: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»

Творческий отчет по теме:«Развитие творческого мышления младшихшкольников на уроках математики»...


 

Комментарии

Ильина Марина Геннадьевна

выступление - обобщение опыта работы по теме