Программа профильного экологического отряда "Юные экологи"
рабочая программа по теме

Мосина Светлана Петровна

Программа разработана для пришкольного лагеря досуга и отдыха в летние каникулы. Программа состоит из пояснительной записки, цели, задач, принципов,направлений, ожидаемых результатов, плана - сетки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64» Кировского района города Перми

Утверждено

Директор МАОУ «СОШ № 64»

_______________С. П. Пунина

Программа

профильного экологического

отряда «Юные экологи»

Авторы: Мосина С. П.

Иванова Ю. А.

г. Пермь, 2013 год

Пояснительная записка.

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

      Лето – великолепная возможность для получения новых и закрепления имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени детей. Исходя из этого, лето – это время для развития творческого потенциала, приобщения к социокультурным и нравственным ценностям, удовлетворения индивидуальных интересов, развлечений, игр, сохранения и укрепления здоровья. В летний период непрерывность образования, возможно, осуществить через деятельность профильного отряда.

Актуальность программы заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле была бы невозможна. Трудно представить, чтобы всё вокруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять своё качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и  самим собой.

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету такой, в которой люди могли бы существовать; условия, которой оставались пригодными для жизни.

Детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, в творениях рук человеческих.

Экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу.

Чтобы решать экологические проблемы Земли, сначала нужно изучить экологическую обстановку родного края и научиться бережно относиться к его природе. Поэтому немаловажно для растущего человека  понятие «малая родина»: его родной дом и школа, родители и друзья, природа  родного края. Любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, экскурсий, просмотров фильмов, рассказов об истории края, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине и природе,  мы воспитываем патриотов, воздействуем на формирование жизненных идеалов, помогаем найти образы для подражания.

Цель:

- создание благоприятных условий для укрепления здоровья, полноценного отдыха детей во время летних каникул и непрерывного воспитательного процесса в области экологического и патриотического образования.

Задачи:

- создать оптимальные условия для  отдыха и укрепления здоровья детей, для разностороннего развития личности и раскрытия творческого потенциала ребёнка, его самореализации и самовыражения;

-  расширить и углубить знания учащихся по предметам естественнонаучного цикла и общих знаний о природе и взаимодействии общества и природы; ряда основополагающих экологических понятий;

- формировать у школьников правильное экологическое сознание и культуры поведения в природной среде;

- обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и улучшению экологического состояния окружающей среды микрорайона «Химградский», Кировского района города Перми;

- организовать работу школьников по экологическому и природоохранному просвещению населения: «Будь Человеком, человек!»;

- воспитывать любовь к родному краю, патриотизм, бережное отношение к природе, ответственность за судьбу малой родины;

- формировать          у ребят интерес к истории родного края, уважение к местным традициям, обычаям;

- развивать умения проводить  проектную и исследовательскую деятельность  и оформлять результаты исследований; высказывать  и доказывать свою точку зрения и уважительно относиться к мнению окружающих людей.

Принципы реализации программы:

  1. Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
  2. Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных способностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
  3. Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
  4. Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
  5. Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности детей.
  6. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программы.
  7. Принцип наглядности данной программы: каждое дело  отмечено в выпуске листовки, газеты и включено в презентацию работы отряда.

Работа профильного отряда будет организована по следующим направлениям:

  1. Образовательная деятельность под девизом «Хочу всё знать!»;
  2. Экологическая деятельность под девизом «Будь Человеком, человек!»;
  3. Краеведческая деятельность под девизом «Мой любимый Пермский край!»;
  4. Исследовательская деятельность под девизом: «Познай тайны природы!»;
  5. Практическая деятельность под девизом: «Войди  в мир природы другом!»;
  6. Культурно-досуговая деятельность под девизом «Как прекрасен этот мир»;
  7. Информационная деятельность под девизом «Пусть о нас узнают, пусть о нас услышат, пусть о нас напишут…»;
  8. Социальное партнёрство под девизом «Встретиться вместе – удача, сотрудничать вместе – успех!»;
  9. Блок безопасности включает мероприятия по ПДД, ОБЖ, пожарной безопасности, безопасности на воде;
  10. Спортивно-оздоровительная деятельность под девизом: «От экологии природы – к экологии человека»

Основные формы и методы  реализации программы:

  1. Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
  2. Игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности;
  3. Тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
  4. Участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
  5. Работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу;
  6. Составление загадок, стихов, кроссвордов, ребусов;
  7. Просмотр видеофильмов, презентаций;
  8. Беседы; конкурсы, викторины, КВНы, диспуты;
  9. Спортивные соревнования;
  10. Экскурсии, наблюдения, походы, бассейн.

Ожидаемые результаты:

  1. Укрепление и оздоровление детского организма: закаливание, формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
  2. Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках естественнонаучного цикла.
  3. Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие у школьников интереса к творческой деятельности.
  4. Развитие креативных способностей детей.
  5. Развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде.
  6. Развитие лидерских качеств.
  7. Изменение и утверждение  сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе.
  8. Повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой)
  9. Формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины».
  10. Практическое участие школьников в решении экологических проблем своего района.
  11.  Формирование патриотизма, уважения к окружающим.
  12. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми.

Хочется верить, что пребывание в профильном отряде «Юные экологи» утвердит в детских глазах веру в добро, а в их душах и сердцах появится желание делать добрые дела.



Предварительный просмотр:

1 день

Открытие лагеря. Знакомство «Шире круг»

Работа над отрядным уголком.

Инструктаж по ПБ, учебная эвакуация.

2 день

Спортивные соревнования «Спартакиада» Выпуск отрядных уголков.

Беседа по ПДД.

Экскурсия на пришкольный участок, цветник. Викторина на экологическую тему.

3 день

 «Моя малая Родина» - пешая экскурсия  по Закамску. Конкурс рисунков на асфальте «Край, в котором ты живёшь»

Игра «Мы пешеходы, мы – пассажиры».

.

4 день

Посещение бассейна «Уроки здоровья»

Шоу «Алло! Мы ищем таланты!»

Игра: «Путешествие в страну Витаминию»

5 день

Экскурсия «Пермь театральная» с посещением оперного театра.

Конкурс экологической частушки. Экологическая акция «Чистоту природным территориям!»

6 день

Посещение библиотеки Чехова. Видеовикторина «Твое Прикамье»

Беседа «Твое здоровье в твоих руках»

Конкурс песни на тему: «Моя Родина»

7 день

Шоу «Мисс лето 2010»

Конкурс поделок «Бумаге вторую жизнь!»

Проект «Цвети, родная школа!»

Посещение школьного музея.

8 день

Спортивные игры: комический футбол, пионер бол, вышибалы.

Презентация – игра  по ПДД «Дорожная азбука»

9 день

«Созвездие – Пермь» -обзорная экскурсия по городу и посещение планетария. Беседа по ПБ.

10 день

Конкурс экологической сказки

Просмотр учебного фильма. Проект «Составление режима дня» Спортивно- конкурсная программа: «Весёлые старты с экологическими препятствиями»

11 день

Посещение бассейна «Уроки здоровья»

Выставка домашних животных «Друзья моей семьи» конкурс рисунков.

Концерт.

12 день

«В мире растенпериииприеиий» обзорная экскурсия по городу с посещением ботанического сада. Викторина о растениях. Беседа – презентация «Наше зрение»

13 день

Посещение бассейна «Уроки здоровья»

Беседа по ЗОЖ. Проект «Проблема твёрдых бытовых отходов в Кировском районе» Просмотр презентации «Враг природе – это мусор»

14 день

Экскурсия «Кинологическая служба», «Кошкин дом» - посещение приюта для бездомных животных

Акция «Милосердие»

Викторина о животных .

15 день

Посещение памятника павших во время ВОВ, возложение цветов у Вечного огня.

Презентация «Пионеры – герои»

Прогулка на теплоходе по красавице Каме.

16 день

Экскурсия на конюшню «Ах вы кони, мои кони!»

Разработка экологических проектов, плакатов.

17 день

Посещение бассейна «Уроки здоровья»

Экологический праздник. Защита проектов, плакатов.

Экологические игры, концерт.

18 день

Закрытие смены.

Дискотека.

Заполнение анкет- отзывов.

Вручение памятных подарков.

Конкурс рисунков «Мой самый лучший день в лагере!»

План мероприятий по ЗОЖ.

  1. Утренняя зарядка, спортивный час.
  2. Витамины
  3. Посещение бассейна «Уроки здоровья»
  4. Спортивные соревнования: «Спартакиада», «Мой веселый звонкий мяч», «Веселые эстафеты», комический футбол, пионербол, «вышибалы» и другие.
  5. Экскурсии «Пермь спортивная» с катанием на спортивных машинах, «Кинологическая служба»
  6. Беседы по ППБ «Огонь в доме» , «Как подружиться с электричеством»
  7. Беседы по ПДД «Кодекс выживания городского пешехода», «Мы и транспорт»
  8. Беседы по  ОБЖ «Что делать при запахе газа», «Почему случаются травмы?»
  9. Презентация – игра по ПДД « Дорожная азбука»
  10. Инструктаж по ППБ, учебная эвакуация
  11. Инсценирование сказок по ЗОЖ
  12. Конкурсы «Мы за здоровый образ жизни»,  «Праздник Светофора»
  13. КВН «В стране здоровья»
  14. Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни»
  15. Экологические проекты, плакаты « Сбережем нашу планету»
  16. Экологические конкурсы поделок «Бумаге вторую жизнь»
  17. Экологические конкурсы «Экологическая мода», «Целлофановая модель»
  18. Лекторий «Вредные привычки»
  19. Презентация – игра «Наши глаза»
  20. Конкурс – игра «Опасные ситуации на дороге»
  21. Конкурс рисунков «Осторожно, огонь!»
  22. Конкурс рисунков «Пешеходная дорожка»
  23. Конкурс рисунков «Будь осторожен с незнакомцем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профильной смены летнего лагеря «Ромашка»

Лето - наилучшая пора для общения с друзьями, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое...

Программа профильной смены: "Будущий первоклассник"

Эта программа для подготовки детей к школе....

Экологический час «Экология и энергосбережение»

Воспитательное мероприятие по экономии электричества....

Программа профильного отряда экологической направленности "Юные экологи"

В  работе представлены цель, задачи, планированный результат, план мероприятий....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» (направление: экологическое)

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких...

Рабочая программа нравственно- экологическое воспитание "Экология души"

Пояснительная записка Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать во...

Программа внеурочной деятельности по направлению: экологическое. "Игровая экология"

Пояснительная запискаФедеральная рабочая программа воспитания для образовательных организаций (далее - Программа воспитания) служит основой для разработки рабочей программы воспитания АООП ООО. Програ...