моя Гыда и мой край
календарно-тематическое планирование по теме

Яр Татьяна Павловна

календарно-тематическое планирование "Моя Гыда и мой край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_gyda_i_moy_kray.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

«Моя  Гыда и мой  край»  1 – ый год  обучения


п/п

Наименование  темы

Всего

В том числе:

теория

практика

1

Введение. Знакомство с особенностями кружка, формами занятий, требованиям обучающимся.

2

2

-

Ямал – край земли! (15 час)

2

Знакомство с картой ЯНАО, составом территории, границами

3

3

-

3

Территория  и географическое положение Тазовского района

3

3

-

4

Сколько  лет г. Салехарду?

3

3

-

5

Сколько  лет п. Тазовскому?

3

3

-

6

Сколько лет Гыдояме?

3

3

-

Летопись села Гыда (51 час)

7

Моя Гыда. История названия села.

3

3

-

8

История  Гыданской  кульбазы

3

3

-

9

Мамонты  жили на Гыданском полуострове…

3

3

-

10

Улицы  с. Гыда. История  названий улиц.  Экскурсия.

3

2

1

11

Улица Молокова. Экскурсия.

3

2

1

12

Улица Елены Катаевой. Экскурсия.

3

2

1

13

Занятость  населения в Гыде

3

3

-

14

Занятость  молодёжи  в Гыде

3

3

-

15

История  метеорологической  службы с. Гыда. Экскурсия.

3

2

1

16

Летопись  школы

3

3

-

17

История  участковой  больницы

3

3

-

18

История Гыданского рыбозавода. Экскурсия  в «Гыдаагро»

3

2

1

19

История  дома  культуры с. Гыда. Экскурсия  в СДК.

3

2

1

20

Авиация  и её  роль в покорении  Гыды

3

3

-

21

История  разведения  животноводства  с. Гыда  

3

3

-

22

История колхозного развития  в Гыде

3

3

-

23

Морской  Северный  путь в Гыду

3

3

-

Коренное население Ямала (12 час)

24

Коренное население  Ямала.

3

3

-

25

Ненцы – коренное население с. Гыда.

3

3

-

26

Одежда  ненцев.

3

2

1

27

Традиционная  посуда  гыданских  ненцев

3

3

-

Верования и традиции народов Севера         (15 час)

28

Верования народов Севера

3

3

-

29

Традиции   и обычаи ненцев

3

3

-

30

Пословицы  и поговорки  ненцев

3

3

-

31

Дух огня  у ненцев

3

3

-

32

Духи – охранители  семьи  у ненцев

3

3

-

Растительный мир Ямала (18 час)

33

Растительный мир с. Гыда

3

3

-

34

Съедобные  растения  Севера

3

3

-

35

 Кустарники  Ямала

3

3

-

36

Деревья  Ямала

3

3

-

37

Северные  ягоды  в рационе жителей Севера

3

3

-

38

Целебные  растения окрестностей  гыданской  тундры

3

3

-

Животный мир Ямала (24 час)

39

Животный  мир  Ямала

3

3

-

40

Овцебыки  в  Тазовском районе

3

3

-

41

Северный олень в жизни  ненцев

3

3

-

42

Северный волк

3

3

-

43

Песец

3

3

-

44

Собаки  в фольклоре  северных  народов

3

3

-

45

Белый  медведь  в фольклоре  и устных  рассказов  ненцев.

3

3

-

46

Гыданский  заказник

3

3

-

Культура  Ямала (15 час)

47

Сказки народов Севера

3

3

-

48

Игры детей  ненцев  гыданской  тундры

3

3

-

49

Ненецкие куклы. Изготовление.

3

2

1

50

Художники Ямала

3

3

-

51

В.И. Гаскаров -  художник с. Гыда. Встреча.

3

2

1

Итого   часов:

152

143

9

        «Моя  Гыда и мой  край»  2 – ой год  обучения


п/п

Наименование  темы

Всего

В том числе:

теория

практика

1

Введение. Знакомство с особенностями кружка, формами занятий, требованиям обучающимся.

2

2

-

Культура  Ямала (18 час.)

2

Традиции народов  Севера

3

3

-

3

Роль и значение огня в жизни человека

3

3

-

4

Бисер  как элемент культуры ненецкого народа

3

3

-

5

Бисероплетение. Практическая  работа  с бисером.

3

1

2

6

Н. Нечаев – художник- таксидермист  нашего села. Встреча  в  музейной комнате.

3

2

1

7

Н.Нечаев – художник –таксидермист. Сбор материала. Оформление альбома.

 3

3

-

Птицы  Ямала  (15 час)

8

Птицы нашего края.

3

3

-

9

Птицы гыданской тундры. Экскурсия в музейную комнату.

3

2

1

10

Птицы Красной книги

3

3

-

11

Водоплавающие.

3

3

-

12

Пение птиц Севера в жизни и искусстве.

3

3

-

Из истории родного края  (15 час )

13

Образование  ЯНАО

3

3

-

14

Образование  Тазовского района

3

3

-

15

Национальные посёлки Тазовского района

3

3

-

16

История образования с.Гыда

3

3

-

17

Сталинская дорога в фотографиях

3

3

-

«Они защищали Родину» (24 час)

18

Тазовский  район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

3

3

-

19

Сбор материала о Рубцове – первом директоре Гыдоямской кульбазы

3

3

-

20

Л.Ф. Кисилёв - герой  Советского Союза, бывший учитель и директор школы с. Гыда.

3

3

-

21

Бесстрашный  пулемётчик – Михаил Тэсида из Гыды. Сбор материала.

3

2

1

22

Герои  Ямальской земли  ЯНАО

3

3

-

23

Герои  Ямальской земли  Тазовского района

3

3

-

24

Герои  Ямальской земли  Тазовского района

3

3

-

25

Рассказ старожилов о послевоенных годах  села. Встреча.

3

2

1

«Твоя  родословная» (21 час)

26

Рассказ  о значении родословной, её зависимость от места человека в обществе.

3

3

-

27

Изучение  и составление семейных родословных. Познакомить с понятиями: поколение, предки, потомки.

3

3

-

28

Создание домашнего  семейного архива

3

3

-

29

Составление семейных летописей

3

3

-

30

Семейный архив  в фотографиях

3

3

-

«Живые истоки»  (15час)

31

Сбор материала  и предметов материальной культуры села

3

3

-

32

Сбор материалов  и предметов материальной  культуры  села

3

3

-

33

Краеведческие справочники. Экскурсия в библиотеку.

3

3

-

34

Краеведческие справочники

3

3

-

35

Изучение архивных  документов

3

3

-

«Школьные  годы чудесные»  (42 час)

36

Летопись школы. (Школа 30-е и 40-е годы)

3

3

-

37

Летопись  школы. (Школа  50-е и 60-е годы)

3

3

-

38

Сбор материала о педагогах Гыданской  школы, которые проработали более 30 лет

3

3

-

39

Сбор материала о педагогах Гыданской  школы, которые проработали более 30 лет

3

3

-

40

Оформление альбома «Они учились в нашей школе» (  50-е  и 60-е  годы)

3

3

-

41

Оформление альбома «Они учились в нашей школе» (70-е  и 80-е годы)

3

3

-

42

Печерина   Мария  Николаевна.  Сбор материала.

Встреча.

3

2

1

43

Печерина Мария Николаевна. Сбор материала. Альбом.  

3

3

-

44

Сэротэтто   Галина  Пияковна. Сбор материала.

Встреча.  

3

2

1

45

Сэротэтто   Галина  Пияковна. Сбор материала.  Альбом.  

3

3

-

46

Семяшкина  Ульяна  Егоровна. Сбор материала. Встреча.

3

2

1

47

Семяшкина  Ульяна  Егоровна. Сбор материала. Альбом.

3

3

-

48

Бурика Екатерина Григорьевна. Сбор материала.

Встреча.

3

2

1

49

Бурика Екатерина Григорьевна. Сбор материала.

3

3

-

50

Лапсуй  Варвара Енакиевна. Встреча. Сбор материала.

3

2

1

51

Лапсуй Варвара Енакиевна. Сбор материала.

Подведение итога  кружка за год.

3

3

-

Итого  часов:

152

141

11

«Моя  Гыда и мой  край»  3 – ий год  обучения


п/п

Наименование  темы

Всего

В том числе:

теория

практика

1

Введение. Знакомство с особенностями кружка, формами занятий, требованиям обучающимся.

2

2

-

Ямал – край земли! (24 час)

2

История образования  ЯНАО

3

3

-

3

Символика  ЯНАО

3

3

-

4

Города  нашего края

3

3

-

5

Салехард – столица ЯНАО

3

3

-

6

г. Новый  Уренгой

3

3

-

7

г. Надым

3

3

-

8

г. Муравленко

3

3

-

9

г. Губкинский  

3

3

-

Летопись села Гыда (27 час)  

10

История  названия рек  в Гыде

3

3

-

11

История названия  озёр  в Гыде.

3

3

-

12

Водоёмы в Гыде, их практическое значение.

3

3

-

13

«Гыдаагро» в жизни села

3

3

-

14

О Наталье Ивановне Яптунай. «Мать тундры»

3

3

-

15

Старожилы  о Н.И. Яптунай. Встреча. Сбор материала.

3

2

1

16

Старожилы с. Гыда. Встреча.

3

2

1

17

Ветераны труда с. Гыда. Встреча.

3

2

1

18

Ветераны  Ямала с. Гыда. Встреча.

3

2

1

Коренное население Ямала (24 час)

19

Чум – мой дом родной!  Чум и его значение.

3

3

-

20

Из чего делают чум?  Внутреннее устройство чума  у ненцев. Экскурсия  в  музейную комнату.

3

2

1

21

Обстановка  чума. Вокруг чума. Правила  жизни в чуме.

3

3

-

22

Традиционная  одежда у ненцев.    

3

3

-

23

Верхняя одежда: малица  и ягушка. Меховой  совик. Экскурсия в музейную комнату.

3

2

1

24

Обувь  у ненцев.

3

3

-

25

Роль орнамента в одежде народов Севера

3

3

-

26

Растения  в  орнаменте  ненцев.

3

2

1

Верования и традиции народов Севера          (18 час)

27

 Ненецкие народные  приметы

3

3

-

28

Приметы, связанные  с бережным отношением природы

3

3

-

29

Приметы, связанные  с почтительным отношением  к пище

3

3

-

30

Приметы – наказы предков об отношении к жизни

3

3

-

31

Праздники народов  Севера

3

3

-

32

Свадебный  обряд ненцев

3

3

-

Растительный мир Ямала ( 9 час)

33

Ягоды  гыданской  тундры

3

3

-

34

Лекарственные  травы  гыданской  тундры

3

3

-

35

Растения Красной Книги

3

3

-

Животный мир Ямала  (18 час)

36

Песец

3

3

-

37

Заяц

3

3

-

38

Белый медведь

3

3

-

39

Лемминг

3

3

-

40

Нерпа

3

3

-

41

Морской  заяц

Культура  Ямала  (18 час)

42

Роль и значение огня в жизни человека

3

3

-

43

Песни народов  Севера.

3

3

-

44

Композитор   Семён   Няруй

3

3

-

45

Легенды народов  Севера

3

3

-

46

Роль орнамента в жизни северян

3

3

-

47

Люди  и боги.

3

3

-

«Они защищали Родину»  (12 час)

48

Хроника военного времени  Тазовский  район в

1941-1945 гг. Сбор материала   по учреждениям с. Гыда.

3

-

3

49

А. М. Зверев – герой Советского Союза.  Составление презентации.

3

3

-

50

Война   в  судьбе  моей  семьи.  Составление  рассказа.

3

3

-

51

Встреча  с  тружениками  тыла с. Гыда. Хроника  военного времени.

3

2

1

Итого  часов:

152

141

11

«Моя  Гыда и мой  край»  4 – ый год  обучения


п/п

Наименование  темы

Всего

В том числе:

теория

практика

1

Введение. Знакомство с особенностями кружка, формами занятий, требованиям обучающимся.

2

2

-

Птицы  Ямала  (12 час)

2

Птицы-хищники. Орлан-белохвост.

3

3

-

3

Птицы  гыданской  тундры

3

3

-

4

Роль заказников и заповедников. Гыданский  заказник.

3

3

-

5

Экскурсия  в школьную музейную комнату.

3

2

1

Из истории родного края (15 час)

6

Восстание  Ваули Пиеттомина

3

3

-

7

Строительство «мёртвой» железной дороги

3

3

-

8

Сталинские репрессии на Ямале

3

3

-

9

Репрессированные нашего  села  Гыда. Рассказ  старожилов  о репрессированных.

3

2

1

10

Изучение архивных материалов о репрессированных. Встреча  с Яндо Еленой Енакиевной.

3

2

1

«Они защищали Родину» (18 час)

11

Участие  в районной конференции юных исследователей  «Мой первый доклад»

3

3

-

12

Труженики  тыла  нашего села

3

3

-

13

Оказание помощи труженикам тыла

3

3

-

14

Встреча тружениками тыла нашего села

3

3

-

15

Земляки, проявившие мужество  и героизм  в конфликтах в наше время

3

3

-

16

Встреча с воинами-интернационалистами

3

3

-

Верования и традиции народов Севера          (18 час)

17

Верования народов Севера

3

3

-

18

Традиции   и обычаи ненцев

3

3

-

19

Народные  приметы

3

3

-

20

Свадебный  обряд ненцев

3

3

-

21

Колыбельные песни

3

3

-

22

Праздник «Оленевода»  в Гыде

3

3

-

Растительный мир Ямала (27 час)

23

Растительный мир с. Гыда

3

3

-

24

 Кустарники  Ямала

3

3

-

25

Деревья  Ямала

3

3

-

26

Ягоды  гыданской  тундры

3

3

-

27

Лекарственные  травы  гыданской  тундры

3

2

1

28

Растения Красной Книги  Ямала

3

3

-

29

Грибы  Ямала.

3

3

-

30

Грибы  гыданской  тундры

3

3

-

31

Природная медицина ненцев

3

2

1

Животный мир Ямала (24 час)

32

Животный  мир  Ямала

3

3

-

33

Овцебык

3

3

-

34

Северный олень

3

3

-

35

Северный волк

3

3

-

36

Песец

3

3

-

37

Заяц

3

3

-

38

Морской   заяц

3

3

-

39

Белый медведь

3

3

-

«Твоя  родословная» (15час)

40

Обучение методу исследовательской работы

3

3

-

41

Семейные праздники

3

3

-

42

Работа с музейными документами

3

3

-

43

Возможность изучения истории через историко-генеалогические  исследования

3

3

-

44

Семейные  традиции и обряды

3

2

1

«Живые истоки» (12 час)

45

Изучение литературных источников

3

3

-

46

СМИ «Мынико»- газета на ненецком  языке для  детей

3

2

1

47

СМИ  «Нарьяна Нгэрм» - окружная  газета  в  жизни людей.

3

2

1

48

Обычаи и традиции ненцев. Праздники.

3

3

-

«Школьные  годы чудесные» (9 час)

49

Летопись школы.  (Школа  70-80-е годы). Наша  школа сегодня.

3

2

1

50

Летопись  школы (Школа  90-е и 2000-е годы). Наша  школа  сегодня.

3

2

1

51

Оформление альбома «Они учились в нашей школе». Сбор материала. Итоговое занятие.

3

2

1

Итого  часов:

152

141

11

«Моя  Гыда и мой  край»  5 – ый год  обучения


п/п

Наименование  темы

Всего

В том числе:

теория

практика

1

Введение. Знакомство с особенностями кружка, формами занятий, требованиям обучающимся.

2

2

-

Животный  мир Ямала (12 час)

2

Нерпа

3

3

-

3

Природная медицина ненцев животного происхождения

3

2

1

4

Животные Красной книги

3

3

-

5

Обобщающее  занятие  по теме

3

3

-

Культура  Ямала (45 час)

6

Сказки народов Севера

3

3

-

7

Игры детей  ненцев

3

3

-

8

Ненецкие куклы

3

3

-

9

Художники Ямала

3

3

-

10

В.И. Гаскаров -  художник с. Гыда.  Встреча.

3

2

1

11

Традиции народов  Севера

3

3

-

12

Роль и значение огня в жизни человека

3

3

-

13

Песни народов  Севера.

3

3

-

14

Композитор   Семён   Няруй

3

3

-

15

Легенды народов  Севера

3

3

-

16

Роль орнамента в жизни северян. Практическое занятие.

3

1

2

17

Христианизация Севера. Храм Петра и Павла в г. Салехард.

3

3

-

18

Люди  и боги.

3

3

-

19

Религия народов Севера

3

3

-

20

Кто такие шаманы?

3

3

-

Литературный  Ямал (15 час)

21

Л.В. Лапцуй  в Гыде. «Прячет  Гыда  тайны…»

3

3

-

22

Лапцуевские чтения в нашей школе

3

3

-

23

Знакомство с народным творчеством Ямала

3

3

-

24

Н.Н. Ядне. Я родом  из тундры…

3

3

-

25

Н. Салиндер. Души моей  струны… (Рассказы  и стихи)

3

3

-

Из истории  родного края (27 час)

26

Образование  ЯНАО

3

3

-

27

Образование  Тазовского района

3

3

-

28

Национальные посёлки Тазовского района

3

3

-

29

История  с. Гыда

3

3

-

30

Восстание  Ваули Пиеттомина

3

3

-

31

Строительство «мёртвой» железной дороги

3

3

-

32

Сталинские репрессии на Ямале

3

3

-

33

Репрессированные нашего  села

3

3

-

34

Изучение архивных материалов о репрессированных

3

3

-

«Они защищали Родину» (36час)

35

Тазовский  район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

3

3

-

36

Сбор материала о Рубцове – первом директоре Гыдоямской кульбазы

3

3

-

37

Л.Ф. Кисилёв - герой  Советского Союза, бывший учитель и директор школы с. Гыда.

3

3

-

38

Бесстрашный  пулемётчик – Михаил Тэсида из Гыды

3

3

-

39

Герои  Ямальской земли

3

3

-

40

Герои  Ямальской земли  Тазовского района

3

3

-

41

Рассказ старожилов о послевоенных годах  села

3

3

-

42

Труженики  тыла  нашего села. Оказание помощи  труженикам села

3

2

1

43

Встреча тружениками тыла нашего села

3

1

2

44

Земляки, проявившие мужество  и героизм  в конфликтах в наше время. Встреча с воинами –интернационалистами.

3

1

2

45

Рассказ молодого поколения о военной службе. Служили наши земляки. Презентация.

3

2

1

46

Подготовка и открытие экспозиции, посвященный к  дню Победы в Великой Отечественной войне. Экскурсия.

3

2

1

«Твоя  родословная» (9 час)

47

Рассказ  о значении родословной, её зависимость от места человека в обществе.

3

3

-

48

Изучение  и составление семейных родословных. Возможность изучения истории через историко-генеалогические  исследования.

3

2

1

49

Графические изображения генеалогического дерева, используя фотографии, рассказы  родителей, близких  людей. Древо жизни. Составление схемы своей родословной.

3

1

2

«Живые истоки» (6час)

50

Сбор материала  и предметов материальной культуры села

3

1

2

51

Сбор материала  и предметов материальной культуры села

3

1

2

Итого часов:

152

134

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Кубанский край - казачий край.

Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...

Классный час "Край ты мой, родимый край!"

Воспитание любви к малой Родине....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Моя Гыда

история школы...