Приёмы работы над безударными гласными.
материал (3 класс) по теме

Малыхина Надежда Ивановна

Практика показывает, что  чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне , поэтому всё своё внимание мы обращаем на корень слова и при усвоении нового материала, и при закреплении, и при самоподготовки накануне контрольной работы. Положительный результат дают такие приёмы: - проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки.

-письмо по памяи;

 найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственные, образуйте новое,. составьте с каждым предложением рассказ и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mama.doc285.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОШ №22,  3 «А» класс : Учитель : Малыхина Надежда Ивановна.

1.Провели беседы на тему: «Птицы- наши друзья».

2.Покормите птиц зимой.

3.Зимующие птицы Татарстана.

4 Изготовили 23 кормушки.

5.Кормили птиц, около школы, каждый день,кроме субботы и воскресенья.

6.Помогали родители кормить птиц на выходных. Поездка в деревню, на базу,в Елабугу. В центре Елабуги видели кедровку и как кормятся клесты..

Любите так, как любят эти птицы.

Как сделать кормушку для птиц?

Вы, надеюсь, не забыли? В начале ноября пришло время позаботиться о наших меньших братьях – птицах, и сделать для них кормушку. Конечно, можно взять пустой молочный пакет или пластиковую бутылку и быстро соорудить нечто похожее, да пернатые, боюсь, обидятся. Между тем, сделать кормушку для птиц своими руками совсем не трудно, и служить она будет не один сезон.

Самая простая в изготовлении деревянная кормушка состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Бортики пусть будут достаточно высокими, чтобы порывами ветра не сдувало пшено или семечки. А крыша в самодельной кормушке – элемент обязательный, она защищает корм от дождя и снега. Сделать такую простую кормушку под силу каждому.

Если подключить фантазию, то можно соорудить и нечто более оригинальное, к примеру, избушку на курьих ножках, ротонду с колоннами или дом-телефон. Основой такой конструкции будет каркас из реек. Каркас обшиваем водостойкой фанерой, крепим дно и накрываем крышей. В стенах делаем проемы в виде высоких окон, дверей или в форме арок. Заранее прикиньте их размеры. Чем они больше, тем крупнее пичуги будут прилетать к кормушке.

Если есть вероятность, что косые дождевые струи будут попадать на дно кормушки, сделайте в нем несколько маленьких отверстий.

Все детали кормушки перед сборкой окрашиваем. Для окраски можно использовать колерующие антисептики разных цветов. Проведите эксперимент: сделайте две кормушки, одну выкрашенную в яркий цвет, другую – в монохромный и повесьте рядом. Понаблюдайте, какая из них больше понравится птицам.

Способы крепления «птичьей столовой» разные. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.

Каждая пичуга со своими повадками. Вот, например, наш частый гость – большой пестрый дятел. Утащит из кормушки семечко или кусочек хлеба и летит к облюбованному заранее дереву. Засунет добычу в щель и поедает, обрабатывая ее клювом. Так ему удобнее. Дятлы не склонны к перемещениям, обитают на своих делянках, а чужаков залетных прогоняют.

Синицы и вездесущие воробьи держатся стайками и постоянно перелетают в поисках корма с места на место. Так им легче прокормиться в холодное время года. Сегодня птицы наведаются к вашей кормушке, а завтра – к другой.

Кормушки особенно нужны в зимнее время, в период сильных морозов и снегопадов, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место.

Традиционный корм для птиц в зимнее время – овес, семечки подсолнечника, семена тыквы, крошки пшеничного хлеба, пшено, сушеные ягоды, кусочки фруктов и даже несоленое сало. А вот ржаной хлеб, кожуру бананов и цитрусовых птицам лучше не давать – это опасно для их здоровья.

К кормушке, в зависимости от «меню», наведываются разные пернатые. Дятлы, поползни и синицы предпочитают семена тыквы и подсолнечника, кусочки сала. Щеглы, зеленушки и воробьи – просо, овес и пшено. А вот свиристели и наши зимние гости – снегири, любят полакомиться гроздьями ягод рябины, бузины и калины. Клесты и дятлы с удовольствием клюют желуди, шишки и орехи.

У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть в зимнюю стужу от голода. А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

Соорудить кормушку для птиц не сложно, берите пилу и молоток, и – за дело!..

ЛлЛЧем кормить?
Все описанные в этом разделе наблюдения получены на кормушках, подкормка на которых проводилась весьма ограниченным набором кормов (подсолнечные семечки и хлеб). Многочисленные пособия по привлечению птиц рекомендуют использование более широкого спектра кормов: семян дикорастущих растений, плодов деревьев и кустарников, семян хвойных, сала, конопляных семян и др. Для птиц с маленькими клювиками (например чёчёток) те же подсолнечные семечки можно раздробить (например подавить на газете бутылкой или банкой). А вот крупы для птиц не очень привлекательны и ажиотажа не вызывают

Паспорт кормушки

1. Район наблюдений ________________________________________________________
2. Сколько лет «работает» кормушка __________________________________________
3. Место расположения кормушки:
 в саду  в парке  в жилом дворе  на подоконнике 〉〉 этажа
другое: ___________________________________
4. Расстояние до парка и других крупных зеленых зон города или до леса ___________
5. Тип кормушки (описание или схема)

6. Тип корма _______________________________________________________________

7. Режим подкормки:
 только зимой  круглогодично  только летом
 регулярный частый  регулярный редкий  нерегулярный

Что отмечать?

Дата(ы) наблюдений
Постоянный состав посетителей вашей кормушки
Новые посетители кормушки (с датами появления)
Описание этапов освоения кормушки птицами разных видов
Необычное поведение птиц на кормушке и возле нее
Фенологические наблюдения

Приёмы работы над безударными гласными.

Из опыта оаботы Н. И. Малыхиной. Учителя начальных классов МБООУ  СОШ №22

Практика показывает, что чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне, поэтому всё своё внимание они обращают на корень слова и при усвоении нового материала, и при закреплении, и при самоподготовке накануне контрольной работы.Положительный результат дают такие приёмы:

  1. Проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки ( из рассказа «Зима»- красавица, началась, выглянуло, одарил, метель..);
  2. Письмо по памяти ( связного стихотворения, прозы или отрывка из рассказа в «Книге для чтения»), например: «Летят перелётные птицы..»,  из кустов выскочил встревоженный заяц.Он убегал от хитрой лисицы.Давно она за ним  следила…».

Дети находят каждую орфограмму,проверяют её под моим руководством.пишут  и сверяют с текстом.Использую и взаимопроверку с соседом.

-найдите слово с безударной гласной в корне,подберите родственное, образуйте новое, составьте с каждым предложением рассказ(если получится);

-выберите слова с безударной гласной на тему: «Птицы», «Школьные вещи» и др.

-запишите слово, состоящее: из одного корня, из корня и окончания..

-подберите слова к схемам:

-работа с текстом,записанным на доске( выбираются глаголы с  безударной гласной в корне);

В белый цвет выкрасил мороз леса

На деревьях лежат следы птиц…

-выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть безударная гласная : -а, ( е, и,я),запись их, проверка: растение,цветочница ит,д.

-игра «Кто больше?»( кто больше придумает слоа с проверяемой гласной за одно и то же время);

-запись однокоренных слов в определённом порядке ( с ударением в корне, приставке, суффиксе): чистота. Чистенький, чистый, очищает, вычистит;

-выбор проверочного слова:

С.ринка( сор,сорить)

П.скливый(писк,пищит);

-запись нескольких проверочных слов: пять, пятый- п.тёрка

Вред,вредно- вр.дить,вр.дитель;

-выписывание парами однокоренных слов сначала с ударной гласной,потом с безударной,сравнение их написания:

Кончил дело- гуляй смело.Конец- всему делу венец.Добрые слова- дороже богатства.Лень добра не делает.

Написание безударной гласной зависит иногда от лексической стороны корня,которая понимается из данного контееста. В этом случае даю упражнение, в котором необходимо приписать проверочное слово и вставить гласную:Нина(…)пол.скала собаку.  Хозяйка(….) пол.скала бельё.Дедушка(…)зап.вал лекарство молоком.Певец (…)зап.вал весёлую песню.

Я провожу индивидуальную работу над ошибками в процессе изучения нового материала,его закрепления. А также после диктантов.Помогает мне в этом работас «Орфографическим словарём» и «Словарём», помещённым в конце учебника «Русский язык»

Вот некоторые упражнения:

-эту работу дети проводят ежедневно перед выполнением домашней работы, а не после, и она помогает в повышении грамотности.При проверке тетрадей. Обнаружив ошибку, к примеру, в слове  поля. Провожу следующую работу:

-вкладываю в тетрадь карточку с заданием вставить буквы в предложения:

Кругом пшеничные п.ля.

П.левые работы идут каждый день.

Мыши п. лёвки приносят вред.

Ребёнок вставляет буквы карандашом и оставляет карточку в тетради,а в памятку «Мои ошибки» вписывает слово поля;

- в классе помоему заданию из своей памятки «Мои ошибки» ученик выписывает 3-5 слов с безударной гласной в корне,проверяемой или непроверяемой,приписывает к ним однокоренные слова,(разные части речи), проводит их морфемный анализ;

-прошу детей найти в памятке существительное, в корне которого была допущена ошибка, приписать к нему прилагательное, глагол, наречие и подчеркнуть проверочное слово;

-предлагаю классу задание: «Тот,кто допустил ошибку на безудраную гласную –а (и, е. о),пусть найдёт слово в своей памятке,определит часть речи припишет однокоренное слово другой части речи);

-предлагаю найти слово с безударной гласной,.е,(и,а,о)выписать его найти в  «Орфографическом словаре»однокоренное,выделить гласную,например :гремел-гремучий;

-учащиеся выбирают из своей памятки все слова,состоящие только из корня, из корня и приставки . ит.д.

Ученик вспоминает,в  каких словах он сделал ошибку на безударную гласную.,записывает их  в столбик, приписывает проверочные слоаа, например: кормовая-кормит, поглядел- взгляд;

Трудно перечислить все приёмы работы.Этот процесс творческий,трудоёмкий ,отнимает много времени,

но такой труд окупается более высокой грамотностью.

Первая ступень работы над орфограммами- тренировка детей в слышании пишущего слова.

Вторая ступень- сообщение правила.

Третья ступень- словообразовательная работа.

При изучении:  темы можно использовать метод решения грамматико-орфографических задач.Значение этого метода возрастает от1 класса к 4классу. Он наиболее содействует развитию мышления школьников как один из поисковых проблемных методов.

Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом.Оно опирается на знание грамматики, словообразования, фонетики,лексики, общее языковое развитие,понимание значений языковых единиц.В системе усложнения решаемых задач заложены возможности постепенного повышения познавательной самостоятельности и активности школьников.

Что такое учебная задача?Это цель познавательной деятельности:она всегда содержит вопрос ( определяющий часть задачи),условия выполнения. Порядок выполнения( план решения) и предполагает результат решения- ответ.

Вопрос-условия- порядок решения- ответ: такова структура задачи.

Метод решения грамматико-орфографических задач применяется ко всем проверяемым орфограмм,но типы задач и порядок их решения (последовательность действий)различны

Трудность орфографических задач по сравнению с математическими,состоит в том что школьник,должен совершить следующие действия:

-во- первых,увидеть орфограмму в слове,словосочетании,тексте;

-во- вторых,определить её вид,п роверяемая или нет;если да,то к какой грамматико-орфографической теме относится:вспомнить правило;

-в –третьих,определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы, от соответствующего правила;

-в –четвертых, определить шаги,ступени решения и их последовательность,то есть составить (обычно- вспомнить) алгоритм решения задачи;

- в пятых, решить задачу,т. е. выполнить последовательность действия по алгоритму,не пропустив ни одного и не совершив ошибки ни на одной из ступений,получить результат- вывод о правильном написании.

-в- шестых, написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Одним из эффективным видов упражнений для запоминания орфограмм является комментированное письмо.

Устное объяснение орфограмм непосредственно перед  написанием слова и в ходе его написания получило в опыте липецких учителей названиекомментированного письма.Что ценного в приёме комментированного письма? Ценно то,что дети учатся применять орфографические правила. Известно, что комментировать- значит объяснять т. е. в определенной последовательности называть все существенные признаки,совокупность которых определяет верное написание слов.

Вот почему особенно  целесообразно практиковать приём комментированного письма сразу же после объяснения орфографического правила для того, чтобы выяснить,поняли ли учащиеся, какие существенные признаки и в какой последовательности надо указать,чтобы верно применить соответствующее правило.

Наконец, учащиеся переходят к следующему этапу- к творческому. Который характеризуется тем,что дети получают только задание.акак его выполнить,им не подсказывают.

Творчество-это завершающий этап изучения темы. Только имея  реальные, а не формальные знания,обучающиеся,смогут самостоятельно применить их в определённых условиях.Но творческому применению знаний надо учить. Нередко,убедившись в умении учащихся узнавать данные орфограммы,изменять грамматические формы слов в соответствии с правилами, учитель считает,что тема усвоена.

Между тем знания можно считать реальными лишь тогда.когда обучающиеся могут применить их по собственной инициативе. Привлекая эти знания для разрешения встречающихся в процессе творческого письма трудностей. Эта стадия усвоения не приходит сама собой; от узнавания и конструирования учащиеся постепенно переходят к упражнениям творческого характера.

 Основными видами творческих работ, в связи с обучением орфографии,являются подбор примеров по определенному заданию и написание сочинений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы над безударнй гласной непроверяемой ударением посредством заданий творческого характера

Квалифицированная работа по русскому языку по теме "Организация работы над безударной гласной непроверяемой ударением посредством заданий творческого характера"...

Проверочная работа по безударным гласным

Тест содержит задания для уч-ся 3 класса...

Система работы над безударными гласными проверяемыми ударением

Знакомство с конкретными способами проверки безударных гласных в начальной школе....

Работа над безударными гласными в начальных классах

Правописание безударных гласных – одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя старались найти оптимальные методы и приемы по...

Система работы над безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением

              Усвоение грамматических знаний и формирование орфографических навыков своим конечным результатом имеют развитие у детей умения правильно, ...

Урок русского языка во 2 классе с использованием здоровьесберегающих приёмов. Тема урока – «Безударные гласные в корне слова»

Цели урока:Ø  отработка умений находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова;Ø  развитие орфографической зоркости, наблюдательности и мышления;Ø  воспитание инт...

Методы и приёмы обучения правописанию безударных гласных в корне слова в начальной школе.

Методы, приемы и задания при обучении правописания безударных гласных в корне слова....