Урок кубановедения во 2 классе "Кубанские пословицы и поговорки"
методическая разработка (2 класс) по теме

Авдалова Людмила Эдуардовна

 

На уроке дети продолжают знакомство с кубанскими  пословицами, поговорками, загадками, закрепляются  умения отличать пословицу от поговорки; развиваются творческие способности  и речь учащихся,          

  умение размышлять и анализировать, высказывать своё  мнение,расширять кругозор учащихся;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanskie_poslovicy_i_pogovorki.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:      Кубанские пословицы, поговорки, загадки.

Цели:        -        продолжить знакомство учащихся с кубанскими  послови-  

                           цами, поговорками, загадками;

        -        закреплять умения отличать пословицу от поговорки;

                -        развивать творческие способности  и речь учащихся,          

        умение размышлять и анализировать, высказывать своё

        мнение,

        -     расширять кругозор учащихся;

        -     приобщать детей к истории и традициям родного края.

                   Ход урока:

  1.  Организация начала урока.
  2.  Определение темы урока.

-  Ребята, тему нашего урока мы можем узнать только тогда, когда правильно ответим на ряд вопросов.

     -   Говорят, что в этом слове заключена «мудрость народная»

пословица

  ( на доске открывается карточка со словом )

                                                                             

- Как называется образное выражение, дающее яркую, меткую              характеристику?

поговорка

     - Как называется вопрос или четверостишие, в котором описывается предмет или явление, но не называется?        

загадка

    -  Как называется наша малая Родина?  (  Кубань)

кубанские

   -  Как будут называться  пословицы, поговорки, загадки, которые родились на Кубани?                                                                                

На доске складывается тема урока: кубанские пословицы, поговорки, загадки.

  1. Работа по теме урока.
  1. - Ребята, что вы знаете о таком понятии, как пословица? ( Учитель выслушивает ответы детей и подводит итог сказанному)

Пословица - это своеобразные краткие наставления из народного опыта, они играют роль неписаных законов человеческого бытия, нравственные нормы, без которых жизнь человека не может быть нормальной. Пословицы судят о людях, дают характеристику человека, народа. Они нас учат, наставляют. Содержат мораль, выработанную многими поколениями.

 - А что вы знаете о поговорке?

Поговорка - это широко распространённые образные выражения, метко определяющие какое- либо явление. В отличие от пословицы, поговорка лишена обобщённого поучительного смысла. Одно дело сказать о каком- либо человеке, что он слишком навязчив, а другое дело сказать, что он  «прилип, как банный лист».

           Люди, чья речь была наполнена пословицами и поговорками, как правило, обладали значительным запасом знаний о родной истории и культуре, считались прекрасными рассказчиками и интересными собеседниками. Наряду с общерусскими  пословицами на Кубани существовали варианты, подчёркивающие самобытность и особенность казачества: « Грим нэ грянэ, казак нэ  пэрэхрэстэца», « Казак воюе, а жинка горюе», « Казак казака бачэ  из  далэко». О человеке, не знакомом с казачьим бытом, говорили» « Не пыв воды кубаньской, не йив каши казацькой».Много пословиц было связано с воинским миром казачества:  «Колы козакы спивають, ворогы плачуть», «Без коня козак кругом сырота», «Козак с бидою, як рыба з водою». В пословицах отразились воля, отвага, смелость, терпение казаков:» Стэп та воля - козацька доля», «Коли козак в поли, то вин и на воли», «Тепи козак, атаманом будешь».

2. - А сейчас я предлагаю выполнить следующее задание:

    определить, что это: пословица или поговорка?

( На доске карточки в две колонки:  пословицы и поговорки. Учащиеся берут у учителя карточку, читают высказывание, определяют что это пословица или поговорка, вывешивают карточку на доску в соответствующую колонку).

пословицы

поговорки

        


 

  - Был на седьмом небе от счастья. (поговорка)

  - Красно поле пшеном, а беседа умом. (пословица)

  - Своя земля и в горстке мила. (пословица)

  - Выменять шило на мыло.(поговорка)

  - Хоть с хаты тикай. ( поговорка)

  - Для хорошего гостя и ворота настежь. (пословица).

3.  В следующем задании необходимо найти вторую половинку пословицы.

( На доске в  два столбика карточки с пословицами.)

Люби дома, что захочешь,                                               а в гостях, что дают.

Умел в гости звать,        доброго имени.

Без добрых дел нет        да дело знай.

Веселись, да играй,        не ценится.

Кто ленится,        умей и угощать.

 - Как вы понимаете смысл данных пословиц?

4. А сейчас, ребята, мы с вами будем отгадывать кубанские народные загадки. Они не такие лёгкие, как современные литературные. По форме загадки могут быть очень краткими, или наоборот, представляют собой сложный рассказ. Давайте попробуем проверить себя на смекалку и сообразительность.

( Чтение и отгадывание загадок)

1.   Идут вперёд - смеются, идут назад - плачут. (вёдра)

2.   Девка красная, а сердечко белое. ( редиска)

3.   Висом висят, ходом ходят, время показывают.( часы)

4.   Сам худ, а голова с пуд.( молоток)

5.   Рыжий Егорка упал в озерко, сам не утонул, и воды не всколыхнул.(лист)

6.    Висит, телепается, всяк за него хватается.( рушник)

7.   Был я на копанцах,

      Был я на топанцах,

      Был на пожаре,

      Был на базаре,

      Молод был - людей кормил,

      Стар стал - пеленаться стал,

      А умер - мои кости выбросили,

      А собаки не гложут. (глиняный горшок)

3.  Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- С какими  жанрами устного - народного творчества познакомились?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...

Конспект открытого урока по литературному чтению "Пословицы и поговорки"

Урок литературного чтения для 2 класса -форма проведения: творческая мастерская . Продуктом урока будет являться  газета "Пословицы и поговорки". Все подобранные материалы с учетом ФГОС....

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...

Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Предмет: литературное  чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...

Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...

конспект урока по литературному чтению " Пословицы и поговорки " 2 класс

Тема урока: «Пословицы и поговорки»Тип урока: усвоение новых знанийПланируемые предметные результаты: - относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству;- осознанно, правильно ...