Главные вкладки

    Статья по теме:
    Эссе "Моя педагогическая философия" "Век живи- век учись".

    Надежда Владимировна Штарева

    Статья может быть полезна педагогам, желающим принять участие в профессиональном конкурсе педагогического мастерства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл esse.docx17.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЭССЕ

    МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -

    «ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИСЬ»

    «Учитель лишь до тех пор остается учителем, пока сам учится.

    Как только он перестает учиться, он перестает быть учителем»

                                                                                                        К.Д.Ушинский

    Педагогическая философия.… Звучит немного пафосно, не правда ли? Что скрывается за этими словами? Думаем ли мы о высоких материях, выбирая эту профессию? Наверное, нет. Мы думаем о любви к детям, о том, что это очень здорово делиться с ними своими знаниями и получать их от наших маленьких всезнаек. Помните, как сказала героиня комедии «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» Э.Рязанова: «Я учу их, а они учат меня…»  И это действительно так. Педагог не только учит всю жизнь, но и учится. Учится терпению, пониманию, преодолению трудностей. Ведь ученик – это не всегда  отличник с готовым домашним заданием и примерным поведением. Чаще – это «почемучка» в младших классах, «сорвиголова»  в средних и человек с «богатым жизненным опытом» -  в старших.  И нам, людям, выбравшим эту нелёгкую профессию, приходится учиться маневрировать в лабиринте подводных рифов, то есть школьных проблем, и, как смелому кормчему, вести свой «классный» корабль через все препятствия к цели.

            Но мы не из тех, кто боится трудностей. Учить и учиться – для нас естественный процесс. Мы учимся на курсах, готовимся к урокам, усваиваем новинки педагогической мысли, проверяем тетради.… И это только малая толика того, что делает учитель. Но в этом-то весь и смысл нашей жизни. Мы не из тех, кто боится трудностей!

            В отличие от многих профессий, учитель имеет возможность учиться чему-то новому каждый день. Со стороны посмотришь: что нового? Бесконечные уроки, тетради, одинаковые предметы, темы. Согласна, но отчасти. А дети? Они-то ведь каждый день разные. Они стремительно растут, меняются, и мы должны не отстать от них и всегда быть рядом, чтобы, если вдруг понадобится, подставить плечо. Поэтому и приходится учителю, независимо от возраста и стажа, «учиться, учиться и ещё раз учиться», как было завещано нам в нашем далёком пионерском детстве.

            Я всегда испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе. Свою задачу вижу в том, чтобы убедить и родителей найти в своем чаде тот крошечный бутончик, который есть в каждом и помочь вместе со мной ему распуститься и превратиться в прекрасный цветок. Это ли не мечта каждого из нас! Я убеждена, что ребенок - главная ценность общества, выше которой ничего быть не может.  В каждом ребенке скрыт неизвестный потенциал, который  должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в данный кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий. Поэтому моя позиция по отношению к ребенку такова: он - мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку.

          Наша профессия сродни актёрскому мастерству. Ведь актёр каждый спектакль проживает по-разному, совершенствуясь и находя новые грани своего героя. Так и учитель свой каждый урок, свою каждую тему пытается довести до совершенства. А это очень непросто. Ты не только должен красиво и  в полном объёме преподнести материал, но дать его настолько легко и доступно, чтобы даже самый слабый ребёнок в твоём классе усвоил пройденную тему. Но ведь надо еще суметь преподнести его так, чтобы у ученика появилось желание самому узнать что-то новенькое, «зацепить» его, развить его интерес. А как учитель может достичь  такого совершенства? Опять же, только учась.

     Думая, анализируя, обмениваясь опытом, мы растём профессионально. И это не может не радовать нас. Получился хороший, интересный урок – прекрасно, не получился – нужно не зацикливаться на неудаче, а, осознав ошибки, идти вперёд. Я думаю, что и дети  любят больше уроки творческого, ищущего педагога. Вот поэтому и люблю свою профессию: за поиск, за новизну, за полёт мысли, за чувство удовлетворения, когда на уроке видишь горящие глаза детей и понимаешь – это им интересно.

    Из года в год анализируя свои уроки, вношу в них коррективы. В наш стремительный век одна информация мгновенно сменяет другую. А я хочу добиться, чтобы на каждом моём уроке учащиеся чувствовали связь со временем. Я хочу помочь им научиться быть адаптированными в информационном пространстве, научиться совместному решению поставленных перед ними задач, умению слушать и слышать друг друга. А потому и я, как педагог, должна иметь крайне разносторонние интересы, чтобы удовлетворить все потребности учащихся на пути к познанию. И опять же, я должна учиться. Вот я и учусь. Помню, как растерялась года три назад, когда один мой ученик-третьеклассник подошел ко мне и попросил дать ему мой UIN. Показать ему, что я и не представляю, что это такое я не могла. Не помню, что я тогда ему ответила, но поняла, что для того, чтобы быть «в теме», нужно эту «тему» знать.

    Древнеегипетский философ-мыслитель Суфий сказал: «Учи дитя только тому, что хорошо знаешь сам». Через месяц купила себе компьютер и начала его осваивать, а ICQ загрузила в телефон и стала общаться с моими детками «на равных». А теперь я уже два года подряд повышаю свой педагогический уровень  через дистанционные курсы при университете «Первое сентября». И я согласна учиться, потому что это интересно и увлекательно. А ещё в учёбе есть своя тайна: она нам позволяет чувствовать себя всегда молодыми. Жизненный канон гласит: «Ребёнок учится познавать мир». А каждый учитель в душе (хотя бы наполовину) навсегда остаётся ребёнком. Ровесники понимают друг друга лучше, и поэтому мы, отбросив назад годы, становимся детьми – сверстниками того класса, который учим. И ещё раз, шаг за шагом, преодолеваем все тяготы науки, соучаствуя, сочувствуя и сопереживая своим маленьким друзьям, а наша вторая, взрослая половина души, помогает им в  трудную минуту.  Мы вместе растём, вместе учимся. Мысли и чувства  ребёнка, который учится у тебя,  не должны быть тайной. Он должен доверять тебе, знать, что поможешь и не предашь. Стать другом и наставником ученика  - это высшая форма доверия ребёнка педагогу. А потому каждый учитель ещё и психолог. Именно поэтому двенадцать лет назад я  получила второе образование психолога-педагога. Нет одинаковых детей, нет одинаковых ситуаций. И каждый раз, решая очередную проблему ребёнка, мы снова учимся. Учимся жить и быть полезными.

    «Век живи – век учись», - гласит русская народная пословица. Это про нас, про учителей. Наша учёба не заканчивается институтской скамьёй. Мы учимся всё отведенное нам педагогическое время. И это прекрасно! Человеку интересно жить, пока он кому-то приносит пользу, пока деятелен и успешен. Наша профессия помогает нам  быть активными людьми. Желание учиться – это признак надежды, что в будущем ты передашь свои знания молодому поколению. А значит, будешь нужным своей стране, своей школе, своим любимым детям.

             Но хочу снова возвратиться к мысли, что постоянно уча и учась, нужно все время помнить, что нет ничего важнее здоровья детей, с которыми ты работаешь. А как организовать свою и их деятельность так, чтобы не навредить их здоровью?  Ведь этому тоже необходимо учиться. Давно всем известно, что только у здоровых родителей бывают здоровые дети. А ведь мои детки проводят со мной пока большую часть своего времени. Поэтому и мне надо здравствовать. Можно сказать, что здоровый учитель – это высокая результативность работы, интерес к жизни, стремление узнавать новое. Хотелось бы привести слова древнего философа. Когда его спросили, что для него более ценно – СЛАВА или БОГАТСТВО, он ответил: «ЗДОРОВЬЕ! Ибо ни слава, ни богатство не делают человека счастливым. Здоровый нищий - счастливее больного короля». Так вот и будем здравствовать, учить и учиться всю оставшуюся часть отведённого нам века.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческая работа на конкурс "Век живи, век учись"

    Стихотворение -размышление на тему "Мы учимся у тех, кого учим"...

    Эссе "Век живи, век учись!

    Чему мы можем научиться у наших учеников? Всему: ценить жизнь, радоваться ей, любить природу, пополнять свои знания, уважать себя и других, танцевать, заниматься спортом и никогда не стареть....

    "Век живи, век учись!" Эссе

    Эссе "Мы можем учиться у тех, кого учим"....

    «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

    Урок обучения грамоте в 1 классе.Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»...

    "Век живи, век учись. Звуки [в], [в’]. Буквы В, в." УМК "Школа России"

    Презентация к уроку изучения нового материала. Цель:формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами;чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коро...

    «Век живи, век учись. Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. Письмо строчной буквы в.»

    Урок обучения грамоте, 1 класс, УМК "Школа России"...

    Век живи, век учись. Как образуется слог?

    Развивать умение отличать гласные звуки от согласных; уметь слышать слияние согласного звука с гласным; развивать логическое мышление; умение делить слова на слоги....