Краснодарскому краю 75 лет. Урок кубановедения в 1 классе
методическая разработка (1 класс) на тему

Бастрыгина Виктория Игоревна

Разработка урока кубановедения  с презентацией в 1 классе " Краснодарскому краю 75 лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Абинский район посёлок Ахтырский

средняя общеобразовательная школа № 42

Классный час

«Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» (1 класс)

Цель:

Формировать у  учащихся осознания причастности к судьбе малой Родины, его прошлому, настоящему, будущему, ответственности за сохранение культурно – исторического наследия    Кубани, а так же уважительного отношения к боевым и трудовым подвигам старшего поколения;          воспитывать чувство любви к своему родному краю;  

развивать коммуникативные навыки и интеллектуальнее способностей личности младшего школьника.

Форма классного часа: урок – игра

Оборудование: мультимедийный проектор, карта Краснодарского края, ваза с букетом подсолнухов, символика Кубани, презентация к мероприятию, презентация «Что я знаю о своём крае», ватман, клей, лепестки подсолнуха из гофрированной бумаги.

Опережающее задание учащимся:

- выполнить рисунок или фотографию на тему «Что я знаю о своём крае»;

- подготовить небольшой текст, описывающий сюжет рисунка или фотографии.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

     2.Мотивация учебной деятельности

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим  о важном событии. Скоро день рождения нашей малой Родины!

  1. Актуализация знаний.

(Слайд)

- Как называется край, в котором мы живем? (Карта Краснодарского края.)

- Сейчас прозвучит Гимн Краснодарского края, давайте вспомним, как надо вести себя во время исполнения Гимна? (Ответы детей)  

(звучит гимн)

- Краснодарскому краю в этом году исполняется 75 лет. На день рождения принято дарить подарки. Что мы можем подарить? (Ответы детей.)

- Давайте подарим нашу любовь к Земле отцов, на которой мы родились, живём, учимся. Как выразить эту любовь? (Своими делами, добрыми поступками…)

- Любить свою родину - значит знать историю нашей земли, нашего Краснодарского края.

4. Включение в систему знаний.

Учитель: - Первый подарок от меня. Я расскажу и покажу, каков наш край!

(Слайды)

          Кубань. Большой и уникальный край, омываемый Чёрным и Азовским морями. Здесь берут начало Кавказские горы, начинаясь с маленьких холмов. В горах берут начало быстрые горные реки. Самая большая из них – Кубань. Название реки древнего происхождения. В переводе на русский язык Кубань означает просто «река».

        В лесах растут дубы, ясени, липы, сосны, ели, тополя и водится много диких зверей: медведи, косули, лисы, волки, кабаны. Теплый климат и плодородные почвы позволяют выращивать на Кубани пшеницу, рожь, подсолнечник, виноград, клубнику, малину, яблоки и вишни, сливы и груши, помидоры и огурцы. А еще в Краснодарском крае добывают нефть и газ.

   (Слайд)

        И все это делают люди с разными именами и национальностями, которые гордо называют себя кубанцами.

(Слайд) А с недавних пор наша Кубань стала хозяйкой зимних Олимпийских Игр 2014. Вся страна болела за то, чтобы зимняя олимпиада проходила на Кубани, и мы выиграли это право.

(Слайды)

     Мы гордимся нашим краем и говорим «спасибо» нашим далёким предкам-казакам, которые 219 лет назад основали войсковой град – город Екатеринодар.

- А почему казаки назвали так город? (Ответы детей) 

        Императрица Екатерина II Особой Грамотой (30 июня 1792 года) даровала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем.

       Казаки стали строить на Кубани первые станицы. Через год в Екатеринодаре проживало 580 человек, большинство из которых называло себя «хлеборобами».

- Кто такие хлеборобы? (Ответы детей)

      Они распахивали землю, высевали хлеб, ячмень, овёс, фасоль и чечевицу. А ещё среди казаков были пекари, гончары, плотники, кузнецы, сапожники. Так  обживались  кубанские земли. Невероятно храбры были  наши прадеды – кубанские казаки  в боях.

      При упоминании слова «казак» сразу же встаёт образ отважного война.

 В 1941 году началась Великая Отечественная война. Кубанцы встали на защиту Отечества от фашистских захватчиков.    9 августа 1942 года Краснодар был захвачен фашистами. Немецкая оккупация продлилась до 12 февраля 1943 года. Это было самое страшное время в истории Краснодара. Мученической смертью погибли 13 тысяч жителей города. Около семи тысяч горожан умерли в душегубках. Фашисты впервые применили их в Краснодаре.

      В воздушных боях  на Кубани  наш земляк лётчик-истребитель Александр Покрышкин, проявив боевое мастерство, сбил 20 вражеских самолётов. А.Покрышкин стал трижды Героем Советского Союза. (Слайд) Ночными ведьмами называли фашисты лётчиц Таманского авиационного полка. За годы Великой Отечественной войны на деревянных бипланах (Слайд) девушки совершили 24 тысячи боевых вылетов. Небольшие бомбы штурманы возили у себя на коленях и сбрасывали вручную. Доставляли нашим солдатам, попавшим в окружение, медикаменты, продовольствие и боеприпасы. Каждый день девушки сражались со смертью. Они сражались за свою страну, за своих родителей.

      В память о погибших в годы Великой Отечественной войны в Краснодаре и в других городах Краснодарского края построены мемориалы.  А многие улицы нашего города названы в честь героев войны.

        Великая Отечественная война закончилась Победой. Самоотверженным трудом людей народное хозяйство было восстановлено, и Кубань вышла на первые места по производству зерна. Кубань стали называть «житницей России», потому что каждая десятая буханка хлеба в стране выпекается из кубанской пшеницы. У нас на Кубани говорят: «Будет хлеб – будет и пища».

Народ придумал много пословиц и поговорок о хлебе. Давайте прочитаем некоторые из них.

«С хлебом русский человек — богатырь на целый век».

 «Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится».

«Хлеб-батюшка, а вода-матушка».

«Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок».

«Хлеб бросать – силу терять».

«Потрудиться – так и хлеб поесть».

- Я хочу, чтобы вы бережно относились к хлебу!

В. Д. Нестеренко

«Кубань»

Степные просторы,

Высокие горы,

Два ласковых моря –

Все это Кубань.

Родная станица,

Открытые лица,

Густая пшеница –

Все это Кубань.

Ну что ж, друзья, я знаю, что вы тоже приготовили подарки для нашего родного края!

Презентация «Что я знаю о своём крае».

(Дети заранее приготовили фотографии или  рисунки на тему: «Что я знаю о своём крае». Показ сопровождается небольшими  рассказами учащихся. В этой работе им помогали родители.)

Спасибо ребята, было очень интересно вас послушать, но мне кажется, что у нас гости…вы слышите?

(видео - приложение)

Содержание

Д-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дружок. Я здесь со своей подругой Пушинкой.

П -Да, со мной, здравствуйте!

Д- Мы пробегали мимо вашего класса, и вдруг услышали, что здесь происходит что-то интересное.

Мы решили послушать, хотя знаем, что подслушивать не хорошо..

П- Но нам так было интересно узнать про край, в котором мы живём, что мы не удержались..

Д-И мы так много узнали!!! И расскажем теперь всем своим друзьям, какой великий и благодатный наш край!

П – А какие замечательные подарки вы подарили, правда, Дружок?

Д-Да, да и мы с Пушинкой тоже  хотим подарить краю подарок!

П – Мы хотим подарить открытку, на которой будет изображён символ нашего края, вы поможете нам её изготовить?

Д-Только мы не знаем, что же является символом нашего края…

Может  быть, вы знаете?

Учитель: не волнуйтесь, Пушинка и Дружок, конечно мы вам поможем !

-Ребята, отгадайте загадку и мы сможем понять, что должно быть изображено на открытке, что же является символом нашего родного края.

Учитель: - Желтое солнышко стоит на ножке,

                  в нем много черненьких домов,

                  а сколько черненьких домов,

                  столько беленьких жильцов.
(Подсолнечник.)

Верно, молодцы! Значит на открытке будут изображен  подсолнух

 Посмотрите, вот открытка, а вот волшебные лепесточки , которые оставили нам наши друзья.

Но просто так они не приклеиваются , они приклеиваются только тогда, когда мы отгадаем загадку, а загадки эти тоже не простые, отгадав их вы узнаете какие культуры выращивают у нас в крае.

-Отгадайте, о каких растениях

я говорю.

Кисть ягоды прекрасная, 
Жёлтая иль красная, 
Я достать её боюсь - 
О шипы уколюсь. 
Но уважаю с детства 
Сердечное средство. (Боярышник)

Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки. 
От горла помогают, 
Кто же их не знает. (Календула)

Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти – 
Нагнись: солдатик у дороги 
Готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

В поле росла, под жерновом была, 

   Из печки на стол караваем пришла

                                  (Пшеница)  

   Ходит солнышко высоко, наливает зерно соком,

   И как мирные ребятки, все сидят они в початке.           

                                                      (Кукуруза) 

     Он рекой в комбайн льётся,

Белым золотом зовется.

Славит  родину он нашу,

Любят кушать эту кашу.

                              (Рис) 

      Стоят столбы точеные,

 Головки золоченые.

                              (Рожь)

    Стоит он, задумчивый, в желтом венце,

Темнеют веснушки на круглом лице.

                                       (Подсолнух) 

      Гроздья спелые висят

  Это вкусный…. 

                         (Виноград) 

    Вот какие корнеплоды с поля едут на заводы.

Там их чисто, чисто моют,

Мелко режут, варят сок,

Чтобы был у нас с тобою

К чаю сахарный песок.

                    (Сахарная свекла).

Посмотрите какой красивый получился подсолнух, замечательный  подарок нашему краю на День рождения, потому что цветок подсолнуха символизирует величие, достаток, прочность и тёплое южное солнце Краснодарского края.  

  1. Итог урока.

Учитель: - Подходит к концу занятие. Я хочу, чтобы навсегда в ваших маленьких сердечках осталось восхищение и гордость за свою малую родину! А ваши добрые дела никогда не заканчивались.    

Литература:

  1. Ситдикова Н. В. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края. – Ростов н /Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2005.
  2. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. http://www.airaces.narod.ru/all1/pokrish1.htm
  4. http://culttourism.ru/krasnodarsky_kray/krasnodar/
  5. http://maminsite.ru/forum/viewtopic.php?f=75&t=3326


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красная книга Краснодарского края (урок кубановедения 2 класс с использование проектного метода обучения)

В  ходе урока дети не только знакомятся с Красной книгой Краснодарского края, но благодаря использованию проектного метода обучения расширяют и углубляют свои  знания  о животных ...

«Краснодар–Екатеринодар: история и современность» презентация к уроку кубановедения 3 класс

В презентации рассказано об истории основания города Краснодара, казачестве на Кубани от переселения до наших дней....

календарно-тематическое планирование уроков кубановедения 1 класс

Календарно-тематическое планирование уроков кубановедения в 1 классе составлено Финько Ниной Николаевной учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровской Славянского райо...

урок кубановедения 2 класс "Дары лета".

Конспект урока кубановедения во 2 классе по теме "Дары лета". В приложении находится всё необходимое для проведения урока....

Презентация к уроку кубановедения 3 класс

Презентация к уроку кубановедения 3 класс...

Урок кубановедения. 2 класс

Урок ,который я проводила во втором классе. Водоемы Краснодарского края: моря, реки, озера, лиманы водохранилища....

Урок кубановедения, 2 класс. Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани».

Урок кубановедения, 2 класс.Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани»....