Аттестация, самоанализ урока русского языка, 2 класс
материал по теме

Аттестация, самоанализ урока русского языка, 2 класс Тема. Вспомним и узнаем новое. (Повторение изученного о словах, введение термина «однокоренные слова»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока

русского языка, проведенного во 2Б классе,  по теме «Вспомним и узнаем новое»

учитель начальных классов: Акишина Л.А., МОУ «СОШ №1»

Предмет

Русский язык

Программа

 Программа общеобразовательного учреждения

М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010 г.

Класс

2 класс

Дата проведения

27 декабря 2011 (в рамках проведения методического дня).

Раздел по учебно-тематическому плану

Размышляем о словах (17 часов).

Тема урока

Вспомним и узнаем новое (Повторение изученного о словах, введение термина «однокоренные слова»)

Номер урока в разделе

Второй

Тип урока

Урок обобщения и повторения изученного материала.

Технологии, применяемые на уроке

  1. сотрудничества
  2. развития познавательного интереса
  3. проблемного обучения
  4. игрового обучения
  5. здоровьесберегающая
  6. ИКТ
  7. взаимообучения
  8. личностно ориентированный подход

Методы по источнику знаний

  1. словесный;
  2. практический;
  3. наглядный

Методы по уровню познавательной активности

  1. репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы);
  2. частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности

  1. анализ;
  2. синтез;
  3. наблюдение;
  4. сравнение;
  5. обобщение.

Принципы обучения

  1. принцип дифференцированного подхода;
  2. принцип наглядности;
  3. принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Мотивация учения на разных этапах урока

  1. эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха;
  2. познавательные методы – творческое задание;
  3. социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.

Формы работы

Групповая

Тема, цель, содержание урока соответствуют уровню усвоения знаний обучающихся и уровню сформированности их умений. Каждый этап урока  являлся продолжением предыдущего и подготовкой к следующему.  

Дидактическая задача каждого этапа, его содержание, методы и приёмы обучения, формы организации познавательной деятельности обучающихся и реальный результат органично взаимосвязаны.

Урок «Вспомним и узнаем новое» (Повторение изученного о словах, введение термина «однокоренные слова»)  продолжает знакомство учащихся с темой «Размышляем о словах», на которую выделено 17 часов. Он является вторым уроком в блоке: «Вспомним и узнаем новое». Учащиеся уже познакомились с терминами «родственные слова», «корень слова», поэтому данный урок построен с учетом имеющихся знаний.

 Цель:  ученик будет различать однокоренные слова, уметь выделять корень у имен существительных, пользоваться «секретом корней»

Задачи:

  1. путём  наблюдения за однокоренными словами ребенок будет знать термин «однокоренные слова»;
  2. из-за нехватки знаний правописания слов будет убеждён, что нужно обязательно уметь пользоваться орфографическим словарём, чтобы написать слова грамотно;
  3. ученик будет уметь пользоваться  «секретом корней» и применять его на практике;
  4. ученик посочувствует Чебурашке, заинтересуется книгой Э.Успенского «Чебурашка и его друзья»  и  сможет прочитать ее в библиотеке;
  5. совместная работа в группе поможет выработать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать товарищей;
  6. постоянные доказательства, требования подробных ответов будет способствовать развитию  связной речи.

Урок проведен в игровой форме: ученики помогали бездомному Чебурашке построить жилище. Урок продуман так, что материала на строительство дома для каждой команды не хватит, поэтому командам нужно было поделиться строительным материалом и дом построить совместно.

Класс разделён на 5 команд (по экипажам).

Структура урока:

  1. Организационный этап
  2. Этап целеполагания
  1. проблемная ситуация, определение темы урока детьми
  2. объявление темы урока учителем
  3. постановка задач
  1. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению материала
  2. Этап всесторонней проверки знаний 
  3. Этап закрепления и усвоения новых знаний
  1. Словарь
  2. Закрепление знаний о родственных словах (применение знаний в нестандартной ситуации)  
  3. Введение понятия «однокоренные» слова
  1. Этап закрепления новых знаний. Самостоятельная работа
  2.  Итоги урока
  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Рефлексия

Проведено 2 физминутки: одна на движение, другая для глаз.

  1. Организационный этап

Урок начала со стихотворения, призывающего учеников серьёзно отнестись к работе на уроке (работаем старательно, слушаем внимательно). Затем учащиеся поприветствовали друг друга улыбкой. Такое приветствие приучает детей к взаимному уважению, симпатии и желанию  добра друг другу, а солнышко на слайде подняло настроение. Дети пришли в школу опрятные и аккуратные, настроенные на серьезную работу. Думаю, что начало урока удалось.

  1. Этап целеполагания
  1. Проблемная ситуация, определение темы урока

Тема урока не была дана в готовом виде, её  определили сами дети, отгадав загадку. Сделать это  было не сложно, так как учащиеся были уже знакомы с понятием «родственные слова».

  1. Объявление цели урока
  2. Постановка задач (что будем изучать на уроке)

 Познакомила учеников с планом урока и предложила открыть ещё одну тайну русского языка, но, не назвав её.

  1. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению материала

Так как урок давала во 2 классе, придумала игровой момент:  строительство дома для Чебурашки. Разделила класс на команды. На столе разложены конверты с заданием. За правильно выполненное задание открывалось слово пословицы (Творите добро и поселяйте это добро в души других людей). Из большого конверта ученики брали «строительный» материал для домика Чебурашки.

  1. Этап всесторонней проверки знаний

Цель проверки: закрепление, уточнение, осмысление и систематизация знаний учащихся, полученных ранее.

На этом этапе ученики повторили материал, необходимый на уроке, который помог учащимся с низкими учебными возможностями вспомнить тему, остальным -  систематизировать свои знания.  

  1.  Этап закрепления и усвоения новых знаний
  1. Словарь

Знакомство с новым словарным словом «сахар». Слово дано с пропущенной орфограммой. Мне хотелось, чтобы ученики сами нашли это слово в словарике и вставили орфограмму. Ученики четырех команд  справились  с заданием быстро, пятая команда потратила на поиск слова чуть больше времени. Думаю, что  с ними нужно повторить алфавит и еще раз напомнить им, как быстрее найти нужное слово.

Для запоминания слова использовала ассоциативный метод запоминания словарных слов.(сахАр - слАдок), затем к слову «сахар» придумывали родственные слова, выделяли корень, вспомнили «секрет» корней. Родственные слова, отвечали на вопросы: что? какой? что сделалось? (пропедевтика частей речи).

С данной работой справились практически все. Затруднение вызвало слово, которое отвечает на вопрос «что сделалось?» - засахарилось. Причина в недостаточном  словарном запасе.

  1. Закрепление знаний о родственных словах (применение знаний в нестандартной ситуации)  

Задание 1.

Из четырёх слов убрать «лишнее». У «лишнего» слова корень практически такой же, как и у родственных слов, но разное лексическое значение.

Задание 2.

Найти родственные слова в предложении, дополнить предложение родственным словом и записать его, пользуясь «секретом» корней.

Задание 3.

Заселить слова в свои домики. Даны 30 слов, которые нужно распределить в свой домик. На домике написаны корни слов. Сложность этого задания в том, что здесь тоже были «лишние» слова.

Умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать зависимость, помогло учащимся выполнить все задания.  Ученики не только должны были знать, что такое родственные слова, не только знать два способа доказательства родственных слов, но и смотреть на лексическое значение слов, иначе «чужак» мог попасть не в тот домик.

Ребята работали быстро и дружно. Ответы учеников были полные с доказательством. Для детей с низкими учебными возможностями составлены памятки ответа, поэтому они практически не испытывали затруднений при ответе.

Все задания «работали» на прочное усвоение материала и развитие устной речи.

  1. Введение понятия «однокоренные» слова

Весь предыдущий материал был построен так, что подготовил учеников к восприятию и вводу нового понятия «однокоренные». На протяжении всего урока дети говорили, что у родственных слов один и тот же корень, поэтому легко смогли запомнить что такое «однокоренные слова».

  1. Этап закрепления новых знаний. Самостоятельная работа

Найди в стихотворении «однокоренные» слова и выдели  корень. С данным заданием справились все ученики. Во-первых, работали командой, во-вторых, на протяжении всего урока отрабатывались навыки нахождения родственных слов.

Считаю, что на данном уроке поставленные задачи решены, цель достигнута. Перегрузки учащихся как физической, так и психической, не было благодаря смене видов деятельности и групповой форме работы. На уроке оценивание учащихся не планировалось, но итоги были подведены.

  1. Итог  урока. Рефлексия.

На этом этапе мы построили дом для Чебурашки, объяснили смысл пословицы «Творите добро и поселяйте это добро в души других людей». И пословица, и строительство одного дома для всех команд выбраны не случайно. В классе есть эгоистичные и даже жестокие  дети, дети с завышенной самооценкой, дети «группы риска». И мне нужно научить их общаться, развить коммуникативные навыки, умение  работать в коллективе.

Старалась на уроке – создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения, включая эмоциональную сферу ребенка.

На протяжении всей деятельности стараюсь все сделать для того, чтобы воспитать думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно. Конечно, в моём классе есть дети с низкими учебными возможностями, но работа в группах помогает им поднять самооценку, создать ситуацию успеха для каждого ребенка, а игра снимает напряжение и усталость.

Использование ИКТ-технологии позволило повысить мотивацию учащихся, представить изучаемый материал по теме более   наглядно  (общеизвестно, что при  комплексном восприятии информации с помощью органов зрения и слуха, количество полученной информации увеличивается до 65%), самостоятельная работа  дала возможность оперативно отследить продвижение учащихся по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России"

Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.Тип урока: Изучение нового материала.Форма проведения: урок-исследование....

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс "Школа России" ФГОС...

самоанализ урока русского языка 2 класс "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

самоанализ урока русского языка 2 класс "Какие слова пишутся с заглавной буквы"...

Самоанализ урока русского языка во 2 классе УМК "Школа-2100"

Самоанализ урока русского языка во 2 классе УМК "Школа-2100" по теме «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме» с использованием сингапурской структуры обученияТип  урока: ре...

Самоанализ урока русского языка в 3 классе.

Организационный момент включал в себя эмоциональный настрой....

Самоанализ урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме:"Число глагола".

В публикации дан подробный  анализ урока русского языка....

Самоанализ урока русского языка на родном языке "Синонимы" 4 класс

в данной статье представлен полный самоанализ урока, с выделением ууд, применение современнных образовательных технологий...