Богатство русской природы
методическая разработка (1 класс) по теме

Пархоменко Елена Андреевна

 

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:  "Богатство русской природы" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Богатство русской природы» Рекомендуется просмотр видео "Времена года" (картины русских художников о природе в разное время года) http://video.yandex.ru/users/sezonigoda/view/23/?cauthor=sezonigoda&cid=1 и рекомендуется просмотр мультфильма "Большой Ух".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:  "Богатство русской природы" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Богатство русской природы» Рекомендуется просмотр видео "Времена года" (картины русских художников о природе в разное время года) http://video.yandex.ru/users/sezonigoda/view/23/?cauthor=sezonigoda&cid=1 и рекомендуется просмотр мультфильма "Большой Ух".

Цель урока: раскрыть красоту русской природы через восприятие реального и художественного изображения.

Задачи урока:

  1. Воспитывать чувство красоты родной природы, выявить значение природы для человека;
  2. Развивать эстетический вкус через показ картин великих художников о русской природе;
  3. Воспитывать у учащихся гордость за красоту и богатства русской природы; бережное отношение к ресурсам нашей Родины.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация: «Богатство русской природы», видео «Времена года», мультфильм «Большой ух». 

                                                            Ход урока.

I.Организационный момент.  

II. Объяснение. Вступительное слово учителя.  – Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам разгадать кроссворд, а ваши ответы определят ключевое слово - тему нашего урока (слайд кроссворд).

1.Ранним утром ей не спится, очень хочется трудиться,

   Вот и меду принесла, работящая….(пчела).

2. Кто растет в лесу у дорожки, есть у него и шляпка, и ножка? (гриб)

3. Воробьи, стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины,

    Попугаи и синицы: одним словом это….(птицы).

4.Его весной и летом мы видели одетым,

   А осенью с бедняжки сорвали все рубашки (дерево).

5.Чем мы дышим, но его не видим? (воздух).

6. После дождя бывает, полнеба закрывает,

    Дуга, красивая, цветная, появится, а затем растает (радуга).

7. Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы.

    Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? (вода).

 - Ребята, какое слово у нас получилось? (природа)

 - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о природе)

  Действительно сегодня мы будем говорить о природе и ее богатствах, тема урока  «Богатство русской природы».

 - Ребята, проверим ваши знания о природе в ходе игры «Верный ответ»:

1)  Что такое природа? 
а) Все, что сделано руками человека; 
б) все, что нас окружает и существует независимо от человека; 
в) все, что нас окружает.

2)  Какая бывает природа? 
а) Природа бывает живая и неживая. 
б) Природа бывает только живая.

3)  Что относится к неживым природным богатствам? 
а) Снегирь. 
б) Стол. 
в) Ветер.

4)  К живым природным богатствам относятся: 
а) животные, растения, грибы; 
б) солнце, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками; 
в) небо, облака, камни, вода, дождь, снег, песок.

5) Живые природные богатства отличаются от неживых тем, что: 
а) они  дышат,  питаются,   растут,   приносят  потомство, умирают; 
б)  они разговаривают, смеются, плачут, бегают и прыгают, растут; 
в)  они передвигаются, изменяют окружающую природу, растут, умирают.

                                                                (верные ответы выделены жирным шрифтом)

- А сейчас я предлагаю вам рассмотреть картинку «Богатства природы» на слайде презентации и назвать известные вам богатства, рассказать, как их использует человек в своей деятельности? К каким группам природных богатств вы отнесете названные объекты? (ответы учащихся)

                                         ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Утром мушки проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Быстро сделали зарядку:

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднялись,

Лапки ставят на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб окрепли лапки!

- Вот вы сейчас были мушками. К какой природе можно отнести муху?

Игра «Найди соответствие».  Задание: соедините вещи с теми природными богатствами, из которых они получены (слайд презентации).

Творческая игра «Расскажи мне сказку». Задание: по картинке «Отдых Лены и Миши» составьте небольшой рассказ (сказку) на тему: «Какие природные богатства помогли Лене и Мише стать здоровыми и сильными».

- А вам приходилось отдыхать так же, как это делали Лена с Мишей? - Что вы можете рассказать о своем отдыхе и оздоровлении? (Ответы учащихся.)

- О многих богатствах мы говорили, но об одном совсем забыли!!! Я загадаю вам загадки, а вы мне скажите отгадку:

*****

Богатырь стоит, богат, угощает всех ребят:

Ваню - земляникой, Таню – костеникой,

Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой! (лес)

*****

Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет.

А нагрянет холод злой – скинет с плеч ее долой (лес)

*****

На горе шумит.  А под горой молчит (лес)

- Ребята, почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен?  (ответы детей)                            

Лес – наш зеленый друг. Он очищает воздух от пыли и дает кислород. Лес украшает нашу землю, а еще хранит влагу и оберегает реки от обмеления. Лес – дом для зверей и птиц. Лес настоящая кладовая для человека. В нем много ягод и грибов, из древесины деревьев делают тетради, книги, мебель и множество других предметов. Лес нужно беречь, так как растет он медленно.  Великие художники посвятили свои творения природе.  – Предлагаю вашему вниманию  видео «Времена года» (картины великих художников о природе в разное время года).                                                                                                                                

Человек активно пользуется всеми богатствами природы, зачастую нанося вред природе.

- Приведите примеры негативного использования даров природы? (ответы учащихся)

- Напомните мне правила поведения человека в природе (ответы учащихся)

                             Правила поведения человека в природе:

1.Не разоряй птичьи гнезда.

2.Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета; она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

3.Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

4.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

5.Не разоряй муравейники.

6.Береги лягушек, жаб и их головастиков.

7.Соблюдай правила сбора грибов, не уничтожай мухоморы. Помни, что ими лечатся многие лесные жители.

8.Подкармливай птиц зимой.

                          Игра «Допиши строчку»:

Много леса - …..(НЕ ГУБИ!)

Мало леса - ……(БЕРЕГИ!)

Нет леса - ………(ПОСАДИ!)

- Ребята, а что вы можете сделать для охраны природных богатств? (ответы учащихся)

                               - Берегите природу и ее богатства!!!

                                                         *****

Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век травой душистой на лугу.

                                                         *****

Берегите эту Землю, эти воды, даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя!

III. Итоги урока.

- Что такое природа? – О каких богатствах природы вы узнали сегодня на уроке? – Почему нужно бережно относиться к богатствам природы?                                                                                                              

IV. Просмотр мультфильма «Большой Ух»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Богатство русской природы. Игровая экология 1-2 класс

Слайд 2

1.Ранним утром ей не спится, очень хочется трудиться, Вот и меду принесла, работящая …. 2. Кто растет в лесу у дорожки, есть у него и шляпка, и ножка? 3. Воробьи, стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: одним словом это …. 4 . Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки 5. Чем мы дышим, но его не видим? 6. После дождя бывает, полнеба закрывает, Дуга , красивая, цветная, появится, а затем растает 7. Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы. Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Ключевое слово кроссворда ? Кроссворд

Слайд 3

Кроссворд

Слайд 4

Ответы на кроссворд

Слайд 5

1)Что такое природа? а) Все, что сделано руками человека; б) все, что нас окружает и существует независимо от человека; в) все, что нас окружает. 2) Какая бывает природа? а) Природа бывает живая и неживая. б) Природа бывает только живая. Игра «Верный ответ»

Слайд 6

3) Что относится к неживым природным богатствам? а) Снегирь. б) Стол. в) Ветер. 4) К живым природным богатствам относятся: а) животные, растения, грибы; б) солнце, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками; в) небо, облака, камни, вода, дождь, снег, песок. 5) Живые природные богатства отличаются от неживых тем, что: а) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают; б) они разговаривают, смеются, плачут, бегают и прыгают, растут; в) они передвигаются, изменяют окружающую природу, растут, умирают. Игра «Верный ответ»

Слайд 7

- Назовите богатства природы. – К каким группам можно их отнести? – Как человек использует в хозяйственной деятельности богатства природы?

Слайд 8

Утром мушки проснулись, Улыбнулись, потянулись. Быстро сделали зарядку: Лапки вверх, лапки вниз, На носочки поднялись, Лапки ставят на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку, Чтоб окрепли лапки! - Вот вы сейчас были мушками. - К какой природе можно отнести муху? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 10

Творческая игра «Расскажи мне сказку» Задание: по картинке составьте небольшой рассказ (сказку) на тему: «Какие природные богатства помогли Лене и Мише стать здоровыми и сильными?»

Слайд 11

- А вам приходилось отдыхать так же, как это делали Лена с Мишей? - Что вы можете рассказать о своем отдыхе и оздоровлении?

Слайд 12

***** Богатырь стоит, богат, угощает всех ребят: Ваню - земляникой, Таню – костеникой , Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой, Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой! ***** Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет. А нагрянет холод злой – скинет с плеч ее долой ! ***** На горе шумит. А под горой молчит. - О многих богатствах мы говорили, но об одном совсем забыли!!! Я загадаю вам загадки, а вы мне скажите отгадку:

Слайд 13

Лес – наш зеленый друг. Он очищает воздух от пыли и дает кислород. Лес украшает нашу землю, а еще хранит влагу и оберегает реки от обмеления. Лес – дом для зверей и птиц. Лес настоящая кладовая для человека. В нем много ягод и грибов, из древесины деревьев делают тетради, книги, мебель и множество других предметов. Лес нужно беречь, так как растет он медленно. Великие художники посвятили свои творения природе. - Ребята, почему мы с лесом дружим ? Для чего он людям нужен?

Слайд 14

Видео зарисовка «Времена года»

Слайд 15

Человек активно пользуется всеми богатствами природы, зачастую нанося вред природе. - Приведите примеры негативного использования даров природы? - Напомните мне экологические правила поведения человека в природе.

Слайд 16

1.Не разоряй птичьи гнезда. 2.Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета; она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей. 3.Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. 4.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. 5.Не разоряй муравейники. 6.Береги лягушек, жаб и их головастиков. 7.Соблюдай правила сбора грибов, не уничтожай мухоморы. Помни, что ими лечатся многие лесные жители. 8.Подкармливай птиц зимой. Правила поведения в природе:

Слайд 17

Много леса - …..(НЕ ГУБИ!) Мало леса - …… Нет леса - ……… - Ребята, а что вы можете сделать для охраны природных богатств? Игра «Допиши строчку»

Слайд 18

Что я могу сделать для охраны природы?

Слайд 19

***** Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен будет пусть твой век травой душистой на лугу. ***** Берегите эту Землю, эти воды, даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя! Берегите природу и её богатства!!!

Слайд 20

- Что такое природа? – О каких богатствах природы вы узнали сегодня на уроке? – Почему нужно бережно относиться к богатствам природы? Итоги урока

Слайд 21

Просмотр мультфильма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Богатство русского языка"

Урок русского языка во 2-м классе "Богатство русского языка"Цели:Обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними.Совершенств...

"Богатство русского языка"

Занятие посвящается крылатым выражениям и фразеологизмам, которые появились много лет назад и до сих пор живут в разговорной речи, делая ее богатой и выразительной...

Буклет "Лексическое богатство русского языка"

В буклете дается краткая  лексическая  характеристика слов русского языка....

урок ритмики тема:«Богатство русской хореографии».

Цели:         образовательная: повторить ранее изученный материал: позиции рук, ног в классическом танце. Элементы: battement tendu, releve; расширить знания детей о богатстве...

Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...