Урок кубановедения во 2 классе «Казачий хор и В.Г. Захарченко».
план-конспект урока (2 класс) по теме

Черногорова Елена Николаевна

 

    Интересный урок,  знакомящий учащихся с судьбой и жизненными достижениями  В.Г.Захарченко – создателя  Центра народной культуры Кубани, детской школы искусств  при Кубанском казачьем хоре. Главное  его детище - Государственный Казачий  Кубанский хор.

   Цель урока – познакомить ребят с выдающейся личностью и вкладом, внесенным им  в историю Кубани.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  кубановедения

во 2 классе.

Тема урока: Казачий хор и В.Г.Захарченко.  

Цель: познакомить уч-ся с творчеством  Кубанского  Казачьего  хора.    

Задачи: 1. знакомство с кубанской  народной песней, обрядами, пословицами;

2.формировать умение  исполнять кубанские народные песни;

3.развивать интерес к  истории родного  края, чувство любви к малой Родине.

Оборудование:

Ход урока:

I. Орг. момент.

Кубань моя! Жемчужина  России!

Пшеницы безграничные  поля!

Ну где ж еще  такое  небо синее?

Ну где ж еще  такие  тополя?

II. Изучение нового материала.

А) Вводное  слово учителя:

Ребята, сегодня  на уроке мы с вами поговорим о казачьей песне.

 

    Жемчужиной  России  называют землю кубанскую. Неоглядные  равнины, холмистые  поля, бескрайние  степи чаруют  своей первозданной красотой.  

     Древняя земля  кубанская… Знавала  она  оседлые  и  кочевые племена. Были на ней и древнегреческие  города – колонии, и Боспорское царство, и  древнерусское Тмутараканское княжество. Знала  она и набеги скифов и половцев, нашествие монголо-татарских орд. Грабили  ее  богатые  феодалы Турции и крымские ханы.

   Богата земля  кубанская. И богата не только  своими тучными черноземами,

полезными ископаемыми. А главное  ее богатство – люди.

   Наш край славиться богатым устным  народным творчеством. Не только в нашей  стране, но и далеко за ее пределами  известны прекрасные  песни кубанского казачества, то величавые, то озорные, много у нас талантливых песельников и частушниц, сказителей и знатоков старинной кубанской обрядности. Они – хранители истинно народной мудрости.  

Б)  Чтение стихов  о родном крае:

1.На Кубани вырос я,             Горы,  хлеба до небес,

Мне родней, приятнее         Ветки вишен алые,

Наши южные края:              Если  лес, так южный лес

Степи  необъятные,              Перед перевалами.

2.Мой друг, что может быть милей

   Бесценного родного края?

   Там солнце, кажется  светлей,

   Там радостней весна златая.

    Прохладней легкий ветерок,

    Душистее цветы,

    Там холмы  зеленее,

    Там сладостней звучит поток,

     Там соловей поет звучнее.

3. Кубань, Кубань – души  моей отрада,

    Сияньем зорь налитые поля.

     Мне в целом мире ничего не надо,

     Твоя бы песня в вышине плыла.

В) Беседа  по вопросам:

Ребята,  поэты и композиторы совершают интересные превращения. Поэт пишет  стихи,  композитор  музыку  и когда стихи соединяются с музыкой,  то получается … (песня)

 

Как вы понимаете смысл следующих пословиц:

  1. Беседа коротает дорогу, а песня – работу.
  2. Из  песни слова  не выкинешь.
  3. Песня казаку – подруга в походе.
  4. На Кубани и камень казакам подпевает.

 

   Пословица не зря молвится. Они доказывают, что песня – постоянный спутник человека в любых жизненных ситуациях.

Вопросы:

- Какие кубанские песни вы знаете?

- О чем  поется в наших  кубанских песнях?

- Какой  коллектив исполняет кубанские песни?

- Кто стоит во главе этого коллектива?  (  Виктор Гаврилович Захарченко)

Из  биографии  Захарченко  В.Г.

     Родился  22 марта 1938 года в ст. Дядьковской  Краснодарского края. В семье было шестеро  детей. Отец погиб  в первые  месяцы  Великой Отечественной войны. Мама всегда  работала, а работая, обычно пела. Мальчик заслушивался песнями.

     В 1956 году он поступил  в Краснодарское  музыкально- педагогическое  училище. Окончив его, стал  студентом Новосибирской  государственной  

Консерватории им. М.И. Глинки  на факультете  хорового  дирижирования.

     В 1974 году  талантливый музыкант становится художественным  руководителем  Государственного  Кубанского  казачьего  хора.

     В.Г.Захарченко – создатель  Центра народной культуры Кубани, детской школы искусств  при Кубанском казачьем хоре. Но главное  его детище- Государственный Казачий  Кубанский хор. Он выступал  на сценах  Австралии,  Америки,  Югославии,  Франции, Греции,  Чехословакии, Японии.  

          В.Г.Захарченко возродил традиции Кубанского  войскового певческого хора, основанного в 1811 году.

                       

Г)  Прослушивание песен Кубанского Казачьего хора  

  Песня  «  Кубань – Тамань ».

III. Закрепление изученного материала:

А) Концертная программа. 

Исполнение  песни  « Ты ж мене пидманула».

Исполнение  песни  « Здравствуй, наша Кубань».  

1 куп. Здравствуй, наша Кубань,

            Тополиный край!

             Наш Черноморский,

             Наш Приазовский,

             Наш Краснодарский край!

  2 куп. Здравствуй, наша Кубань,

             Тополиный край!

              С  солнышком встанем,

              Степи распашем,

               Вырастим урожай.

  3 куп. Здравствуй, наша Кубань,

             Тополиный край!

              Хлебом да солью,

              Светлой любовью

              В гости друзей встречай.

 4 куп. Здравствуй, наша Кубань,

             Тополиный край!

              Степью жемчужной,

              Крепкою дружбой

              Путь казака венчай.

    Б) Выставление  оценок.

IV. Итог урока.

-Чем  интересным мы занимались сегодня на уроке?

-Что нового узнали для себя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по кубановедению в 3 классе "Казачий фольклор".

Открытый урок кубановедения в 3 классеКазачий фольклорИСПОЛЬЗОВАНЫ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ...

Проект "Организация культурно-творческого пространства детей в рамках класса казачьей направленности"

Данный проект является примером  организации внеклассной деятельности детей в классе казачьей направленности....

Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.

Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...

Влияние организации учебно-воспитательной работы в классе казачьей направленности на уровень школьной мотивации

Низкая школьная мотивация – проблема сегодняшнего дня. Воспитание в классах казачьей направленности – один из способов решения этой проблемы.  Основой данного опыта является идея о вл...