Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Хочу знать" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Хочу знать" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_hochu_znat-kosareva_s.a.-1klass2_2011-2012g.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 города Ершова Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________/Т.В. Корнеева / Протокол № ___ от 30.08.2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/ О.В.Бурова / 30.08.2012г | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ № 3» _____________/А.В.Широкова/ Приказ № __293 от 01.09.2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
« Хочу знать!»
для 2 «Б», 2 «Г» класса
Направление: общеинтеллектуальное
Составитель
Косарева Светлана Анатольевна
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1от 30.08.2012г.
Рассмотрено на заседании
Управляющего совета
протокол № 4 от 30.08.2012г.
2012 -2013 учебный год
Содержание
1.Пояснительная записка
2. Структура курса
3.Учебно-тематическое планирование
4.Содержание программы
5.Характеристика основных результатов
6.Формы и виды контроля
7.Информационно-методическое обеспечение
1.Пояснительная записка
Программа «Хочу знать!» составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования 2009г., с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», а так же на основе авторской программы Шевченко Е.А. и реализует научно-познавательное направление во внеурочной деятельности.
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу знать!».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области русского языка, математики, литературы, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Русский язык», «Математика», « Литература», «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
Место курса в учебном плане
В учебном плане на изучение данной программы отводится 1 ч. в неделю, всего 135 часов: 33 часа в 1 классе (2011-2012 уч. год), 34 ч. во втором классе (2012-2013 уч.) и 68 часов в 3-4 классе (2013-2014 уч. г; 2014-2015 уч. г.)
2.Структура курса
Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:
№ п\п | Название раздела | Количество часов |
1 класс (2011-2012 учебный год) | ||
1 | Почитаем и узнаем | 25ч |
Игры и игрушки | 12 | |
Все для дома | 13 | |
2 | Веселая грамматика | 2ч |
3 | Занимательная математика | 4ч |
4 | Литературная страничка | 2ч |
итого | 33 | |
2 класс (2012-2013 учебный год) | ||
1 | Почитаем и узнаем | 21ч |
Школа | 11 | |
Еда | 10 | |
2 | Веселая грамматика | 5ч |
3 | Занимательная математика | 4ч |
4 | Литературная страничка | 4ч |
итого | 34 | |
3 класс (2013-2014 учебный год) | ||
1 | Почитаем и узнаем | 18 |
Одежда | 10 | |
Праздник | 8 | |
2 | Веселая грамматика | 4ч |
3 | Занимательная математика | 4ч |
4 | Литературная страничка | 4ч |
итого | 34 | |
4 класс (2014-2015 учебный год) | ||
1 | Почитаем и узнаем | 18 |
Предприятия, сооружения, здания | 10 | |
Транспорт | 4 | |
Полезные изобретения | 4 | |
2 | Веселая грамматика | 4ч |
3 | Занимательная математика | 4ч |
4 | Литературная страничка | 4ч |
итого | 34 |
3.Учебно-тематическое планирование
2 класс (2012-2013 уч. год)
№ | Наименование разделов, тем | Всего | Количество часов | Даты | Характеристика деятельности обучающихся | ||||
2 «б» | 2 «г» | ||||||||
Аудиторные | Неаудиторные | план | факт | план | факт | ||||
1. | Первые рисунки, кто изобрел перо, ручку, карандаш. | 1 |
| 1 | 08.09 | 08.09 | Рисование карандашами (тема любая) | ||
2. | Кто изобрел бумагу, ноты | 1 | 1 | 15.09 | 15.09 | Аппликация из бумаги | |||
3. | Когда появились первые книги. | 1 | 1 | 22.09 | 22.09 | Составление классного сборника произведений | |||
4. | Калейдоскоп задач | 1 |
| 1 | 22.09 | 22.09 | Составление задачника №2 | ||
5. | Кто написал первую энциклопедию | 1 | 1 |
| 29.09 | 29.09 | Выставка энциклопедий | ||
6. | Как появились первые библиотеки | 1 | 1 | 06.10 | 06.10 | Посещение библиотеки | |||
7. | Языковые игры | 1 | 1 | 13.10 | 13.10 | Разгадывание ребусов, анаграмм, шарад | |||
8. | Как путешествует письмо? | 1 | 1 | 20.10 | 20.10 | Письмо своему другу | |||
9 | Литературное лото «Дядя Федор и его друзья» | 1 | 1 | 27.10 | 27.10 | Разгадывание литературных героев | |||
10 | Откуда пошли названия дней недели и как возникли единицы измерения | 1 | 1 |
| 10.11 | 10.11 | Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков) | ||
11 | Крылатые слова и выражения | 1 | 1 | 17.11 | 17.11 | Составление словаря фразеологизмов | |||
12 | Старинные логические задачи | 1 | 1 |
| 24.11 | 24.11 | Решение логических задач | ||
13 | У какой страны впервые появился флаг | 1 | 1 |
| 01.12 | 01.12 | Рисование флага сказочной страны | ||
14 | Какие бывают ребусы | 1 | 1 |
| 08.12 | 08.12 | Составление и разгадывание ребусов | ||
15 | Первая марка | 1 |
| 1 | 15.12 | 15.12 | Изготовление «собственной» марки | ||
16 | Кто изобрел кроссворд | 1 | 1 |
| 22.01 | 22.01 | Разгадывание кроссвордов | ||
17 | Кто придумал первую карту | 1 | 1 | 29.01 | 29.01 | Игра «Найди клад»(по карте) | |||
18 | Кто автор микроскопа, скотча. | 1 | 1 |
| 19.01 | 19.01 | Рассматривание предметов под микроскопом и лупой | ||
19 | Хлеб из орехов | 1 | 1 | 26.01 | 26.01 | Поделки из скорлупы орехов | |||
20 | Как картофель попал в Россию | 1 | 1 | 02.02 | 02.02 | Поделки из картофеля | |||
21 | Кое-что из истории конфет | 1 | 1 | 09.02 | 09.02 | Плетение пояса из фантиков | |||
22 | Откуда фрукты и овощи получили свое название | 1 |
| 1 | 16.02 | 16.02 | Рисование овощей и фруктов | ||
23 | Каменный мед (сахар) | 1 | 1 | 23.02 | 23.02 | Составление сборника народных рецепты лечения (с медом) | |||
24 | Секретное мороженое | 1 | 1 | 02.03 | 02.03 | Составление рецепта мороженного | |||
25 | Где прячутся витамины | 1 | 1 | 09.03 | 09.03 | Поделки из овощей | |||
26 | Секрет каши | 1 | 1 | 16.03 | 16.03 | Аппликация с использованием крупы | |||
27 | Когда появились первые кулинарные книги | 1 | 1 | 06.04 | 06.04 | Составление рецепта (тема любая) | |||
28 | Такая разная капуста | 1 | 1 |
| 13.04 | 13.04 | Составление загадок о капусте | ||
29 | Где появились арбузы | 1 |
| 1 | 20.04 | 20.04 | «Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки) | ||
30 | Из чего делают пряники | 1 | 1 | 27.04 | 27.04 | Лепка пряников из соленого теста | |||
31 | Откуда берутся изюм, мед,шоколад? | 1 | 1 |
| 04.05 | 04.05 | Рисование обертки шоколада | ||
32 | Такой разный чай | 1 | 1 | 11.05 | 11.05 | Заваривание чая | |||
33 | Викторина по сказкам А.С. Пушкина | 1 | 1 | 18.05 | 18.05 | ||||
34 | Игровая программа «Хочу знать» | 1 | 1 | 25.05 | 25.05 | ||||
Итого | 34ч | 12 | 22 |
4.Содержание программы
1 класс
Раздел « Почитаем и узнаем»
Игры и игрушки. История происхождения игр и игрушек: кукла, мяч, калейдоскоп, шахматы, шашки, настольные игры, лыжи, воздушный змей, глиняные игрушки и сувениры. Настольный театр. Разучивание подвижных игр, игр в шашки, шахматы.
Все для дома. История происхождения вещей для дома: подсвечник, иголка, ножницы, расческа, зеркало, шкатулка, замок, гвозди, тарелка, вилка, шкаф, окно, дверь, мыло, кровать, кирпич, часы, скатерть. Уход за комнатными растениями.
Раздел « Веселая грамматика»
Знакомимся с фразеологизмами, языковые игры
Радел «Занимательная математика»
Составляем веселые задачи, учимся играть в шашки и шахматы
Раздел « Литературная страничка»
Составляем сказки, стишки, загадки
2 класс
Раздел « Почитаем и узнаем»
Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
Раздел « Веселая грамматика»
Знакомимся с фразеологизмами, языковые игры
Радел «Занимательная математика»
Составляем веселые задачи, учимся играть в шашки и шахматы
Раздел « Литературная страничка»
Составляем сказки, стишки, загадки.
3 класс
Раздел « Почитаем и узнаем»
Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.
Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.
Раздел « Веселая грамматика»
Знакомимся с фразеологизмами, языковые игры
Радел «Занимательная математика»
Составляем веселые задачи, учимся играть в шашки и шахматы
Раздел « Литературная страничка»
Составляем сказки, стишки, загадки
4 класс
Раздел « Почитаем и узнаем»
Предприятия, сооружения, здания. История возникновения зданий, предприятий. Современные и древние сооружения.
Транспорт. История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход, железнодорожный транспорт, уборочные машины. Специальные машины: машина «Скорой помощи». Оказание первой помощи на дороге.
Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: светофор, дорожные знаки, флюгер, спички, зонтик, деньги, телефон, аквариум. Упаковочный материал. Интернет и компьютер. Вред изобретений.
Раздел « Веселая грамматика»
Знакомимся с фразеологизмами, языковые игры
Радел «Занимательная математика»
Составляем веселые задачи, учимся играть в шашки и шахматы
Раздел « Литературная страничка»
Составляем сказки, стишки, загадки
5 .Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу знать!» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
6. Формы и виды контроля
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения.
Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 классе, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
- развитие познавательных интересов обучающихся
- создание ситуации успеха для каждого ученика
- повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
- максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
- приобретение навыков саморефлексии.
7. Методические рекомендации
В 2011-2012 учебном году для учащихся 1 б и 1г классов был организован кружок «Хочу знать».
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся, средствами познавательной деятельности Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Программа кружка «Хочу знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами.
Кружок «Хочу знать»- эффективная форма организации внеурочной деятельности, в основе которой лежат: технология формирования умений исследовательской деятельности, системно-деятельностный подход, концепция формирования универсальных учебных.
В течение года проводились различные диагностики. С целью выявления эффективности организации работы кружка « Хочу знать» было проведено анкетирование учащихся и родителей. Оно выявило, что 91% учащихся класса нравиться данная форма внеурочной деятельности, и они хотели бы посещать кружок « Хочу знать» в следующем году. 81 % родителей класса считают, что кружок способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей учащихся и готовы организовать посещение учащимися кружка в следующем году
Следует отметить активное участие учащихся посещающих кружок «Хочу знать» в различных конкурсах, олимпиадах, проектах, исследовательской деятельности.
Вывод:
Организация внеурочной деятельности через работу кружка « Хочу знать» позволила повысить уровень школьной мотивации, общий уровень развития учащихся и уровень познавательных интересов.
Наблюдая за ребятами, вижу, что при проведении регулярных развивающих занятий кружка:
- Дети включаются в поисковую деятельность
- Создаются условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся
- Возрастает их познавательная возможность в самостоятельной деятельности
- Повышается интерес
- Появляются первые положительные результаты.
Предложения:
1. Необходимость в проведении кружка «Хочу знать» в школе в новом учебном году;
8. Информационно – методическое обеспечение
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М.. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор Издательство: Просвещение, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.
Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"
Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе (Спортивно-оздоровительное направление)
"Расти здоровым!"...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»
Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...