Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Хочу знать" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Косарева Светлана Анатольевна

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Хочу знать" 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №3 города Ершова Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________/Т.В. Корнеева /              


Протокол № ___ от 30.08.2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/ О.В.Бурова /                    


 30.08.2012г

«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ № 3»

_____________/А.В.Широкова/


Приказ № __293 от  01.09.2012г.

                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

« Хочу знать!»

для 2 «Б», 2 «Г» класса

Направление: общеинтеллектуальное

           Составитель

                                                                                              Косарева Светлана Анатольевна

                                                                                              учитель начальных классов,

                                                                                                 высшей квалификационной категории.

Рассмотрено на заседании

                                                педагогического совета

протокол № 1от 30.08.2012г.

Рассмотрено на заседании

Управляющего совета

протокол № 4 от 30.08.2012г.

2012 -2013 учебный год

Содержание

1.Пояснительная записка

2. Структура курса

3.Учебно-тематическое планирование

4.Содержание программы

5.Характеристика основных результатов

6.Формы и виды контроля

7.Информационно-методическое обеспечение

1.Пояснительная записка

        Программа «Хочу знать!»  составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования 2009г., с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», а так же на основе  авторской программы Шевченко Е.А. и реализует научно-познавательное направление во внеурочной деятельности.

      С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу знать!».

     Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области русского языка, математики, литературы, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.

Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.

Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.

Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Принципы: 

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- усиление прикладной направленности обучения

- психологическая комфортность

Виды деятельности младшего школьника: 

Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).

Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

Программа «Хочу знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Русский язык», «Математика», « Литература», «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.  

Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников.  Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю  – компьютер с проектным  оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ.  Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий.  Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.

Место курса в учебном плане

           В учебном плане на изучение данной  программы отводится 1 ч. в неделю, всего 135  часов: 33 часа  в 1 классе (2011-2012 уч. год), 34 ч. во втором классе (2012-2013 уч.) и 68 часов  в 3-4 классе (2013-2014 уч. г; 2014-2015 уч. г.)

2.Структура курса

           Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:

№ п\п

Название раздела

Количество часов

1 класс (2011-2012  учебный год)

1

Почитаем и узнаем

25ч

Игры и игрушки

12

Все для дома

13

2

Веселая грамматика

3

Занимательная математика

4

Литературная страничка

итого

33

2 класс (2012-2013 учебный год)

1

Почитаем и узнаем

21ч

Школа

11

Еда

10

2

Веселая грамматика

3

Занимательная математика

4

Литературная страничка

итого

34

3 класс (2013-2014 учебный год)

1

Почитаем и узнаем

18

Одежда

10

Праздник

8

2

Веселая грамматика

3

Занимательная математика

4

Литературная страничка

итого

34

4 класс (2014-2015 учебный год)

1

Почитаем и узнаем

18

Предприятия, сооружения, здания

10

Транспорт

4

Полезные изобретения

4

2

Веселая грамматика

3

Занимательная математика

4

Литературная страничка

итого

34

3.Учебно-тематическое  планирование

2 класс (2012-2013 уч. год)

Наименование разделов, тем

Всего

Количество часов

Даты

Характеристика

деятельности

обучающихся

2 «б»

2 «г»

Аудиторные

Неаудиторные

план

факт

план

факт

1.

Первые рисунки, кто изобрел перо, ручку, карандаш.

1

 

1  

08.09

08.09

Рисование карандашами (тема любая)

2.

Кто изобрел бумагу, ноты

1

 1

15.09

15.09

Аппликация из бумаги

3.

Когда появились первые книги.

1

 1

22.09

22.09

Составление классного сборника произведений

4.

Калейдоскоп задач

1

 

1

22.09

22.09

Составление задачника №2

5.

Кто написал первую энциклопедию

1

1

 

29.09

29.09

Выставка энциклопедий

6.

Как появились первые библиотеки

1

1

06.10

06.10

Посещение библиотеки

7.

Языковые игры

1

 1

13.10

13.10

Разгадывание ребусов, анаграмм, шарад

8.

Как путешествует письмо?

1

1

20.10

20.10

Письмо своему другу

9

Литературное лото «Дядя Федор и его друзья»

1

1  

27.10

27.10

Разгадывание литературных героев

10

Откуда пошли названия дней недели и как возникли единицы измерения

1

1

 

10.11

10.11

Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)

11

Крылатые слова и выражения

1

1

17.11

17.11

Составление словаря фразеологизмов

12

Старинные логические задачи

1

1

  

24.11

24.11

Решение логических задач

13

У какой страны впервые появился флаг

1

1

 

01.12

01.12

Рисование флага сказочной страны

14

Какие бывают ребусы

1

1

 

08.12

08.12

Составление и разгадывание ребусов

15

Первая марка

1

 

1

15.12

15.12

Изготовление «собственной» марки

16

Кто изобрел кроссворд

1

1

 

22.01

22.01

Разгадывание кроссвордов

17

Кто придумал первую карту

1

1

29.01

29.01

Игра «Найди клад»(по карте)

18

Кто автор микроскопа, скотча.

1

1

 

19.01

19.01

Рассматривание предметов под микроскопом и лупой

19

Хлеб из орехов

1

1

26.01

26.01

Поделки из скорлупы орехов

20

Как картофель попал в Россию

1

1

02.02

02.02

Поделки из картофеля

21

Кое-что из истории конфет

1

1

09.02

09.02

Плетение пояса из фантиков

22

Откуда фрукты и овощи получили свое название

1

 

1

16.02

16.02

Рисование овощей и фруктов

23

Каменный мед (сахар)

1

1

23.02

23.02

Составление сборника народных рецепты лечения (с медом)

24

Секретное мороженое

1

1

02.03

02.03

Составление рецепта мороженного

25

Где прячутся витамины

1

1

09.03

09.03

Поделки из овощей

26

Секрет каши

1

1

16.03

16.03

Аппликация с использованием крупы

27

Когда появились первые кулинарные книги

1

1

06.04

06.04

Составление рецепта (тема любая)

28

Такая разная капуста

1

1

 

13.04

13.04

Составление загадок о капусте

29

Где появились арбузы

1

 

1

20.04

20.04

«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки)

30

Из чего делают пряники

1

1

27.04

27.04

Лепка пряников из соленого теста

31

Откуда берутся изюм, мед,шоколад?

1

1

 

04.05

04.05

Рисование обертки шоколада

32

Такой разный чай

1

1

11.05

11.05

Заваривание чая

33

Викторина по сказкам А.С. Пушкина

1

1

18.05

18.05

34

Игровая программа «Хочу знать»

1

1

25.05

25.05

Итого

34ч

12

22

4.Содержание программы

1 класс

Раздел « Почитаем и узнаем»

Игры и игрушки. История происхождения игр и игрушек: кукла, мяч, калейдоскоп, шахматы, шашки, настольные игры, лыжи, воздушный змей, глиняные игрушки и сувениры. Настольный театр. Разучивание подвижных игр, игр в шашки, шахматы.

Все для дома. История происхождения вещей для дома: подсвечник, иголка, ножницы, расческа, зеркало, шкатулка, замок, гвозди, тарелка, вилка, шкаф, окно, дверь, мыло, кровать, кирпич, часы, скатерть. Уход за комнатными растениями.

Раздел « Веселая грамматика»

Знакомимся с фразеологизмами, языковые игры

Радел «Занимательная математика»

Составляем веселые задачи, учимся играть в шашки и шахматы

Раздел « Литературная страничка»

Составляем сказки, стишки, загадки

2 класс

Раздел « Почитаем и узнаем»

Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.

Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.

Раздел « Веселая грамматика»

Знакомимся с фразеологизмами, языковые игры

Радел «Занимательная математика»

Составляем веселые задачи, учимся играть в шашки и шахматы

Раздел « Литературная страничка»

Составляем сказки, стишки, загадки.

3 класс

Раздел « Почитаем и узнаем»

Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.

Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.

Раздел « Веселая грамматика»

Знакомимся с фразеологизмами, языковые игры

Радел «Занимательная математика»

Составляем веселые задачи, учимся играть в шашки и шахматы

Раздел « Литературная страничка»

Составляем сказки, стишки, загадки

4 класс

Раздел « Почитаем и узнаем»

Предприятия, сооружения, здания. История возникновения зданий, предприятий. Современные и древние сооружения.

Транспорт. История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход, железнодорожный транспорт, уборочные машины. Специальные машины: машина «Скорой помощи». Оказание первой помощи на дороге.

Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: светофор, дорожные знаки, флюгер,  спички, зонтик, деньги, телефон, аквариум. Упаковочный материал. Интернет и компьютер. Вред изобретений.

Раздел « Веселая грамматика»

Знакомимся с фразеологизмами, языковые игры

Радел «Занимательная математика»

Составляем веселые задачи, учимся играть в шашки и шахматы

Раздел « Литературная страничка»

Составляем сказки, стишки, загадки

5 .Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу знать!» можно считать следующее:

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  2. формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  3. формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Основным объектом оценки результатов  освоения программы служит  сформированность  у  обучающегося    коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  1. способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную   задачу   в   практическую;
  2. умение   контролировать   и   оценивать   свои действия,  вносить  коррективы  в  их  выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;
  3. способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа,  установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;
  4. умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  различных задач,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий;
  5. наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  6. любознательность, активность  и заинтересованность в познании мира.

6. Формы и виды контроля

Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».  

Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения.

Ключ к результату усвоения материала:

1-й уровень (70-80% ) — 3 балла

2-й уровень (80-90% ) — 4 балла

3-й уровень (90-100%) — 5 баллов

Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 классе, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения».   Основными задачами их введения являются:

  1. развитие познавательных интересов обучающихся
  2. создание ситуации успеха для каждого ученика
  3. повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
  4. максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
  5. приобретение навыков саморефлексии.

7. Методические рекомендации

В 2011-2012 учебном году для учащихся 1 б и 1г классов был организован кружок «Хочу знать».

Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся, средствами познавательной деятельности Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Программа  кружка «Хочу знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

      Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий.  Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами.

Кружок  «Хочу знать»- эффективная форма организации внеурочной деятельности, в основе которой лежат: технология формирования умений исследовательской деятельности, системно-деятельностный подход, концепция формирования универсальных учебных.

В течение года проводились различные диагностики. С целью выявления эффективности организации работы  кружка « Хочу знать» было проведено анкетирование учащихся и родителей.  Оно  выявило, что  91% учащихся класса  нравиться данная  форма внеурочной деятельности, и они хотели бы посещать кружок « Хочу знать» в следующем году.   81 % родителей класса считают, что  кружок способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей  учащихся и готовы организовать посещение учащимися кружка в следующем году

             Следует отметить активное  участие учащихся  посещающих кружок «Хочу знать» в различных конкурсах, олимпиадах, проектах, исследовательской деятельности.

Вывод:

Организация внеурочной деятельности через работу  кружка « Хочу знать» позволила  повысить уровень школьной мотивации, общий уровень развития учащихся и уровень познавательных интересов.

 Наблюдая за ребятами, вижу, что при проведении регулярных развивающих занятий кружка:

  1. Дети включаются в поисковую деятельность
  2. Создаются условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся
  3. Возрастает их познавательная возможность в самостоятельной деятельности
  4. Повышается интерес
  5. Появляются первые положительные результаты.

Предложения:

1. Необходимость в проведении  кружка  «Хочу знать» в школе в новом учебном году;

8. Информационно – методическое обеспечение

  1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
  2. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html  
  3. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
  4. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
  5. Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
  6. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997.
  7.  Шпагин М.. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
  8. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор Издательство: Просвещение, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"

Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок  «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»

Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...