"Школа юного волшебника"
рабочая программа (2 класс) на тему

Баранова Ирина Владимировна

Данный материал представляет программу внеурочной деятельности  по общеинтеллектуальному направлению на основе познавательных опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_yunogo_volshebnika.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Могойтуйская средняя школа №1»

«Рассмотрено»                                                           «Утверждаю»

на заседании методического                                                 ИО директора МОУ «МСОШ №1» объединения учителей                                                                 ____________

начальных классов                                                                           Дашидымбрылов Э.А.

Протокол №1                                                                              от «  »_____________2013г.  от «25»  марта   2013г.                                                                              

Руководитель МО

_________________

Баранова И.В.

Программа  внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению

«Школа юного волшебника»

(возраст детей 8 лет)

срок реализации 1 год

                                         автор-составитель:    Баранова Ирина Владимировна  

                                         учитель начальных классов     МОУ «МСОШ №1»

п. Могойтуй

2013 год

  1. Пояснительная записка

         В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий.

      Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность.    Младшие школьники любит всё таинственное, загадочное и необычное. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому один из  вариантов  знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы через свою деятельность. Тогда обязательно нужно проводить вместе с ними нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. Эта  цель обучения может быть достигнута только тогда, когда  будет сформирован интерес к знаниям через урок и внеурочную деятельность.

     Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

        Материал, рекомендованный по данной программе, занимает особое место в начальном обучении. Такие предметы, как русский язык, математика, имеют строго очерченные программные требования. Знания и навыки, выделенные в программах по этим предметам,  должны быть прочно усвоены в полном объеме. В системе развивающего обучения при изучении материала в  «Школе юных волшебников» школьники должны, главным образом, получить общие представления о некоторых закономерностях развития природы, веществах в природе,  расширить свой кругозор. При этом будут  развиваться у учащихся наблюдательность, способность рассуждать и размышлять. Программа  тесно связана с предметом «Окружающий мир».  

       Основные цели  «Школы юных волшебников»:

 формирование у школьников целостного представления о природе;

 формирование убежденности в познаваемости мира и начальных представлений о принципе причинности;

 формирование познавательной активности;

 зарождение и углубление интереса к окружающему миру;

 подготовка учащихся к углублению и расширению знаний о природе на последующих этапах обучения;

 формирование экспериментальных умений;

 расширение кругозора, развитие наблюдательности.

Из перечисленных целей вытекают следующие задачи:

- освоение знаний о простейших физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира;

-овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике и химии.

             Программа  реализуется  в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МОУ «МСОШ №1» и представляет систему познавательных опытов для учащихся начальных классов и рассчитана на один  год обучения (2 класс).   В дальнейшем как продолжение планируется  реализация программы «Мои первые научные опыты».

    Рассчитана на 34 занятия  продолжительностью 35 минут каждое.

    Место проведения занятий – кабинет 2- а класса (во второй половине дня).

   Основной формой работы   являются учебные занятия, на которых предоставлен познавательный материал в виде занимательных опытов и экспериментов. Задания, упражнения и опыты  на занятиях  предлагают парную, групповую, самостоятельную работу.

    Основные виды деятельности: 

- игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

- совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).

- опытно – экспериментальная деятельность (проведение познавательных опытов).

Форма подведения итогов: презентация опытов перед одноклассниками (в виде занимательного внеклассного мероприятия «Друзья Гарри Поттера»)

2.      Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной

деятельности «Школа юных волшебников».

      Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

    Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ «МСОШ № 1». Содержание программы внеурочной деятельности «Школа юных волшебников», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

    Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочно  можно считать следующее:

- овладение начальными сведениями об  особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных и физических),  их происхождении и назначении;

- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (природа, знания);

- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

    Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

- предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей  по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

- составление плана работы и оценка своей деятельности в соответствии с поставленными задачами и целями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ.

- установление причинно-следственных связей;

    В результате  занятий по разработанной программе  у младшего  школьника  появится возможность:

- оценивать свои знания об окружающем мире и стремиться познавать новое и неизведанное;

- научиться договариваться с людьми, согласовывая свои интересы и взгляды для успешной деятельности;

- рассуждать и отвечать на вопросы об окружающем мире;

- расширить свой кругозор;

- иметь более высокий уровень познавательного интереса и познавательной активности

Формы учёта знаний, умений

    В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты,  самостоятельные  работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)

     Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: опросные листы, тесты, беседы 

   Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

   Итоговый контроль: демонстрация (презентация) опытов (фокусов) для одноклассников.

   Самоконтроль:  во 2 классе, когда дети научатся писать, им предлагаются листы самооценки «Мои достижения».   Основными задачами их введения являются:

-развитие познавательных интересов обучающихся;

-создание ситуации успеха для каждого ученика;

-повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

-приобретение навыков саморефлексии.

Раздел

Тема

Я знаю

Я умею

                 

  1. Содержание программы

№ п\п

Раздел

Кол-во часов

Теория

Практические действия

I.

Вещества и материалы

13

-знакомство с понятием «вещество, материал»  

- рассмотрение вопроса «Какие бывают вещества?»

-  из чего состоят вещества и материалы

- правила безопасного проведения опытов и экспериментов

- проведение познавательных опытов, раскрывающих свойства различных материалов и веществ

( плотность, плавучесть, удивительные смеси, химические соединения, состав материалов),  основанных на законах физики и химии

II.

Воздух вокруг нас

11

-рассмотрение  основных свойства воздуха

-использование  их в различных приспособлениях

- изобретения, основанные на свойствах воздуха

проведение познавательных опытов, раскрывающих свойства воздуха (атмосферное давление, температура воздуха, вода в воздухе, мощь воздуха)

III.

Движения и механизмы

10

- рассмотрение истории изобретения различных механизмов и принципов их действия (от колеса до наших дней)

проведение познавательных опытов, раскрывающих такие понятия как: магнетизм, электрический разряд, источник энергии, сила тяжести, инерция, реактивное движение)

 

  1. Учебно-тематический план

34 час (1 занятие  в неделю)


п/п

Раздел/Тема

Кол-во времени

Всего

часов

теория

практика

I

Вещества и материалы

2

11

13

1

Что такое вещество? Какие бывают вещества?

1

1

2

Из чего  состоят вещества. Свойства разных веществ.

1

1

3

Невидимые чернила.

1

1

4

Разбегающиеся зубочистки

1

1

5

Могучая скорлупа

1

1

6

Научи яйцо плавать

1

1

7

«Наживка» для льда

1

1

8

Сильная газета

1

1

9

Рекордный вес

1

1

10

Чудесные спички

1

1

11

Исчезающая монетка

1

1

12

Висит без верёвки

1

1

13

Презентация опытов для одноклассников

1

1

II

Воздух вокруг нас

2

9

11

1

Что такое воздух? Свойства воздуха

1

1

2

Изобретения человека с использованием свойств воздуха.

1

1

3

Лимон надувает шарик

1

1

4

Соломинка-пипетка

1

1

5

Соломинка флейта

1

1

6

Может ли «кипеть» холодная вода.

1

1

7

Могучее дыхание

1

1

8

Подводная лодка

1

1

9

Яйцо в бутылке

1

1

10

Делаю тучу

1

1

11

Презентация опытов для одноклассников

1

1

III

Движение и механизмы

2

8

10

1

Как человек заставил предметы двигаться

1

1

1

2

Изобретения человечества (колесо, транспорт и многое другое)

1

1

3

Волосы дыбом

1

1

4

Шарики- магниты

1

1

5

Танцующая бумага

1

1

6

Лети, лети, лепесток…

1

1

7

Птичка в клетке

1

1

8

Как квадрат превратить в круг

1

1

9

Скатерть- самобранка

1

1

10

Презентация опытов для одноклассников

1

1

  1. Методическое обеспечение программы

Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы.  

Для проведения занятий необходимо  помещение.

Основная форма работы: опытно- экспериментальная.

Основной метод: наблюдение, опыт. Кроме того, в состав программы входят игровая деятельность.

Для оснащения: учителю  – компьютер с проектным  оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ.

 Необходимые принадлежности: лабораторное оборудование,  набор необходимых веществ (вода, соль, сахар и т.д), научно-познавательные энциклопедии.

Программа «Школа юного волшебника» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами.

  1. Список литературы

Литература для учителя

Основная литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011.- 25 с.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. -204 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. -41 с.

    Дополнительная литература

  1. Мои первые научные опыты, - М.: издательская группа «Контент», 2003,-128 с.
  2. Сикорук Л.Л. Физика для малышей , -М. : Педагогика, 1983, -165 с.
  3. Эрудит. Физика: Справочное издание – М.: «ТД «Мир книги», 2006, -192 с.

Интернет – источники:

http://adalin.mospsy.ru

http://danilova.ru/publication/fizika

http://class-fizika.narod.ru/

http://mults.info

http://simplescience.ru

http://www.afizika.ru/zanimatelnieopyty

Литература для обучающихся

  1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
  2. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
  3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
  4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
  5. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
  6. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.

Заявка

на конкурс программ внеурочной деятельности

Регистрационный номер заявки

Дата получения

Образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение «Могойтуйская  средняя общеобразовательная школа №1»

Название номинации

образовательная программа организации внеурочной деятельности по направлениям

Направление внеурочной деятельности

интеллектуальное

Контактный телефон

8 (914) 487 33 60

e-mail:

alesha-98@yandex.ru

Подпись _________                   Ф.И.О. участника конкурса Баранова Ирина Владимировна

 

                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие "Школа будущих волшебников"

Формировать четкую граммотную речь, развивать речевой аппарат. Развивать способность создавать образы с помощью мимики и жестов. Развивать творческие способности....

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

Проект "Дорогою добра. Школа добрых волшебников"

Проект помогает развить умение видеть прекрасное, создавать его своими руками, дарить окружающим доброту и радость....

Рабочая программа "Школа юного волшебника" (II вариант)

Дополненный вариант рабочей программы "Школа юного волшебника".  Разработана в соответствиии с требованиями к рабочей программе дополнитнльного образования в школе....