Рабочая программа "Школа юного волшебника" (II вариант)
рабочая программа (4 класс) на тему

Баранова Ирина Владимировна

Дополненный вариант рабочей программы "Школа юного волшебника".  Разработана в соответствиии с требованиями к рабочей программе дополнитнльного образования в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_yunogo_volshebnika_rp_dopol._obraz-ya.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Могойтуйская средняя общеобразовательная  школа №1»

                                                           «Утверждаю»

            директор МОУ «МСОШ №1№        

 ____________/              /                                                        

                                                    от «  »_____________2013г.  от

Программа  внеурочной деятельности

«Школа юного волшебника»

(возраст детей  9  – 10   лет)

срок реализации  2 года

                                         автор-составитель:    Баранова Ирина Владимировна  

                                         учитель начальных классов     МОУ «МСОШ №1»

п. Могойтуй

2013 год

  1. Пояснительная записка

         В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий.

      Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность.    Младшие школьники любит всё таинственное, загадочное и необычное. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому один из  вариантов  знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы через свою деятельность. Тогда обязательно нужно проводить вместе с ними нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. Эта  цель обучения может быть достигнута только тогда, когда  будет сформирован интерес к знаниям через урок и внеурочную деятельность.

     Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

        Материал, рекомендованный по данной авторской  программе, занимает особое место в начальном обучении. Такие предметы, как русский язык, математика, имеют строго очерченные программные требования. Знания и навыки, выделенные в программах по этим предметам,  должны быть прочно усвоены в полном объеме. Многие авторские программы внеурочной деятельности для младших школьников лишь закрепляются  знания, полученные на уроках. Проанализировав программы внеурочной деятельности в сети Интернет, программ  по системе Занкова и «школы 2100», можно сделать вывод, что основная цель большинства программ – это формирование исследовательских навыков младших школьников либо расширение информационной грамотности учащихся.  При изучении материала в  «Школе юных волшебников» школьники должны, главным образом, получить общие представления о некоторых закономерностях развития природы, веществах в природе,  расширить свой кругозор. При этом будут  развиваться у учащихся наблюдательность, способность рассуждать и размышлять. Программа  тесно связана с предметом «Окружающий мир», который на современном этапе образования в начальной школе является интегрированным, но не всегда содержание данного предмета способно ответить на вопросы детей «почему и как». Содержание программы можно изменять, исходя из вопросов, которые будут интересовать членов кружка.

       Основная  цель  «Школы юных волшебников»:

 формирование убежденности в познаваемости мира и начальных представлений о принципе причинности на основе формирования экспериментальных умений и познавательной активности.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Обучающие:

- освоение знаний о простейших физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира;

-овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы;

Развивающие:

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике и химии;

 расширение кругозора, развитие наблюдательности.

Воспитательные:

  зарождение и углубление интереса к окружающему миру;

- воспитание творчески активной личности, живущей по принципу «Я всё смогу».

Развитием познавательных интересов и мотивации  у школьников занимались известные учёные и педагоги - Д.Б. Эльконин, Г.А. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Л.И. Божович, Г.И. Щукина, З.И. Калмыкова, А.К. Маркова, Т.А. Матисс, А.Б. Орлов.

Л.С. Рубинштейн отмечал, что существенная задача обучения - формирование полноценных интересов, так как интересы являются и предпосылкой обучения, и его результатом. Аналогичной точки зрения придерживается и В.В. Давыдов, который считал, что интерес проявляется в стремлении к познанию явления или объекта, к овладению тем или иным видом деятельности. При этом, он носит избирательный характер, а так же выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знания, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе.

Изучение феномена творчества связано с именами А.М.Леонтьева, С.А.Рубинштейна, Д.Б.Богоявленской, А.М.Матюшкина, Л.А.Пономарева, О.К.Тихомирова и многих других видных отечественных психологов. Н.С.Лейтес указывает, что расположенность к творчеству является в высшем проявлении активности человека. Творчеству благоприятствуют такие качества, как наблюдательность, легкость к комбинированию хранящейся в памяти информации, готовность к волевому напряжению и многие другие психологические характеристики.

     Основные ключевые понятия программы:

- познавательный интерес

- познавательная активность

- способности

        Программа  реализуется  в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МОУ «МСОШ №1» и представляет систему познавательных опытов и экспериментов  для учащихся начальных классов и рассчитана на два  года обучения (3-4 класс).   В дальнейшем как продолжение  в среднем звене  вводятся элективные курсы «Занимательная физика», «Химия на кухне». В старших классах ребята имеют возможность вступить в созданный в школе Клуб юных рационализаторов и изобретателей.

    Рассчитана на 2 года обучения , 68 занятий,   продолжительностью 40 минут каждое.  Набор детей свободный. Число членов школы- 15-20 человек. В начале обучения проводится диагностика познавательных процессов и интересов, затем анкетирование по выявлению интересующих детей вопросов.

     Место проведения занятий – кабинет  (во второй половине дня).

    Основной формой работы  на 1 год обучения  являются учебные занятия, на которых предоставлен познавательный материал в виде занимательных опытов и экспериментов. Задания, упражнения и опыты  на занятиях  предлагают парную, групповую, самостоятельную работу. Во 2 год обучения предполагается выполнение мини – проектов и исследовательских работ по химии и физике.

    Основные виды деятельности: 

- игровая деятельность:

- совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу);

- опытно – экспериментальная деятельность (проведение познавательных опытов)

- презентационная (представлении  своих работ)

Форма подведения итогов:

- презентация опытов перед одноклассниками (в виде занимательного внеклассного мероприятия «Друзья Гарри Поттера»)

- участие в различных конкурсах и НПК.

     Данная программа позволить учащимся достигнуть второго и третьего уровня результатов. Второй уровень предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения  второго уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, школьник приобретает мужество, готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина.

2.      Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Школа юных волшебников».

      Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

    Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ «МСОШ № 1». Содержание программы внеурочной деятельности «Школа юных волшебников», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

    Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочно  можно считать следующее:

- овладение начальными сведениями об  особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных и физических),  их происхождении и назначении;

- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (природа, знания);

- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

    Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

- предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей  по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- составление плана работы и оценка своей деятельности в соответствии с поставленными задачами и целями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ.

- установление причинно-следственных связей;

    В результате  занятий по разработанной программе  у младшего  школьника  появится возможность:

- оценивать свои знания об окружающем мире и стремиться познавать новое и неизведанное;

- научиться договариваться с людьми, согласовывая свои интересы и взгляды для успешной деятельности;

- рассуждать и отвечать на вопросы об окружающем мире;

- расширить свой кругозор;

- иметь более высокий уровень познавательного интереса и познавательной активности

Формы учёта знаний, умений: в  процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты,  самостоятельные  работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, участие в конкурсах, фестивалях, НПК)

 Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: опросные листы, тесты, беседы  

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, консультации

 Итоговый контроль: демонстрация (презентация) опытов (фокусов) и своих научно- исследовательских работ для других учащихся и родителей.

 Самоконтроль: 

1)листы самооценки «Мои достижения».   Основными задачами их введения являются: -развитие познавательных интересов обучающихся;

-создание ситуации успеха для каждого ученика;

-повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

-приобретение навыков саморефлексии.

Раздел

Тема

Я знаю

Я умею

2) ведение дневника « Я могу, я научился»    

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

     Низкий  уровень:  умение  пользоваться  литературой  при  подготовке  сообщений,  участие  в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в демонстрациях для одноклассников и младших школьников .

      Средний  уровень:  умение  систематизировать  и  подбирать  необходимую  литературу,  проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

     Высокий  уровень умение анализировать  литературные  источники  и  данные  исследований  и  опросов,  выявлять причины,  подбирать  методы  исследования,  проводить  учебно  –  исследовательскую деятельность,  активно  принимать  участие  в  мероприятиях,  конкурсах,  применять полученную информацию на практике            

3. Содержание программы

1 год обучения (34 часа)

№ п\п

Раздел

Кол-во часов

Теория

Практические действия

Вводное занятие

1

- знакомство с целями и задачами школы юных волшебников

игра «Расскажи о себе»

I.

Вещества и материалы

12

-знакомство с понятием «вещество, материал»  

- рассмотрение вопроса «Какие бывают вещества?»

-  из чего состоят вещества и материалы

- правила безопасного проведения опытов и экспериментов

- проведение познавательных опытов, раскрывающих свойства различных материалов и веществ

( плотность, плавучесть, удивительные смеси, химические соединения, состав материалов),  основанных на законах физики и химии

II.

Воздух вокруг нас

11

-рассмотрение  основных свойства воздуха

-использование  их в различных приспособлениях

- изобретения, основанные на свойствах воздуха

проведение познавательных опытов, раскрывающих свойства воздуха (атмосферное давление, температура воздуха, вода в воздухе, мощь воздуха)

III.

Движения и механизмы

10

- рассмотрение истории изобретения различных механизмов и принципов их действия (от колеса до наших дней)

проведение познавательных опытов, раскрывающих такие понятия как: магнетизм, электрический разряд, источник энергии, сила тяжести, инерция, реактивное движение)

2 год обучения

(34 часа)

№ п\п

Раздел

Кол-во часов

Теория

Практические действия

I.

Вводное занятие

1

- знакомство с целями и задачами школы юных волшебников

дидактическая игра «Что я знаю и  умею»

II.

Химия вокруг меня

17

- повторение свойств различных веществ

- углубление знаний о веществах

- знакомство с лабораторным оборудованием по химии

- подготовка и выполнение групповых и индивидуальных исследовательских проектов и работ по теме «Тайны шпионов», «Тайны воды», «Тайны масляных пятен», «За чашечкой чая»

- проведение экспресс- исследований

III.

Физика вокруг меня

16

- повторение свойств различных материалов

- углубление знаний о материалах

- знакомство с лабораторным оборудованием по физике

- подготовка и выполнение групповых и индивидуальных исследовательских проектов и работ «Лабораторная работа по сбору электрической цепи», «Получение электричества из картофеля», «Изготовление модели простейшего робота», «Сила воды»

-проведение экспериментов

  1. Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Раздел/Тема

Кол-во времени

Всего

часов

теория

практика

I

Вещества и материалы

1

11

13

Вводное занятие.

1

1

Что такое вещество? Какие бывают вещества?

1

1

2

Из чего  состоят вещества. Свойства разных веществ.

1

3

Невидимые чернила.

1

1

4

Разбегающиеся зубочистки

1

1

5

Могучая скорлупа

1

1

6

Научи яйцо плавать

1

1

7

«Наживка» для льда

1

1

8

Сильная газета

1

1

9

Рекордный вес

1

1

10

Чудесные спички

1

1

11

Исчезающая монетка

1

1

12

Висит без верёвки

1

1

13

Презентация опытов для одноклассников

1

1

II

Воздух вокруг нас

2

9

11

1

Что такое воздух? Свойства воздуха

1

1

2

Изобретения человека с использованием свойств воздуха.

1

1

3

Лимон надувает шарик

1

1

4

Соломинка-пипетка

1

1

5

Соломинка флейта

1

1

6

Может ли «кипеть» холодная вода.

1

1

7

Могучее дыхание

1

1

8

Подводная лодка

1

1

9

Яйцо в бутылке

1

1

10

Делаю тучу

1

1

11

Презентация опытов для одноклассников

1

1

III

Движение и механизмы

2

8

10

1

Как человек заставил предметы двигаться

1

1

1

2

Изобретения человечества (колесо, транспорт и многое другое)

1

1

3

Волосы дыбом

1

1

4

Шарики- магниты

1

1

5

Танцующая бумага

1

1

6

Лети, лети, лепесток…

1

1

7

Птичка в клетке

1

1

8

Как квадрат превратить в круг

1

1

9

Скатерть- самобранка

1

1

10

Презентация опытов для одноклассников

1

1

2 год обучения

п/п

Раздел/Тема

Кол-во времени

Всего

часов

теория

практика

Вводное занятие.

1

I

Химия вокруг меня  

6

11

17 ч.

1

Лабораторное оборудование по химии.

1

2

Вода удивительная и удивляющая.

1

2

3

Что содержится в чашке чая?

2

4

Всё об йоде.

1

5

Симпатические чернила

2

6

Жиры, белки и углеводы.

1

2

7

Пластмассы.

1

8

Химия на кухне.

1

1

9

Обычный и необычный школьный мел.

1

1

II

Физика вокруг меня

6

10

16 ч.

1

Лабораторное оборудование по физике.

1

2

Электричество: история и современность

2

1

3

Альтернативные источники электричества

1

2

4

Эти удивительные мыльные пузыри.

1

5

Занимательный магнит

1

1

6

Физика в игрушках.

1

3

7.

Удивительная вода.

2

  1. Ресурсное обеспечение программы

     Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы. Для проведения занятий имеется   свободное помещение во второй половине дня.  Имеется в школе медкабинет и школьная медсестра.   Руководителем кружка может быть учитель начальных классов (химии, физики) или заинтересованный родитель, имеющий навыки работы с химическими препаратами и  первоначальные знания по физике.    

       Основная форма работы: опытно- экспериментальная.

      Основной метод: наблюдение, опыт, эксперимент, лабораторные работы. Кроме того, в состав программы входят игровая деятельность.

      Для оснащения: учителю  – компьютер с проектным  оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ.  Финансовые затраты минимальны. Все необходимые вещества (по химии) возможно приобрести в магазине. Материалы и инструменты для экспериментов по физике также возможно приобрести или работать с бросовыми и подручными материалами.

      Необходимые принадлежности: лабораторное оборудование по физике и химии (имеется в школе),  набор необходимых веществ (вода, соль, сахар и т.д), научно-познавательные энциклопедии.

    Программа «Школа юного волшебника» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий и детских сайтов по занимательной физике и химии. Методические рекомендации и ход проведения опытов и экспериментов для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами.

  1. Список литературы

Литература для учителя

Основная литература

1.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011.- 25 с.

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. -204 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. -41 с.

 Дополнительная литература

  1. Мои первые научные опыты, - М.: издательская группа «Контент», 2003,-128 с.
  2. Сикорук Л.Л. Физика для малышей , -М. : Педагогика, 1983, -165 с.
  3. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
  4. Эрудит. Физика: Справочное издание – М.: «ТД «Мир книги», 2006, -192 с.

Интернет – источники:

http://adalin.mospsy.ru

http://danilova.ru/publication/fizika

http://class-fizika.narod.ru/

http://mults.info

http://simplescience.ru

http://www.afizika.ru/zanimatelnieopyty

http://www.alhimik.ru 

http://www.XuMuK.ru 

http://www.chemistry.narod.ru/ 

http://it-n.ru/ 

http://school.edu.ru/

Литература для обучающихся

  1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
  2. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
  3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
  4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
  5. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
  6. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Юный патриот"

Через работу по программе «Юный патриот» реализуется духовно-нравственное направление образования школьников посредством различных форм организации, таких, как  классные часы, экскурсии в музеи, ...

"Школа юного волшебника"

Данный материал представляет программу внеурочной деятельности  по общеинтеллектуальному направлению на основе познавательных опытов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...

Рабочая программа «Юный патриот» по духовно-нравственному направлению

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, се...

Рабочая программа "Юный Петербуржец"

Рабочая программа по внеурочной деятельности....

рабочая программа "Юный эколог"

пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...