Программа пришкольного лагеря "Наш дом - Земля" экологической направленности
материал (1 класс) по теме

Программа пришкольного лагеря "Наш дом - Земля" имеет экологическую направленность и рассчитана на детей  начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_prishkolnogo_lagerya_2013_g.zip26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Таловская средняя общеобразовательная школа

Змеиногорский район

Алтайский край

Программа

летнего оздоровительного лагеря «Солнечный»

с дневным пребыванием детей

на 2013 год

«Наш дом – Земля»

(направление деятельности – экологическое)

Автор:

Ключникова Н.А.- учитель начальных классов

с. Таловка 2013 г.

Содержание программы

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Цели и задачи организации работы лагеря
  4. Содержание и формы реализации программы
  5. Условия реализации программы
  6. Кадровое обеспечение
  7. Методическое обеспечение
  8. Педагогические условия
  9. Материально-техническое обеспечение

10. Критерии эффективности программы

     11. Наличие опыта реализации

     12. Предполагаемые результаты программы

 13. Реабилитационная работа с детьми

      14. Литература

 15. Приложение

Паспорт программы.

Полное название программы

Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнечный» с дневным пребыванием детей  «Наш дом - Земля»

Название проводящей организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Таловская СОШ

Срок реализации

18 дней

Направление программы

Экологическое

Автор программы

Ключникова Н.А.

Цель программы

Дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой, воспитывать экологическую культуру учащихся

Основные  задачи программы

-создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала;

- дать детям представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой;
- воспитание эстетического отношения к миру, чувства любви к природе, воспитание доброты и трепетного отношения ко всему живому;

-воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой;

-  формирование  экологической культуры,   ответственности  за  состояние окружающей среды, бережного отношения к ней;

-воспитание эстетического отношения к труду как к источнику радости и творчества людей, стремления к активной природоохранной деятельности, практическому решению экологических проблем родного края;

-воспитание у детей уверенности в своей значимости, чувства человеческого достоинства, понимания ценности человеческой жизни и осознание собственной ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни;

-создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.

Ожидаемые результаты реализации Программы

- совершенствование личности и раскрытие ее творческого потенциала;

- развитие личностных качеств: эстетического отношения к миру, к природе;

- повышение экологической культуры, ответственности за состояние окружающей среды;

-  умение находить решение по устранению экологических проблем родного края;

- понимание и осознание ценности человеческой жизни, ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни.

Система организации контроля

Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря.

Пояснительная записка.

«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас

кладовая солнца с великими сокровищами жизни»

М. Пришвин

        Одной из важнейших проблем стоящих перед современным обществом является экологическая проблема. В 2013 год признан годом защиты экологии. Истоки современных проблем в экологии – в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха НТП привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства. В решение данной проблемы включена работа школьного лагеря, где создаются условия для разностороннего воспитания - эстетического, этического, научного, а это главное условие для формирования экологической культуры. Учащиеся приобретают уникальный опыт, формируются информационные, коммуникативные и социальные компетенции; овладевают различными способами деятельности, приобретают активную жизненную позицию.

Работа оздоровительного лагеря направлена на развитие бережного отношения к природе, на привитие любви к своей Родине, на развитие потребности в здоровом образе жизни на основе экологического воспитания, духовной, познавательной, игровой и художественной деятельности.

           Отличительной особенностью данной программы является то, что экологическое воспитание рассматривается как один из важнейших аспектов социализации личности, т.е. принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе.

        Программа рассчитана на детей начальной школы.

Срок реализации 18 дней 1 сезон в июне месяце.

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

  1. Продолжение образовательного и воспитательного процесса в условиях лета;
  2. Проблема летней занятости детей;
  3. Укрепление здоровья учащимися.

При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

  1. Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
  2. Принцип творческого отношения к делу;
  3. Принцип добровольности участия в делах;
  4. Принцип учета возрастных особенностей детей;
  5. Принцип доступности выбранных форм работы.

Создание пришкольного лагеря с экологической направленностью является актуальной. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Новизна данной программы заключается в том, что весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью связанной с экологической темой, причём тему дня дети выбирают сами согласно запланированным и предложенным станциям, по которым они путешествуют.

Цель и задачи программы

        Цель программы: Дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой, воспитывать экологическую культуру учащихся.

        Задачи программы:

-создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала;

- дать детям представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой;
- воспитание эстетического отношения к миру, чувства любви к природе, воспитание доброты и трепетного отношения ко всему живому;

-воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой;

-  формирование  экологической культуры,   ответственности  за  состояние окружающей среды, бережного отношения к ней;

-воспитание эстетического отношения к труду как к источнику радости и творчества людей, стремления к активной природоохранной деятельности, практическому решению экологических проблем родного края;

-воспитание у детей уверенности в своей значимости, чувства человеческого достоинства, понимания ценности человеческой жизни и осознание собственной ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни;

-создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.

Содержание и формы реализации программы

Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Наш дом – Земля». Все участники являются путешественниками по нашей планете Земля. Дети сами выбирают средства передвижения и пункт назначения, в который они завтра бы хотели попасть. Каждый день смены будет посвящен той или иной станции  под названием:

  1. Здравствуй мир – это мы!
  2. Наш дом – Земля.
  3. Красота вокруг нас.
  4. Природе нужна наша помощь.
  5. Романтики, искатели, любители, мечтатели.
  6. Здоровый образ жизни – это здорово!
  7. Мир и его тайны.
  8. Что интересного на лугу и в поле?
  9. Лес полон таен и чудес.
  10. Путешествие по Тигирекскому заповеднику.
  11. Много есть чудес на свете, человек всех интересней.
  12. Волшебство своими руками.
  13. Быстрее ветра, выше гор.
  14. Будь здоровой, наша планета!
  15. Чем одарила нас природа.
  16. Мусор или подручный материал.
  17. По морям и океанам.
  18. Мы говорим «до свидания», но не говорим «прощай».

Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. На стенде изображена планета Земля весело шагающая вперед - это эмблема лагеря «Солнечный» и карта путешествия по станциям. Путешествуя по станциям (темам дня), дети узнают что-то новое, интересное. Рядом с планетой и картой путешествия планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди лагеря, режим дня (Приложение № 1) и информация, отражающая результаты прошедшего дня.

Педагогами-организаторами разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый путешественник может ежедневно получать «сувенир» за активное участие в творческом деле или в  жизни лагеря в целом. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество сувениров. По итогам победители получают призы и грамоты.

Каждый член лагеря должен соблюдать Законы и Заповеди.

Законы:

  1. Закон точного времени
  2. Закон порядочности
  3. Закон доброты
  4. Закон дружбы
  5. Закон безопасности
  6. Закон взаимовыручки

Заповеди:

  1. Один за всех и все за одного.
  2. Порядок, прежде всего.
  3. Каждое дело вместе.
  4. Всё делай творчески, а иначе зачем?
  5. Даже если трудно, доведи дело до конца.
  6. Чистота – залог здоровья.

В течение смены  планируется реализация программы по блокам:

  1. Экологический;
  2. Организационный;
  3. Интеллектуальный;
  4. Спортивно-оздоровительный;
  5. Творческий.

Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, работа по проектам, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов, написание заметок о прошедшем дне;
- занятия на природе;
- изготовление поделок, оформление клумб на территории школы;
- театральные представления, концерты, фестивали, акции.

Условия реализации программы:

        Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
          1.Чёткое представление целей и постановка задач.
          2.Конкретное планирование деятельности.
          3.Кадровое обеспечение программы.
          4.Методическое обеспечение программы.
          5.Педагогические условия.
          6.Материально-техническое обеспечение.

Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

  1. Педагог-организатор;
  2. Педагог-психолог;
  3. Учителя-воспитатели Таловской средней  школы;
  4. Библиотекарь;
  5. Работники участковой больницы.

        Подбор и расстановка кадров осуществляется  администрацией школы. Все участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение лагерных дел, организацию лагерной жизни.

Методическое обеспечение.

  1. Наличие программы лагеря, плана работы, плана-сетки.
  2. Должностные инструкции всех участников процесса.
  3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  4. Проведение ежедневных планёрок.
  5. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов

         

Педагогические условия.

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  6. Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
  2. Материалы для оформления и творчества детей.
  3. Наличие канцелярских принадлежностей.
  4. Аудиоматериалы и видеотехника.
  5. Призы и награды для стимулирования.

Материально- технические условия предусматривают:

- медиотека;

- актовый зал;

- спортивный зал;

- спортивная площадка;

- детский городок;

- стадион;

- школьный двор;

- медицинский кабинет;

- школьная библиотека;

- школьная столовая;

Критерии эффективности программы.

        Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

  1. Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  2. Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  3. Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
  4. Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Наличие опыта реализации.

Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летней оздоровительной площадки, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещающие летний лагерь  становятся  более коммуникабельными, физически выносливыми, раскрывают свои скрытые таланты, становятся  активнее в школьной жизни.  Желающих, посещать лагерь в этом году очень много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что Программа «Наш дом Земля»   даст толчок к развитию нового этапа экологического направления в школе, новых творческих способностей. Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать при работе любых детских объединений.

Предполагаемые результаты программы.

     Повышение уровня экологической культуры.

- Приобретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.

- Профилактика правонарушений несовершеннолетними.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Развитие лидерских качеств.
- Эстетическое оформление клумб пришкольного участка.

Реабилитационная работа с детьми

        Многофункциональность программы дает основание для создания условий самореализации детей различного возраста и особенностей характера, помогает детям найти своё место в детском коллективе, развить своё творчество, укрепить здоровье.

Направление

Мероприятия

Сроки

Ответствен-ный

Отметка о проведении

1. Педагоги-ческая поддержка

1. Оформление отрядного уголка.

2. Ярмарка идей и предложений.

3. Конкурсы рисунков: «Здравствуйте – это мы!», «Наш дом – Земля», «Мы за здоровый образ жизни!».

Начало смены

Воспитатели

2. Психо-логическая поддержка

1. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детском коллективе

2. Диагностика «Социометрия»

3. Индивидуальные беседы с детьми о соблюдении режима дня, здоровом образе жизни.

4. Диагностика «Уровень тревожности»

Начало смены

Психолог

3. Медицин-

ская поддержка

1. осмотр детей медицинским работником.

2. Утренняя гимнастика.

3. принятие солнечных и воздушных ванн.


4. Беседы: «Здоровый образ жизни – это здорово!», «Ожоги», «Солнечный и тепловой удары», «Путешествие в страну Витаминию»

Ежедневно


Ежедневно

В течение пребывания в лагере

В течение смены

Медработник

Литература:

 1.Анисимова Т.Б. 100 замечательных идей для детских праздников. / Т.Б. Анисимова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 . - 320 с. - (Мир вашего ребенка)

2. Балашова Т.Д.В помощь организатору детского оздоровительного лагеря./ Т.Д. Балашова - Москва – 2000.- 112 с.  

3.Бузырева Л.М. Копилка вожатских премудростей: Методическое пособие. /Л.М. Бузырева  - Изд-во ЦГЛ, 2003. - 128 с.

4.. Григоренко Ю.Н. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и дома. /  Ю.Н. Григоренко - «Кипарис»-1999.- 166 с.

5.Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.

6.Елжова Н.В. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах. /Н.В. Елжова  - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.

7. Зайцева О.В, Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе.Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:»Академия развития», «Академия К», 1998. – 192 с.

8. Коган М.С. С игрой круглый год./ М.С. Коган - Сибирское университетское  Издательство: Новосибирск, 2006. – 136 с.

9.Кувватов С.А. Активный отдых на свежем воздухе. / С.А.Кувватов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с. - (Мир вашего ребенка)

10.Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.

11. Сысоева М.С. Организация летнего отдыха детей./ М.С. Сысоева -  Москва – 1999. 12.Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико- Принт». 2007. – 136 с.

Приложение № 1

Режим дня.

8.15 – 8.30 – Сбор детей.
Солнышко встает – спать ребятам не дает.
8.45 – 8.50 – Утренняя зарядка.  
Чтобы день твой был в порядке, ты начни его с зарядки!

8.55 – 9.00 – Организационная линейка.
Пора – пора на линейку, детвора!

9.00 -  9.30 – Завтрак.
Даже пасмурное утро не испортит завтрак нам,
Любим мы молочный супчик, и «спасибо» поварам!
9.30 – 13.00 – организация и проведение коллективных творческих дел, прогулки,  оздоровительные процедуры.
 Солнце светит ярко-ярко,
 Нам от солнца жарко-жарко!
 Лето, воздух и вода-
 Наши лучшие друзья!
13.00 – 13.30 – Обед.
Раз, два - три, четыре!

     Три, четыре - раз, два!

     Подкрепиться всем нам нужно!

     На обед идем мы дружно!

    14.00 – 14.30  - Свободная деятельность по интересам.
    Лучше отряда нет на свете,
    Знают воспитатели, знают дети.
    Если ты час посвятишь сей отряду,
    Будет всем весело, будет все рады.

14.30– 14.40 – Уборка игрового зала.
Будет все у нас в порядке!

14.40 –
Уход домой.
Вот и кончилась игра,
Расставаться нам пора!
Дома мы поспим чуть-чуть,
Утром снова в лагерь! В путь!

14.40-15.00 – совещание  педагогов,  анализ дня.

Приложение № 2

План работы лагерной смены.

Название дня

Мероприятия

Здравствуй мир – это мы!

1.Праздничная программа, посвященная открытию лагерной смены «Здравствуй мир – это мы!»

2.Изображение своего портрета для портфолио.

3.Подвижные игры на свежем воздухе.

Наш дом – Земля.

1. Конкурс на создание эмблемы лагеря.

2. « Россия- Родина моя» - праздник, посвященный Дню России, викторина «Из истории символов России», «Природа нашего края»,просмотр презентации.

3.Игры на свежем воздухе.

Красота вокруг нас.

1. Разработка проекта «Красота вокруг нас» (оформление пришкольного участка).

2.Прогулка по парку, игры на свежем воздухе.

3.Конкурсная программа «День защиты животных».

Природе нужна наша помощь.

1. Трудовой десант.

2. Викторина «В гостях у доктора Айболита»

3. Конкурс рисунков «Мы – юные друзья природы»

Романтики, искатели, любители, мечтатели.

1. Подвижные игры  «Сказочные эстафеты»

2.Конкурсная программа «УХОХОЧЕШЬСЯ…»

3.Просмотр мультфильмов.

Здоровый образ жизни – это здорово!

1.Рисунки на тему «Здоровый образ жизни – это здорово!»

2.Спортивные соревнования на стадионе.

3. Игра «Здоровье в саду и на грядке».

Мир и его тайны.

1. Игра Брейн-ринг про животных.
2. Игры на свежем воздухе.

3.Экологическая игра: "Тайны лесной тропинки".

Что интересного на лугу и в поле?

1. Игра - соревнование "Что? Где? Когда?”

2.Экскурсия на природу.
3.Занятия по интересам.

Лес полон таен и чудес.

1.Конкурсная программа «Бенефис Бабы-Яги»
2. Экскурсия в парк, сбор природных материалов для поделок.

3.Поделки из природных материалов.

Путешествие по Тигирекскому заповеднику.

1.«Путешествие по Тигирекскому заповеднику» беседа с презентацией.

2.Просмотр слайдовой презентации «Чёрная книга»

3.Игры на свежем воздухе.

Много есть чудес на свете, человек всех интересней.

1. Детская игровая программа «В гостях у старой, старой сказки…»

2.Поход в сельскую библиотеку.

3.Пушкинский день в России. Викторина по сказкам Пушкина.

Волшебство своими руками.

1.Поделки из соли.

2.Выполнение проекта «Красота вокруг нас» (оформление пришкольного участка).

3.Подвижные игры на свежем воздухе.

Быстрее ветра, выше гор.

1.Игра-соревнование «Быстрее ветра, выше гор» на стадионе.

2.Занятия оригами, животные из бумаги.

3.Занятия по интересам.

Будь здоровой, наша планета!

1. «Экологическая сказка» - конкурс сочинений.

2.Игры на свежем воздухе.

3.Выполнение проекта «Красота вокруг нас» (для оформление пришкольного участка).

Чем одарила нас природа.

1.Спортивные игры-соревнования на стадионе.

2.Интеллектуальная игра на тему: "Эти забавные животные" 

3.Занятия по интересам.

Мусор или подручный материал.

1. Трудовой десант.

2.Выполнение проекта «Красота вокруг нас» (для оформление пришкольного участка).

3.Просмотр мультфильмов.

По морям и океанам.

1.Викторина «Экологическое ассорти».

2.Игры на свежем воздухе.

3.Занятия по интересам.

Мы говорим «до свидания», но не говорим «прощай».

1. Завершение проекта «Красота вокруг нас», оформление пришкольного участка.

2. Праздник закрытие лагерной смены «Мы говорим «до свидания», но не говорим «прощай»».

3.Конкурс рисунков на асфальте «Лагерь – это здорово!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пришкольной лагерной смены

Программа и план работы пришкольной лагерной смены "Тропинка"...

Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ № 42»

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деят...

Программа пришкольного лагеря с дневным прибыванием "Каникулы"

Целью пришкольного оздоровительного лагеря является – выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, туризме, искусстве, техническом творчестве и др...

программа пришкольного лагеря

Пояснительная записка, план сетка...

Программа пришкольного лагеря "Атлет"

Летний лагерь является, с одной стороны- формой организации            свободного времени детей разного возраста, пола и уровня разв...

Программа пришкольного лагеря на время осенних каникул "Открытые двери"

Пришкольный лагерь во время каникул проводится в течение всего пяти дней. Возраст детей, посещающих лагерь, от 7 до 10 лет. Они не знают кабинеты своей школы, не знают многих учителей. Благодаря ...

программа пришкольного лагеря "Цветочный город"

Программа летнего оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательного учреждения...