Главные вкладки

    Проект "Зимующие птицы"
    материал (1 класс) по теме

    Малютина Галина Анатольевна

    Данный проект дает возможность первоклассникам самостоятельно изучить жизнь зимующих птиц своего края, научиться работать с разными источниками информации, в том числе и с Интернетом, делать практические работы, писать доклады и рефераты, готовить выступления, защищать проект. Можно использовать на уроках окружающего мира, классных часах, во внеурочной деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Войсковая Казинка»

    Визитная карточка

    проекта

    2012-1013 учебный год

    Информационный раздел

    Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Войсковая Казинка»

    Название проекта: «Зимующие птицы»

    Авторы проекта: обучающиеся 1 класса

    Руководитель проекта: Малютина Галина Анатольевна, учитель начальных классов

    Оглавление:

    1. Описание работы
    1. Введение
    2. Описание проектной деятельности и её результаты
    1. Рефлексия деятельности

    Описание работы

    Введение

    Актуальность выбранной темы.

    К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Прочитав об этом в Интернете, мы задумалась, а какие птицы живут у нас ? Если птица голодна, то будет ли она есть любой корм из любой кормушки? В ходе проекта мы хотели познакомиться с птицами, зимующими в Липецкой области, захотели научиться заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

    Проблема (идея) проекта.

    1. Кто такие птицы?
    2. Почему некоторые птицы улетают зимой?
    3. Какие птицы остаются зимовать?
    4. Какая роль человека в жизни птиц зимой?

    Гипотеза: если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края,  заботиться и охранять их, то:

    1. возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;
    2. станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и  друг к другу;
    3.  тогда на земле будет меньше зла, а  наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.

    Цель проекта.

    1. Исследовать и накопить знания по видовому многообразию птиц в Липецкой области.
    2. Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам окружающей среды родного края.
    3. Формировать и развивать навыки творческой и коллективной работы

    Задачи.

    1. Показать роль птиц в жизни человека.
    2. Обосновать необходимость охраны птиц.
    3. Принять личное участие в охране птиц родного края (изготовление и развешивание кормушек).
    4. Формировать бережное и заботливое отношение к природе.

    Вид проекта по содержанию – информационный

    Вид проекта по комплектности – межпредметный.

    Вид проекта по характеру контактов между участниками – внутриклассный.

    Вид проекта по продолжительности – две недели

    План работы

    1. Знакомство с  темой проекта.

    На начальном этапе работы над проектом проводится фронтальная беседа для выявления первоначальных знаний учащихся по данной теме.

    2. Постановка проблемных вопросов и обсуждение плана проекта.

    Ученики обдумывают план проведения поиска информации, выбирают методы, формы представления результатов. Учитель проводит индивидуальные консультации с группами учащихся: ученики знакомятся с критериями оценивания их работ. Перед началом проведения исследований необходимо обсудить с учениками, как найти источники достоверной информации по теме  и использовать их, соблюдая авторские права. Учитель рекомендует список ресурсов по теме проекта.

    3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов  поиска информации, творческих решений. Сбор материала и его анализ. Учащиеся проводят информационные исследования, уточняются критерии оценивания ученических работ, проводится их корректировка. Учитель консультирует группы, оказывает помощь в поиске ресурсов.

    4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым информационным, творческим задачам.

    5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группе. Оформление результатов информационных исследований в виде докладов, творческих работ, презентации.

    6. Защита проекта, формулирование ответов на проблемные и основополагающие вопросы.

    7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. Заключительный этап-подведение итогов работы над проектом, награждение участников. Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах.

    Описание проектной деятельности и её результаты

    Теоретическая часть

    Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас наступает зима, то там цветут цветы. Иволги улетают в Китай; жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют по Италии и Франции. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.

    Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц связан с отсутствием необходимого количества корма

     Чтобы помочь зимой птицам, надо знать, какие птицы зимуют и чем они кормятся? Туго приходится братьям нашим меньшим – против них объединяются холод и голод. Но зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы.

    У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусов по Цельсию. Круглый год с нами живут бок о бок голуби, дятлы, воробьи.

        Воробьи - маленькие птички, но очень подвижные. Они не боятся наших холодов. Только на Новой Земле, на Таймыре, на Чукотке и на Камчатке не живет воробей. Кто первый открывает морозное зимнее утро, когда боишься высунуть нос на улицу? Воробей! Кто первым объявляет о начале весны? Воробей! Поэтому не гоните этих птичек с кормушки, насыпьте лишний раз в кормушку хлебных крошек, бросьте у крыльца горстку зерна – и воробьи, честное слово, летом отблагодарят вас за ваше внимание! А вот про ворону так и не могут понять люди – оседлая, кочующая или перелетная она птица. Ответить на этот вопрос прямо нельзя, потому что, ворона и оседлая, и кочующая, и перелетная птица. Там, где зимы из года в год стоят теплые, ворона живет возле нас  и никуда не улетает. Там, где зимы выпадают суровые, тяжелые, вороны на зиму не остаются, или остается только часть птиц, чтобы прокормиться зимой, а другие летят на юг. Но есть и такие вороны, которые не дожидаются зимнего холода, не гадают, какой будет новая зима, а с наступлением первых холодов летят сразу туда, где ждет их тепло и пища. Вот она какая - наша ворона.

     Зима в Липецком крае для оседлых птиц бывает разная.. Холод при температуре своего тела им не так страшен, как голод. Именно от недоедания изо дня в день гибнет мелкое птичье население в наших краях. За короткий зимний день птицы просто не в состоянии отыскать и съесть столько корма, сколько им надо.

    Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замерзшие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам перловую крупу, горох и чечевицу. Разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшено. Любят птицы клевать ягоды рябины, семена берёзы, ольхи, сосны, ели.

     Вывод: зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях.

    Кормушки для мелких птиц можно устроить в любом месте: на окне, на  приусадебном участке, в школьном саду. Не стоит делать сложные кормушки. Самые простые в изготовлении  – из картонных коробок. Удобны различные варианты кормушек – автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления (и птицы постоянно сыты, и уход за кормушкой несложен). Для этого можно применять укреплённую вверх дном бутылку, зерно из которой постепенно высыпается на подставку. 

       Вывод: зимующие птицы охотно прилетают на места кормления.

    Какие птицы обычно прилетают на кормушку? По утрам галдят воробьи. Небольшая стайка каждый день прилетает к кормушке. Часто прилетают синицы, но их немного. Возможен визит стаи голубей, прилетают сороки и трещат.. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.

    Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы:

    В нашей Липецкой области  рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, снегири, галки, сороки, вороны, дятлы.

    Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в наших погодных условиях. Птицы довольно успешно могут переносить холод в том случае, если вокруг много подходящего корма. И человек может помочь перезимовать птахам, строя кормушки. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края.

    Практическая часть 

    1. Информационный этап

    Задачи:

    1. Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц. Работа со справочной и энциклопедической литературой.
    1. Изучить, какие птицы остаются у нас зимовать, а какие прилетают.
    2. Найти информацию о том, чем питаются птицы зимой.
    3. Узнать, как они приспосабливаются к зимним условиям.
    4. Подобрать иллюстрации с изображением птиц; описания птиц в дополнительной литературе.

    Оформить полученную информацию в виде сообщения.

    2. Практический этап

    Задачи:

    1. Изготовить своими руками коллективную работу «Пернатые друзья».
    2. Подготовить доклады и рефераты по теме.
    3. Познакомиться с разнообразными способами изготовления кормушек.
    4. Сделать кормушки для птиц, развесить, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.

    3. Наблюдения

    Задачи:

    1. Провести экскурсию в парк.
    1. Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.
    2. Рассказать о своих наблюдениях.
    1. Презентация проекта

    Назначение и применение проекта

    1. Приобрести навыки поиска и оформления  информации.
    2. Формирование самостоятельной деятельности, критического мышления.
    3. Расширить представления детей о разнообразии птиц.

    Выводы

    Проект "Зимующие птицы" направлен на изучение птиц, встречающихся в Липецкой области в осенне-зимний период. Он позволил не только расширить знания обучающихся по программному материалу, но и изучить вопросы, связанные с жизнедеятельностью птиц в сложных условиях. В результате реализации проекта обучающиеся получили возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. В последующем возможно возвращение к проекту и его расширение.

    Проект является конструктивным, информационным, творческим, межпредметным, внутрклассным, недельным, групповым.

    Внешним продуктом проекта стали созданные материалы: доклады, информационные листы, поделки.

    Внутренний продукт проекта: формирование новых компетенций, опыт совместной деятельности.

    Список используемой литературы, электронные адреса

    1. Большая энциклопедия знаний /Пер. с немецкого Л.С. Беловой, Е.В. Черныш. - М.: Эксмо, 2010. - 344с.

    2. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений —  М.: Просвещение, 2011. – 222с.

    3. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /И.Я. Павлинов. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 397с.

    4.  Журналы «Золотой ключик»

    Интернет-ресурсы

    http://www.ecosystema.ru/

    http://www.yandex.ru/

    http://www.zoodrug.ru/

    Приложение

    Рефлексия деятельности

    Оценивание степени достижения поставленных целей и задач

    Реализация проекта создала условия для социализации обучающихся - освоение новых технологий, формирование умений взаимодействия в команде, применение теоретических знаний на практике, формирование современного экологического и информационного мышления

    1. Достигнут конечный результат.
    2. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
    3. Получено удовольствие от своей деятельности.

    Оценивание качества результатов

    После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

    1. личностные: работа в группе, коммуникабельность, взаимопомощь, коллективизм;
    2. метапредметные: использование различных источников информации, ИКТ, умение делать выводы, развитие речи, мышления, познавательной компетенции;
    3. предметные: умение классифицировать птиц по группам, знание их особенностей, знание птиц родного края.

    Приобретенные рефлексивные, поисково-исследовательские умения, навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве.

    1. В реализуемом проекте наиболее интересно было наблюдать за тем,  как ребята общаются, помогают друг другу в подборе  информации. Благодаря проекту участникам удалось проявить творческие способности, расширить кругозор, проявить любовь и бережное отношение к природе.
    2. В результате работы нет неуспевающих учеников. Жаркие споры, положительные эмоции, добрые чувства - каждому найдётся дело по душе!
    3. Проектная деятельность  - это стимул к успеху каждого ученика!

    Возможно дальнейшее расширение проекта с целью сбора более полной информации о зимующих птицах.



    Предварительный просмотр:

    Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас наступает зима, то там цветут цветы. Иволги улетают в Китай; жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют по Италии и Франции. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.

    Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц связан с отсутствием необходимого количества корма

    Чтобы помочь зимой птицам, надо знать какие птицы зимуют и чем они кормятся? Туго приходится братьям нашим меньшим – против них объединяются холод и голод. Но зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы.

    У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусов по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела. Круглый год с нами живут бок о бок голуби, дятлы, воробьи. Воробьи - маленькие птички, но очень подвижные. Они не боятся наших холодов. Только на Новой Земле, на Таймыре, на Чукотке и на Камчатке не живет воробей. Кто первый открывает морозное зимнее утро, когда боишься высунуть нос на улицу? Воробей! Кто первым объявляет о начале весны? Воробей! Поэтому не гоните этих птичек с кормушки, насыпьте лишний раз в кормушку хлебных крошек, бросьте у крыльца горстку зерна – и воробьи, честное слово, летом отблагодарят вас за ваше внимание!

     А вот про ворону так и не могут понять люди – оседлая, кочующая или перелетная она птица. Ответить на этот вопрос прямо нельзя, потому что, ворона и оседлая, и кочующая, и перелетная птица. Там, где зимы из года в год стоят теплые, ворона живет возле нас  и никуда не улетает. Там, где зимы выпадают суровые, тяжелые, вороны на зиму не остаются, или остается только часть птиц, чтобы прокормиться зимой, а другие летят на юг. Но есть и такие вороны, которые не дожидаются зимнего холода, не гадают, какой будет новая зима, а с наступлением первых холодов летят сразу туда, где ждет их тепло и пища. Вот она какая - наша ворона.

     Зима в Липецком крае для оседлых птиц бывает разная.. Холод при температуре своего тела им не так страшен, как голод. Именно от недоедания изо дня в день гибнет мелкое птичье население в наших краях. За короткий зимний день птицы просто не в состоянии отыскать и съесть столько корма, сколько им надо.

    Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замерзшие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам перловую крупу, горох и чечевицу. Разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшено. Любят птицы клевать ягоды рябины, семена берёзы, ольхи, сосны, ели, лиственницы.

    Но где же они укрываются на ночь от сильных морозов и ветров? Большеклювые черные вороны тянутся поближе к селам, к скотным дворам, там вьют гнезда, а вот в городе вороны кормятся и на свалках и возле жилья людей, а на ночь улетают в лес. Зато синицы, голуби, воробьи и даже дятлы днюют и ночуют под крышами домов на чердаках. Воробьи, которые именуются у нас полевыми, селятся очень часто в скворечниках. Они заранее занимают их и стойко «обороняют» скворечники, воюя с прилетевшими весной скворцами и даже с очень агрессивными сороками. Вывод: зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях.

    Кормушки для мелких птиц можно устроить в любом месте; на окне, на  приусадебном участке. При устройстве кормушки не стоит увлекаться сложными и причудливыми конструкциями. Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных коробок. Нужно взять коробку с небольшими бортиками, по четырем углам привязать верёвочки, соединить их вместе и подвесить на ветку дерева. Удобны различные варианты кормушек – автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления (и птицы постоянно сыты, и уход за кормушкой несложен). Для этого можно применять укреплённую вверх дном пластиковую бутылку, зерно из которой постепенно высыпается на подставку. Вывод: зимующие птицы охотно прилетают на места кормления.

    Какие птицы обычно прилетают на кормушку? По утрам галдят воробьи. Небольшая стайка каждый день прилетает к кормушке. Часто прилетают синицы, но их немного. Возможен визит стаи голубей, прилетают сороки и трещат.. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.

    Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы:

    В нашей Липецкой области  рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.

    Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в наших погодных условиях.

     Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. И человек может помочь перезимовать птахам, строя кормушки. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

    Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

    Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"

    Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...

    К внеклассному занятию ко Дню птиц."Чудо - птицы"

    Данная презентация составлена ко Дню птиц. Ее можно применить и на уроках окружающего мира в начальной школе....

    «Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)

    При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

    «Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)

    При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

    Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

    Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...

    Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

    Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...