Основы православной культуры
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Томилина Ольга Сергеевна

Основы православной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc353 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-
во
ча-
сов

Тип
урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся
(результат)

Вид
контроля.
Измери-
тели

Элемен-
ты до-
полни-
тельного
содер-
жания

Домашнее
задание

Дата
проведе-
ния

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1





Россия-наша

Родина





1




Комбинирован

ный



Богатство России. Малая Родина. Государственные символы. Духовные традиции


Знать: Что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют; семейные ценности; материальный мир человека ;




Фронтальный

 Опрос

-

1.Тради

ции,принятые в вашей семье.


2

Православие и культура



1



Урок изучения нового мате

риала

Родина. Православие. Христианство. Духовные ценности.


Знать: как человек создает культуру. О чем говорит религия;

что такое религия; Знакомить детей с историей возникновения и распространения православной культуры. Учить составлять предложения со словами «культура», «религия», «православие».

.

Фронтальный опрос

Вопросы

с.7 №1-4

3

Человек и Бог в православии

1

Урок изучения нового мате

риала

Знакоматся с основными духовными традициями православия.

Знать: какие дары Бог дал человеку ;как вера в Бога может влиять на поступки людей; познакомить с основными понятиями «Бог», «Творец», «Мир», «Культура», «Православная культура», «Любовь»

Задания по группам

Что такое куль

тура   ?

4

Православная молитва

1

Комби

нированный

Учебное пособие «Основы православной культуры»

Знать, что такое православие, что значить слово «благодарить», «священное писание», «священное предание», кто такие святые, «молитва, молитва-славословие, о молитве «Отче наш».

Фронта

льный опрос

Наизусть «Моли

тва» М.Ю.Лермонтова

5


Библия и Евангелие

1


Изуче

ние нового материала

Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры.

Знать:кто такие христиане,что такое библия,что такое Евангелие «Священное писание».Основные понятия «Ветхий Завет»,»Новый завет»,»Христианин», «Откровение»

Фронтальный опрос

Вопросы и задания с.19

Практическое задание с.23 вопрос1,2

6






Проповедь Христа




1




Урок

Изучения нового материала

Вера. Нагорная проповедь. Православие.

Знать: чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь, какое сокровище нельзя украсть.

Учить правильному пониманию  «добра» и «зла»

Индивидуальный опрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

7

Христос и Его Крест

1

Комбинированный

Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа.

Знать; как Бог стал человеком, почему Христос не уклонился от казни, символику креста. Учить устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей Православная культура.

Работа в парах

Письменный ответ на вопрос 3 с.27

8

Пасха

1

Комбинированный

Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальной яйцо.

Знать, что воскресенье не только день недели, что такое Пасха, как ее празднуют, как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни; познакомить с главным пасхальным гимном.

Фронтальный опрос

Вопросы и задания с.31

9


Православное учение о человеке

1

Комбинированный

Как Библия рассказывает о происхождении души

Знать, чем Бог одарил человека, когда болит душа, что такое «образ Божий», Душа. Тело, знакомятся с основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

Индиви

дуаль

ный опрос

Вопросы и задания с.35 вопросы 1-4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

10

Совесть и раскаяние

1

Комбинированный

урок

Раскаяние. Совесть.Грех.

Знать о подсказках совести, как исправить ошибки,основные понятия «совесть», раскаяние»; «грех»;находить соответствия в понятиях «совесть» и «раскаяние»

Вопросы и задания с.39 вопросы

3-6

11

Заповеди.

1

Комбинированный

Заповеди.Моисей.

Знать, что общего у убийства и воровства,как зависть гасит радость,какя у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать? Зачем нужно преодолевать зависть, что помогает в борьбе с ней

Работа в парах.

Вопросы и задания с.41 вопросы

1-3

12

Милосердие и сострадание

1

Комбинированный

Знать, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют «ближним», ,как христианин должен относиться к людям, можно ли за милосердную помощь брать плату.

Фронтальный опрос

Вопрос №

4-5 письменно

Самарянин,Милосердие,

Сострадание.

 13

Золотое правило

1

Изучение нового материала

Грех. Неосуждение.

Знать, главное правило человеческих отношений,что такое неосуждение,как уберечься от осуждения других.

Фронтальный опрос

Иллюстрация «Христос и

Вопросы и задания с.47

грешница»

ный

чать на

теристика объектов

бой организмов, которые обитают на одной

опрос

пира-

вопросы

неживой и живои

территории, влияют друг на друга и на окру-

мида.

ьттна лугу

природы, отличие
от изделий). Пони-

жающую среду.
Уметь приводить примеры взаимосвязей в жи-

Круго-
ворот

мание связи нежи-

вой природе; устанавливать связи между орга-

веществ

вои и живои приро-
ды. Явления приро-
ды (общее пред-

низмами в природном сообществе; рассказы-
вать, что такое цепь питания; вставлять в цепи
питания недостающие звенья; составлять схему

в при-
роде

ставление о 3-4 яв-

круговорота веществ в природе.

лениях). Растения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

луга: разнообразие,

Иметь представление об экологической пи-

части растения, ус-

рамиде; о круговороте веществ в природе;

ловия, необходимые

о трех группах организмов (растения-произ-

для жизни. Деревья,

водители, животные-потребители, бактерии-

кустарники, травы

разрушители)

(наблюдения в бли-

жайшем окружении,

сравнение). Дико-

растущие и куль-

турные растения

родного края (раз-

личение)

14

Экскурсия

1

Ком-

Что такое окру-

Знать правила поведения во время экскурсии.

Инди-

С. 57-

на луг

бини-

жающий мир. Как

Уметь проводить наблюдения за растениями

виду-

58,

рован-

человек познает

и животными луга; определять условия жизни

альный

отве-

ный

природу, общество,

на лугу (освещенность, температуру, влажность

опрос.

чать на

самого себя. Безо-

воздуха и почвы); называть признаки луга; рас-

Дидак-

вопросы

пасное поведение

сказывать о растениях и животных луга родно-

тиче-

(на дорогах, в лесу,
на водоеме)

го края; определять, как человек влияет на луг;
указывать экологические связи на лугу; прово-
дить природоохранные мероприятия

ская
игра

15

Животные-

1

Обоб-

Животные луга:

Иметь представление о защитной окраске

Инди-

С. 59-

обитатели

щение

разнообразие (насе-

животных (покровительственной, подражаю-

виду-

64,

луга. Луг

знаний

комые, рыбы, пти-

щей окраске).

альный

отве-

в жизни

цы, звери); особен-

Уметь называть растения и животных луга;

опрос

чать на

человека

ности их внешнего

определять, как они приспособились к услови-

вопросы

вида, питания, раз-
множения (на при-

ям жизни; с помощью рисунка приводить при-

мерах животных,

меры связей, которые сложились между обита-

обитающих в дан-

телями луга; составлять цепи питания

ной местности).

из 3 — 4 звеньев; приводить примеры покрови-

Взаимосвязь расте-

тельственной, подражающей окраски; расска-

ний и животных (на

зывать о значении луга в природе и в жизни

конкретных приме-

человека

рах)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

14

Храм

1

Экску

рсия

Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь.

Знать, что люди делают в храмах, как устроен православный храм, почему икона так необычна, почему изображают невидимое, что такое иконостас, какие иконы в нем присутствуют всегда,

Индивидуальный опрос

Вопросы и задания с.51

15

Икона

1

Изуче

ние нового мате риала

Икона,Святые. Лик. Нимб. Молитва.

Знать, почему икона так необычна, почему изображают невидимое, знакомить с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений; в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины.

Самостоятельная работа

Вопросы с.55

 16

Творческие работы учащихся

1

Комбинирован

ный

Учатся излагать свое мнение по поводу значения провославной культуры .

Знать значение православной культуры в жизни людей ,общества

Доклады.

Сочинение

На тему :»Как я понимаю золотое правило этики?»

17

Подведение итогов

1

Комбинированный

Уметь обобщать зания,умения, навыки по пройденному материалу; ориентироваться в понятиях и терминологии.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

18

Как христианство пришло на Русь

1

Комбинированный

Церковь. Крещение Руси. Исповедь. Святая Русь.

Знать, что такое церковь, что такое крещение;уметь различать понятия»Святая Русь», «Крещение Руси».

Фронта

льный опрос

Вопро

сы и задания с.61

 

1

Комбинированный

Подвиг.Жертва Богу.Подвижник.

Знать о том, что такое подвиг, о человеческой жертвенности.ю что такое жертва ради другого человека, жертва богу.

Фронтальный опрос

Вопро

сы и задания с.63

19

Подвиг

20

Заповеди блаженств

1

Комбинировнный

Нагорная проповедь Христа. Вера.

Учить анализировать жизненным ситуациям,выбирать нравственные формы поведения.познакомить с основными терминами»блаженный», «царство небесное»

Устный опрос

Письменный ответ на вопрос  1-2

21

Зачем творить добро?



1



Изучение нового материала

Добро. Зло. Гуманность.

Способствовать формированию у детей представления о «добре» и «зле», раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»,

22

Чудо в жизни

христианина

1

Комбинированный

Святая Троица:Отец, Сын и Дух Святой.

Знать о святой Троице, о христианских добродетелях;смысл «Вера», «надежда»,»Любовь».

Фронтальный опрос

Вопросы с.71

23

Православие о Божием суде

1

Изуче

ние нового материала

Божий суд.Вера в бессмертие.

Знать, почему христиане верят в бессмертие; учить толетарности, честности, справедливости.

Индивидуальный опрос

Вопросы и задания с.75

24

Таинство причастие

1

Знать, как Христос передал себя ученикам;что такое церковное таинство.учить анализировать жизненные ситуации, выбрать нравственные формы поведения, сопоставить их с нормами религиозной культуры(православие)

Индивидуальный опрос

Влпросы и задания с.79 вопросы

1-4

Комбинирован

ный

Познакомить детей с понятиями: причастие, церковное таинство.Литургия

25

Монастырь

1

Изучение нового материала

Монах(монахиня).Послушание.Монашеские обеты.Постриг.

Дать понятие, кто такие монахи, от чего отказываются монахи, Учить приводить примеры явлений православной(или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Фронтальный опрос

Вопросы и задания с.83


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

-

Прививать любовь к природе, к окружающей среде; учить приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры, сравнивать их

Фронтальный опрос

26




Отношение Христианина к природе

1

Комбинированный

Христианское милосердие.

Знать, что делает человека выше природы,какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Вопросы и задания с.85

27

Христианская семья

1

Комбинирован

ный

Семья.Венчанме.Обручальное кольцо.

Учить толетарному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;Знать, что такое венчание, что означают обручальные кольца.

Работа в парах

Вопросы и задания с.87

28

Защита Отечества

1

Изучение нового материала

Родина. Отечество.

Знать, когда война бывает справедливой; о святых защитниках Родины.

Практическая работа

Доклады

 

Фронтальный опрос

Письменный ответ на вопрос 1-2 с.93

29

Христианин в труде

1

Комбинирован ный

Заповедь труда.Творец.

Знать о первом грехе людей, какой труд напрасен,какую пользу несет в себе труд.

вода

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

Ком-

Светская этика.Духовные традиции России.Патриотизм.

Воспитывать Уважение и любовь к Отечеству, патриотические чувства.

Прак-

С.95 вопросы

бини-

тиче-

рован-

ская

ный

работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

31

Творческие работы учащихся

1

Ком-

Знать основные понятия и терминологию по изученным темам

Дидак-

Доклады

бини-

тиче-

рован-

ская

ный

игра

32

Подведение итогов

 
1

Ком-

Знать основное содержание изученного материала;Уметь ориентироваться в православной терминологии; выделять главные моменты и основные понятия; уметь применять изученные зания в повседневной жизни.

Инди-

бини-

виду-

рован-

альный

ный

опрос

33-34

Обобщение изученного

1

Обобщение изученного

Индивидуальный опрос

Знать основное содержание изученного материала; уметь ориентироваться в православной терминологии; выделять главные моменты и основные понятия; Уметь применять изученные знания в повседневной жизни.

 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Курс «Основы православной культуры» проводится по учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значений в жизни современного общества.

     Основные культурологические понятия учебного курса-«Культурные традиции»,»Мировоззрение», «духовность», «нравственность».

Цель комплексного учебного курса «Основы православной культуры» формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культуры и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представлениями других культур и мировоззрение.

Основные задачи:

-знакомство с основными православными культурами;

-развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;

-обобщение знаний, понятий и представление о духовной культуре и морали и формировании у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;

-развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической среде на основе взаимного уважения и диалога.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национального, духовного единства российской жизни.

     Учебный курс формирует у обучающихся начальные представления о религиозных культурах и светской этике  посредством:

-ориентации на общую педагогическую цель- воспитание нравственности, творчества, ответственности гражданина России;

-системы связей, между другими учебными предметами;

-знакомство с основами религиозной морали;

-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...