Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для 1 класса "Нам птицы просигналили подъём!"
рабочая программа (1 класс) по теме

Квакина Оксана Витальевна

Эта аторская программа составлена для занятий с учащимися 1 класса. Цель программы: формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом. Деятельность программы предполагает включение учащихся в общественно-полезный труд, способствует воспитанию любви к малой Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Октябрьский Зуевского района

Кировской области

 

«Согласовано»

Руководитель МО

Протокол №______

от «____» _____________ 20___ г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_____________________

(А.В.Беспечальных)

«____» _____________ 20 ____ г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ

п. Октябрьский

Зуевского района Кировской области

_______________________

(С.С.Золотарёв)

Приказ №________

от «____» ______________ 20_____ г.

 

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления в 1 классе

«Нам птицы просигналили подъём!»

на 2012-2013 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Квакина О.В., учитель географии

I квалификационной категории

 

 

 

Октябрьский

 2012

 

                                                                                      Природа – лучший учитель!

  1. Пояснительная записка.

            Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей. В воспитании  важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению.

           Особое значение имеет коллективная общественно-полезная деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.

               В процессе воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом  возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.

                    Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.  

 Программа является продолжением и составной частью программы духовно-нравственного развития первого класса по направлению общественно-полезная деятельность, разработана с учётом возрастных особенностей учащихся первого класса.

  Цели  программы:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

        Задачи программы:

Обучающие:

-  расширять представления об окружающем мире;

-  формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать  ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы;

Содержание программы предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через  беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Программа  способствует формированию у  младших школьников следующих качеств личности:

  1. патриотизм;
  2. ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  3. трудолюбие;
  4. настойчивость;
  5. дисциплинированность;
  6. любовь к  малой родине;
  7. неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

Принципы программы:

  1. непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом.
  1.  развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе общественно-полезной деятельности
  2. единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования
  3. системная организация управления учебно-воспитательным процессом
  4. последовательности

 Ценности, на освоение которых нацелен маршрут

1) гражданственность

2) здоровье

3) природа

4) человечество

База проведения:

1) кабинет географии

2) кабинет биологии

3) кабинет музыки

4) окрестности школы

5) парк Победы

6) Дом культуры

7) сельская библиотека

Фомы организации работы:

  1. Беседа с элементами игры
  2. Экскурсия
  3. Трудовая акция
  4. Презентация
  5. Конкурс
  6. Устный журнал
  7. Праздник

Ожидаемые результаты.

Первый уровень результатов освоения программы  будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

           К концу первого года обучения школьники должны знать:

1.Секреты живой и неживой природы

2.Условия, необходимые для жизни растений и животных

3. Нравственные правила обращения с объектами природы

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

1.Проводить  наблюдения и мини- исследования в природе

2.Оказывать помощь птицам в зимнее время

3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе

4.  Творчески оформлять результаты своего труда

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы,  творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Календарно-тематическое планирование.

Сроки

 Название занятия, основное содержание, форма проведения

Место проведения

Ресурсы

Что должны знать учащиеся

Что должны уметь учащиеся

1

Цикл «Осень – рыжая подружка!»

Мой любимый посёлок. Мы – земляки.

Вводное занятие в виде беседы с презентацией.

Кабинет географии

м/м презентация «Улицы родного посёлка», слайд-шоу видов на наш посёлок

Полный адрес проживания, точку нашего посёлка на карте района, области

Показывать местонахождение посёлка на картах

2

Мы гордимся земляками!

Выход в парк Победы, чтение имён участников ВОВ на стелах, возложение цветов, сбор мусора в парке

Парк Победы

Живые цветы, уборочный инвентарь

Имена родственников-участников войны

Адекватно вести себя на памятных местах

3

Осень в моём посёлке.

Экскурсия.

Окрестности школы

 Папка для сбора листьев

Признаки осени, названия осенних месяцев по порядку

Правильно вести себя в природе, собирать природный материал

4

Оформление папки-гербария «Осенние листья»

Кабинет географии

Образцы оформления гербария, природный материал, справочная литература о растениях нашего края

Правила работы с природным материалом, инструментами, названия деревьев

Узнавать деревья по листу, аккуратно оформлять результаты своего труда

5

«Хлеб – наше богатство!»

Экскурсия на сжатое поле, беседа о значении хлеба, стадиях получения, сбор колосков

Окрестности посёлка

Рассказ о хлебе

Значение, ценность зерновых культур в жизни человека

Определять зерновые культуры по колоску, по зерну

6

Оформление папки-гербария «Хлеб из колоска»

Кабинет географии

Образец оформления гербария, справочная литература

Названия зерновых культур, стадии получения хлеба

Определять зерновые культуры по колоску, по зерну

7

«Урожай с грядки»

Беседа с элементами игры

Кабинет географии

Слайд-шоу овощей

Ценность овощей в питании людей, названия овощей, выращиваемых в наших условиях

Определять овощи по внешнему виду

8

Реклама «Чудо-овощ»

Рассказы детей о принесённом овоще со своего огорода

Кабинет географии

Выставка овощей, фото, рисунки

Полезные свойства овощей

Рассказывать, рекламировать продукт

9

«Грибной хоровод»

Беседа с элементами игры

Кабинет географии

Слайд-шоу грибов, муляжи

Ценность грибов в природе, правила сбора грибов, названия грибов, съедобные и несъедобные грибы

Определять грибы по внешнему виду

10

«Ягодное ассорти»

Чаепитие с играми

Кабинет географии

Чайные принадлежности, ассорти варенья из ягод, иллюстративный материал о ягодах

Названия ягодных растений, ценность ягод в питании людей, правила заготовки

Определять ягоды по внешнему виду, культурно принимать участие в чаепитии

11

«Очарование осени в творениях наших земляков»

Итоговое в цикле «Осень – рыжая подружка»

Кабинет музыки

Музыкальные фрагменты из произведений об осени, репродукции картин земляков, стихи, рисунки детей

Имена земляков художников, поэтов, композиторов

Адекватно воспринимать, слушать, созерцать произведения искусства

12

Цикл «Здравствуй, гостья-зима!»


Экскурсия в природу. Наблюдения за признаками зимы, заготовка шишек, ягод для птичьих столовых

Окрестности школы

Тара для сбора

Признаки зимы, названия зимних месяцев по порядку, названия зимующих птиц, способы полготовки к зиме животных

Заготавливать корм для птиц, вести наблюдения в природе

13

Акция «Птичья столовая»

Изготовление кормушек для птиц

Кабинет географии

Образцы изготовления кормушек из б/у предметов быта

Названия зимующих птиц

Находить полезное применение б/у предметам быта

14

Акция «Птичья столовая»

Экскурсия в школьный парк и развешивание кормушек для птиц

Школьный парк

Поделки-кормушки

Правила развешивания кормушек, рацион питания зимующих птиц

15

«Голоса и красота зимней природы»

Экскурсия, любование природой зимой, наблюдение, фотографирование

Школьный лес

Фотоаппарат, диктофон

Правила поведения в природе, фотографирования

Быть внимательным, наблюдательным, уметь видеть красивые картины природы для фотографирования

16

Фотогалерея «Зимние пейзажи»

Рассказывание и показ фотографий, сделанных уч-ся

Кабинет географии

Слайд-шоу с видами зимней природы окрестностей нашего посёлка

17

Где раки зимуют?

Кабинет географии

Презентация с заданиями

Условия зимовки водных жителей, названия рыб наших водоёмов

Уметь оказать помощь рыбам зимой

18

Устный журнал «Домашние питомцы»

Кабинет географии

Слайд-шоу о домашних животных, справочная литература

Названия домашних животных, правила ухода за ними, значение в жизни человека

19

«Наши любимцы»

Рассказ детей о своём любимом домашнем животном с фотографией или рисунком

Кабинет географии

Фото, рисунки, рассказ

Правила ухода за домашними животными

Составлять рассказ и рассказывать, ухаживать за животными

20

«Следы на снегу»

Экскурсия в лес, разглядывание, зарисовки, фотографирование следов птиц, животных на снегу

Школьный лес

Фотоаппарат, планшет для зарисовки, фломастеры

Названия зимующих птиц, зверей

Определять следы в природе

21

Значение воды в природе и для человека

Кабинет географии

Презентация с заданиями

Три состояния воды в природе

Охранять водные ресурсы

22

Витамины – друзья здоровью человека.

Беседа о пользе витаминов, их разновидностях, продуктах, их содержащих.

Посадка лука на зелень для столовой

Кабинет географии

Презентация с заданиями, рассадочный материал

Овощи и фрукты с содержанием витаминов, помогающих сохранить здоровье человека

Сажать лук на зелень в комнатных условиях, ухаживать

23

Цикл «Весна пришла! Весне – дорогу!»

«Пробуждается природа»

Правила поведения весной.

Экологические игры, конкурсы знатоков природы

Сельская библиотека

Игровые материалы

Правила безопасного поведения весной на улице

24

Экскурсия в природу.

Наблюдение за признаками весны.

Окрестности школы

Фотоаппарат

Названия весенних месяцев, признаки весны, названия прилетающих птиц родного края

25

Космическое путешествие.

Игра ко Дню Космонавтики

Кабинет географии

Презентация с элементами викторины, игры

История праздника, имена космонавтов, краткие сведения о космическом пространстве

Дружное участие в игре

26

«Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли!»

Беседа с элементами игры

Кабинет географии

Слайд-шоу перелётных птиц нашего края, голоса птиц

Названия перелётных птиц, их образ жизни

27

Традиции народных праздников. Пасха.

Рассказ-иллюстрация с конкурсом рисунка.

Кабинет географии, рекреация 2 этажа

Видеосюжет, подборка народных игр, материал для рисования

Названия народных игр, традиции праздника

Дружное участие в игре

28

«Эти удивительные растения»

Устный журнал о растениях-синоптиках, растениях-докторах, первоцветах

Кабинет биологии

Гербарии, справочная литература, иллюстративный материал

Названия растений нашего края, ценность некоторых растений

Определять в природе растения, предсказывающие погоду, лекарственные растения

29

Экскурсия в лес.

«О чём рассказывает лишайник?»

Рассказ о значении лишайников в природе, рассматривание лишайников.

Школьный лес

Фотоаппарат, фото лишайников

Названия лишайников, подсказки лишайников для человека

Определять по внешнему виду лишайники в природе

30

Что у нас под ногами?

Рассказ о горных породах и минералах нашей местности.

Кабинет географии

Коллекция горных пород и минералов

Названия горных пород, полезных ископаемых, примеры применения

Определять по внешнему виду горные породы: песчаник, гранит, известняк, гравий

31

Трудовой час по уборке территории около школы

Окрестности школы

Уборочный инвентарь

32

Акция «Живи, родник!»

Экскурсия к местному роднику, благоустройство родника

Окрестности посёлка

Фотоаппарат, инвентарь

Значение родников в природе, способы благоустройства

Производить очистку и благоустройство родника

33

Итоговое занятие по циклу.

Презентация - отчёт  «Мы – друзья природы!», викторина.

Кабинет географии

м/м презентация с фото проведённых дел, выставки гербариев, рисунков

Список литературы

 

Список литературы для учителя

Основная литература

Автор

Название

Издательство

Год издания

Болотникова Н.Е.

*География. Уроки-игры в средней школе.

Волгоград: Учитель

2003

Головизнина Н.Л.

*Как написать исследовательское сочинение.

Киров

2009

Касаткина Н.А.

*Природоведение. Материалы к урокам.

Волгоград: Учитель

2003

Козачек Н.В.

*Природоведение. Поурочное планирование по учебнику А. Плешакова

Волгоград: Учитель

2005

Никишина И.В.

*Инновационные педагогические технологии.

Волгоград: Учитель

2008

Осипова Г.И.

*Опыт организации исследовательской деятельности школьников.

Волгоград: Учитель

2007

Хохлов А.

*Изучение материальных памятников истории и культуры Кировской области.

Киров

1997

Шурыгина А.Г.

Программы по изучению родного края. Региональный компонент.

Киров: КИУУ

1995




Атлас Кировской области

1997

Историко-этнографический атлас Кировской области

1998

  1. Литература для внеклассного чтения

Бердинских В.

Вятский сундук. Занимательное краеведение.

Киров

1996

Колодный Л.

Москва у нас одна.

М.: Издательство политической литературы

1991

Огарков А.

Путь длиною в 100 лет.

Киров

1998

Петров В.В.

Растительный мир нашей Родины.

М.: Просвещение

1991

Прокашев А.Г.

*Почвы Вятского края.

Киров

1992

Шернин А.

Природа Кировской области.

Волго-Вятское книжное издательство

1967

  1. Справочная литература

Ворончихин Е.И.

По Вятскому краю. Путеводитель по примечательным объектам природы. Часть 1 и 2.

Киров: КОЦДЮТиЭ

1996, 2000

Козлов М.А.

Школьный атлас-определитель беспозвоночных.

М.: Просвещение

1995

*Атлас животных.

М.: АСТ

2001

Краткий геологический словарь.

М.: Недра

1989

Наглядный словарь.Земля.

М.: Просвещение

1996

*Удивительный мир живой природы. Иллюстративная энциклопедия.

М.: Эксмо

2003

*Энциклопедия живой природы. Большой справочник.

М.: Махаон

2006

Приложение

Опросный лист (по итогам года).

№ п\п

Вопрос

Да

Нет

1

Знаешь ли ты полный адрес своего проживания?

2

Знаешь ли ты своих родственников-участников ВОВ?

3

Знаешь ли ты птиц родного края?

4

Знаешь ли ты растения нашего края?

5

Знаешь ли ты, какие животные живут в лесах нашего края?

6

Знаешь ли ты названия народных промыслов?

7

Знаешь ли ты, какие земляки прославили наш края творениями искусства?

8

Знаешь ли ты растения-синоптики, доктора?

9

Знаешь ли ты о чём может рассказать лишайник?

Тесты.

  1. Запиши по порядку следующие за осенью времена года:

Осень, _________ , _________ , __________.

  1. Обведи кружком букву правильного ответа. Осенью:

а) день становится короче;

б) солнце встает раньше;

в) ночь становится короче.

  1. Какое основное осеннее изменение происходит в природе? Обведи нужную букву.

а) потепление;

б) грозы;

в) похолодание;

г) начало учебного года;

д) листопад.

  1. Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками.

  1. Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя чертами.

Голубь, аист, стриж, ворона, клёст, сорока, грач, жаворонок.

  1. Расставь осенние месяцы по порядку: 1-октябрь, 2-сентябрь, 3-ноябрь.

  1. Какую зерновую культуру не выращивают на полях нашего посёлка?

а) рожь

б)пшеницу

в) рис

г) ячмень

  1. Какая пара грибов наших лесов не должна попасть в корзинку грибнику?

а) маслёнок и сыроежка

б) груздь и красноголовик

в) лисичка и подберёзовик

г) мухомор и ложный опёнок

  1. Что ты не должен делать в лесу?

а) собирать грибы

б) гулять

в) оставлять мусор

г) наблюдать за птицами

   

  1.  Выбери правильный ответ «Животные, живущие в наших лесах».

  а)Волк, белка, слон, морж.

  б) Лиса, заяц, барсук, лось.

  в) Выдра, тюлень, кит, медведь

  11. Как называются растения, которые человек выращивает для украшения дома?

   а) Домашние.

   б) Уличные.

   в) Комнатные

  12.  Почему природа – важнейшее условие жизни человека?

  а) Природа укрывает человека от врагов.

  б) Природа повсюду укрывает человека.

  в) Природа дает все необходимое для жизни: тепло, свет, воду, воздух,   пищу.

 

13.   Кто впадает в зимнюю спячку? Обведи нужную букву.

а) волк;

б) лось;

в) кабан;

г) ёж.

14.Какие птицы зимующие? Обведи нужную букву.

а) грач, сойка, соловей;

б) клёст, воробей, голубь;

в) скворец, ворона, ласточка.

15.Почему многие птицы зимой держатся ближе к жилью человека? Обведи нужную букву.

а) здесь можно погреться;

б) здесь проще отыскать корм;

в) здесь можно пообщаться с людьми.

16. Какие животные меняют окраску к зиме? Подчеркни.

Белка, медведь, лиса, заяц, лось.

  1. Какие растения раннецветущие? Обведи кружком все буквы правильных ответов.

а) хохлатка;

б) медуница;

в) тополь;

г) верба;

д) одуванчик.

  1. Какие изменения весной происходят в жизни птиц? Обведи кружком все буквы правильных ответов.

а) прилетают из жарких стран;

б) вьют гнёзда;

в) отдыхают;

г) выводят птенцов.

  1. Выбери примету, не относящуюся к весне.

а) воздух становится день ото дня всё теплее;

б) солнце поднимается всё выше и выше;

в) появляются первоцветы;

г) животные ложатся в спячку;

д) появляются насекомые;

                                                   

зерно

БАРСУК

грибы, орехи

жир

БЕЛКИ

МЫШИ

мёд

ПЧЕЛЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...

Рабочая программа внеурочной деятельности (1класс) социальной направленности «Happy English»

Рабочая программа кружка составлена на основе «Сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевои, О.А. Моисеенк...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»

Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает   младших   школьников   к   изучению   экономического ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению Служу Отечеству пером

Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики "Я красивый мир творю" первая часть программы "Служу Отечеству пером" разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Конц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Моя первая экология» 3 класс

Рабочая программа по социальному направлению для работы во внеурочной деятельности....


 

Комментарии

Румянцева Наталья Сергеевна

Очень интересная программа!!!