Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению Служу Отечеству пером
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики "Я красивый мир творю" первая часть программы "Служу Отечеству пером" разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_krasivyi_mir_tvoryu.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя  общеобразовательная школа  №7

Чебаркульского городского округа

 

Рассмотрено                                             Согласовано                                    Утверждено                  

на заседании ШМО                                зам. директора   по УВР               директор МОУ СОШ № 7

учителей начальных  классов                _______/ Ильиных И.В.                  приказ № ____                  

  протокол № _____                               «___»_______ 2012 г.                     от «___»_________  2012 г.                      

от «___»________2012 г.                                                                                    _______/ Правосудова И.П

руководитель  ШМО                                                                                  

__________/Дряхлова Л.И.                          

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по социальному направлению

Служу Отечеству пером

Ступень обучения начальное общее образование  (1 – 4 классы)

Класс    1 «Б»   класс

Количество часов     33        Уровень    базовый

Учитель: Топанова Татьяна Михайловна

        Программа разработана на основе: Методических рекомендаций к рабочей тетради «Я красивый мир творю» Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева, г. Томск «Твердыня» 2012 г. и примерной программы по организации внеурочной деятельности  учащихся начальной школы «Служу Отечеству пером» Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева, г. Томск «Твердыня» 2012 г. 

Служу Отечеству пером

Пояснительная записка

                                                                                    « Важнейшая задача воспитания –

                                                                                      научить ребенка видеть в красоте

                                                                               окружающего мира духовное

             благородство, доброту, сердечность

                                                                               и на основе этого утверждать

                                                                       прекрасное в самом себе»

(В.А. Сухомлинский)

В настоящее время система общего обязательного образования для многих граждан РФ является первым, а для значительной части – важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. Совокупность этих требований отражена в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).

Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики «Я красивый мир творю» первая часть программы «Служу Отечеству пером» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики для учащихся начальных классов «Служу Отечеству пером» Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева, Томск: Твердыня, 2012 год
  2. Методическое пособие к рабочей тетради по основам детской журналистики «Я красивый мир творю» Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева, Томск: Твердыня, 2012 год
  3. Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева  «Я красивый мир творю»: Рабочая тетрадь 1 класс, – Томск «Твердыня» 2012 год

Целью программы  формировать у детей  нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста через изучение основ детской журналистики.

Задачи

Обучающие:

  • Изучать основы журналистского мастерства;
  • Обучать написанию разножанровых текстов;
  • Повышать речевую грамотность;
  • Отрабатывать умения переводить устную речь в письменную;
  • Обучать восприятию красоты окружающего мира через синтез слова и образа;
  • Обучать основам редакторской правки;
  • Знакомить с основами макетирования;
  • Овладеть навыками работы в команде, объединенной единой целью;
  • Обучать этике общения.

Воспитательные:

  • Воспитывать красоту внутреннего мира ребенка через творчество;
  • Воспитывать ответственность за свои слова и поступки;
  • Воспитывать любовь к красоте русской речи;
  • Воспитывать любовь к Родине.

Развивающие:

  • Развивать нравственные качества;
  • Развивать стремление к самосовершенствованию через собственное литературное творчество;
  • Развивать эмоционально-смысловое восприятие мира посредством слова;
  • Развивать речевую деятельность через ведение диалогов и монологов;
  • Формировать интерес к журналистике;
  • Развивать наблюдательность, внимание, воображение;
  • Развивать коммуникативные компетенции.

Программа «Служу Отечеству пером» как конкретная форма осуществления социально-педагогической деятельности выполняет следующие функции:

  • Образовательную;
  • Социально-адаптационную;
  • Профориентационную;
  • Культурообразующую;
  • Культурно-досуговую.

Программа направлена на создание условий для саморазвития младших школьников, формирования у них целостного взгляда на мир, развитие литературных и творческих способностей детей, свободного овладения словом, языком, речью.

Перечень нормативных документов, на основании которых

составлена рабочая программа

  • Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012г. №24/5135 «об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году
  • Учебный план МОУСОШ №7 на 2012/2013 учебный год
  • Авторская программа по предмету (указать конкретные выходные данные авторской  программы в том случае, если рабочая программа учителя создана на основе авторской, а не примерной программы по курсу)

         

Актуальность программы «Служу Отечеству пером» заключается в том, что она помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать ее, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал.

В ходе реализации программы у детей формируются ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться:

  • Информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • Коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Программа предполагает творческое взаимодействие детей и родителей, способствует успешному вхождению ребенка в социум, а значит, отвечает интересам каждой отдельной личности и государства в целом.

Новизной программы  является то, что она вводит в образовательное пространство понятие детской журналистики. Творческое ознакомление с профессией журналиста помогает лучшему вхождению младшего школьника в современный мир, его ознакомлению с различными сферами искусства: музыкой, словом, изобразительным искусством, природой, трудом, поскольку именно эта профессия имеет широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребенка. Занятия журналистикой дают возможность ребенку познакомиться со многими видами культурной деятельности людей, учат общению и дружелюбию.

Отличительной особенностью программы «Служу Отечеству пером» является понимание детьми того, что за каждой профессией стоит, прежде всего, человек и качество его труда. Поэтому, какие нравственные качества усвоит ребенок, таким он и будет в своей профессии.

Человек, в детстве усвоивший высокие понятия добра, красоты, справедливости, честности, ответственности, сделает из критериями обустройства своей будущей жизни.

Основой программы является всероссийская увлекательно-познавательная газета-журнал «Добрята». Издание помогает детям в выработке целостного миропонимания, учит патриотизму, гражданственности, любви к родному слову, творческому подходу к любому делу. Уникальность газеты-журнала в том, что она состоит из творческих работ детей.

Программа «Служу Отечеству пером» совместно с газетой-журналом «Добрята» дают большие возможности для раскрытия и воспитания нравственных качеств детей. Это работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте, любви к Родине. Мыслетворчество и рукотворчество, сочетающиеся в едином процессе формирования нравственной личности, способствуют выработке профессионального подхода к любому делу. Дети могут приобретать опыт писателя, читателя, оформителя, наборщика, корректора, редактора. По окончании каждого года обучения издается сборник творческих работ обучающихся.

Участие детей в целевых объединениях юных журналистов не только развивает их литературные способности, но и позволяет вести активную работу по внедрению здорового образа жизни, профилактике асоциального поведения, способствует формированию активной гражданской позиции.

Место курса в учебном плане

Занятия проводятся один раз в неделю, 33 часа в 1 классе, 34 часа в 2-4 классах.

Принципы Программы:

  • Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера.
  • Личностный – развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по сбору и  обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
  • Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.
  • Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.
  • Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
  • Принцип творчества – развитие творчества через художественное слово и творческую деятельность.
  • Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.
  • Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным. Этот принцип формирует у обучающихся с радостью выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
  • Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.

Показатели освоения Программы:

  • Интеллектуально-когнитивный компонент

Устойчивый интерес обучающихся к истории Родины, к народным традициям,  культуре, родному  языку.

  • Эмоционально-чувственный компонент

Любовь к своему краю, своей семье, близким людям, глубокое переживание за родной город, страну, гордость за трудовые успехи народа, восхищение народным творчеством, уважительное отношение к другим народам, их обычаям и традициям.

  • Деятельностно-практический

Сознательное участие ребенка в трудовой деятельности, в массовых народных мероприятиях, жизни города, школы, класса.

Формы реализации Программы

  • Праздники «Старт программы»,
  • Занятия журналистских групп,
  • Выпуск стенных газет, экскурсии,
  • родительские собрания,
  • выставки, творческие отчеты,
  • выпуск творческого альбома «Я красивый мир творю»,
  • работа с тетрадью по основам детской журналистики «Я красивый мир творю».

Организация работы по программе “Служу Отечеству пером” в 1-4 классах предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1 ступень – 1 класс «Я красивый мир творю»;

2 ступень – 2 класс «Дорогою добра»;

3 ступень – 3 класс «Радужный мир»;

4 ступень – 4 класс «Звонкий голос детства»

Содержание курса «Я красивый мир творю»

Цель курса: формировать у детей понятие красоты как основы миропонимания

Задачи:

  • научить ребенка осознавать себя и мир единым целым,
  • учить воспринимать красоту окружающего мира через синтез слова и образа,
  • содействовать решению задач эстетического воспитания, развития воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного, развивать речевую деятельность через ведение монологов и диалогов,
  • воспитывать красоту внутреннего мира ребенка через творчество,
  • формировать представления детей о доброте, вызывать стремление совершать добрые поступки,
  • учить детей заботе о других людях, сопереживанию, пониманию,
  • воспитывать любовь к своей Родине, стремление сохранить и приумножить красоту родной земли,
  • формировать опыт взаимоотношений в процессе игры, развивать коммуникативные навыки.

Мир и человек 8 часов

Красота окружающего мира, человека, результатов его труда. Профессия – журналист. Детские газеты и журналы. Учимся наблюдать за природой: видеть, слышать, чувствовать. Многообразие мира. Значимость творческих дел. «Словарик Добрых слов».

Я выражаю красоту 6 часов

Взаимосвязь мыслей, слов и деятельности человека. Влияние мыслей на человека. Мыслетворчество. Красноречие. Профессии и результат труда. Создание мини-журнала.

Внутренний мир человека 10 часов

Сердечные качества. Сердечное общение. Доброта – красота в действии. Дерево добра.

Красота художественного образа 6 часов

Образы и творческая деятельность людей. Образы в живописи, музыке, танцах. Красота художественного творчества.

Обобщение 3 часа

Образ красоты. Красота космоса. Красота внутреннего мира человека. Вселенная добра.


Календарно-тематическое планирование

по программе «Я красивый мир творю»  

Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева 1 класс, 33 часа

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

Характеристика деятельности учащихся

Форма

контроля

Мир и человек 8 часов

Что такое красота

1 ч

Формировать представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию


Вызывать стремление совершать добрые поступки

Раскрашивание рисунка

Человек – творец красоты

1 ч

Изготовление поделок для «Творческого дерева»

В стране журналистов

1 ч

Раскрашивание рисунка

Красоты природы

2 ч

Творческая работа «Волшебница Осень»

Красота мира

2 ч

Раскрашивание рисунка

Я выражаю красоту 6 часов

Красота мысли

2 ч

Содействовать решению задач эстетического воспитания, развития воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного

Рисование красивой мысли

Красота слова

2 ч

Написание красивых слов на корабликах

Красота труда

2 ч

Создание мини-журнала «Чудо красоты»

Внутренний мир человека 10 часов

Красота сердца

2 ч

Развивать речь, воображение, наблюдательность


Развивать речевую деятельность через ведение монологов и диалогов

Творческая работа «Сердечко на елку»

Красота доброты

2 ч

Коллективная работа «Солнце с ладошками»

Красота дружбы

2 ч

Творческая работа «Самолетик для друга»

Красота любви

2 ч

Словесный букет для мамы

Красота радости

2 ч

Творческая работа – создание коллективного панно

Красота художественного образа

6 часов

Образы красоты

2 ч

Формировать опыт взаимоотношений в процессе игры

Создание рисунков для выставки

Красота музыки

2 ч

Беседа «О чем рассказала музыка»

Красота танца

2 ч

Игра: Танцевальные движения

Обобщение 3 часа

Занятие – праздник «Красота Вселенной»

3 ч

Развивать коммуникативные навыки

Творческая работа «подарок красоте»


      В ходе реализации программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

Личностный блок

  1. Развитие нравственных качеств детей,
  2. Развитие творческих и литературных способностей,
  3. развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами,
  4. Формирование межличностных отношений,
  5. Овладение трудовыми навыками, первоначальными конструкторскими, художественно-оформительскими навыками,
  6. Развитие трудового сознания, трудовой активности,
  7. Создание индивидуальных творческих альбомов.

Познавательный блок

  1. Знакомство с газетными жанрами,
  2. Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края,
  3. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев,
  4. Знакомство с произведениями писателей, сверстников на нравственные, патриотические, экологические темы,  
  5. Овладение первоначальными оформительскими навыками,  
  6. Получение знаний о труде людей, профессиях, видах творчества, о красоте, культурных ценностях,
  7. Получение знаний экологического содержания,
  8. Работа с историческими источниками,
  9. Проведение простейших наблюдений и опытов, анализ и интерпретация результатов своих наблюдений,
  10. Выявление закономерностей.

Регулятивный блок

  1. Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности,
  2. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников,
  3. Подготовка и презентация выставок, сообщений,
  4. Подготовка и проведение викторин, конкурсов,
  5. Планирование и выполнение мини-проектов,
  6. Планирование и проведение мини-исследований.

Коммуникативный блок

  1. Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
  2. Отработка умения слушать и вступать в диалог,
  3. Обучение постановки вопросов,
  4. Обучение поиску и сбору информации,
  5. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами,
  6. Участие в коллективных творческих делах,
  7. Доброжелательное сотрудничество со сверстниками и другими людьми,
  8. Обучение владению диалогической и монологической речью.

Предполагаемый результат работы

с учащимися первых классов

Дети будут иметь представление:

  • О разнообразии и красоте окружающего мира,
  • Об основных качествах внутреннего мира человека,
  • О смысловом значении слов,
  • О взаимосвязи мыслей, слов и поступков,
  • О влиянии изобразительного искусства, музыки и танца на физическое и духовное здоровье человека,
  • О том, кто такой журналист,
  • О детских периодических изданиях,

Дети будут знать:

  • Название курса занятий – «Я красивый мир творю»,
  • Влияние красоты на развитие внутреннего мира человека,
  • Что в основе деятельности человека лежит творчество,
  • О том, что добрые поступки делают человека лучше

Будут уметь:

  • Использовать в своей речи монологи, диалоги, и описания,
  • Находить в тексте нужные слова,
  • Употреблять вежливые слова, выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок, танцевальных движений, пользоваться рабочей тетрадью «Я красивый мир творю»
  • Пользоваться «Словариком добрых слов»,
  • Творить красоту

Механизм контроля и отслеживания результатов

1 год обучения

Задачи

Показатель

Содержание

Способ диагностики

Механизм отслеживания

Знакомство с понятием красоты как основы жизни

Понимание, знание

Беседы, знакомство с детским литературным творчеством, наблюдения, посещение выставок, игровая деятельность

Высказывания детей, рукотворчество, работа со словарем, с рабочей тетрадью

Активное наблюдение за детьми, выставки творческих работ, праздники

Выражение восприятия красоты через словотворчество

Знания, умения

Наблюдения, размышления, беседы, работа со словарем и рабочей тетрадью

Речевая деятельность: монологи и диалоги.



Наблюдение за речевой деятельностью, анализ работы в словарике

Воспитание красоты внутреннего мира через творческую деятельность

Умения, мастерство

Рисование, изготовление поделок

Выставки. Отзывы родителей

Активное наблюдение, выставка детских работ

Побуждение к совершению добрых дел

Осознание

Беседы, обсуждение газетных заметок, примеры из жизни

Рассказы детей, создание «Дерева добрых дел» цветами

Организация коллективных добрых дел

Знакомство с детскими газетами, журналами

Знание

Основные понятия: журналист, газета, журнал, заголовок

Изготовление мини-журнала «Чудо красоты»

Выставка журналов для родителей

Через развитие интереса к значению слова формировать понимание его употребления

Способность правильно употреблять слова

Концентрация внимания, развитие наблюдательности, чувства, интереса к теме

Опросник: «Слова, которые меня радуют», работа в словарике

Активное наблюдение. Анализ работы в словарике

Диагностический инструментарий

  • метод наблюдения;
  • метод изучения продуктов детского творчества;
  • метод анкетирования;
  • мониторинг нравственно-патриотического воспитания;
  • мониторинг уровня проявления воспитанности младшего школьника.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания.

 

Ф.и.ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Родная страна:
Название страны
Название города
Домашний адрес
Название достопримечательностей города
Название зеленых зон
Название улиц, площадей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.Символика
Флаг России
Герб России
Герб родного города
Гимн России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)
Виды ландшафта (горы, равнина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Высокий уровень – 

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника (по методике М.И.Шиловой)

Основные показатели нравственной воспитанности школьника:

* отношение к обществу, патриотизм;

* отношение к умственному труду;

* отношение к физическому труду;

* отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);

* саморегуляция личности (самодисциплина)

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень  нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

* Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.

* Низкий уровень воспитанности  (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

* Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

* Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Таким образом формируется  оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.

Отношение к обществу

Патриотизм

1. Отношение к родной природе        

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну        

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым;

1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами        

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 - находит дела на службу малому Отечеству;

1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе        

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 - в делах класса участвует при побуждении;

0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

Любознательность

5. Познавательная активность        

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 - сам много читает;

1 - читает при побуждении взрослых, учителей

0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности        

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 - стремится учиться как можно лучше

1 - учиться при наличии контроля;

0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие        

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 - есть любимое полезное увлечение;

1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;

0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении        

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно

1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;

0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде        

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;

0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность        

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 - трудится при наличии контроля;

0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда        

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;

2 - бережет личное и общественное имущество;

1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда        

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;

1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим        

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 - уважает старших;

1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам        

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие        

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 - сочувствует и помогает слабым, больным;

1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля

0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми        

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 - не всегда честен;

0 - нечестен

Отношение к себе

Самодисциплина

17.  Самообладание и сила воли        

3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;  2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;

1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения        

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность        

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе        

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Приложение 1.

Анкета для родителей обучающихся «Патриотическое воспитание».

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2.  Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

3. Посещаете ли вы вместе с детьми достопримечательности нашего города?   Если не, то почему?

Приложение 2.

Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота»

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живёт, школы.

* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

* Расширяйте собственный кругозор.

* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

* Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Материально – техническое обеспечение

образовательного процесса

Книгопечатная продукция

  1. Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева  Служу Отечеству пером. Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики для учащихся начальных классов. 1 – 4 классы. Томск «Твердыня» 2012 год

Рабочие тетради

  1. Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева  «Я красивый мир творю»: Рабочая тетрадь 1 класс, – Томск «Твердыня» 2012 год

Методические пособия

  1. Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева  «Я красивый мир творю»: 1 класс, – Томск «Твердыня» 2012 год

Технические средства обучения

  1. Классная доска
  2. Магнитная доска
  3. Персональный компьютер

                         

                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...

Рабочая программа внеурочной деятельности (1класс) социальной направленности «Happy English»

Рабочая программа кружка составлена на основе «Сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевои, О.А. Моисеенк...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»

Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает   младших   школьников   к   изучению   экономического ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для 1 класса "Нам птицы просигналили подъём!"

Эта аторская программа составлена для занятий с учащимися 1 класса. Цель программы: формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом. Деятельность программы предполагает включе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Моя первая экология» 3 класс

Рабочая программа по социальному направлению для работы во внеурочной деятельности....