Формирование здорового образа жизни
статья на тему

Коржикова  Анастасия Сергеевна

Самое драгоценное, что есть у человека, - это здоровье. С этим трудно не  согласиться. Однако в последнее десятилетие состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. А ведь хорошее самочувствие ребенка – важное условие успешного усвоения им школьной программы. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Вот почему я уделяю большое внимание здоровью своих учеников, занимаясь им и в учебное, и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни  

        Самое драгоценное, что есть у человека, - это здоровье. С этим трудно не  согласиться. Однако в последнее десятилетие состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. А ведь хорошее самочувствие ребенка – важное условие успешного усвоения им школьной программы. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Вот почему я уделяю большое внимание здоровью своих учеников, занимаясь им и в учебное, и во внеурочное время.

        Как учитель, положивший в основу работы с детьми здоровьесберегающие технологии, я вижу свою задачу в том, чтобы мои ученики сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к ценностям здорового образа жизни.

        Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно – на этапе начальной школы является быстрая утомляемость учащихся. Это связано, во-первых, с тем, что на общеобразовательных уроках  дети выполняют работу, к которой еще не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении, постоянно фиксировать внимание на учебном материале и учителе. Во-вторых, эта работа требует продолжительного времени, что идет вразрез с потребностями детского организма, нуждающегося прежде всего в частой смене занятий. Отсюда следует, что необходимо регулярно сменять работу отдыхом и наоборот. Однако отдых во время занятий в школе вовсе не означает пребывания в состоянии полного покоя: характер отдыха должен быть противоположен характеру работы.

        Следуя этому правилу, каждый рабочий день в классе мы начинаем с зарядки, которая длится всего 3-4 минуты. За основу взят комплекс упражнений:

  1. Наклон головы вперед. Возвращение в исходное положение.
  2. Наклон головы назад. Возвращение в исходное положение.
  3. Поворот головы вправо. Возвращение в исходное положение.
  4. Поворот головы влево. Возвращение в исходное положение.
  5. Вращение головой в правую сторону.
  6. Вращение головой в левую сторону.
  7. Круговые движения плечами вперед.
  8. Круговые движения плечами назад.
  9. Поднять руки вверх, вращение кистями.
  10. Руки по-прежнему  над головой, сгибание – разгибание пальцев.
  11. Опустить руки вниз, хлопнуть по ногам три раза.
  12. Потянуться с поднятыми вверх руками.
  13. Прогнуться с поднятыми вверх руками.
  14. Опустить руки вниз, хлопнуть по ногам три раза, потрясти кистями.
  15. Перекатывание с пяток на носки, стоя на месте.
  16. Вращение туловищем в одну и в другую сторону.

Во время уроков через каждые 15 минут провожу с учащимися физкультминутки, направленные главным образом на развитие эмоционально-волевой сферы, а также на снятие физического напряжения. Эти упражнения помогают сбросить негативную энергию, раздражение, тревожность, формируют уверенность в своих силах.

        Как известно из педагогики, развитие речевых способностей ребенка напрямую связано с развитием его кисти. Поэтому в работе с детьми я  много места уделяю упражнениям, направленным одновременно на развитие речи и моторики кисти руки. Самое простое упражнение для рук – трущие движения ладонью о ладонь, при этом плечи двигаются вверх-вниз, что позволяет активизировать биологически активные точки в области спины.

        Укрепления требуют не только мышцы рук, но и глаз. Их ослабление является одной из главных причин плохого зрения у детей. Даже  детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для глаз. Острота зрения во многом зависит от общего уровня здоровья ребенка, поэтому, помимо специальных упражнений для глаз, очень полезно играть на открытом воздухе, кататься на велосипеде.

        В школе тренировка зрения необходима для снятия зрительного утомления, особенно после работы на близких расстояниях при чтении и письме.  Существует очень много простых и не требующих больших усилий упражнений для глаз.  Например, быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15 – 20 секунд. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы глазного яблока на 30 – 40 секунд.

        Для тренировки зрения активно применяю цветотерапию. Пособием может служить, например, красочное панно из геометрических фигур, которые располагаются в виде различных узоров. Дети не просто смотрят на эти узоры, они проговаривают свои действия:

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути, а лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води и на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально и в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открыли, наконец.

Зарядка кончилась. Ты молодец!

        Все эти упражнения дети продолжают выполнять и во время самоподготовки дома.

        В заключении хочется отметить: очень важно, чтобы дети овладели качественными показателями осуществления двигательных действий. Необходимо также стимулировать развитие самоконтроля и самооценки при выполнении физических упражнений. Ребенка надо с самого начала приучать выполнять упражнения  абсолютно правильно. Нельзя ждать, когда ребенок созреет и научится, правильный двигательный навык должен сформироваться в раннем возрасте, чтобы потом не пришлось переучиваться. Не рекомендуется заниматься физическими упражнениями при головных болях, насморке, повышенной температуре, после утомительной умственной работы. Необходимо придерживаться золотого правила оздоровительных упражнений: лучше «недобрать» нагрузку на занятии, чем ее превысить. Не гонитесь за быстрым оздоровительным эффектом. Главным принципом должен стать девиз «Поспешишь – здоровью навредишь!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Конспект Занятия по формированию здорового образа жизни «Друзья здоровья»

В занятии использованы следующие приемы:1. Вступительное слово.2.Чтение стихотворений К. Чуковского и Ю. Тувима.3.Вопросы к детям и уточнение ответов детей.4. Сюрпризный момент – получение письма.5.За...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Программа по формированию здорового образа жизни "Здоровье"

Проблемы сохранения здоровья детей становится особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области. В программе по формированию здорового обр...

«Твое здоровье» (программа по формированию здорового образа жизни).

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школыНаправление: спортивно-оздоровительное...