Мастер - класс "Из чего делают каши и как сделать кашу вкусной"
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_1.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Из чего делают каши и как сделать кашу вкусной»

Цель мастер - класса: обучение участников мастер-класса построению занятий по программе «Разговор о правильном питании»   с учетом исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

• Знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;

• Определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности учащихся;

• Формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса.

Ход мастер – класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас сегодня в нашем городе, в нашей школе.

Наше занятие я хотела бы начать словами профессора Преображенского из знаменитого рассказа М. Булгакова «Собачье сердце»:  

«Есть нужно уметь, а представьте себе – большинство людей вовсе есть не умеют. Нужно не только знать что есть, но когда и как…»  Перефразируя слова профессора, хочется сказать, что программа «Разговор о правильном питании" - это уникальная образовательная программа для школьников, направленная на формирование основ здорового образа жизни, культуры питания, в ходе реализации которой дети узнают что есть, когда и как.

Реализуя программу в своём классе, я использую различные  методы и приёмы проведения занятий, но одним  из эффективных , считаю  исследовательскую деятельность детей, т.к. именно она в наибольшей степени развивает способность ребёнка мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. С детьми мы провели ряд исследований  по темам: «Если хочешь быть здоров», «Удивительные превращения пирожка», «Овощи, ягоды и фрукты самые витаминные продукты», «Самые полезные продукты». В результате проделанной работы я убедилась, что исследовательская деятельность оказывает позитивное влияние на всестороннее развитие личности ребёнка.

 Структура  исследовательской технологии представлена в таблице на ваших столах. (Таблицы лежат на столах) А я покажу фрагмент исследовательской работы  с детьми 2 класса по теме «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной». Вашему вниманию будут представлены 5 этапов исследовательской работы. Хотите поучаствовать? Значит, сегодня мы с вами сварим замечательную кашу! (1 мин)

Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать её не шутка,
Чтобы сказочка сначала
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От неё не задремал,
Нужно вместе постараться
И в нашу сказочку пробраться.

(Презентация «Сказка»)

1.Актуализация проблемы. Клип «Каша из топора»(1 мин)

-А можно сварить кашу из топора?(нет)

2.Определение сферы исследования А хотите узнать, из чего варят каши? (да) А вы любите каши?(не очень) А хотите узнать секрет, как сделать кашу вкусной?

3.Выбор темы исследования. Итак, кто объявит тему нашего занятия? ( «Из чего делают каши и как сделать кашу вкусной») А хотите стать исследователями и сами дать ответ на эти вопросы?(1 мин)

4.Выработка гипотезы.

 -А как вы думаете, из каких круп варят  каши?(предположения детей)

-Давайте мы с вами обратимся к «Дереву предсказаний». Соотнесите таблички с названиями круп и каш.

(на доске  гуашевыми красками нарисовано дерево, детям нужно соотнести таблички с названиями круп и каш.)

Гречка -  гречневая

Пшеница – манная

Пшённая – просо

Овсяная – овёс

 Ячмень  - перловая

Горох- гороховая

Рис – рисовая

Кукуруза – кукурузная

          ?      - Суворовская

(3 мин)

-Молодцы! Это ваши предположения. А ведь мы хотим знать точно, из чего делают каши и как сделать кашу вкусной.

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

- Откуда  мы будем добывать  знания? (Из рабочей тетради. Дополнительные - из книг детской и школьной библиотек, сети Интернет, беседы со взрослыми)

- Правильно. Давайте поработаем с  учебной тетрадью на  с 24 - 25. Прочитайте текст. Приём «Инсерт».   

--Читая, вы должны делать пометки на полях (презентация слайд )

V – уже знал,

+ – новое,

– – думал иначе,

? – не понял, есть вопросы.(3 мин)

- У вас возникли вопросы?

-Если мы с вами будем внимательны на занятии, при повторном чтении у нас не должно остаться ни одного вопроса.

6.Сбор и обработка информации 

- Естественно, дети в группах получают задания заранее в ходе исследовательской деятельности. Сейчас мы посмотрим фрагмент , который называется «Защита»,, подготовленный по плану:

План (презентация  слайд)

1.Представление культуры.

2. Какая получается крупа.

3. Какую кашу варят из этой крупы.

4. Полезные свойства каши.

(показ презентации) (3 мин)

- Итак, мы точно узнали, из чего делают каши. Давайте обратимся к нашему дереву и проверим, насколько точны были наши предположения. А о какой каше мы ничего не знаем?(суворовская) А хотите узнать?

-Но мы  немного устали? Давайте отдохнём.

1) Физкультминутка “Сорока-белобока”.

Кашку варила,

На порог скакала,

Деток созывала

Кашку  давала:

Этому — на ложке

 (сложите правую ладонь ковшиком и протяните руку вперед),

Этому — на поварешке

 (сложите обе ладони ковшиком),

Этому — на ухвате

(Сдержите ладони вертикально, прижимая одну к другой в области запястья)

Этому - на лопате

 (прижмите ладони друг к другу и протяните их вперед).

Сорока – белобока кашу варила да крупу просыпала. Давайте поможем сороке отделить крупы друг от друга и разложить по отдельным мискам. Победителем станет тот, кто быстрее выберет свою крупу.

- А из какой же крупы Сорока-белобока варила кашу? Хотите отгадать загадку сороки?  Узнайте на ощупь, какая крупа находится в мешочке  и скажите, какую из неё варит сорока  кашу?.(1 мин)

1-гречка

2 – овсяная(толокно)

3 – манная

4.пшено

5.пшеничная «Полтавка»

6.овсяная

7.кукурузная

8.гречневая

9.перловая

10горох

11.Овсяная (толокно)

12 рис

А если взять и сварить крупы вместе?

-Послушайте рассказ. (о суворовской каше)

- посмотрите, как она проста в приготовлении.

- Какую бы пословицу вы для неё выбрали?

 «Щи да каша – пища наша»

«Кашу маслом не испортишь»

«Сварил кашу из топора»

«Заварил кашу -  не жалей масла»(2 мин)

-Хотите попробовать кашу?(угощение)(3 мин)

7. Моделирование

Надеюсь, занятие было для Вас интересным и полезным. Таблицы вы можете забрать. Надеюсь, они помогут вам в работе. А сейчас я попрошу вас заполнить анкеты. Еще на столах лежат тезаурусы, если вас заинтересовала программа, они немного вас с ней познакомят. А еще хочу пожелать успехов коллегам, реализующим программу «Разговор о правильном питании», тем кто не решился на её реализацию – поменьше сомнений.

- А наше приятное знакомство с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

- Давайте сделаем вывод: В наших руках, уважаемые коллеги,  самое дорогое – здоровье наших детей. И только от вас зависти, научатся ли они его беречь. Научатся ли они правильно,  питаться, узнают ли, что есть, когда и как.(1 мин) =25 мин

Этапы организации и проведение исследования с младшими школьниками:

Задачи

Методы и формы работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

Развитие умений и навыков экспериментирования. Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя

Экскурсия, беседы на  разные темы, классные дискуссии,  метод дилемм, приём «тонких» и «толстых» вопросов.

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (не жёстко).

4. Мотивирует учащихся.

 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

5. Уточняют информацию (источники).

6. Обсуждают задание.

2.Обоснование актуальности выбранной темы. Определение сферы исследования, изучение теории, посвященной данной проблематике.  

Формирование умения анализировать  проблемы.  Развитие умения видеть проблемы, определять источник информации.

 «Прогнозирование развития ситуации» ,коррекция, Игра «Угадай, о чем спросили»

1. Помогает в решении задачи.

2.Помогает спланировать деятельность

3. Организует деятельность.


2. Объясняет цели проекта.

1. Объединение в рабочие группы.

2. Распределение амплуа.        

3. Обсуждают задание.

3.Постановка цели и конкретных задач исследования. Выбор темы исследования, подбор методик исследования и практическое овладение ими.

Сбор и уточнение информации. Формирование специфических знаний, умений  задавать вопросы;

выдвигать гипотезы;

Коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка»,  прием «Импровизация на свободную тему», рассуждение, составление рассказ от имени другого персонажа

1. Практическая помощь (по необходимости).

1. Направляет и контролирует осуществление исследования.

1. Формируют задачи.

4.Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы. Выработка гипотезы.


Развитие умения давать определения понятиям; классифицировать;   структурировать материал;

Рассматривание предметов, чтение-рассматривание, коллективное моделирование и Составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ. «Дерево предсказаний»

1. Наблюдает.


2. Консультирует.

1.Выбирают оптимальный вариант

2. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

5.Определение  последовательности проведения исследования научный комментарий,

собственные выводы. Выявление и систематизация подходов к решению.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.


Коллективное моделирование, «Обнажение противоречий» соревнование, «Метод шести думательных шляп», «исследовательского фартука», приём «Инсерт», «Защита»

1. Контролирует деятельность детей.

 2. Наблюдает.

1. Работают с информацией

6.Определение  последовательности проведения исследования

Анализ достижения поставленной цели; проводить эксперименты;

делать выводы и умозаключения;

Выполнение моделей из различных материалов, экскурсии  «встречные вопросы», выставки детских работ, прием «Ролевая маска», инструктаж, занятие -панорама

1. Помогает в анализе и синтезе (по просьбе).

2. Направляет процесс анализа


1. Выполняют исследование,

работают над задачей.

2. Проводят синтез и анализ идей.

7.Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания). Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Подготовка доклада; обоснования процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.  Развивать умение доказывать и защищать свои идеи.

лекция, доклад

«Защита» — каждая группа (каждый школьник) выступает, действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема, ролевые игры

1. Участвует в подготовке презентации по просьбе детей.

2.Участвует в коллективном анализе

и оценке результатов проекта.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценка.

 

Список источников по исследовательской деятельности учащихся

Печатные источники:

Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей. – С-Пб . Издательство «Каро», 2005

Рогова О. Б., Рогов А. А., Клюкина Е. А. Твоя научно-исследовательская работа: Информационные материалы для школьника. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении./ сост. И. В. Зверева. - Волгоград: ИТД "Корифей"

Масленникова А. В. Материалы для проведения спецкурса "Основы исследовательской деятельности учащихся"// Практика административной работы в школе. - 2004. - №5 - с.61 - 66.

Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении// Практика административной работы в школе. - 2003. - №5 - с. 14 - 23--Елена Соколова 14:02, 6 апреля 2010 (UTC)

Арцев М. Н. Учебно - исследовательская работа учащихся// Завуч. - 2005. - №6--Александрова Ирина 18:52, 6 апреля 2010 (UTC)

Интернет - ресурсы:

Информационный Интернет-портал нового поколения для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях современного развития общества

|ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

|Исследовательская деятельность школьников в рамках естественных наук

|Блог со ссылками на ресурсы по теме "Исследовательская деятельность учащихся "

Ушакова О.В. Исследовательская компетенция / компетентность, ее место в системе образовательных компетенций //Электронное научное издание «Актуальные инновационные исследования: наука и практика», 2009.- №3 http://actualresearch.ru/nn/2009_3/Article/pedagogy/ushakovaov3.htm 

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - http://www.eidos.ru/conf/

Этапы проведения исследовательской работы ряда авторов (Степанова М. В, Рогова О. Б., Рогов А. А., Клюкина Е. А.), адаптированные для    программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультативного курса "Разговор о правильном питании" по теме: "Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной?"

Данная разработка предназначена для учителей, работающих по курсу "Разговор о правильном питании"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?»

Данная  методическая разработка создана по программе «Разговор о правильном питании», авторы М.М.Безруких, Т.А. Филиппова, по теме: «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?». Методич...

Мастер – класс «Из чего делают каши и как сделать кашу вкусной»

Обучение участников мастер-класса построению занятий по программе «Разговор о правильном питании»   с учетом исследовательской деятельности учащихся....

Проект "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?"

Проект разработан учителем начальных классов Анаевой Гульнарой Хавиловны и учащимися 2-го "Г" класса. Цель проекта: проанализировать почему современные дети не едят каши. Оказалось, что многие учащиес...

"Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной".

Внеурочное заняти. Возрастная категория  1-2 классы....

Мастер – класс Тема: «Завтрак Почемучки. Из чего делают каши и как сделать кашу вкусной»

Обучение участников мастер-класса построению занятий по программе «Разговор о правильном питании»   с учетом применения технологии World café....

Урок "Из чего делают каши и как сделать кашу вкусной?"

С помощью разработки данного урока создать условия для формирования представлений о разнообразных кашах как обязательном компоненте ежедневного меню.Развивать представления школьников о здоровье как о...


 

Комментарии

Игнатова Анастасия Ивановна

Оригинально!