Программа кружка "История родного города" для 2 класса
рабочая программа (2 класс) по теме

Пискун Наталья Александровна

Данную программу  кружка я разработала для учеников начальных классов, учитывая их возрастные особенности и интересы. Курс занятий в кружке рассчитан на один учебный год. На занятиях в кружке "История родного города" дети в игровой и исследовательской деятельности знакомятся с историей возникновения родного города, особенностями его месторасположения на карте области, посещают музеи города и узнают о знаменитых людях нашего города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/М.И.Цурган /

Протокол № ____ от

 

«___»___________20__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Гимназия»

___________/И.Н.Жерихова /

Протокол МС № 1 от  

     

«___»____________20__г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «Гимназия»

____________/О.В.Шешенева/

Приказ № _____ от

«___»___________20__ г.

        ПРОГРАММА

 кружка

«История родного города»

Пискун Н. А.

учителя начальных классов,

первой квалификационной категории

 

2-1  класс

2012 - 2013 учебный год

Программа кружка по краеведению для младших школьников «История родного города»

Пояснительная записка

      Программа кружка «История родного города» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.   Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях.  Изучение родного города способствует воспитанию патриотического духа, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

            Программа обучения рассчитана  на школьников 1-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного города.   

         Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории города Вольска и Вольского района.

          Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения города Вольска Саратовской области, культурными учреждениями города, историей возникновения и развития Малой Родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

        Основные принципы, положенные в основу программы:

  1. принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  2. принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  3. научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  4. систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  1. словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  2. наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  3. практические методы: экскурсии по городу,изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «История родного города», необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом,  учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

Занятия кружка проходят 1 раз в неделю, 34 часа в год.

Учебно-тематический план – 34 ч.

Название темы

Дата

Практические

занятия

Теоретические

занятия

план

факт

1

Что хотим узнать о нашем городе? Флаг и герб города Вольска.

1

2

Наш край на карте Родины.

1

3

Экскурсия на набережную города: «Река Волга».  

1

4

День памяти героя Советского Союза  Виктора Талалихина. Беседа «Герои-выпускники нашей школы».

1

5

Экскурсия в школьный музей «История и традиции нашей школы».

1

6

Посещение драмтеатра. Беседа «Достопримечательности нашего города».

1

7

Экскурсия в городской парк: «Места отдыха в Вольске».

1

8

Устный журнал «История города». Страница 1 «Село Малыковка».

1

9

Устный журнал «История города». Страница 2 «Образование уездного города».

1

10

Устный журнал «История города». Страница 3 «Занятия населения города».

1

11

Устный журнал «История города». Страница 4 «Предприятия современного города».

1

12

Экскурсия в музей (отдел истории).

1

13

Беседа «О чём расскажут улицы города?»

1

14

Экскурсия по улице Революционной. Исторические здания.

1

15

Подготовка к индивидуальным проектам «Улица, на которой я живу». Поиск исторической информации.

1

16

Презентация проектов «Улица, на которой я живу».

1

17

Учебные заведения города.

1

18

Известные люди города.

1

19

Природа родного города. Экскурсия в краеведческий музей (отдел природы).

1

20

Природа родного города. Растения и животные Красной книги Саратовской области.

1

21

Чем наш город помогает стране? Беседа о заводах и фабриках Вольска.

1

22

Экскурсия на хлебозавод.

1

23

Устный журнал «Памятники и памятные места». Страница 1 «Троицкий собор».

1

24

Устный журнал «Памятники и памятные места». Страница 2 «Памятник автомобилистам ВОв».

1

25

Устный журнал «Памятники и памятные места». Страница 3 «Памятник морякам на набережной».

1

26

Памятники и памятные места. Экскурсия к мемориальному  комплексу «Вечный огонь».

1

27

Вольские художники. Экскурсия в картинную галерею.

1

28

Наш город богат талантами. Беседа «Знаменитости родом из Вольска».

1

29

Главная профессия города. Ветераны труда.

1

30

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

1

31 -32

 Культурные традиции города. История праздников и народных  гуляний.

1

1

33

Игра Поле -Чудес «Город Вольск».

1

34

Виды  города Вольска. Экскурсия на горы.

1

Прогнозируемый результат.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: историю своего края, своей школы.                        

  Учащиеся должны уметь:

- работать с историческими источниками;

- делать сообщения на тематические классные часы;

      -  оформлять полученные материалы;

      -  усвоение  начальных  знаний  и  навыков  исследовательской работы.

Список используемой литературы:

1). П.Г. Кутырёв,  А.Г.Чулков «Город Вольск» Саратов, Приволжское книжное издательство, 1985г.

2). П.Г. Кутырёв «Вольск» Москва «Советская Россия», 1980г.

3). Т.А. Шилина «Становление и развитие женского гимназического образования в Вольском уезде Саратовской губернии (конец 19-начало20века)» Вольск 2004г.

4). Интернет ресурсы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...

Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочие программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литература

Программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литератураДля учебника Александровой, программы в соответсвии с ФГОСреестром...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...