Главные вкладки

    Программа кружка "История родного города" для 2 класса
    рабочая программа (2 класс) по теме

    Пискун Наталья Александровна

    Данную программу  кружка я разработала для учеников начальных классов, учитывая их возрастные особенности и интересы. Курс занятий в кружке рассчитан на один учебный год. На занятиях в кружке "История родного города" дети в игровой и исследовательской деятельности знакомятся с историей возникновения родного города, особенностями его месторасположения на карте области, посещают музеи города и узнают о знаменитых людях нашего города.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Рассмотрено»

    Руководитель МО

    ____________/М.И.Цурган /

    Протокол № ____ от

     

    «___»___________20__г.

    «Согласовано»

    Заместитель руководителя по УВР МОУ «Гимназия»

    ___________/И.Н.Жерихова /

    Протокол МС № 1 от  

         

    «___»____________20__г.

    «Утверждено»

    Руководитель МОУ «Гимназия»

    ____________/О.В.Шешенева/

    Приказ № _____ от

    «___»___________20__ г.

            ПРОГРАММА

     кружка

    «История родного города»

    Пискун Н. А.

    учителя начальных классов,

    первой квалификационной категории

     

    2-1  класс

    2012 - 2013 учебный год

    Программа кружка по краеведению для младших школьников «История родного города»

    Пояснительная записка

          Программа кружка «История родного города» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.   Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях.  Изучение родного города способствует воспитанию патриотического духа, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

                Программа обучения рассчитана  на школьников 1-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного города.   

             Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории города Вольска и Вольского района.

              Задачи программы:

    образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения города Вольска Саратовской области, культурными учреждениями города, историей возникновения и развития Малой Родины;

    развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

    воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

            Основные принципы, положенные в основу программы:

    1. принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
    2. принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
    3. научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
    4. систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

    Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

    Методы работы:

    1. словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
    2. наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
    3. практические методы: экскурсии по городу,изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «История родного города», необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом,  учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

    Занятия кружка проходят 1 раз в неделю, 34 часа в год.

    Учебно-тематический план – 34 ч.

    Название темы

    Дата

    Практические

    занятия

    Теоретические

    занятия

    план

    факт

    1

    Что хотим узнать о нашем городе? Флаг и герб города Вольска.

    1

    2

    Наш край на карте Родины.

    1

    3

    Экскурсия на набережную города: «Река Волга».  

    1

    4

    День памяти героя Советского Союза  Виктора Талалихина. Беседа «Герои-выпускники нашей школы».

    1

    5

    Экскурсия в школьный музей «История и традиции нашей школы».

    1

    6

    Посещение драмтеатра. Беседа «Достопримечательности нашего города».

    1

    7

    Экскурсия в городской парк: «Места отдыха в Вольске».

    1

    8

    Устный журнал «История города». Страница 1 «Село Малыковка».

    1

    9

    Устный журнал «История города». Страница 2 «Образование уездного города».

    1

    10

    Устный журнал «История города». Страница 3 «Занятия населения города».

    1

    11

    Устный журнал «История города». Страница 4 «Предприятия современного города».

    1

    12

    Экскурсия в музей (отдел истории).

    1

    13

    Беседа «О чём расскажут улицы города?»

    1

    14

    Экскурсия по улице Революционной. Исторические здания.

    1

    15

    Подготовка к индивидуальным проектам «Улица, на которой я живу». Поиск исторической информации.

    1

    16

    Презентация проектов «Улица, на которой я живу».

    1

    17

    Учебные заведения города.

    1

    18

    Известные люди города.

    1

    19

    Природа родного города. Экскурсия в краеведческий музей (отдел природы).

    1

    20

    Природа родного города. Растения и животные Красной книги Саратовской области.

    1

    21

    Чем наш город помогает стране? Беседа о заводах и фабриках Вольска.

    1

    22

    Экскурсия на хлебозавод.

    1

    23

    Устный журнал «Памятники и памятные места». Страница 1 «Троицкий собор».

    1

    24

    Устный журнал «Памятники и памятные места». Страница 2 «Памятник автомобилистам ВОв».

    1

    25

    Устный журнал «Памятники и памятные места». Страница 3 «Памятник морякам на набережной».

    1

    26

    Памятники и памятные места. Экскурсия к мемориальному  комплексу «Вечный огонь».

    1

    27

    Вольские художники. Экскурсия в картинную галерею.

    1

    28

    Наш город богат талантами. Беседа «Знаменитости родом из Вольска».

    1

    29

    Главная профессия города. Ветераны труда.

    1

    30

    Наш край в годы Великой Отечественной войны.

    1

    31 -32

     Культурные традиции города. История праздников и народных  гуляний.

    1

    1

    33

    Игра Поле -Чудес «Город Вольск».

    1

    34

    Виды  города Вольска. Экскурсия на горы.

    1

    Прогнозируемый результат.

    В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

    Учащиеся должны знать: историю своего края, своей школы.                        

      Учащиеся должны уметь:

    - работать с историческими источниками;

    - делать сообщения на тематические классные часы;

          -  оформлять полученные материалы;

          -  усвоение  начальных  знаний  и  навыков  исследовательской работы.

    Список используемой литературы:

    1). П.Г. Кутырёв,  А.Г.Чулков «Город Вольск» Саратов, Приволжское книжное издательство, 1985г.

    2). П.Г. Кутырёв «Вольск» Москва «Советская Россия», 1980г.

    3). Т.А. Шилина «Становление и развитие женского гимназического образования в Вольском уезде Саратовской губернии (конец 19-начало20века)» Вольск 2004г.

    4). Интернет ресурсы.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программ по родной литературе (татарская) 2 класс ФГОС

    Рабочая программа для учителей работающих в Республике Башкортостан....

    Рабочая программа по родной литературе 3 класс в условиях ФГОС

    В программе изложены личностные, предметные, метапредметные результаты, УУД по предмету....

    рабочая программа по родной литературе(башкирской) 2 класс

    “Башҡорт әҙәбиәте”буйынса программа “Мәғариф тураһында”ғы законға, “Дөйөм белем биреү йөкмәткеһенең фундаменталь үҙәге” документына, “Рәсәй Федерацияһының икенсе быуын Федераль дәүләт хөкүмәт стандарт...

    Рабочая программа по родному (марийскому) языку и литературному чтению для 4 класса

    Рабочая программа по родному (марийскому) языку и литературному чтению для 4 класса включает пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование....

    Конкурсно – игровая программа «Знатоки родного края» в начальных классах

    Конкурсно – игровая программа  «Знатоки родного края»  в начальных классах посвящена 90- летнему юбилею Икрянинского района.Данная разработка в развлекательно- игровой форме позволяет у...

    рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе для 1 класса по программе Сынбулатовой Ф.Ш., Дәүләтшиной М.С.

    рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе ( алифба + башкирский язык и литература)  для 1 класса  по программе Сынбулатовой Ф.Ш., Дәүләтшиной М.С., 3 часа в неделю...