Программа кружка "История родного города" для 2 класса
рабочая программа (2 класс) по теме
Данную программу кружка я разработала для учеников начальных классов, учитывая их возрастные особенности и интересы. Курс занятий в кружке рассчитан на один учебный год. На занятиях в кружке "История родного города" дети в игровой и исследовательской деятельности знакомятся с историей возникновения родного города, особенностями его месторасположения на карте области, посещают музеи города и узнают о знаменитых людях нашего города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка История родного города Вольска | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________/М.И.Цурган / Протокол № ____ от
«___»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Гимназия» ___________/И.Н.Жерихова / Протокол МС № 1 от
«___»____________20__г. | «Утверждено» Руководитель МОУ «Гимназия» ____________/О.В.Шешенева/ Приказ № _____ от «___»___________20__ г. |
ПРОГРАММА
кружка
«История родного города»
Пискун Н. А.
учителя начальных классов,
первой квалификационной категории
2-1 класс
2012 - 2013 учебный год
Программа кружка по краеведению для младших школьников «История родного города»
Пояснительная записка
Программа кружка «История родного города» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного города способствует воспитанию патриотического духа, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 1-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного города.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории города Вольска и Вольского района.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения города Вольска Саратовской области, культурными учреждениями города, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: экскурсии по городу,изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «История родного города», необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Занятия кружка проходят 1 раз в неделю, 34 часа в год.
Учебно-тематический план – 34 ч.
№ | Название темы | Дата | Практические занятия | Теоретические занятия | |
план | факт | ||||
1 | Что хотим узнать о нашем городе? Флаг и герб города Вольска. | 1 | |||
2 | Наш край на карте Родины. | 1 | |||
3 | Экскурсия на набережную города: «Река Волга». | 1 | |||
4 | День памяти героя Советского Союза Виктора Талалихина. Беседа «Герои-выпускники нашей школы». | 1 | |||
5 | Экскурсия в школьный музей «История и традиции нашей школы». | 1 | |||
6 | Посещение драмтеатра. Беседа «Достопримечательности нашего города». | 1 | |||
7 | Экскурсия в городской парк: «Места отдыха в Вольске». | 1 | |||
8 | Устный журнал «История города». Страница 1 «Село Малыковка». | 1 | |||
9 | Устный журнал «История города». Страница 2 «Образование уездного города». | 1 | |||
10 | Устный журнал «История города». Страница 3 «Занятия населения города». | 1 | |||
11 | Устный журнал «История города». Страница 4 «Предприятия современного города». | 1 | |||
12 | Экскурсия в музей (отдел истории). | 1 | |||
13 | Беседа «О чём расскажут улицы города?» | 1 | |||
14 | Экскурсия по улице Революционной. Исторические здания. | 1 | |||
15 | Подготовка к индивидуальным проектам «Улица, на которой я живу». Поиск исторической информации. | 1 | |||
16 | Презентация проектов «Улица, на которой я живу». | 1 | |||
17 | Учебные заведения города. | 1 | |||
18 | Известные люди города. | 1 | |||
19 | Природа родного города. Экскурсия в краеведческий музей (отдел природы). | 1 | |||
20 | Природа родного города. Растения и животные Красной книги Саратовской области. | 1 | |||
21 | Чем наш город помогает стране? Беседа о заводах и фабриках Вольска. | 1 | |||
22 | Экскурсия на хлебозавод. | 1 | |||
23 | Устный журнал «Памятники и памятные места». Страница 1 «Троицкий собор». | 1 | |||
24 | Устный журнал «Памятники и памятные места». Страница 2 «Памятник автомобилистам ВОв». | 1 | |||
25 | Устный журнал «Памятники и памятные места». Страница 3 «Памятник морякам на набережной». | 1 | |||
26 | Памятники и памятные места. Экскурсия к мемориальному комплексу «Вечный огонь». | 1 | |||
27 | Вольские художники. Экскурсия в картинную галерею. | 1 | |||
28 | Наш город богат талантами. Беседа «Знаменитости родом из Вольска». | 1 | |||
29 | Главная профессия города. Ветераны труда. | 1 | |||
30 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | 1 | |||
31 -32 | Культурные традиции города. История праздников и народных гуляний. | 1 | 1 | ||
33 | Игра Поле -Чудес «Город Вольск». | 1 | |||
34 | Виды города Вольска. Экскурсия на горы. | 1 |
Прогнозируемый результат.
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.
Учащиеся должны знать: историю своего края, своей школы.
Учащиеся должны уметь:
- работать с историческими источниками;
- делать сообщения на тематические классные часы;
- оформлять полученные материалы;
- усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Список используемой литературы:
1). П.Г. Кутырёв, А.Г.Чулков «Город Вольск» Саратов, Приволжское книжное издательство, 1985г.
2). П.Г. Кутырёв «Вольск» Москва «Советская Россия», 1980г.
3). Т.А. Шилина «Становление и развитие женского гимназического образования в Вольском уезде Саратовской губернии (конец 19-начало20века)» Вольск 2004г.
4). Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Башҡорт теленән эш программаһы(Рабочая программа по родному башкирскому языку для 1 класса)
Рабочая программа предназначена для первого класса...
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...
Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочие программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литература
Программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литератураДля учебника Александровой, программы в соответсвии с ФГОСреестром...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...