Система Л.В.Занкова как фактор развития мотивированных и одарённых детей
статья на тему

Логинова Ирина Сергеевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pro_odaryonnost.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система Л.В.Занкова  как фактор развития  мотивированных и одарённых детей

                                                                                   

                                                                         Логинова И.С., учитель начальных

                                                                                  классов МОУ «СОШ № 42»          г. Чита

Реформы, проходящие сегодня в нашем обществе, не могут не затронуть систему народного образования, поскольку именно она определяет «завтра» страны. Актуальность проблемы обучения одаренных детей для современной системы образования отражает поворот государства к личности и осознание особой ценности для государства творческого потенциала его граждан. В соответствии с потребностями общества в высоко квалифицированных специалистах, способных содействовать повышению качества жизни населения и подъёму престижа России на уровне мирового сообщества, а также с тенденциями в российском образовании, направленными на раскрытие личностного потенциала (в соответствии с Федеральной целевой программой «Дети России» и её подпрограммой «Одарённые дети») особо актуальной становится проблема развития творческих ресурсов общества, среди которых центральное место занимает детская одарённость

 Одаренные дети» — это особый мир детства, и задача педагога   направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум опыта, знаний и  способностей. Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей. Под способностями понимаются (по Б. М. Белову) психологические особенности, отличающие одного человека от других, причем они обусловливают успешность выполнения какого-либо действия или многих действий.   Важным для способностей является то, что они взаимно компенсируются, то есть невыраженные качества подкрепляются более выраженными.

   Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Они   выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению  знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность, которая выступает в самых разных формах: потребность во впечатлениях, в целенаправленной  познавательной деятельности и в познавательной информации. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания, любознательность, а это всё факторы успешности человека. Ведь по-настоящему успешными могут быть люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в любой ситуации.   В своей  учебной  деятельности ребёнок должен видеть варианты выполнения своих обязанностей и выбирать наиболее продуктивные из них, а для этого ему придётся постоянно совершенствоваться, осваивая новые приёмы. Поэтому именно на старте, будучи  ребёнком, человек должен научиться   основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании. И мы глубоко убеждены, что условия для развития  необходимых современному человеку качеств создаёт система, разработанная нашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым.

Целью обучения школьников по Занкову является достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребёнка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причём каждому из этих компонентов  придавал одинаково важное значение. Обучение по системе Л. В. Занкова выдвигает на первый план усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребёнка в общем развитии.

Важной особенностью системы  является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребёнка, т.е. обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс, сколько на каждого конкретного ученика. Такое обучение называется   личностно ориентированным, развивающим. От того, как осуществляется современное школьное образование, во многом зависит то, насколько талантливы, будут наши дети. Важно, чтобы сам педагог мог побуждать детей к самосовершенствованию, к саморазвитию в значимых для него видах деятельности, ибо  только развивающийся педагог, успешно решающий  задачи своего  развития и совершенствования,  способен формировать у ребёнка потребность в саморазвитии, способствовать раскрытию его задатков и способностей. Главная задача педагога – создать в процессе обучения такую эмоциональную обстановку,  чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено».

 Основные отдалённые результаты действия системы развивающего обучения –  высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями; а более близкие результаты - высокие показатели по участникам и победителям в олимпиадах, занковских марафонах, по  количеству медалистов и поступающим в средние и высшие учебные заведения. Особенность системы состоит в согласовании ведущей роли обучения с бережным отношением к внутреннему миру ребёнка, с предоставлением простора его индивидуальности, т.е. в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание одновременно единства и  противоречивости этих двух начал и является движущей силой развития системы Л.В. Занкова.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие познавательных способностей младших школьников в системе поддержки одарённых детей"

    Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления и развития и поддержки одарённых детей.  Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для ода...

Выявление и развитие одарённости детей как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы...

Одарённые дети в системе работы учителя начальных классов

Выступление на методическом объединении...

Система работы с родителями одарённых детей

Данный методический материал поможет учителю начальных классов правильно организовать психологическую, информационную и практическую работу с родителями одарённых детей....

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-дви...