Создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одарённых детей
статья по теме

В статье описывается работа с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13

с углублённым изучением отдельных предметов»

г.Губкина Белгородской области

Создание условий в школьной системе воспитания

для социальной адаптации одарённых детей

Подготовила  Кондратьева Т.И.,

учитель начальных классов

2012

     Одарённость человека –

это маленький росточек, едва

проклюнувшийся из земли и

требующий к себе огромного

внимания. Необходимо холить

и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё необходимое, чтобы

он вырос и дал обильный плод.                            

                               В.А.Сухомлинский

  Одно из приоритетных направлений президентской инициативы «Наша новая школа» - работа с одаренными детьми. Система работы с одаренными учащимися является многоуровневой структурой, позволяющей выявить, создать условия и обеспечить развитие детей, чей уровень развития потенциально близок к так называемым «одаренным». Современная школа  представляет собой основание этой системы.

   Если способности ребенка не находят своего полноценного и творческого развития, то виноваты в том взрослые, которые либо не создали условий, необходимых для развития природных возможностей ребенка, либо загасили его природные способности своими догматическими методами обучения. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей обучающихся.

  Одарёнными детьми считают:

  1. детей с интеллектом выше среднего;
  2. детей с высоким уровнем творческих способностей;
  3. детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
  4. детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

   Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями, однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70 %, то к четырнадцати годам — 30-40 %, а к семнадцати — только 15-20 %.

Различают степени одарённости:

- сверходаренные дети, таких называют гениями (это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч);

- высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %;

- собственно одаренные (15-25 %).

Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.

   Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания.

   В первой сфере происходит осмысление, освоение и расширение видов деятельности, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

    В сфере общения происходит расширение круга общения, углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе.

    В сфере сознания – формирование образа собственного «Я», осмысление своей социальной принадлежности, формирование самооценки.

    В процессе социальной адаптации ребенка появляется потребность «быть как все». Но параллельно с этим формируется и другая потребность – проявить себя, свою индивидуальность. При этом происходит взаимная трансформация и личности, и среды.

    Работа с одарёнными и способными детьми началась с их выявления с момента поступления в 1-ый класс. Этот процесс осуществлялся на основе наблюдений, изучения психологических особенностей речи, памяти, мышления, внимания, воображения. Кроме того, использовались анкетирование и тестирование учащихся и их родителей, изучалась медицинская карта ребёнка. Основная задача на этом этапе – собрать разнообразную информацию об учащемся. К концу 1-го полугодия 1-го класса с участием школьного психолога была составлена «Карта интересов» младшего школьника, определены уровни интеллектуального развития, творческого мышления, психосоциального развития, направленности личности. В результате выявлены дети с опережающим развитием и склонностями к той или иной сфере деятельности.

Следующий этап работы с одарёнными и способными детьми – создание мотивации и  условий для их оптимального развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними.

     Для развития одарённых детей я использую следующие формы работы:

1) развитие творческих способностей учащихся через уроки, занятия кружков, платные дополнительные образовательные услуги;

2) исследовательская работа;

3) работа секции НОУ;

4) система творческих конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, интеллектуальных конкурсов («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Человек и природа», «Инфознайка», «КИТ», молодёжный предметный чемпионат «Старт», «Познание и творчество», «Интеллект-экспресс»);

5)  выставки достижений;

6) консультации для родителей по развитию детской одарённости;

7)создание портфолио.

    Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах. Работа направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», блицтурниры, использую  логические,  поисковые задания, нестандартные задачи, организую работу в группах.

     В школе введены эффективные формы стимулирования одаренных детей: организация выставок творческих работ, публичные поощрения на линейке, размещение фотографий на стендах, отправление благодарственных писем родителям.

    Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, повысилась познавательная активность детей, результативность участия в разного рода конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.

    Тем не менее, при работе с одаренными детьми есть ряд проблем, требующих решения.

1. Зачастую наличие общей одаренности, успешность в различных видах деятельности не позволяет сконцентрироваться в определенном направлении и достичь результатов. Имеют место перегрузки, участие одних и тех же детей во всех мероприятиях (олимпиадах, конференциях, соревнованиях и т.д.).

 2.Дети и родители не всегда имеют представления о возможностях   реализации таланта во взрослой жизни, что приводит к снижению мотивации.

3. Зачастую у одарённых детей  развитая речь и богатый словарный запас   могут проявляться только в устной речи.

4. Одарённые дети любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал.

5. Они способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.

 6.Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи.

7.Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.

    Благодаря системной и планомерной работе дети станут успешными, счастливыми людьми.

Советы учителю

  1. Не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще  всего оказываться победителем, что может вызвать  неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой  стремится учитель.
  1. Учитель не должен возводить одаренного ребенка на  пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности его достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.
  2. Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  3. Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  4. Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.  
  5. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.  
  6. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.  
  7. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

   Будем  помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души.  Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому  ребенку от рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для обучения и воспитания учащихся начальной школы

Создание условий для обучения и воспитания учащихся начальной школы...

"Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей".

Создание благоприятных условий для более полного раскрытия индивидуальных способностей на всех этапах развития и становления личности может быть реализовано на основе комплексной программы, предусматр...

Создание условий для успешной адаптации детей с ОВЗ к школьной жизни

В статье рассматриваются важные аспекты по созданию  условий для успешной адаптации   детей  с ОВЗ  к школьной жизни...

Выступление на педсовете "Создание условий для повышения качества, вариативности и доступности образования для детей с разным уровнем успеваемости"

Статья содержит метериал из опыта работы по теме "Создание условий для повышения качества, вариативности и доступности образования для детей с различным уровнем успеваемости"....

Обобщение опыта работы по теме "Система работы по социальной адаптации младших школьников"

                             Одной   из   основных   задач   воспита...

«Развитие социальной адаптации у детей с УО и ТМНР в коррекционной школе»

В статье приведены некоторые примеры  из опыта работы по развитию социальной адаптации детей с ОВЗ и ТМНР...