Урок по обучению грамоте.
план-конспект урока (1 класс) по теме

Пронина Любовь Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл del._na_sl.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Мои игрушки. Гласные звуки. Деление слова на слоги»

Цель: Выявить слогообразующую роль гласных звуков. Научить делить слова на слоги. Отработать написание е-образных элементов.

  1. Работа в прописи.

Что необычного заметили в изображении животных? ( игрушки.)

- Из какого материала сделаны эти игрушки?

2. Обведение по контуру гривы и кисточки хвоста у львов на с.20

- Из каких элементов состоит грива? (Из петель, пружинка.)

- Из какой точки начинаем обводить?

- Обведите по контуру жёлтым цветом.

3. Обучение написанию е-образных элементов.

- Рассмотрите внимательно весь разворот страницы 20-21. Что интересного заметили? (Страницы состоят из одинаковых элемен.)

- Встречались ли мы с такими элементами?

а) Обведение образца с попутным комментированием учителя:

- Обведём сначала все прямые наклонные линии синим цв. сначала на с. 20, потом сразу на с. 21, уже без точек-подсказок.

- Обведём петельки зелёным цветом на с. 20-21. Ведём вправо вверх, закругляем, ведём плавно вниз, закругляем и отрываем руку.

б) Проводится анализ каждой строки, написание всех элементов показывает учитель на доске.

в) Обведение образца с попутным комментированием учителя:

- Из каких петель состоит соединение на следующей стр. Сколько петелек в соединении? (Три.) Сколько маленьких, сколько больших?

- Обведём первую тройку зелёным цветом, вторую тройку kрасным. Будем чередовать. Сначала на с. 20, потом сразу продолжаем строчку на с. 21.

- Что произошло с петельками на третьей строчке?

- Сколько петелек в каждом соединении?

- Напишем в воздухе, рука стоит на локотке, с опорой на парту.

- Выберите три разных цвета и обведите по очереди все эти соединения. Сначала на с. 20, затем продолжая эту же строчку на с. 21.

Учитель задаёт ритм написания каждого элемента.

Y По необходимости проводится физминутка. 

II. Изучение нового материала.

1. Знакомство с понятием «слог». Обучение делению слова на слог

- Представьте, что наши львы выступают в цирке. Они соревнуются с тиграми.

- Какое слово кричат зрители, когда хотят, чтобы спортсмен победил? (Имя спортсмена.)

- Давайте представим, что мы болельщики, и крикнем, как они: Лё - ва! Лё - ва!»

- Как мы кричали это слово: целиком или по частям?

- Эти части называются слогами. Повторим хором.

- Слоги - это такие сочетания звуков, из которых состоит слово.

- Давайте ещё раз скажем слово Лёва по слогам.

- Какой первый слог? А второй слог?

- А что кричат болельщики, если их команда выигрывает? ( «Молодцы!» [ма ла цы]!)

У меня есть две схемы

 --------------    ----------------

  О      О       О  О  О

 Как вы думаете, какая относится к слову Лёва, а какая к слову молодц|ы? Докажите.

Теперь, если нужно будет разделить слово на слоги, представьте на стадионе и кричите это слово игрокам. Что на схеме вам кажется незаконченным?

- Заменим белые кружки красными кружками, они обозначают Эти звуки.

Сколько частей в слове Лёва?  Как называются эти части? Сколько гласных?

Сколько частей в слове молодцы? Как называются эти части? Сколько гласных?

Давайте потренируемся. (Учитель называет слово, дети делят его

На слоги.)

Какие ещё слова мы можем произнести, глядя на картинку? (Гри-вы, хвост, кисточка, уши, глаза, лапы)

II. Работа в Букваре и в тетради для печатания.

 1. Замена слова схемой.

 Откройте Букварь нас. 26. Представьте себе, что вы попали в магазин игрушек. Какие игрушки продаются в магазине? Давайте запишем схемы этих слов в тетрадь для печатания, дети записывают схему каждого слова, обозначают количество гласных звуков и называют их.

2. Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков.

Рассмотрим 1 -ю пару картинок. Кто изображён слева? (Кот.) Сколько гласных звуков? (Один.) Какой? ([о].) Кто изображён справа? (Кит.)

- Сколько гласных звуков? Какой?

- Почему две картинки, два разных слова, а схема одна? Что общего? Один гласный звук.)

-Следующая пара «домик - труба» разбирается аналогично. А что показывает эта вертикальная маленькая чёрточка? (2 слога.) - Давайте проверим.

Скандируют слова и убеждаются, что в них 2 слога. А почему в 1-й схеме чёрточки нет? (Потому что в этих словах 1 слог.)

Аналогично разбираем 3-ю пару слов. А теперь давайте ещё раз сравним все три схемы и заполним таблицу.

Гласные звуки

Слоги

1

1

2

2

3

3

- Сколько гласных в слове? Сколько слогов?

- Сколько гласных в одном слоге?

- Что замечаете?

- Давайте сделаем вывод. (Сколько в слове гласных звуков, cтолько и слогов.)

- Как же мы можем проверить, правильно мы разделили слово на слоги или нет? (Посчитать количество гласных.)

- А может быть слог без гласного?

III. Работа в прописи на с. 20-21.

1. Обведение образца с попутным комментированием учителя:

- Какие строчки не обвели?

- Какие элементы нужно обвести на 4-й строке?

- Указательным пальчиком правой руки напишем их на левой ладошке.

Учитель даёт образец на доске.

- Сколько петелек в каждом соединении?

- Сколько одинаковых петелек?

- Обведём первую тройку зелёным цветом, вторую тройку красным, будем чередовать цвет. Сначала обводим на с. 20, потом с продолжаем строчку на с. 21.

2. Анализ работы. Проводится анализ каждой строки

 IV. Работа с картинками на с. 27.

1. Развитие умений.

- Рассмотрите все картинки. Что это? Можно сказать, для какой сказки их приготовили? (Для нескольких.)

- Давайте озвучим эти схемы и закончим их.

- Сколько в слове волк гласных? (Один.) Какой? Обозначьте.

- Сколько слогов в слове волк? Представьте себя на стадионе и кричите, как болельщики.

- А можно было бы назвать этот рисунок другим словом – волчище? Почему? Сколько гласных? Какие? Сколько слогов? Тогда схема получится совсем другая.

Аналогично ведётся работа над другими словами: лиса, лисичка, старик, дед, дедушка; старуха, бабушка; рыбка, рыба. Обращаем внимание детей, что слог заканчивается гласным звуком (кричим, скандируем: волчище, лисичка, дедушка, бабушка, рыбка).

2. Развитие устной речи. 

Коллективное составление и рассказывание сказки «Волк и Лиса».

- Чем интересны картинки? (Это куклы для кукольного театра.)

- Какую сказку можно показать с помощью этих кукол?

- А как называется сказка про золотую рыбку? ( «Сказка о рыбаке и рыбке».)

- Кто её написал, кто автор? (А.С. Пушкин.)

- Давайте вспомним сказку «Волк и Лиса». Как она начинается? Дети рассказывают сказку.)

- А теперь посмотрите на схему под картинками. Это схема слова или предложения? Докажите.

- Давайте составим предложение по этой схеме. (Жили-были старик со старухой.) Пусть этим предложением и начнётся наша сказка.

3. Инсценировка сказки.

 V. Подведение итогов.

- Какую роль играют гласные звуки в нашей речи?

- Сколько гласных может быть в одном слоге?

- Как слово разделить на слоги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"

Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте Тема урока: Буквы С с. Закрепление.

Конспект урока по обучению грамотеТема урока: Буквы С с. Закрепление....

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Йй.

Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной р...

Конспект урока по обучению грамоте (письмо) Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга?

Конспект урока по обучению грамоте (письмо)Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга? Тип урока: урок открытия нового знания.Цель деятельности учителя:- формировать навыки копирова...

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Заглавная буква Б" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной  "Заглавная буква Б". УМК "Школа России"...