Урок по русскому языку в 3 классе по теме "Омонимы"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Богордаева Надежда Геннадьевна

Урок русского языка по теме "Омонимы" был проведен в 3 классе по программе "Школа России", авт. В. П. Канакина. В содержании урока был использован краеведческий материал: стихи хантыйского поэта Ю. Шесталова, мансийского А. Тарханова, сведения природоведческого характера. Урок построен с помощью ИКТ технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя: Богордаева Надежда Геннадьевна.

Класс: 3

Предмет: Русский язык.

Тема: Омонимы.

Программа «Школа России»,

 авт. Канакина В. П

Тема

Омонимы.

Цель урока

Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость. Развивать речь, наблюдательность, мышление обучающихся.

Развивать познавательный интерес при работе со словарями.

Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с текстом для учащихся, ваза с  веточками рябины.                      

Задачи урока

Регулятивные:  самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения, 

преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.                                                        

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, работа со словарем омонимов);

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

- работа над формированием логических умений: сравнение, обобщение, построение цепочки рассуждений.  

Коммуникативные:

учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, использовать различные источники и средства обучения: учебник, справочный материал, толковый словарь, печатные материалы для  работы.               Личностные: оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общечеловеческих ценностей; осознавать свою сопричастность к происходящему вокруг, учиться бережно относиться к богатствам  югорского края.

Планируемый результат

 Знать, какие слова называются омонимами, уметь пользоваться словарем омонимов, находить омонимы в тексте

Основные понятия

Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы.

Межпредметные связи

Окружающий мир, краеведение, литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник Русский язык, часть1  авт. В.П. Канакина,

В. Г. Горецкий. Рабочая тетрадь к учебнику,


Толковый словарь С.И.Ожегова, карточки с упражнением.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная,  в паре.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап.  Органи-зацион- ный момент.

Цель - активизация учащихся.

-Урок русского языка. Улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем удачи.

-Осень к нам пришла

Красный факел зажгла.

Здесь птицы снуют,

И галдя, его клюют.

В сенокос она горька,

А в мороз сладка,

Что за ягодка?

Словесный, мотивация учебной деятельности.

Настрой учащихся на работу на уроке.

Проговаривают правила общения:

- Если знаешь ответ на вопрос – говори, а если не знаешь – слушай других, кто знает.

II этап.

Провер-ка домаш- него задания.

Актуализация знаний.

Цель -

обобщить знания об однозначных словах и о синонимах

- Отгадайте загадку.


-О каком растении идет речь?

-Какие признаки растения, перечисленные в стихотворении, помогли вам отгадать загадку?

- Растет ли рябина в наших краях? Кто видел, поднимите руку?

Этот яркий красивый букет из рябины будет украшением нашего урока.

-Запишите отгадку, выделите орфограмму, назовите лексическое значение данного слова, прочитав толкование в словаре С. И. Ожегова.



- Красота этого растения вдохновляет многих наших поэтов и писателей на создание своих произведений.

 

-Прочитайте  выразительно отрывок из стихотворения  мансийского поэта

А. Тарханова


Рябиновый пир.


На пир рябиновый спешите, сойки.

Опять леса рябиною горят.

И песни осени прощально спойте

На пне багряном посреди опят.




-Объясните значение слов пир, сойки, опят.

-Назовите синонимы к словам спешите, багряном.

-Найдите в тексте однокоренное слово к слову рябина.

- Подберите к этому слову другие однокоренные слова и запишите их в тетради.



















Работа со стихотворением

мансийского поэта А. Тарханова,  с толковым словарем Словесный, наглядный, беседа.








Демонстрация букета.


Демонстрация цитаты из словаря на экране после работы со словарями.



Организация работы с текстом произведения,

с повторением  темы «Лексическое значение слова, слова-синонимы»













Организует работу по прослушиванию ответов учащихся, чередуемую с работой в тетради.




.












Обсуждают ответы на вопросы.








Работа с толковыми словарями.


Ученики читают стихотворение  А. Тарханова «Рябиновый пир» на экране проектора, объясняют значения слов, находят однокоренное слово, записывают его в тетради, подбирают синонимы.









Учащиеся записывают слова: рябиновый, рябинка, рябиновка, рябчик, рябой, рябь и объясняют их лексическое значение ( в случае затруднения используют толковый словарь).

III этап.

Изуче- ние нового матери- ала.

Цель- познако-

мить учащихся со

словами- омонимами.

-Как называется заросль из деревьев рябины?

-Учащиеся записывают слово рябинник, разбирают слово по составу, объясняют правописание удвоенной «н».


-На доске записаны слова рябинке, на, рябинники, уселись. Составьте из слов предложение и запишите его.

-Почему вы удивлены?

-Обратимся к толковому словарю.

- Что интересного вы узнали?

-Как называются слова, у которых несколько значений?





Тема сегодняшнего урока «Омонимы».

Прочитаем в учебнике правило на стр. 45.


-Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

         


-Прочитайте на карточках стихотворение мансийского поэта Ю.Шесталова.

Лайка.

Лайка, друг мой первый.

Самый надежный,

Друг самый верный,

Ты рядом идешь,

Как храбрый воин.

Даже в темную ночь

Я с тобою

Спокоен.

-О ком говорит Юван Шесталов?

Что означает слово лайка?

Как вы думаете, это слово однозначное или многозначное? Ответить на этот вопрос нам поможет словарь омонимов.

Итак, слово лайка - многозначное.

- Выпишите из текста омонимы, синонимы, к слову храбрый запишите антоним.


-Откройте рабочие тетради на стр.26, упр.57.

Прочитайте задание. Впишите в предложение пропущенное слово.

-В каком словаре можно найти данные слова?


Так какие виды слов мы теперь с вами знаем?

(Антонимы. синонимы, омонимы)


-Упр.58, стр.26. Прочитайте загадку, отгадайте.

Подчеркните в словах изученные орфограммы. Впишите в каждое предложение слово-омоним (отгадку) и его толкование словами  из загадки.

-Чем интересно слово норка?

(Звучит и пишется одинаково, но имеет разное значение).

Постановка проблемного вопроса.

Словесный, наглядный методы.

Работа в паре.

Демонстрация картины зарослей рябины на экране.

















Организует физкультминутку.

























Фронтальная проверка.












Работа с диском-приложением к

учебнику при проверке упражнения 58.

Пишут слово в тетради. Формулируют тему урока.




Работают со словарем. омонимов на стр. 156 учебника, узнают значения слова рябинник.




Учащиеся самостоятельно называют тему урока, читают в учебнике на стр. 45 сведения об омонимах в разделе «Сведения об языке».






Читают стихотворение.


Самостоятельная

работа  учащихся.





Работа со словарем стр. 156 учебника.





Выполняют упражнения в рабочей тетради по закреплению правила об омонимах.




Учащийся работает у доски.

IV этап.

Итог урока. Рефлек- сия деятель-ности.

.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Расскажите по схеме.

Я                  Знал

                     Узнал

Домашнее задание.

- Правило, стр. 45, упр. 76

Используемые ресурсы:

Рабочая  тетрадь по русскому языку

В.П.Канакина, часть1, Москва «Просвещение», 2013г.

Учебник Русский язык, часть1,

В.П. Канакина, В. Г. Горецкий ,

Толковый словарь С.И.Ожегова.

Край родной. Азбука краеведения [Текст] / автор-сост. О.Н.Гаврилова. – Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2001.



Предварительный просмотр:

Итоговая проверочная работа 4 класс

 Обведи знаком           правильный ответ.

  1. Наш край находится:

 1) в Европе;          2) в Азии;            3) на Дальнем Востоке.

  1. Наш край носит название:

1) ХМАО-Югра;             2) ЯНАО;          3) Россия.

  1. Он расположен на  равнине, которая называется:

     1) Восточно-Европейская;                 2) Западно-Сибирская.

  1. Какова площадь нашего края по сравнению с соседними?

1) Больше.               2) Меньше.           3) Такой же.

  1. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре городов:

     1) 13;                  2) 14;                 3) 15.

  1. Столицей нашего края является:

1) Сургут;             2) Нефтеюганск;         3) Ханты-Мансийск.

  1. Ты живешь в:

1) селе;               2) поселке;          3) городе.

  1. Главное богатство нашего края:

1) уголь;         2) железная руда;         3) нефть.

  1. Люди, которые добывают полезные ископаемые, называются:

1) историки;        2) геологи;          3) археологи.

10. Первую нефть добыли  у нас в:

1) 1950 г.;                        2) 1960 г.;                  3) 1970 г.

11.  Большая часть нашего края расположена в природной зоне:

1) степь;     2) тайга;      3) тундра.  

12. Какие деревья преобладают в тайге?

1) Хвойные.      2) Лиственные.      3) Игольчатые.          

13. Растут ли в тайге лиственные деревья?

1) Да.                      2) Нет.    

14. Что растет выше?

     1) Травы.        2) Кустарники.        3) Деревья.    

15. Какое дерево в тайге вырастает выше других?

    1) Ель.           2) Береза.        3) Кедр.    

16. У какого дерева самая прочная древесина?

1) Ель.          2) Кедр.         3) Лиственница.

17. Сосновый лес на песке называется:

     1) пихтач;       2) бор;         3) тайга.

18. Грибы – это:

1) растения;        2) животные;         3) особое царство природы.

      19. Укажи неверное утверждение.

1) Собирать нужно те грибы, которые хорошо знаешь.

2) Несъедобные грибы надо уничтожать.

3) Нельзя собирать грибы у дорог и в городе.

4) Грибы надо срезать ножиком, иначе повредишь грибницу.

20. Гриб, растущий на березе, называют:

1) прутовик;         2) трутовик;      3) берёзовик.      

21. Ночная птица, которая водится в наших краях - это:

1) сорока;     2) голубь;       3) сова.

22. Певчую птицу поползня еще  называют:    

1) рыболовом;             2) акробатом;          3) санитаром леса.  

23. Музыкальный инструмент ханты и манси называется:      

1) утка;                 2) лебедь;                3) журавль.    

24. Зимнюю одежду из меха у  ханты называют:

1) гусь;              2) журавль;            3) кулик.

25.Тетеревиная птица, у которой зимой окраска белая, а летом пестрая:  

     1) рябчик;       2) глухарь;           3) куропатка.

26. Самая высокая птица Югры:

    1) стерх;          2) орел;        3) сокол.

27. Дольше всех из наших птиц живет:

1) воробей;         2) дятел;         3) сокол.

28. Многие птицы стараются быть ближе к жилью человека, потому что:

1) Легче найти корм.        2) Безопаснее.         3) Птицы нас любят.                    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....