Открытый урок по окружающему миру во 2 классе
план-конспект урока (2 класс) по теме

Мустафина Альбина Нураддиновна

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе по теме :"Лес-природное сообщество"

На данном уроке окружающего мира дети знакомятся с лесом, как природным сообществом. Это проектный урок с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами. Урок полностью соответствует возрастным особенностям детей и направлен на формирование у учащихся представления леса, как природном сообществе, на развитие личности, способствует умению работать парами и в коллективе. С целью раскрытия эмоциональных ресурсов, актуализации сферы эмоциональных переживаний были созданы ситуации, ориентированные на осознание, оценку, воспроизведение детьми различных эмоциональных состояний, использованы методы и приёмы актуализации эмоционального состояния, стимулирования их деятельности. Данный урок имеет яркую эмоциональную окраску. Используются современные технологии: здоровьесберегающие, имитационно-ситуативные, присутствовал элемент игры, использовались технические средства (компьютер с презентацией),наглядный материал. Урок полностью разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Лес-природное сообщество.

УМК : «Школа XXI века».

Цели: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;

Задачи:

  1. образовательная : ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса;
  2. развивающая : развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, работать в группе, логически верно выражать свои мысли;
  3. воспитывающая: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок — исследование

На уроке были использованы общедидактические принципы:

-наглядности

-последовательности

-доступности

-связь теории с практикой

-воспитывающего обучения.

Оборудование:  аудиозапись «Птичьи голоса»,презентация к уроку, картины леса, простые карандаши, наглядность к правилам, задания на листочках, картины художников, карточки к игре, карточки с названиями леса.

Ход урока:

1. Организационный момент

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

 И тихонечко сидим.

2. Актуализация опорных знаний

-Давайте вспомним, ребята, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке?(о природных сообществах)

-А какие природные сообщества вы знаете?(лес, луг, водоём, поле)

-Молодцы!

3. Постановка проблемы и сообщение темы и целей урока.

        -А сейчас давайте закроем глазки и послушаем… (аудиозапись «Птичьи голоса»).

        -Что вы услышали? (птичьи голоса)

-А где мы можем чаще всего услышать птичьи голоса?

                        Дом со всех сторон открыт,

                        Он резною крышей крыт.

                        Заходи в зеленый дом,

                        Чудеса увидишь в нем. (Лес)-Слайд 1.

-Правильно, в лесу.

-Как вы думаете ,о чём мы с вами будем говорить на нашем сегодняшнем уроке? Кто сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

Правильно, тема нашего урока : «Лес- природное сообщество»(открывается презентация с названием темы)-Слайд 2

-Мы с вами совершим сегодня небольшое путешествие по лесу. Вы будете сегодня туристами, а я вашим экскурсоводом.

-Согласны? (даааа)

-Одеваем наши кепочки и отправляемся в лес!

-Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою,

Ночью тёмной, грозовою,

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи! Ты же видишь, мы свои!(Слайд 3)

-И так, прежде чем войти в лес, что мы должны с вами помнить и знать? (правила поведения в лесу)

-Давайте, вспомним ,что нужно соблюдать в лесу? Какие правила нужно знать?

1.Не шуми в лесу!

2.Не разоряй птичьи гнёзда и муравейники!

3.Не ломай ветки и деревья!

4.Не рви цветы!

5.Не оставляй мусор в лесу!

6.Береги лес от пожара

 7. Не жги костры!

 8. Не рви с корнями растения!

  9.Ходи по тропинкам, не топчи!

(После каждого правила выставляются карточки)

 -Молодцы ,ребята! Вот мы вошли в лес!

-Что есть  в лесу?(Слайд 4)

- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? ( Они там растут.) Чем для них является лес? ( Это их дом.)

- Для кого ещё лес является домом? ( Для животных, птиц и насекомых)(Слайды 5,6,7,8)

-Обобщите ваши ответы.

 Значит, лес- это  дом для растений, животных, грибов.(Слайд 9)

4.Работа над новым материалом.

-В лесу  растения растут в несколько этажей(ярусов).

-Самый верхний ярус-это деревья. У дерева один главный стебель-ствол .Он высокий, толстый и жёсткий. От этого ствола отходят длинные и короткие ветви.(Слайд 10)

-Средний ярус принадлежит кустарникам. У них много тонких деревянистых, но легко гнущихся стеблей(стволов).(Слайд 11)

-На нижнем ярусе в лесу живут травы ,растения, грибы и мхи. Растения имеют один или несколько мягких стеблей, которые легко ломаются и рвутся.(Слайд №12)

Вот и получается, что лес -многоэтажный зелёный дом.(Слайд 13)

1) Работа по рядам.

-Сейчас каждый ряд к каждому этажу приведёт свои примеры.

1ряд-верний ярус.

2ряд –средний ярус

3ряд-нижний ярус.

2)Работа в парах.

-Закрепим наши знания. Сейчас я вам на каждую парту раздам карточки.

Задание: Соедини стрелками что относится к каждому ярусу.(Слайд 14)

(Ответы детей)

-А теперь давайте проверим! У всех так получилось? (Слайд №15)Молодцы!

-Сегодня мы с вами поподробнее остановимся на верхнем,1 ярусе. Что к нему относятся?

-Ребят, а вы слышали такие выражения, как «берёзовая роща», «хвойный лес», «лиственный лес», «смешанный лес»? Кто сможет объяснить, почему они так называются?

-Название леса зависит от того , каких деревьев в нём растёт больше.

-Если в лесу больше всего растёт берёз, то это берёзовая роща  или по-другому березняк.(Слайд 16)

В хвойном лесу(от слова хвоя) больше всего сосен или по-другому сосновый лес) (Слайд 17)

Если в лесу растут осины, липы, клёны, берёзы –это лиственный лес(от слова листья ) (Слайд 18)

Ну а в смешанном лесу растут и хвойные, и лиственные деревья.(Слайд 19)

-Кто знает, рядом с нами какой лес растёт? Почему?

-А где поблизости есть берёзовая роща?

3)Игра «Угадай лес»

-Определите, какие леса нарисовали художники на этих картинах? Почему?(Дети расставляют картины под названием деревьев)

(На доске вывешены названия лесов : Берёзовая роща , Смешанный лес, Лиственный лес , Хвойный лес и картины художников)

(Картины художников приведены ниже)

        


Физминутка со сказочным персонажем Маша  .(Выходит ученица в платочке Маши и танцует вместе с детьми)

     4)Работа в группах.

-А сейчас, мы с вами поработаем в группах.(дети создают 4группы по 5 -6 человек)

-Каждая группа  должна подготовить сообщение о дереве(по жребию).У вас есть  книга по окружающему миру. Ваша задача- рассказать об этом дереве всё самое интересное и познавательное и не больше 1-2 минут.(рассказы детей)

(По мере рассказов учащихся, учитель открывает слайды деревьев)

Дуб (Слайд 21)

Берёза (Слайд 22)

Сосна (Слайд 23 )

Лиственница (Слайд 24)

-Молодцы, ребята!

-Продолжаем работу.

5)- Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес» (читает ученик) и подумайте, чем же является лес для человека?(Слайд 25)

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

         А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

         Нагнусь к нему напиться-

И видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна.

         Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенёк.

 Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

         Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Задают дети друг другу:

- Чем же является лес для человека?

-Лес это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…»  (Слайд 26)

- А почему лес- аптека? ( В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)(Слайд 27)

- А как лес может обогреть человека? ( Человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу.)

-Значит, лес для человека- это источник топлива.(Слайд 28)

Учитель:

-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы , стулья, деревянный пол,  двери. Из дерева строят и дома. Значит, лес- это источник древесины. (Слайд 29)

- В лесу человек находит себе пищу- это ягоды, орехи, грибы. Значит, лес- это источник пищи. (Слайд 30)

-« А будет жажда мучить…» Лес- это источник чистой воды. (Слайд 31)

- А ещё лес-это защита воздуха, водоёмов и почв. (Слайд 32.)

 –Итак, какие значения леса мы с вами выявили? (Слайд 33)

6) Работа в тетради.(с.18) С проверкой.(Слайд 34,35)

    5.Итог урока. Выводы.

-Все путешествия когда-то заканчиваются, и наше путешествие тоже подошло к концу. Вы были хорошими туристами. Понравилось вам в лесу? Что интересного мы с вами узнали из нашего путешествия?

Посмотрите, что у вас на столах?( простые карандаши

-Из чего они сделаны?(из дерева)

-Выберите  красный карандаш- если, вам понравилось на уроке, вы всё поняли и сможете поделиться сегодняшней информацией с родителями, или синий карандашик- если вам было скучно  урок вам не понравился и ничего нового вы не узнали ,потому что ничего не поняли. на уроке . Эти карандашики вам дарит лес и просит, чтобы вы бережно к нему относились!(Слайд 36).Урок окончен.Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...

открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев

открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Данный урок знакомит учащихся с разнообразием животного и растительного мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

Открытый урок по окружающему миру, 4 класс

Открытый урок по окружающему миру, 4 класс "Арктик чуллеклэр зонасы". А..Плешаков...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...