Программа этнокультурного направления "Путешествие по Халясавэй"
рабочая программа (2 класс)

Мотышева Оксана Унгувна

С введением ФГОС мною разработана программа факультативного занятия "Путешествие по Халясавэй" (прошлое, настоящее, будущее). Она расчитана на учебный год (34 часа) для 2 класса. Программа направлена на сохранение национальных традиций и культуры своего народа (лесных ненцев), развитие кругозора детей о родном селе, повышения интереса к познанию окружающего мира своего района, воспитание экологической культуры. Актуальность программы: воспитание человека как Личности, начинается с самого малого, любви к родному дому, к малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnaya_programma_puteshestvie_po_halyasaveyu.docx338.56 КБ

Предварительный просмотр:

М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е    К А З Е Н Н О Е
О Б Щ Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Е    У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
«школа-интернат основного общего образования»Рамка2.jpg

с.халясавэй пуровского района

629864, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район,

с.Халясавэй ул.Ненецкая 1, тел.(факс) 33-9-69

этнокультурная программа

по внеурочной деятельности

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ХАЛЯСАВЭЮ

                                                 Составитель: Мотышева О.У.

                                                     учитель начальных классов

2012

Пояснительная записка.

Этнокультурная программа «Путешествие по Халясавэю» направлена на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, развитие кругозора  детей о  родном селе, крае, повышение интереса к познанию окружающего мира своего района. Она позволяет приобщить их к активному освоению нравственных и культурных ценностей своего народа.

Совершенствование различных форм и методов внеклассных мероприятий способствует углублённому изучению  материала, развитию памяти, воображения школьников, тренирует мыслить, воспитывает такие качества личности как инициативность, любознательность, патриотизм.

Программа может быть использована во внеурочной деятельности в начальной школе.

Цель: пробудить интерес учащихся к  историческому прошлому села, района, к окружающему миру края, познакомить с интересными историческими фактами, событиями, вести проектную деятельность о будущем села.

Задачи 

Образовательные:

  • Способствовать формированию интереса учащихся к родному краю.
  • Расширить кругозор учащихся историческими сведениями о селе.
  • Способствовать овладению метода анализа, синтеза, интерпретации, учить обобщать факты, явления.
  • Использовать элементы игровых технологий для активизации ребят.
  • Создать атмосферу здорового духа, интеллектуального соперничества, состязательности.

Развивающие:

  • Развитие  памяти, речи, воображения,  познавательно-мыслительной деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать инициативность, чувство долга и ответственности,  ...

Ожидаемые результаты.

  • Расширение знаний учащихся о селе, районе, крае.
  • Развитие исследовательской, поисковой деятельности.
  • Воспитание гражданско-патриотических качеств личности.

Материальная база: Интернет-ресурсы,  книги, журналы.

Педагогические условия: музейная комната, школьный чум «Кэмчаки мят»,  Этностойбище  под открытым небом.

Таблица тематического распределения часов:

п/п

 Разделы, темы

Количество часов

Рабочая

 программа

Земля отцов – моя земля

2

Природа села

14

2.1

Климат

2

     2.2

Рельеф

2

     2.3

Водоёмы

2

     2.4

Растительный и животный мир

8

Труд и быт жителей Халясавэй

8

Стойбища

6

Проектная деятельность о будущем села

4

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  • Приходько М.С. Приходько О.Б. Хомани.- С.Петербург. И.Д. «Светлячок», 2002.
  • Морозов Ю.А. Коренные малочисленные народы севера.- Салехард. С.Петербург. 2009.
  • Турутина П.Г. По тропам моих предков и моего детства.- Екатеринбург. «Издательство БАСКО». 2000.
  • Леонтьев Ю. Вдохновение. Стихи,сказки, легенды, песни.- Екатеринбург. 2008.
  • Вэлло Ю. Поговори со мной. – СПб.: ООО «Минералл», 2007.
  • КНИГА ПАМЯТИ Пуровского района.- Екатеринбург.: Издательство Баско, 2000.
  • Брехунцов А.М. Пуровский район-75.- ОАО «Тюменский дом печати». 2007.
  •  Ядне Нина. Сердце, отданное ненецким детям.- Тюмень-Салехард.: Издательско-полиграфический центр «Экспресс». 2010.
  • Истомин И. Ненецкие сказки.- 2-е изд. – Издательство ООО «Спецкнига». М. 2008.
  • Ядне Нина Ромка.- Екатеринбург «БАСКО», 2011.
  • Дудников Н.Ф Каслание Солнцу.- М.: пресском, Вертикаль, 2005.
  • Лапцуй Л. Камень с надписью.- Салехард: ЗАО «СПЭЙБ», 2010.
  • Ядне Нина Я родом из тундры.- М.: ППО «Известия», 1999.
  • Ассоциация коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (АКМНСС и ДВ РФ). 2005.
  • Лукина Н.В. Узоры Северного Сияния.: Салехард, «Артвид», 2005.
  • Рябков В.И. Ямальская рапсодия.- М.: Книга-Пента, 2004.

Круг с орнаментом.jpg

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 «Путешествие по Халясавэю»

Класс - ____

Количество часов: 34 часа; в неделю - 1 час


Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Даты проведения

Оборудование

план

факт

Земля отцов – моя земля

2

1

Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Пуровского района

1

Символика района        

2

Флаг, герб с. Халясавэй

1

Символика с. Халясавэй

Природа родного края

14:

3

Климат

2

Стихи  поэтов

4

Рельеф

2

5

Водоёмы

2

6

Водоемы моей местности и их обитатели

1

Карта Пуровского района, с. Халясавэй

7

Экскурсия №1 на местный водоем (река Халясавинка)

1

8

Растения моей местности

1

9

Экскурсия №2. Растения нашего села

1

Фотографии

10

Лекарственные растения

1

Гербарий, загадки

11

Ядовитые растения

1

Иллюстрации, гербарий

12

Животный мир моей местности

1

Фотографии, иллюстрации

13

Дикие и домашние животные родного края

1

Фотографии, иллюстрации, фильмы

14

Красная книга района

1

Красная книга

15

Бережное отношение к природе родного села

1

Труд и быт жителей Халясавэй

10

16

Труженики села

1

17

Профессии моих земляков

1

Фотографии

18

Экскурсия №3. В родоплеменную общину «Еты-Яля»

1

19

Труд жителей родного села

1

21

Традиционное жилище ненцев Чум

1

Классный уголок (школьный)

22

Экскурсия №4.  по с. Халясавэй  (Исторические постройки и др.)

1

23

Праздники народов Севера

1

24

Ремесла в Халясавэй

1

25

Быт ненецкого народа

1

26

Уклад жизни ненецкой  семьи

1

Населенные пункты Пуровского района

6

27

Экскурсия №5. Родное село

1

Фотографии, детские рисунки

28

История образования с. Халясавэй

1

29

Улицы моей Халясавэй

1

30

Населенные пункты Пуровского района

1

Карта, фотографии, иллюстрации

31

Тарко-Сале – главный город района

1

Проектная деятельность о будущем с. Халясавэй

3

32-34

«Каким я вижу свое село в будущем»

3

Проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа развития личности на основе этнокультурных особенностей Кубанского казачества «Мы – казаки»

Гуманистическое воспитание  младших школьников направлено на создание в образовательном учреждении обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в школьном коллективе. ...

#Мой_родной_Халясавэй

В  статье  "Мой родной Халясавэй" содержится информация об истории возникновения моего родного села Халясавэй, о его настоящем и какие перспективы в будущем. Эта статья приобщена к...

Изменения в программу школы по федеральному общеобразовательному стандарту начальному общему образованию с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации по Челябинской области

В данной работе указаны изменения, которые внесла школа с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации по Челябинской области....

Программа воспитательной работы в группе продленного дня по этнокультурному воспитанию

Для школ нешего региона проблема изучения национальной культкры народов РТ, в частности чувашей, является современной и актуальной...

"Духовно-нравственное воспитание младших школьников через использование этнокультурных технологий в рамках реализации комплексно-целевой программы «Мой народ»"

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Вологодская область»)

Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Волог...

Рабочая программа духовно-нравственного развития по курсу внеурочной деятельности "Мой край" с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ» С УЧЁТОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ...