РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ
рабочая программа (2 класс) по теме

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе ит. д.);

уважение к людям труда;

сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиени- ческие требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррек- ционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида пгт Кумены Куменского района Кировской области

МКС(К)ОУс(к) школа-интернат пгт Кумены

                                                                                                        Утверждаю:

.                                                         Директор школы _____________ Г.В.Зыкова

                                                                                                        Приказ № ___ от______________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

2 КЛАСС

(базовый уровень)

УЧИТЕЛЬ: КРАСНЫХ АЛЕВТИНА АРКАДЬЕВНА

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе ит. д.);

уважение к людям труда;

сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиени- ческие требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррек- ционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особен ностей умственно отсталых школьников. Предусмотрены следующие виды труда:

работа с глиной и пластилином;

работа с природными материалами;

работа с бумагой и картоном;

работа с текстильными материалами;

работа с проволокой и металлокончлруктором;

работа с древесиной.

В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Занятия по труду в 1—3 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.

На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:

выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;

воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;

обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.

Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.

Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.

С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1—2 блока.

В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).

Возможно дополнение программы путем разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожезаменителями, вязание, плетение, уборка'помещений.

В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один - два года).

Обучение провидится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.

Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

значение производства товаров для жизни людей; сведения о профессиях, соответствующих содержании! блока;

демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

соблюдение установленных правил и порядка в мастер ской — основа успешного овладения профессией;

знакомство с оборудованием мастерской и общими пра вилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

Умения и навыки, приобретаемые учащимися в течение учебного года

Общетрудовые умения

Умение ориентироваться в задании

1. Сравнение образца с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно.

2. Понимание объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельное определение его функции.

  1. Анализ образца, включающий выделение основных его признаков и свойств (название, форма, величина, цвет деталей, из которых состоит предмет, пространственный признак, материал), с помощью учителя и самостоятельно.
  2. Анализ условий труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы.

Умение планировать ход работы -

1. Планирование трудовых действий:

— умение с опорой на образец и графические обозначения на наглядных материалах отвечать на вопросы учителя при составлении плана работы над изделием; выполнять изделие по образцу учителя с опорой на инструкцию и самостоятельно; придерживаться планирования при изготовлении изделия.

2. Определение инструментов:

  • умение по вопросам учителя и самостоятельно определять тот или иной инструмент для выполнения необходимых действий.

Умение контролировать свою работу

  1. Осуществление контроля действий в ходе работы с помощью учителя:

— умение проверить по требованию учителя правильность изготовленных деталей (по образцу, шаблону, линейке, способом наложения, визуально); обнаружить ошибку и исправить её под руководством учителя.

2. Осуществление заключительного контроля:

  • умение с опорой на образец обнаружить ошибки в изготовленном изделии, установить причину их появления (уточнить размеры, разобрать изделие на части, заменить детали); умение самостоятельно составить устный отчёт о проделанной работе по операциям; сделать подробный анализ своего изделия и изделия своего товарища по вопросам учителя и самостоятельно.

Специальные трудовые (простые и сложные) умения

Организационные умения

  1. Подготовка и содержание в порядке рабочего места:
  • умение понимать и самостоятельно выполнять указание учителя правильно подготовить рабочее место к работе с поделочными материалами; удобно располагать на рабочем месте инструменты, приспособления и материалы; выполнять требование учителя содержать рабочее место в порядке (класть инструменты на определённые места, убирать обрезки в коробки)..
  1. Экономное расходование материалов при разметке:
  • умение располагать шаблоны, отмерять и откладывать размеры так, чтобы оставалось меньше отходов.
  1. Работа с разделением труда в коллективе:
  • умение изготавливать детали для себя и своего товарища; собирать изделие из своих деталей и деталей, сделанных товарищем; выполнять общественные обязанности ответственного за инструменты, хранение материалов, чистоту и порядок на рабочих местах; выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков трудового обучения.
  1. Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности:
  • формирование привычки работать только чистыми руками; мыть руки, если они испачкались во время работы;

умение предохранять от загрязнения, порчи поделочные материалы; самостоятельно пользоваться подкладными листами, тряпкой; аккуратно складывать материалы и детали так, чтобы не загибались и не рвались края; убирать инструменты по окончании работы; понимать и выполнять указания учителя соблюдать осторожность при работе с колющими и режущими инструментами.

Двигательные трудовые умения

  1. Экономное расходование трудовых усилий и времени:
  • умение правильно держать инструмент в процессе работы; следить за сохранением удобной и правильной рабочей позы; не спешить при выполнении задания.
  1. Владение инструментами и приспособлениями:

умение правильно понимать и самостоятельно исполнять указания учителя, работая необходимыми инструментами и приспособлениями; пользоваться гладилкой, ножницами, линейкой; вдевать нитку в иголку, шить с напёрстком, прокалывать отверстия шилом.

  1. Обработка разнообразных материалов:
  • умение понимать указание учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять следующие обработочные операции: разрезать пластилин тонкой проволокой, суровой нитью, стекой; лепить из отдельных частей и целого куска пластилина (глины); обрывать и мять бумагу; прорабатывать гладилкой бумагу; сгибать и складывать бумагу по намеченным линиям сгиба; вырезать ножницами по прямой и кривой линиям детали несложной и сложной конфигурации; резать бумагу, сложенную вдвое и в несколько раз; размечать бумагу по шаблону и линейке; прокалывать отверстия шилом; завязывать на нитке узелок, наматывать нитки на картонку; сматывать нитки в клубок; вышивать стежком «шнурок».
  1. Сборка изделия:
  • умение выполнять следующие сборочные операции (с опорой на образец и предварительную разметку): пришивать пуговицы с двумя сквозными отверстиями; пришивать пуговицы с двумя сквозными отверстиями с подкладыванием палочки; сшивать детали смёточными стежками; приклеивать элементы и детали; наносить клей на детали; приклеивать природные материалы (листья, цветы, травы) на основу; плести закладку из полос цветной бумаги.
  1. Разметка материалов:

умение определять с помощью линейки высоту, длину и ширину предмета (под руководством учителя и самостоятельно); выполнять разметку изготавливаемых деталей: по шаблону, по трафаретам, по линейке, продёргиванием нитей в ткани крупного переплетения (холст, канва).

Пространственная ориентировка

  1. Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги.
  2. Определение и самостоятельное употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов:
  • пространственные связи частей в предмете (посередине, выше, ниже);
  • пространственные отношения между предметами (вверху, внизу, впереди, сзади, между, около, прямо, сверху, снизу, рядом, справа, слева, близко, ближе, далеко, дальше, больше, меньше, шире, уже, равные, вокруг, короче, длиннее);
  • положение (напротив, один над другим или под другим);
  • направление (на себя, от себя);
  • протяжённость (длинный, короткий).
  1. Понимание многокомпонентных пространственных характеристик (в правом верхнем углу).
  2. Соблюдение пропорций, размеров и правильное расположение деталей.

Умения узнавать и называть форму объекта труда

  1. Узнавание, называние и различение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник).
  2. Узнавание и называние геометрических тел прямоугольной (кубик, брусок), цилиндрической, конической и шарообразной формы (цилиндр, конус, шар).

Умения узнавать и называть цвет объекта труда

  1. Узнавание и называние цвета картона (белый, серый, жёлтый, окрашенный в разные цвета), цвета ниток.
  2. Отделывание изделия цветным пластилином.
  3. Различение тканей по окраске: гладкоокрашенные или с рисунком.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

64 ЧАСА


П/П

ТЕМА

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

СОДЕРЖАНИЕ

1

Вводное занятие

1

Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.

2

Работа с глиной и пластилином

12

Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед).

Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий. Складывание из вылепленных деталей башни, дома.

Технические сведения. Назначение глины и применение этого материала в промышленности. Глина — строительный материал (кирпич, черепица). Назначение инструментов: киянки, рубанка, молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки.

Приемы работы. Обработка материала с применением резака. Обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом промазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.

3

Работа с природным материалом

14

Экскурсии на природу с целью сбора природного материала.

Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Приемы работы. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Соблюдение пропорций.

4

Работа с бумагой и картоном

23

Технические сведения. Применение и назначение картона.

Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей). Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка по шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям.

5

Работа с текстильными материалами

18

Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа.

Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки.

Примерное планирование уроков на год

Номер урока.

Вид ручного труда.

Тема урока

Название изделия

Образовательные, воспитательные и коррекционные задачи курса

Дата

(план)

Дата (факт)

1

2

3

4

5

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Уроки 1—17

Вводный урок.

Повторение пройденного в 1-м классе.


Учебник — с. 4—9.

Рабочая тетрадь — с. 4—5

Образцы материалов, инструментов, изделий

Проверка знаний о правилах поведения и работы на уроках труда. Закрепление навыков по подготовке и содержанию в порядке рабочего места. Выявление знаний о видах ручного труда, поделочных материалах и инструментах, используемых при их обработке. Знакомство школьников с новыми видами работы, образцами поделочных материалов, инструментов и изделий. Закрепление навыка работы с учебником и рабочей тетрадью.

2. Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о глине, пластилине и прямоугольном геометрическом теле «брус». Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы.


Учебник — с. 10—15

«Брус»

Расширение представления о глине и пластилине как о поделочных материалах. Формирование знаний о глине как о строительном материале. Закрепление знаний о пластилине, его назначении, пластических свойствах, цвете и форме. Знакомство с прямоугольным геометрическим телом «брус». Обучение употреблению в речи слов, обозначающих пространственные признаки бруска (высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий). Формирование умения сравнивать брус с реальными предметами (книга, шкаф, холодильник и т. д.), с геометрическим телом «куб» и устанавливать сходство и различие между ними по вопросам учителя. Повторение правил работы с пластилином. Обучение приёмам обработки пластилина с применением резака, стеки. Формирование навыка правильного чтения слов: пластилин, форма, брус.

3. Работа с глиной и пластилином. Складывание из вылепленных деталей (брусков) ворот.


Учебник — с. 15

Рабочая тетрадь — с. 7—9

«Ворота»

Повторение познавательных сведений о геометрическом теле «брус», усвоенных школьниками на предыдущем уроке. Закрепление технологии выполнения брусков из пластилина. Обучение использованию брусков в изготовлении изделия. Развитие умений анализировать объект по вопросам учителя; составлять план работы над изделием с опорой на наглядные материалы с помощью учителя.

4. Работа с глиной и пластилином. Закрепление навыков лепки из пластилина геометрических тел. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную геометрическую форму.


Учебник — с. 16— 17

«Молоток»

Обучение лепке из пластилина изделия, состоящего из деталей прямоугольной геометрической формы. Развитие умения анализировать изделие, ориентируясь на образец. Закрепление знаний учащихся о геометрическом теле «брус». Развитие умения составлять план работы над изделием с опорой на предметно- операционный план с помощью учителя; придерживаться плана в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий контроль. Формирование навыка правильного чтения слов: пластин, брус, молоток, ручка, боёк. Развитие устной речи в процессе изучения объекта, планирования работы и словесного отчёта о проделанной работе. Расширение социального опыта

5. Работа с природными материалами. Экскурсия в лес, парк, сквер. Сбор природных материалов для уроков труда. Организация сушки и хранения собранных материалов. 

Учебник — с. 18—21

Коллекция «Осенние листья», шишки, жёлуди, семена клёна, липы

Расширение представления о растительном мире (деревья, кустарники и травянистые растения), о разнообразии форм и окраски листьев, цветов. Знакомство с разными видами природных материалов, их применением, правилами сбора, сушки и хранения. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

6, 7. Работа с природными материалами. Расширение знаний о растительном мире. Изготовление игрушек из желудей по образцу и самостоятельно.


Учебник — с. 22—23

«Птичка», «Собачка»,

«Зайчик», «Поросёнок»

Повторение правил заготовки природных материалов. Расширение представления об изделиях, игрушках, сделанных из природных  материалов. Ознакомление с разнообразными плодами деревьев (жёлуди) и изготовлением из них игрушек. Развитие умения анализировать. ориентируясь на образец по вопросам учителя. При анализе образца выделять название изделия, материал, детали и их пространственное расположение. Формирование умения составлять план выполнения многодетальной поделки и оценивать своё изделие по вопросам учителя. Знакомство с инструментами и правилами работы с шилом. Формирование навыка правильного чтения слов: ветка, шишка, листья, цветы и т. д.

8, 9. Работа с природными материалами. Познавательные сведения о плодах деревьев.

Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха.


Учебник — с. 24—25

Кораблик»,

«Черепаха»,

«Рыбка»

Расширение представления об изделиях, игрушках, сделанных из природных материалов. Знакомство с разнообразными плодами деревьев (орехи) и изготовлением из них игрушек. Формирование представления о признаках и свойствах орехов (форма, величина, поверхность). Развитие умения анализировать объект, ориентируясь на его признаки и свойства по вопросам учителя. Формирование умения составлять план выполнения поделки и оценивать свое изделие по вопросам учителя. Обучение изготовлению изделии из скорлупы грецкого ореха с применением другого поделочного материала (пластилин, бумага, палочки и др.). Закрепление навыков обработки пластилина: «сминание», «скатывание», «сплющивание», «вытягивание»

10. Работа с бумагой и картоном. Повторение пройденного в 1-м классе по теме «Виды и сорта бумаги».


Учебник — с. 26—28

Рабочая тетрадь – с.10-11

Коллекция «Сорта бумаги»,

«Подставка

для кисти

Закрепление умения сравнивать бумагу разных сортов (писчая, газетная рисовальная, салфеточная); свойства бумаги (прочность, толщина, гибкость, влагоустойчивость). Изучение внешнего виза (фактуры) бумаги на ощупь. Составление коллекции «Сорта бумаги».  Закрепление умений узнавать и называть цвета, в которые окрашена бумага. Формирование навыка правильного чтения слов: газетная, книжная, писчая, почтовая, конвертная, салфеточная, туалетная, обойная, упаковочная.

11. Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков сминания бумаги. Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу.

Учебник — с. 29

Рабочая тетрадь — . с. 12—15

Аппликации:

«Дерево

весной»,

«Дерево

летом»,

«Дерево осенью»,

«Дерево

зимой под

снегом»

Расширение представления о сезонных изменениях в природ (зима, весна, лето, осень). Знакомство с состоянием деревьев разные времена года. Определение сходства и различия деревьев этих состояниях. Развитие умения анализировать, ориентируясь н образец по вопросам учителя. При анализе образца выделять назва ние изделия, материал, детали и их пространственное расположе ние. Формирование умения составлять план выполнения аппли кации и оценивать своё изделие по вопросам учителя. Закреплени навыков обработки бумаги с использованием приёмов сминания Развитие мелкой моторики. Повторение правил работы с клеем кистью. Закрепление понятия «аппликация». Формирование про странственной ориентировки на листе бумаги (картона) и умени размещать предметное изображение на его поверхности

12. Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков сгибания бумаги. Технология складывания фигурки из бумаги.


Учебник — с. 30—31

«Маска собачки»

Расширение представления о животном мире. Закрепление уме ний узнавать и называть геометрические фигуры: «квадрат», «тре угольник». Сравнивать и устанавливать сходство и различие эти. фигур (стороны, углы). Коррекция восприятия пространства (на верху, внизу, слева, справа) и формирование умения ориентиро ваться в пространстве геометрической фигуры «квадрат» (верхний угол, нижний угол; правая, левая, верхняя, нижняя сторона середина). Развитие умения понимать инструкцию, содержащук пространственную характеристику. Формирование навыка чтени; изобразительно-графического плана с помощью учителя. Развита комментирующей речи. Закрепление умения сгибать квадрат по полам и с угла на угол (по диагонали), совмещать стороны с опор ными точками. Коррекция мелкой моторики: развитие диффе ренциации движений пальцев, мышечного усилия, координацш движений рук. Формирование навыка правильного чтения слов квадрат, треугольник, верх, низ, угол, сторона, согнуть

13. Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о картоне. Закрепление навыков разметки геометрических фигур по шаблонам.

Учебник — с. 32 — 34

Рабочая тетрадь — с. 16—19

«Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал»

Формирование представлений о картоне как о поделочном мате риале. Развитие умений узнавать, называть предметы, сделанны; из картона, и определять их функциональную значимость в быту в игре, в учёбе. Расширение социального опыта школьников Знакомство с техническими сведениями о картоне: сорт (переплёт ный, коробочный); цвет (серый, белый, жёлтый, цветной), физи ческие свойства (гладкий, шероховатый, рифлёный); особенносп (картон впитывает влагу и коробится; толстый картон ломается пс сгибу, тонкий легко сгибается, режется). Знакомство с понятием «шаблон» и его геометрическими формами. Закрепление знанш о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник круг, овал). Закрепление знаний о правилах и навыках работь с шаблоном. Обучение правилам обведения шаблонов геометриче ских фигур. Коррекция мелкой моторики: развитие дифференциа ции движений пальцев, мышечного усилия, координации движе ний рук. Обучение правильной (экономной) разметке фигур на бумаге по образцу. Формирование навыка правильного чтения слов разметка, шаблон, стороны, углы, обводить, контур

14. Работа с бумагой и картоном. Изготовление пакета из плотной бумаги (тонкого картона) с аппликацией из геометрических фигур для хранения изделий. Закрепление навыков обработки бумаги (резание ножницами, сгибание, разметка).

Учебник — с. 32 — 34

«Пакет»

Закрепление знаний о правилах работы с шаблоном и полученньг навыков. Обучение порядку обведения шаблонов геометрических фигур. Повторение правил хранения ножниц, передачи их друго му лицу и работы с ними. Формирование навыка пониманш и чтения изобразительно-графического плана. Развитие коммен тирующей речи. Закрепление умения сгибать прямоугольник, со вмещая нижние углы с опорными точками. Обучение предвари тельному рисованию по опорным линиям в разных направления, (снизу вверх, сверху вниз, слева направо, по часовой и против ча совой стрелки). Закрепление навыков вырезания по длинной ли нии и кругу, не смыкая лезвия ножниц. Коррекция недоразвита) координации движений рук. Обучение синхронной работе обей

15, 16. Работа с текстильными материалами. Повторение пройденного в 1 -м классе по теме «Свойства ниток». Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок.


Учебник — с. 38—41

«Ягоды»

Закрепление знаний о свойствах ниток (длинные, короткие, толстые, тонкие, цветные, разрываются, разрезаются), о видах работы с нитками (вязание, вышивание, шитьё, плетение, связывание в пучок). Расширение представления о назначении ниток (украшения и игрушки). Формирование умения анализировать изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства (название, назначение, детали, форма, величина, цвет, материал). Развитие навыков планировать изготовление изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Закрепление приёмов наматывания, связывания, резания ниток. Обучение оценке качества выполненной работы в сравнении с образцом (отмечается равномерность намотки ниток, отсутствие просветов между ними, аккуратность перевязывания). Формирование навыка правильного чтения слов: хлопок, овца, вязание, вышивание, шитьё, плетение, связывание в пучок

17. Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями.


Учебник — с. 42—43

Рабочая тетрадь — с. 20

Пуговица с двумя сквозными отверстиями

Формирование представлений о назначении пуговиц, цвете, форме, материалах, из которых производят пуговицы. Осуществление социально-бытовой ориентировки учащихся. Расширение представления об одежде. Проверка знаний о нитках, инструментах, применяемых при работе с нитками. Закрепление умения вдевать нитку в иголку. Обучение приёму завязывания узелка на конце нити. Обучение пришиванию пуговиц с двумя сквозными отверстиями к ткани. Повторение приёма шитья «игла вверх-вниз». Развитие навыков планирования с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя. Формирование навыка правильного чтения слов: застёжка, одежда, петля, пуговица, украшение

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Уроки 18—30

18. Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о глине, пластилине и геометрическом теле «цилиндр». Лепка из пластилина предметов цилиндрической формы.


Учебник — с. 44—47

«Кружка»

Формирование представления о глине как о материале для изготовления посуды. Осуществление социально-бытовой ориентировки учащихся. Знакомство с геометрическим телом «цилиндр». Закрепление умения сравнивать форму геометрического тела с предметами быта (банка, карандаш, кастрюля, кашпо, скалка, лампа). Проверка знаний о пластилине и его физических свойствах. Обучение лепке чашки цилиндрической формы. Закрепление приёмов: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вдавливание пластилина пальцем». Обучение работе с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя. Формирование навыка правильного чтения слов: банка, карандаш, кастрюля, кашпо, скалка, лампа

19. Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о глиняной посуде и геометрическом теле «конус». Лепка из пластилина предметов конической формы (конструктивный способ).


Учебник — с. 48—51

Рабочая тетрадь — с. 21

«Чашка из пластилиновых жгутиков»

Повторение сведений о пластилине и его физических свойствах. Закрепление умений лепить конструктивным способом изделия конической формы. Овладение понятиями «конус», «усечённый конус». Закрепление приёма «скатывание пластилина столбиком (палочкой)». Закрепление знаний о величине (длинный, короткий, средний). Формирование умения осуществлять контроль способом сравнивания длины вылепленной из пластилина заготовки со схемами в рабочей тетради.

Обучение планированию работы с опорой на изобразительно- графический план. Развитие мелкой моторики: регуляции мышечного усилия, координации движений рук. Формирование навыка правильного чтения слов: конус, чашка, пластилин, лепить, жгутик, колечко

20, 21. Работа с природными материалами. Познавательные сведения о листьях. Изготовление предметной аппликации из засушенных листьев ивы и клёна по образцу.

Учебник — с. 52—54

Рабочая тетрадь — с. 22—25

Аппликации из листьев: «Мальчик», «Девочка»

Закрепление представления о деревьях, листьях. Развитие умения сравнивать и находить сходства и различия в листьях деревьев. Формирование представления о природном материале как поделочном материале и его художественно-выразительных свойствах. Закрепление понятия «аппликация». Развитие воображения. Развитие умения анализировать аппликацию и выделять основные признаки и свойства аппликационных изображений. Формирование умения словесного и предметно-практического отображения пространственных связей частей в композиции. Формирование умения составлйть аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план в коллективной беседе. Формирование навыка правильного чтения слов: дерево, листья, берёза, клён, ива

22. Работа с природными материалами. Изготовление рамки для фотографии, украшенной листьями берёзы, клёна.

Учебник — с. 55

Рабочая тетрадь — с. 26—27

«Рамка для фотографии, украшенная сухими листьями»

Расширение знаний об использовании листьев для украшения предметов быта. Знакомство с функциональной значимостью рамок. Формирование умений анализировать образец, выполнять аппликацию по предметно-операционному плану. Закрепление понятия «орнамент». Формирование представления о направлении, положении и пространственных связях частей в орнаменте. Развитие умения ориентироваться на плоскости листа. Обучение изготовлению рамки для фотографии из бумаги. Закрепление приёмов: «разметка по шаблону геометрических фигур», «сгибание бумаги пополам», «симметричное вырезание из бумаги», «наклеивание листьев на бумажную поверхность»

23. Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации


Учебник — с. 56

Рабочая тетрадь — с. 28, 33

«Машина»

Проверка знаний о картоне: сорт (переплётный, коробочный), цвет (серый, белый, жёлтый, окрашенный в разные цвета), физические свойства (гладкий, шероховатый, рифлёный), особенности (картон впитывает влагу и коробится; толстый картон ломается по сгибу, тонкий легко сгибается, режется). Повторение правил рабо- ты с шаблоном. Овладение понятиями «контур», «силуэт». Закрепление умений вырезать ножницами по контурной линии. Развитие зрительно-двигательной координации

24. Работа с бумагой и картоном. Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией.

Учебник — с. 56—57

Рабочая тетрадь — с. 29—31

«Яблоко», «Рыба»

Обучение приёмам изготовления плоских ёлочных игрушек в форме стилизованных изображений (яблоко, рыбка). Овладение понятием «бумажная мозаика». Закрепление умений: «разметка по шаблону», «вырезание по контурной линии», «обрывание бумаги», «наклеивание небольших кусочков бумаги на основу». Формирование умения анализировать изделие из бумаги и картона, выделяя егс признаки и свойства (название, назначение, детали, форма, величина, цвет, материал). Развитие навыков изготовления изделий пс предметно-операционному плану с частичной помощью учителя Развитие мелкой моторики: регуляции мышечного усилия, координации движений рук

25, 26. Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей.


Учебник — с. 58—59

«Девочка», «Мальчик»

Расширение представления об изделиях из ниток как о декоративных украшениях. Формирование умения анализировать изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства (название, назначение, детали, форма, величина, цвет, материал) по вoпросaм учителя. Развитие навыков изготовления изделия по предметно- операционному плану с частичной помощью учителя. Закрепление приёмов наматывания, связывания, резания ниток. Формирование навыка правильного чтения слов: брошка, сувенир, украшение нитки. Обучение самостоятельному употреблению в речи слов обозначающих направление (на себя, от себя, сверху, снизу, справа, слева), протяжённость (длинный, короткий), пространственные связи частей (посередине, выше, ниже)

27. Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о глиняной посуде и геометрическом теле «шар». Лепка чайной посуды в форме шара.


Учебник — с. 60—61

«Чайник для заварки»

Расширение представления о глине как о поделочном материале и её применении для изготовления посуды. Формирование умения анализировать объект (чайник), выделяя его признаки и свойства (название, назначение, материал, форма, цвет, величина, детали). Закрепление знаний о геометрическом теле «шар», его признаках. Совершенствование умения скатывать пластилин кругообразными движениями до получения формы шара. Обучение детей воспроизводить по представлению геометрическую форму шара. Обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану и умению придерживаться плана работы при выполнении изделия. Формирование умения подробно анализировать своё изделие по вопросам учителя. Развитие мышечного усилия и координации движений рук. Формирование умения употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения (сверху, снизу). Формирование навыка правильного чтения слов: шар, чайник, круглый, поддон, носик, крышка, ручка, лепить

28. Работа с бумагой и картоном. Изготовление из бумаги (из 2 кругов) игрушек в форме шара.


Учебник — с. 62—63

«Шар из кругов»

Закрепление знаний о геометрических формах «круг» и «шар», их признаках (плоский, объёмный). Совершенствование навыка устанавливать сходство с предметами, имеющими округлую форму, и применять эти изделия в быту. Формирование умения анализировать объект (бумажный шар), выделяя его признаки и свойства (название, назначение, материал, форма, цвет, величина, детали). Обучение изготовлению шара из бумаги, состоящего из двух кругов. Закрепление понятия «симметрия». Совершенствование технических приёмов: «разметка по шаблону», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам», «надрез по прямой линии». Обучение сборке способом соединения заготовок в прорези. Формирование умения употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения (сверху, снизу); пространственные признаки предметов (выше, ниже, равные)

29. Работа с бумагой и картоном. Изготовление игрушек в форме шара из бумаги (из 4—5 полос).


Учебник — с. 64

«Шар из полос»

Закрепление знаний о геометрических формах «круг» и «шар», их признаках (плоский, объёмный). Формирование умения анализировать объект (бумажный шар), выделяя его признаки и свойства (название, назначение, материал, форма, цвет, величина, детали). Обучение изготовлению шара, состоящего из 4—5 и более полос бумаги. Совершенствование технических приёмов: «разметка полос по шаблону», «разрез по длинной линии», «склеивание полосы-заготовки кольцом». Обучение сборке способом склеивания заготовок. Обучение самостоятельному употреблению в речи слов, обозначающих направление (на себя, от себя, сверху, снизу), протяжённость (длинный, короткий), пространственные связи частей (посередине, выше, ниже)

30. Работа с текстильными материалами. Сматывание ниток в клубок.

Учебник — с. 65

«Шарики из ниток разной величины»

Расширение представления о нитках. Знакомство с правилами хранения ниток в виде бобин, катушек, мотков, клубков. Закрепление знаний о геометрической форме «шар» и его признаках. Повторение приёмов наматывания ниток на картон. Обучение сматыванию ниток в клубок на бумажный шарик. Закрепление приёмов сминания бумаги и скатывания в шарик. Коррекция мелкой моторики. Обучение самостоятельному употреблению в речи слов, обозначающих направление (на себя, от себя), протяжённость (длинный, короткий), пространственные связи частей (посередине, выше, ниже), пространственные признаки предметов (больше, меньше). Формирование навыка правильного чтения слов: нитка, шар, клубок, виток, намотать

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ

Уроки 31—43

31. Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о скульптуре. Лепка по образцу стилизованных фигур животных (конструктивный способ).

Учебник — с. 66—67

«Медвежонок»

Расширение представления о глине как о поделочном материале и её применении для изготовления скульптуры. Знакомство с понятием «скульптура» и произведениями этого вида искусства. Закрепление умения лепить фигурки животных (заяц, медведь) конструктивным способом, т. е. из отдельных частей и деталей. Закрепление знаний о животных. Формирование умения анализировать образец, выделять в нём основные геометрические формы. Обучение самостоятельному или с частичной помощью учителя анализу объекта. Обучение самостоятельному составлению плана лепки изделия с опорой на наглядность. Совершенствование приёмов соединения деталей в одно целое. Обучение самостоятельному употреблению в речи слов, обозначающих пространственные характеристики

32. Работа с глиной и пластилином. Лепка стилизованных фигур птиц (пластический способ).

Учебник — с. 68—69

«Утка»

Повторение сведений о скульптуре и её предназначении. Закрепление знаний о конструктивном способе лепки. Знакомство с пластическим способом лепки из пластилина, т. е. вытягиванием деталей, частей и элементов из целого куска пластилина. Закрепление знаний о птицах. Закрепление приёмов лепки: «скатывание овальной и конической форм», «вытягивание», «прищипывание», «вдавливание». Обучение составлению плана лепки изделия с опорой на наглядность и с частичной помощью учителя. Формирование навыка правильного чтения слов: пластилин, рыба, гусь, утка, змея, петух. Обучение самостоятельному употреблению в речи технических терминов: раскатать, вытянуть, прищипнуть. Коррекция двигательно-моторной сферы: развитие координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движения пальцев

33. Работа с природными материалами. Повторение познавательных сведений о шишках. Изготовление из шишки стилизованной фигурки человечка.

Учебник — с. 70— 71

«Человечек из шишки»

Расширение представления о растительном мире (хвойные деревья). Закрепление знаний о ели и её характерных особенностями. Знакомство с сосной и её особенностями. Обучение самостоятельному сравнению этих деревьев и нахождению сходства и различия между ними. Изучение строения и других свойств и признаков сосновой и еловой шишек (форма, цвет, величина). Формирование умения изготавливать из шишек человека с использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин). Обучение составлению плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя. Формирование умения работать в соответствии с планом и отчитываться о проделанной работе. Развитие воображения Формирование навыка правильного чтения слов: дерево, ель, сосна, ствол, ветки, иголки, шишки

34. Работа с природными материалами. Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички.

Учебник — с. 72

«Сова», «Утка», «Журавль», «Лебедь»

Расширение представления о растительном и животном мире (хвойные деревья, птицы). Формирование умения создавать образы птиц из шишек с использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин, перья и другие природные материалы). Обучение составлению плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя. Формирование умения работать в соответствии с планом и отчитываться о про деланной работе. Развитие воображения. Формирование навык правильного чтения слов: сова, утка, лебедь.

35. Работа с природными материалами. Изготовление композиции (макета) с использованием шишки, листьев дуба и пластилина


Учебник — с. 73

Рабочая тетрадь — с. 38—39

Композиция «Пальма»

Расширение представления о деревьях. Знакомство с пальмой и её особенностями. Формирование умения создавать образцы деревьев из шишек с использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин и природные материалы). Обучение умению составлять план работы с опорой на наглядный образец и предметно-операционный план самостоятельно или частично по вопросам учителя; придерживаться плана работы при выполнении задания; отчитываться о проделанной работе.

36. Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о линейке. Разметка бумаги и картона по линейке.

Учебник — с. 74—77

Рабочая тетрадь — с. 40—41

«Горизонтальная, вертикальная и наклонная линии», «Измерение длины и ширины прямоугольника», «Прямоугольник 10 х 8 см», «Квадрат 7x7 см»

Знакомство с линейкой как измерительным инструментом. Закрепление умения проводить с помощью линейки линии (горизонтальные, вертикальные, наклонные). Обучение умению измерять отрезок, отсчитывая сантиметры от нулевого деления. Освоение приёмов измерения длины и ширины предметов. Обучение разметке бумаги по линейке способом откладывания нужного размера (10 см) на верхней и нижней кромке заготовки и проведение прямой линии между двумя точками. Формирование навыка правильного чтения слов: горизонтальные, вертикальные, наклонные, линейка, сантиметр, линия, деление, измерить, отрезок, длина, ширина. Формирование умения осуществлять контрольные действия. Обучение умению отвечать на вопросы учителя связными предложениями. Воспитание аккуратности, точности

37, 38. Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке.

Учебник — с. 78— 79

Рабочая тетрадь — с. 42—45

«Грузовик», «Автофургон»

Закрепление знаний о линейке. Закрепление умения узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Обучение умению анализировать композицию, состоящую из геометрических фигур (утёнок, лягушка, лиса, собака, грузовик, автофургон), и формирование навыков чтения перечисленных слов. Закрепление способа разметки деталей по линейке. Закрепление навыков резания ножницами по размеченным линиям. Составление аппликаций из размеченных деталей («Грузовик» и «Автофургон»). Формирование умения осуществлять контрольные действия. Обучение умению отвечать на вопросы учителя связными предложениями. Воспитание аккуратности, точности

39. Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тканях. Составление коллекции тканей.

Учебник — с. 80—88

«Коллекция тканей»

Формирование представления о ткани, применение и назначение ткани в жизни людей (предметы быта, игрушки, одежда). Закрепление знаний о нитках. Знакомство с процессом изготовления ткани. Формирование умения различать ткани по окраске (гладкоокрашенные, с печатным рисунком) и другим свойствам (мнётся, гладится, режется, сшивается, сматывается, складывается, толстая, тонкая, шероховатая, гладкая, лицевая сторона, изнаночная сторона). Знакомство с сортами ткани (шерстяные, хлопковые) и их применением в одежде. Обучение составлению коллекции тканей. Формирование навыка правильного чтения слов: покрывало, одеяло, постельное бельё, полотенце, игрушки, хлопок, лён, овца, тюки, бобины, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый, чёрный, серый

40. Работа с текстильными материалами. Раскрой из ткани заготовки изделия.

Учебник — с. 88—89

«Квадраты из ткани 5x5 см»

Закрепление представления о ткани. Знакомство с профессией портного. Ознакомление с инструментами и приспособлениям, необходимыми для швейных работ. Обучение технологии раскроя и резания ткани по выкройке. Формирование навыка правильного чтения слов: ткань, иголка, булавки, напёрсток, ножницы, линейка, портной, выкройка, деталь. Формирование правильных движений рук при работе ножницами в процессе раскроя ткани. Развитие координации рук, движений регуляции мышечного усилия, дифференциации движения пальцев.

41, 42. Работа с текстильными материалами. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой (смёточными стежками).


Учебник — с. 90—91

Рабочая тетрадь — с. 46—48, 50—51

«Упражнения на бумаге в клетку», «Квадраты из ткани 5на 5 см», «Игольница»

Закрепление знаний о профессии портного, швеи. Обучение технологии сшивания смёточными стежками на бумаге в клетку и на ткани. Знакомство с правилами хранения игл. Расширение представления о форме игольниц и материалах, используемых для их изготовления. Обучение изготовлению игольницы по образцу (игольница-конверт, игольница «Котик»). Обучение составлению плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя. Обучение умению отвечать на вопросы учителя связными предложениями. Развитие координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движения пальцев. Воспитание аккуратности, точности.

43. Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения об открытке. Изготовление открытки. Симметричное вырезание деталей открытки из бумаги, сложенной пополам.

Учебник — с. 92—93

Рабочая тетрадь — с. 52—53

«Поздравительная открытка «Сказочный цветок»

Расширение социального опыта в процессе формирования представления об открытке. Значение открытки в жизни людей. Знакомство с историей, формой, величиной и оформлением открытки. Закрепление знаний о праздниках. Обучение изготовлению поздравительной открытки по образцу. Формирование умения самостоятельно анализировать объект (поздравительная открытка), выделяя его признаки и свойства (название, назначение, материал, форма, цвет, величина, детали, пространственное расположение деталей изображения на открытке). Обучение составлению плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или по вопросам учителя. Формирование умения работать в соответствии с планом. Закрепление способа вырезания из бумаги, сложенной пополам. Развитие пространственной ориентировки: умение указать положение (один над другим, один под другим); употребление в речи слов, обозначающих признаки предметов (больше, меньше, выше, ниже, шире, уже), и слов, обозначающих пространственные отношения (между, сверху, снизу)

ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Уроки 44—52

44, 45. Работа с пластилином. Познавательные сведения об иллюстрациях и макетах. Изготовление композиции (макета) из пластилина к сказке «Колобок».

Учебник — с. 94—95

Рабочая тетрадь — с. 54—55

«Лиса», «Колобок», «Ель», «Пень»

Знакомство детей с понятиями «иллюстрация» и «макет». Обучение нахождению сходства и различия между этими видами изображений. Формирование умения анализировать содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок»: выделять главное и второстепенное в изделии; определять пространственное положение деталей на макете; выявлять пропорциональное и цветовое соотношение элементов макета. Развитие умения самостоятельно составлять план работы с опорой на наглядность. Формирование умения выполнять изделие в соответствии с планом. Совершенствование приёмов: «скатывание пластилина в форме шара, жгутиков, конуса», «вытягивание, сплющивание и сгибание пластилина в нужном направлении». Закрепление умения лепить изделие конструктивным способом. Развитие умения собирать макет. Употребление в речи технической терминологии: макет, детали, скатывание, сплющивание, вытягивание, конструктивный способ и т. п.

46, 47. Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции (макета) к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок.


Учебник — с. 96-97

Рабочая тетрадь — с. 56-57

«Колобок», «Волк»

Закрепление знаний детей об иллюстрации и макете, их сходствах и различиях. Формирование умения анализировать содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок». Развитие умения самостоятельно и частично с помощью учителя составлять план работы над изделием с опорой на наглядность. Формирование умения выполнять изделие самостоятельно и частично с помощью учителя в соответствии с пооперационным планом. середину в геометрических формах. Совершенствование приёмов сгибания бумаги: «сгибание квадрата и прямоугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол». Коррекция зрительно- двигательной координации. Воспитание аккуратности, точности, развитие плавности движений рук

48, 49. Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о дорожных знаках. Изготовление модели дорожного знака.


Учебник — с. 98—99

Рабочая тетрадь — с. 58—59

«Модель дорожного указателя «переход»

Развитие представления о дорожных знаках (назначение, форма и графические изображения). Формирование знания о правилах перехода улицы. Обучение самостоятельному сравнению образца модели указателя «переход» с иллюстрацией. Совершенствование знаний о геометрических фигурах «прямоугольник», «треугольник», «квадрат», «круг». Обучение изготовлению модели указателя «переход» с самостоятельным составлением последовательности действий по предметно-операционному плану. Формирование умения придерживаться плана при выполнении изделия. Обучение скручиванию трубочки из бумаги с использованием приёма «накручивание бумаги на карандаш». Закрепление приёмов вырезания из бумаги. Развитие умения составлять модель из бумажных заготовок, соблюдая правильное расположение деталей, пропорций и размеров. Коррекция мелкой моторики. Воспитание аккуратности, точности, развитие плавности движений рук. Развитие умения употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: короткий, короче, длинный, длиннее, выше, ниже, между и т. п.

50. Работа с текстильными материалами. Вышивание смёточным стежком.

Учебник — с. 100—102

«Закладка из канвы»

Расширение представления о вышивке. Закрепление понятий «шитьё», «вышивка», «стежок», «расстояние между стежками». Знакомство с видами отделочных ручных стежков (смёточный стежок). Обучение вышиванию закладки смёточным стежком и оформлению концов закладки кисточками. Закрепление правил безопасной работы с иглой. Коррекция зрительно-двигательной координации, точности, плавности движений рук. Развитие ритмической упорядоченности движений рук при выполнении практических действий «вверх», «вниз». Воспитание внимания и аккуратности

51. Работа с текстильными материалами. Вышивание стежком с перевивом («шнурок»).

Учебник — с. 103

«Салфетка из канвы»

Расширение представления о вышивке. Закрепление понятий «шитьё», «вышивка», «стежок», «расстояние между стежками». Знакомство с видами отделочных ручных стежков (стежок с перевивом, или «шнурок»). Закрепление умений вышивать смёточным стежком.

Закрепление правил безопасной работы с иглой. Коррекция зрительно-двигательной координации, точности, внимания, развитие плавности движений рук. Развитие ритмической упорядоченности движений рук при выполнении практических действий «вверх», «вниз». Воспитание внимания и аккуратности

52. Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тесьме.

Учебник — с. 104—105

«Салфетка,

украшенная

тесьмой»

Расширение представления о разных способах украшения изделий из текстильных материалов. Знакомство с различными видами тесьмы. Закрепление понятия «аппликация». Знакомство с разными технологиями изготовления аппликации (пришивание, наклеивание и т. д.). Обучение приёму наклеивания тесьмы на ткань. Обучение оформлению краёв салфетки бахромой способом выдёргивания нити из ткани. Коррекция зрительно-двигательной координации. Развитие точности, плавности движений рук. Воспитание внимания и аккуратности

53. Работа с бумагой и картоном

Аппликация – герои сказок. Метод – отрыва.

Закрепление приемов работы с бумагой и картоном. Самостоятельный выбор сюжета и цветовой гаммы.

54. Работа с бумагой и картоном

Аппликация – герои сказок. Метод – отрыва.

Закрепление приемов работы с бумагой и картоном. Самостоятельный выбор сюжета и цветовой гаммы.

55. Работа с пластилином

Объемная аппликация - земляника

Закрепление приемов работы с пластилином. Самостоятельный выбор цветовой гаммы и размеров.

56. Работа с пластилином

Объемная аппликация – грибы в корзине

Закрепление приемов работы с пластилином. Самостоятельный выбор цветовой гаммы и размеров.

57. Работа с природным материалом

Аппликация из семян – совенок.

Закрепление приемов работы с природным материалом. Подбор цветовой гаммы. Самостоятельное выполнение работы.

58. Работа с природным материалом

Аппликация из семян – медвежонок.

Закрепление приемов работы с природным материалом. Подбор цветовой гаммы. Самостоятельное выполнение работы.

59. Работа с природным материалом

Аппликация из семян - кошка

Закрепление приемов работы с природным материалом. Подбор цветовой гаммы. Самостоятельное выполнение работы.

60. Работа с текстильными материалами

Шитье по проколам - домик

Закрепление приемов работы с иглой. Повторение правил техники безопасности по работе с иглой. Выполнение работы швом козлик.

61. Работа с текстильными материалами

Шитье по проколам - домик

Закрепление приемов работы с иглой. Повторение правил техники безопасности по работе с иглой. Выполнение работы швом козлик.

62. Работа с текстильными материалами

Шитье по проколам – узор в полосе

Закрепление приемов работы с иглой. Повторение правил техники безопасности по работе с иглой. Выполнение работы швом козлик.

63.Работа с бумагой и картоном

Игрушки из бумаги - совенок

Закрепление приемов работ с бумагой и картоном. Повторение правил техники безопасности по работе с ножницами.

64.Работа с бумагой и картоном

Игрушки из бумаги - совенок

Закрепление приемов работ с бумагой и картоном. Повторение правил техники безопасности по работе с ножницами.

65. Работа с текстильными материалами

Вышивание закладки из конвы прямой строчкой

Закрепление приемов работы с иглой. Правила техники безопасности по работе с иглой.

66. Работа текстильными материалами

Оформление салфетки стежком – «вперед иголку» и «Вперед иголку с перевивом»

Закрепление приемов работы с иглой. Правила техники безопасности по работе с иглой.

67. Работа с бумагой и картоном

Модульное оригами «елочка»

Закрепление приемов работ с бумагой и картоном. Правила техники безопасности по работе с ножницами.

68. Работа с бумагой и картоном

Модульное оригами «елочка»

Закрепление приемов работ с бумагой и картоном. Правила техники безопасности по работе с ножницами.

Ресурсное обеспечение программы

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под ред. В.В.Воронковой М., Просвещение, 2010
  2. Л.А.Кузнецова. Технология. Ручной труд 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С-Петербург, филиал изд-ва Просвещение, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению з класс по программе Т.Н.Просняковой

Данная рабочая программа  используется педагогами в развивающей системе Л.В.Занкова....

Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 1 класса

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Трудовое обучение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по трудовому обучению, обучение по VIII виду 4 класс

Рабочая программа с тематическим планированием...

Рабочая программа по трудовому обучению 1 класс.

Учебная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по трудовому обучению специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида(под редакцией В.В....

Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса (обучение на дому).

Рабочая прогрпмма составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под ред.И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю). Прилагается к...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...