Формирование коммуникативных компетенций
учебно-методический материал по теме
Теоретический и практический материал по теме "Формирование коммуникативных способностей у младших школьников"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных компетенций
Щетинина М.В., учитель начальных классов
Формирование коммуникативных компетенций одна из актуальных задач начальной школы. Всем уже понятно, что в настоящее время традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, но сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по обращению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные учебные действия:
1.коммуникация как взаимодействие (интеракция).
2.коммуникация как кооперация.
3.коммуникация как интериоризация
Умения, способствующие развитию коммуникативных учебных действий:
- потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению;
- умение слушать собеседника.
Показатели развития качества:
- -понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос;
- - ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;
- -умение договариваться, находить общее решение;
- - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- -рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
- -умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
- воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ — новое требование методической системы современного учебного комплекта. В УМК «Перспективная начальная школа» интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации. Однако, поскольку для многих школ использование Internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками. Психологические характеристики, которыми отличаются герои учебников, настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться (переписываться) с ними. Вступают в клуб и ведут активную переписку с героями учебников те ученики, которые испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке.
Интерактивность — это еще и требование реализации интерактивных проектов внутри таких образовательных областей, как «Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Технология».
Начиная работать над этой темой я предполагаю, что
у выпускника начальной школы будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных норм;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения
В результате осуществления проекта у многих учащихся:
- повысится уровень знаний;
- обогатится духовный мир;
- появится опыт нравственного поведения, милосердия, сострадания;
- появится потребность в духовно-нравственном совершенствовании.
Введение комплекса специально организованных упражнений, ситуаций в уроки способствую получению устойчивых положительных результатов . Наилучшим источником пополнения словаря школьников, несомненно, служит литература, классические образцы, речь интеллигентных людей, учителей в первую очередь. Не менее важно очищение речи школьников от ненормативной лексики, диалектизмов, жаргонизмов .
Ситуации, создаваемые на уроках, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи.
Например на уроках литературного чтения для создания эмоционально - благоприятной коммуникативной ситуации на уроке я использую:
- игровые приёмы (викторины, познавательные игры, ролевые игры и др.), где детям предоставляется возможность показать свои знания по данному произведению;
- задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:
1 «.Рассказ от первого лица»:
- рассказать от первого лица;
- повествование от имени предмета;
2. «Комплимент»:
- сказать комплимент литературному герою;
3. «Произведение в заданном ключе»:
- введение в название произведения нового объекта;
4. «Изменение сказочной развязки»:
- придумать другое окончание сказки, рассказа.
Целесообразно начинать знакомство детей с произведением с подробного комментированного чтения текста, далее выводить их на решение проблемных вопросов, т.к. именно проблемные вопросы способствуют активному включению детей в процесс общения, они хотят высказать свое мнение по отношению к данному вопросу, и это очень ценится. Мне важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также научить уважать своих товарищей и уметь слушать их. Также возможна организация работы в парах и группах (по обсуждению поступков героев, которая помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.
Работа кружка «Культура общения» также способствует развитию коммуникативных умений.
Темы занятий:
- Волшебные слова (приветствия, благодарность).
- Учимся вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор).
- Телефон (правила общения по телефону).
- Я вам пишу (навыки письменного общения).
- За столом (правила хорошего тона).
Возможные типы заданий:
- Игры-драматизации различных сказок («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Приключения Незнайки и его друзей», «Теремок», «Сорока и медведь», «Лиса и петух»).
- Игры-конкурсы по проигрыванию сказок («Наша киностудия», «Конкурс мультфильмов», «Моя любимая сказка»).
- Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в условиях влияния различной социальной среды («Зазвонил телефон», «Звуковое письмо», «Видение других», «Интервью»).
- Игры на развитие доброго и внимательного отношения друг к другу в процессе общения («Подарки друг другу», «Уроки сказки», «Буратино», «Незнайка и его друзья», «День рождения». «Пилоты»).
- Беседы «Ваши добрые поступки», «Мнения», инсценировки «Люда и Таня идут в детский сад», «Будь всегда вежливым», «Доставляй людям радость добрыми делами», «Мои сверстники», «Что мы видим в доме быта». «Моя семья»).
Упражнения, направленные на развитие речи – инструмента общения и показателя культуры
Примерный перечень рассказов для чтения и обсуждения:
Ушинский К. «Сила не право», «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно», Одоевский К. «Мороз Иванович», Перро Ш. «Фея», Зощенко М. «Бабушкин подарок», «Золотые слова» из книги «Леля и Минька», Осеева В. «Волшебное слово», «Лекарство», «Чего нельзя, того нельзя», «Картинки». «Сторож», «Синие листья», «строитель», Ильина Е. «Старый букварь и новая книжка», Носов Н. «Огурцы
Темы занятий:
- Знакомство (умение начать и поддержать знакомство).
- Внешность (внешний облик мальчика и девочки).
- Умение держать себя (нравиться).
- Как вести себя (правила хорошего тона в различных ситуациях – в школе, в театре, на улице).
Возможные типы заданий:
- Игры на развитие основных эмоциональных состояний: внимания, интереса, радости, сосредоточенности и т. д. Выразительные движения тела и мимика лица.
- Игры на развитие умения познакомиться, умение держать себя, правильно вести в различных ситуациях. Выразительные средства: мимика, жесты, позы.
- Чтение рассказов, стихов, беседы о внешнем облике мальчика и девочки, об уважительном отношении к женщине, женственности и мужественности.
Результаты проведённых занятий в течении года проверяю с помощью психологического теста.
Приложение
«Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)»
Назначение. Методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям - эмоциональному, моральному и деловому.
Инструкция. Испытуемым предлагается три вопроса:
а) Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
б) Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?
в) Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?
Дается инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».
Всегда волнует - 5
Чаще волнует - 4
Волнует в половине случаев - 3
Чаще не волнует - 2
Совсем не волнует - 1
Пусть испытуемый дал по предложенным вопросам следующие оценки: а - 4; б - 4; в - 3.
Обработка и интерпретация результатов
Вычисляется средний балл группы: (А + Б + В) ЗхП
где А, Б, В - балльные оценки по вопросам; П - число испытуемых. Пусть X = 3,8
Критерии оценки. Если:
а) X > 4,5 балла, показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.
б) 3,5 < Х < 4,5- показатель психологического климата средний, оценка 2 балла.
в) В остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл. В нашем случае Х = 3,8, оценка 2 балла.
Упражнение «Обезьянка» Цель. Упражнение тренирует у детей способность подражания взрослым и детям. Ход игры. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой и повторять все свои движения: он шагает – и обезьянка шагает, он поднимает руку – и обезьянка тоже. Остальные дети наблюдают и говорят: «Правильно, неправильно» (успевает обезьянка или не успевает и т.п.). Затем можно разбить детей в группы по 3 человека: один показывает, второй выполняет (обезьянка), а третий наблюдает и комментирует правильность. Можно видоизменить упражнение при повторе путем усложнения, переходя от отдельных действий к сложной их последовательности. | Упражнение «Знакомство» Цель. Упражнение прививает навык общения мальчиков с девочками. Ход игры. Педагог сообщает детям о том, что к ним сегодня в группу пришла новенькая девочка. Он называет ее имя и фамилию. Затем задает детям следующие вопросы, предложив предварительно внимательно посмотреть на новенькую: -Как бы вы оценили ее внешний вид? (Аккуратная, стройная, нежная, красивая…). -Кто должен поздороваться первым? (Мальчики. Дети показывают жестом и движением). -Что бы вы спросили у девочки, когда впервые ее увидели? После небольшого обсуждения педагог прелагает детям распределиться по парам и попробовать познакомится друг с другом. | Упражнение «Что не так» Цель. Упражнение тренирует зрительную память. Ход игры. Педагог делит детей на две команды: мальчиков и девочек. В роли отгадчиков может выступать вначале команда мальчиков. Педагог договаривается с девочками о каких-то изменениях в деталях одежды и прически (спущенная на глаза челка, небрежно убранные волосы, развязанный бант, разная обувь на ногах, неправильные или сзади расстегнутые пуговицы, разного цвета носки или гольфы и пр.). Девочки, вместе с педагогом, предлагают мальчикам отгадать, что изменилось в их внешности. Затем команды меняются ролями. |
Упражнение «Спиной друг к другу» Цель. Упражнение вырабатывает умение выделять характерные особенности во внешности другого человека. Ход игры. Дети разбиваются на пары, которые встают спиной друг к другу. Педагог предлагает им на минутку развернуться и посмотреть друг на друга. Затем тому, кто самый смелый в паре, необходимо описать внешность его партнера – какие у него волосы, глаза, нос, одежда и т.п. В конце игры педагог отмечает лучших игроков, которые смогли запомнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды партнера по игре. Педагог вместе с детьми обсуждает на примере 1-2 пар играющих, чем они отличаются друг от друга и чем похожи. | Игра-упражнение «Пожалуйста» Цель. Игра-упражнение вырабатывает навык употребления «волшебных» слов. Ход игры. Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры. |
Этюды на выражение удовольствия и радости
Встреча с другом (для детей 6 — 7 лет)
У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!
Выразительные движения. Объятие, улыбка.
Сочувствие (для детей 6 - 7 лет)
Дети вспоминают игру «Два сеньора». На этот раз группа сеньора Мажора отправляется на остров плакс (этюд «Остров плакс»). Они пытаются развеселить королеву плакс, но тщетно. Радостные лица сеньора Мажора и его друзей раздражают и обижают королеву. Она плачет еще сильнее. Плаксы прогоняют весельчаков с острова.
На остров плакс отправляется группа сеньора Минора. Сеньор Минор со своими друзьями садится около королевы. Все грустят вместе с нею. Сеньор Минор сочувственно улыбается королеве. Происходит чудо. Королева плакс отвечает улыбкой. Заулыбались и остальные плаксы. И вот уже у всех прояснились лица, у всех ровное, хорошее настроение.
Два рыболова (для детей 6-7 лет)
На мосту стояли два мальчика и удили рыбу. У них были одинаковые удочки, одинаковые ведерки для рыб, да и стояли они неподалеку друг от друга. Но один мальчик то и дело вытаскивал из воды рыбку за рыбкой, а другой только с досадой поглядывал на него. В его ведерке плавала всего; одна небольшая рыбешка. Вот и сейчас у него не клюет, а у соседа опять дергается поплавок. У неудачливого удильщика на лице все сильнее выражалась досада, а у удачливого лицо было, как у задаваки, насмешливое.
Этюды на отображение отрицательных черт характера
Застенчивый мальчик (для детей 8 — 9 лет)
Однажды в школу приехал писатель, ветеран Великой Отечественной войны, и стал рассказывать о подвигах разведчиков. Он обратил внимание на одного мальчика, который слушал его особенно внимательно. Когда писатель кончил свой рассказ, ребята поблагодарили его и разошлись, а этот мальчик остался. Мальчик стоял и пристально смотрел на писателя, не решаясь, казалось, с ним заговорить. Писатель подошел к нему:
— Ты хочешь о чем-нибудь спросить? Мальчик опустил голову.
— Что же ты... Спрашивай...
Он потупился еще больше. Потом неожиданно повернулся и медленно пошел прочь.
Дети вместе с ведущим делают предположения, что хотел, но не решился сказать писателю мальчик.
Затем ведущий берет на себя роль писателя, а дети по очереди изображают застенчивого мальчика.
Детям постарше ведущий сообщает, что писатель — это Альберт Вениаминович Цессарский. Во время Великой Отечественной войны он был врачом в партизанском отряде.
Эгоист (для детей 6 лет)
Мама принесла к чаю три пирожных. Мальчик взял себе одно пирожное и показал пальцем на два других: «А эти я съем вечером». Мама подумала: «Мой сын — эгоист».
Наглец (для детей 6-7 лет)
Мальчик сел с гармошкой на скамейку под окнами и громко заиграл. Из подъезда вышла женщина и попросила мальчика перейти на другое место: «Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только-только заснула больная дочка!» — «А мне-то что!» — сказал сквозь зубы мальчик и заиграл еще громче.
Во время этюда звучит музыкальная пьеса П.Чайковского «Мужик играет на гармонике».
Ябедник (для детей 7-8 лет)
Мальчик мешает рисовать сидящим за столом ребятам. Он то забирает к себе все карандаши, то портит чужие рисунки, чиркая в них карандашом. Дети прогоняют его. Мальчик плача бежит к своей маме (к воспитателю) и говорит, что его обидели.
Во время этюда звучит музыка С. Слонимского «Ябедник».
Оживленно, навязчиво постепенно ускоряя
Повторить сначала
до слова„конец"
Притвора (для детей 6-7 лет)
Мальчики играют в пятнашки (салки), они догоняют и пятнают друг друга. Неожиданно один из мальчиков падает и не поднимается.
Товарищи подходят к упавшему. Он не двигается. Мальчики поднимают его, осматривают ногу, усаживают на скамью. Внезапно мальчик отталкивает товарища, вскакивает, пятнает ближайшего и бежит. Товарищи пытаются его поймать, но он спасается бегством.
Мышка-хвастунья (для детей 6-7 лет)
Одна Мышка гуляла в лесу и встретила там Олененка с золотыми рожками.
— Подари мне твои золотые рожки,- попросила у Олененка Мышка.
— Зачем тебе мои золотые рожки? Они будут тебе мешать, — ответил Олененок.
— Ты жадина, жадина! - стала дразнить Олененка Мышка.
— Я не жадный,- ответил Олененок и надел на голову Мышки свои золотые рожки.
Мышка обрадовалась и побежала всем показывать, какое украшение у нее на голове. Она так торопилась, что даже позабыла поблагодарить Олененка.
Когда Мышка увидела своих подружек, то стала хвастаться передними:
— Я лучше, всех, я богаче всех, я не буду с вами, серыми, дружить.
Вдруг из-за куста выпрыгнул Кот. Все простые мышки быстро попрятались в свои норки, а мышка с золотыми рожками застряла. Кот набросился на нее и съел. Остались лежать на траве только золотые рожки. Пришел Олененок и надел их снова себе на голову.
— Вот как плохо быть хвастливым, — вздохнул Олененок и покачал золотыми рожками.
Вова-растеряшка (для детей 6 лет)
Ведущий читает стихотворение Л. Барбас «Про Вову-растеряшку», делая паузы после каждого вопроса.
Вова-растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли ее в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ежик утащил?
Может, плюшевый медведь
Захотел ее надеть?
Стал рубашку примерять —
Взял и сунул под кровать.
Вова-растеряшка,
Вот твоя рубашка!
Ребенок, исполняющий роль Вовы-растеряшки, во время этих пауз всем своим видом как бы говорит: «Я не знаю» (этюд «Я не знаю»).
Карабас - Барабас (для детей 6-7 лет)
Ребенок изображает Карабаса-Барабаса. Он сидит на стуле и, пока звучит музыка (А. Лепин. «Карабас», отрывок), зловеще смотрит на Буратино, которого вот-вот бросит в огонь. Выразительные движения. Сидеть на стуле, широко расставив ноги, одной ногой можно притопывать, не отрывая носка от пола, корпус тела наклонен вперед, руками (кулаками) упираться в бедра, брови сдвинуты.
Игры на сопоставление различных черт характера
Два друга (для детей 6-7 лет)
Дети слушают в исполнении ведущего стихотворение Т. Волгиной «Два друга», дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли.
Пришли два юных друга
На речку загорать.
Один решил купаться –
Стал плавать и нырять.
Другой сидит на камушке
И смотрит на волну,
И плавать опасается:
«А вдруг я утону?!».
Пошли зимой два друга
Кататься на коньках.
Один стрелою мчится —
Румянец на щеках!
Другой стоит растерянный
У друга на виду.
«Тут место очень скользкое,
А вдруг я упаду?!».
Гроза дружков застала
Однажды на лугу.
Один пробежку сделал –
Согрелся на бегу.
Другой дрожал под кустиком,
И вот дела плохи:
Лежит под одеялами-
«Кха-кха!..
Аппчхи!!».
Ведущий снова читает стихотворение, а дети готовят соответствующую пантомиму.
Три характера (для детей 6 - 7 лет)
Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса» и «Резвушка», Вместе с ведущим дают оценку поведения Злюки, Плаксы и Резвушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а четвертый ребенок должен догадаться по их мимике и пантомимике, кто из них Злюка, Плакса и Резвушка.
При повторении игры Злюка, Плакса и Резвушка встают рядом и отгадывающий ребенок должен узнать их теперь без музыкальной подсказки, только по Мимике и пантомимике.
Если в группе только одна девочка, то Злюку и Плаксу изображают мальчики
Просто старушка (для детей 5-6 лет)
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет,- ответил мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тетя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — ответил мальчик. — Это просто старушка.
Дети, прослушав рассказ В. Осеевой «Просто старушка», разыгрывают другую ситуацию: как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку. После этого разыгрывается ситуация так, как она дана в рассказе В. Осеевой. Затем этюд проигрывается еще раз: мальчик и девочка вместе помогают старушке.
Чертенок, или Мальчик-наоборот (для детей 6-7 лет)
Мальчик-чертенок жил на болоте. Иногда по тропинке мимо болота проходили люди. Чертенку очень нравились люди, он хотел тоже им понравиться, поэтому, как увидит он кого-нибудь, тотчас вспрыгнет на кочку и давай плясать на ней - только грязная вода во все стороны летит. Проходящие почему-то ускоряли шаг, зажимали себе нос, отворачивали от чертенка лицо... Чертенок не знал, что запах тухлой воды неприятен, что кривляние и гримасы пугают, а его мокрая драная одежда, усеянная пиявками и улитками, вызывает у всех тошноту.
Но вот однажды по этой тропинке шел добрый человек. Он не отвернулся от чертенка, не зажал нос, а подозвал его к себе. Добрый человек вытащил из кармана волшебную булавку и пристегнул ее к одежде чертенка. И в тот же миг не стало болота, а перед ним стоял красивый и чистенький мальчик.
Мальчик, бывший чертенок, попросился жить к доброму человеку.
Вот стали они жить вместе. Добрый человек говорит: «Открой дверь» — а мальчик ее плотнее закрывает; «Причешись» - а мальчик лохматит себе волосы; «Делай уроки» - а мальчик бежит на улицу.
Добрый человек понял, что из чертенка получился мальчик - наоборот. Он не ругал мальчика, а стал сам говорить все наоборот: «Поколоти эту плаксу-девочку» - а мальчик начинал ее ласкать и успокаивать; «Включи свет, когда пойдешь гулять» - а мальчик его выключал и т. д. Так они и жили.
Шляпа старухи Шапокляк (для детей 6-7 лет)
Во Франции шляпу называют «шапо»(Chapeuo – шляпа). Старуха Шапокляк так этому удивилась, что сняла шляпу с головы и стала ее со всех сторон рассматривать. Шапокляк и не заметила того, что, как только она сняла свой шапокляк, так тотчас же из проказливой и противной старухи превратилась в славную добрую бабушку. В это время мимо скамейки, где сидела Шапокляк, проходил заплаканный мальчик. Раньше бы старуха подставила мальчику подножку, чтобы тот упал, но теперь... Новая Шапокляк положила свою шляпу на скамейку, подошла к мальчику и стала его ласково расспрашивать, почему он такой расстроенный. Мальчик рассказал ей, что у него заболела мама. Ему надо перейти на другую сторону улицы, чтобы купить в аптеке лекарства для мамы, а машины так быстро, не останавливаясь, мчатся, что никак не перейти дорогу. Добрая Шапокляк успокоила мальчика и повела его к подземному переходу, который был довольно далеко.
В это время к скамейке, на которой лежала шляпа старухи Шапокляк, приблизилась девочка. Девочка любила наряжаться, но вместе с тем была доброй и милой девочкой. Девочка подумала: «Я только примерю эту шляпку и сразу же положу ее на место». Но как только девочка надела шляпку старухи Шапокляк на голову, так сразу же превратилась в противную, проказливую девочку. Губы у нее сами собой стали складываться и запели:
...Кто людям помогает,
Теряет время зря.
Хорошими делами
Прославиться нельзя.
И я вам предлагаю
Всем делать точно так,
Как делает старуха
По кличке Шапокляк.
Напротив на скамейке сидели крокодил Гена и Чебурашка. Они рассматривали картинки в книге. Девочка подсела к ним и стала как будто бы тоже смотреть картинки, а сама потихоньку все оттесняла и оттесняла друзей к донцу скамейки, пока Чебурашка и крокодил Гена не упали в траву. Девочка состроила им гримасу и пошла хулиганить дальше (ребенок сам придумывает плохие поступки). Вдруг подул сильный ветер (роль ветра может исполнить ребенок). Он сбросил с головы девочки шляпу. Девочка сразу же стала снова хорошей и милой. Она побежала за шляпой, поймала ее и положила на прежнее место. Потом девочка попросила прощения у крокодила Гены и Чебурашки, а также у всех тех, кому она успела досадить, пока на ее голове красовалась шляпа старухи Шапокляк.
Розовое словцо «привет» (для детей 6-7 лет)
Один мальчик растерял все хорошие слова, остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору (у доктора были огромные усищи), тот сказал:
— Открой рот, высунь язык, посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щеки. - И потом велел мальчику пойти поискать хорошее слово. Сначала мальчик нашел такое слово (показывает расстояние сантиметров в двадцать), это было «у-у-уф!». То есть нехорошее слово. Потом вот такое (сантиметров в пять — десять) — «отстань!». Тоже плохое. Наконец, он обнаружил розовое словцо «привет!», положил его в карман, отнес домой и научился говорить добрые слова, стал хорошим мальчиком. (Дж. Родари.)
Дети получают роли мамы, врача и мальчика и начинают действовать в соответствии с фабулой рассказа.
Вредное колечко (для детей 6-7 лет)
Злой волшебник решает превратить хорошего и доброго мальчика в противного и плохого. Он бросает перед мальчиком колечко. Если надеть это колечко на палец, сразу же станешь вредным, драчливым и злым. Но хороший мальчик об этом не знает. Он наклоняется за колечком, надевает его на палец и превращается в скверного мальчишку. Ему хочется всех бить, все ломать, что он и начинает делать. Наконец, устав, он засыпает. К ребятам, обиженным злым мальчиком, подходит добрый волшебник. Он предлагает одному из детей снять у спящего с пальца вредное колечко. Все идут неслышными шагами к злому мальчишке (этюд «Тише!»). Колечко снято—мальчик просыпается. Он снова хороший и добрый. Мальчик просит у всех прощения (этюд «Провинившийся»), Добрый волшебник ломает колечко - злой волшебник гибнет. Все весело маршируют (этюд «Хорошее настроение»).
Колечко может быть воображаемым или сделанным из мягкой проволоки.
Дети спасены (для детей 8-9 лет)
Пограничник Сергей Сенин прибыл домой в краткосрочный отпуск. Его дом находился рядом с небольшой железнодорожной станцией.
Однажды Сергей шел к своим школьным друзьям. Переходя железнодорожное полотно, увидел: по шпалам, взявшись за руки, идут две девочки-дошкольницы, а сзади к ним стремительно приближается пассажирский поезд. Увлеченные игрой, они не замечали опасности. Не раздумывая, пограничник бросился к детям и буквально из-под колес столкнул старшую девочку с полотна, а с младшей упал между рельсов. Все, кто видел происходящее, замерли. Когда поезд прошел, все увидели: Сергей поднялся, а с ним и ребенок.
Прослушав рассказ В. Шпандырева «Дети спасены», дети вместе с ведущим думают над тем, какие качества характера помогли пограничнику Сергею Сенину не растеряться, а спасти маленьких девочек. Затем дети распределяют между собой роли и проигрывают данную ситуацию.
Сердитая Маша (для детей 6-7 лет)
У Маши был младший брат, на которого она постоянно сердилась. Вот и на этот раз как же не сердиться! Мальчик нашел фломастеры и стал рисовать в ее новеньком альбоме для рисования. Маша вырвала у него из рук альбом и посмотрела на брата так грозно, что он решил, что сестра сейчас начнет его бить.
Пока Маша возилась с альбомом, вынимая испорченные листы, малыш побежал в коридор, дотянулся до замка и выбежал на улицу.
Маша услышала, что замок щелкнул, вышла взглянуть, кто пришел. Никого. И что-то брата не слышно. Посмотрела Маша, мальчика дома не было. Выбежала девочка на улицу, стала его звать. А брат, услышав ее сердитый голос, совсем перепугался и побежал от сестры на противоположную сторону улицы. Шоферы увидели малыша на дороге и остановили свои машины. Девочка же подумала, что они стоят из-за того, что ее умирающий брат лежит под колесами. Кинулась она вперед и увидела... живого брата. Маша догнала братишку и, крепко-крепко схватив его за руку, довела до тротуара. Машины тут же ринулись вперед. Маша присела перед братом на корточки, стала его прижимать к себе и ласкать, еще до конца не веря, что он жив и здоров.
- Я тебя боялся, а ты хорошая,- сказал брат.
Два маленьких ревнивца (для детей 6-7 лет)
(Общая история)
Братья Гоша и Тоша были очень похожи друг на друга, только у Гоши волосы были темные, а у Тоши - светлые. Они очень любили свою маму, но их любовь не радовала ее, мальчики были очень ревнивы.
Однажды мама купила им две одинаковые гоночные машинки. Гоше показалось, что мама дала Тоше лучшую машинку. Он стал вырывать у брата игрушку и, плача, выкрикивать: «Ему всегда все лучшее, ты его больше любишь!» Мама поставила машинки рядом. Они были совершенно одинаковые, но Гоша не унимался: «У меня на машине царапина, а на его нет. Ты нарочно ему без царапинок дала!» «Тоша, поменяйся с братом», — сказала мама. Они поменялись. На Тошиной машинке оказалась не одна царапинка, а целых три.
Только приготовился Гоша снова повздорить с братом, как вдруг ему сделалось очень стыдно.
В другой раз Тоше показалось, что мама его любит меньше, чем Гошу. Гоша заболел - простудился. Мама осталась дома. Она уложила его в постель, принесла ему таблетки и воду и присела на стул около Гошиной кровати. Вдруг Тоша заплакал, стал укорять маму: «Ты Гошу больше любишь, ты никогда рядом со мной не сидишь, не даешь мне таблеток и воды!» Мама сказала устало: «Ложись». Тоша быстро разделся и лег в свою кровать. Мама принесла ему таблетки и воду. От таблеток у Тоши сделалось во рту горько-горько. Мама присела около Тоши, но ему от этого не было никакой радости. Ведь трудно здоровому мальчику удержаться днем в постели, а признаться маме, что ему скучно, было стыдно.
Как-то незаметно и Гоша и Тоша заснули, и им приснился одинаковый сон: будто бы был болен не Гоша, а у Тоши разболелись зубы. Мама решила пойти с Тошей к зубному врачу. Гоша заворчал: «Когда я простудился, ты со мной к врачу не ходила, а с Тошенькой-то идешь». Мама ответила: «Одевайся, идем с нами». Пришли братья в поликлинику. Вышел доктор и забрал Тошу в кабинет. Тоша вскоре вышел, что-то держа в руке. Доктор позвал Гошу. Гоша спрятался за маму, а мама стала говорить, что у Гоши зубы не болят. Доктор, не слушая маму, крепко-крепко взял мальчика за руку и увел к себе в кабинет. А там было вот что... «У твоего брата во рту был лишний зуб — зуб ревности,- сказал доктор. Дай-ка я посмотрю, нет ли и у тебя такого». Гоша открыл рот. Не успел он опомниться, как доктор вырвал у него какой-то зуб. «А вот и твой зуб ревности», - сказал доктор и протянул Гоше маленький зубик. Когда, возвращаясь домой, мальчики проходили мимо игрушечного магазина, то мама купила им две разные игрушки и братья впервые не поссорились. Придя домой, они стали дружно играть, но только каждый одной рукой, а другая у того и у другого была сжата в кулак. Потом они легли спать, а когда утром проснулись... и одновременно на самом деле проснулись, то раскрыли свои кулаки и увидели, что у них на ладонях лежит по одному бумажному зубу-зубу ревности. Они рассмеялись, побежали и выбросили эти бумажки в ведро.
Пришла мама, посмотрела на Гошу и сказала, что он выздоровел, но сегодня еще должен побыть дома, а Тоша может идти гулять. Раньше... сколько бы было слез и упреков маме, что она кого-то из мальчиков любит больше. «Без меня Гоше будет скучно одному»,— сказал Тоша и остался дома. Мальчики стали играть.
Никогда больше братья не ревновали друг друга к маме, и мама больше не расстраивалась.
Литература:
1.Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
2.Воспитание личности в коллективе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
3.Журова Л.Е. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Граф, 2005.
4. Жутикова Н.В, Психологические уроки обыденной жизни: Книга для учителей и родителей. - М., 1987.
5.Максименко Н.А. Спутник классного руководителя. 1-4 классы - Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
6.Приёмы формирования коммуникативных компетенций Шаркаева И.М. http://www.rae.ru/forum2012/264/1218
7.Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс] // URL: http://sosh6-bal.narod.ru/metod/pestova.doc.
8.http://ds150-2008.narod.ru/azbuka.html
9. http://www.syntone-ufa.ru/library/books/content/1545.html
10.http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/zakon_rossiyiskoyi_federacii_ob_obrazova/read_online.html?page=1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций.
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил в настоящее время новое направ...
Формирование коммуникативных компетенций в период адаптации первоклассников
Статья. Формирование коммуникативных компетенций на уроках и во внеклассной деятельности. В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития...
Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы
Данный материал раскрывает проблемы КК младших школьников; значение КК учентка в процессе образования; формы учебной коммуникации; условия для достижения цели; ожидаемые результаты....

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".
Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....
“Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие ...

Формирование коммуникативной компетенции путём арттерапевтических технологий нетрадиционного рисования, театральной деятельности детей с ОВЗ
документ содержит отчёт по теме самообразования, включает понятия о нетрадиционных способах рисования...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»
Одной из главных задач работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...
