Конспект урока ОРКСЭ. 4 класс
план-конспект урока (4 класс) по теме

Щепетнова Галина Васильевна

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Семья" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_orkse.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Семья.

Цель: показать значение семьи в жизни каждого гражданина,

выяснить, как традиционные религии относятся к семье;

           довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое,       самое  близкое,  что  есть у человека.

Задачи: 1. Конкретизировать    понятия семья и семейные  ценности,

подвести обучающихся к выводу, что семейные ценности                 различных  религиозных   культур совпадают.

2.Развивать умения сравнивать, анализировать текст,       выделять   существенное,   обобщать,  способствовать развитию коммуникативных качеств, умению  работать группе.

3. Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение            к  семейным    ценностям  и  традициям  представителей разных культур.

Виды деятельности:  просмотр видеороликов,  самостоятельная    работа  в группах с источниками информации, упражнение «ассоциация».

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные термины и понятия: семья, семейные ценности, любовь, понимание.

Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, экран,  отрывки текста  из источников  разных религиозных культур, учебник, раздаточный материал.

Ход урока.

I Организационный  момент.   Психологический настрой обучающихся  на урок.

Учитель: Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

Дети: Тепло.

II. Актуализация знаний.  Подготовка к изучению нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о  приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, посмотрев небольшой фильм (на тему «Семья»).

III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.

Учитель: Кто догадался о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( Итак, тема урока «Семья»)

. О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Ответы детей.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны будем выяснить:

 Что такое семья?

 Что объединяет членов семьи?

 Чем семья отличается от другой группы людей?

IV. Решение учебной задачи

Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.

 - Как вы понимаете значение слова «семья»? (ответы детей).

1. Вступительное слово учителя:

Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас.  Все наши воспоминания из детства связаны с семьей.

2. Работа с понятием «семья».

 «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что оно  обозначает.

3.Игра «Ассоциации».

Задание: закройте, пожалуйста,  глаза и мысленно произнесите слово: семья.

- Что для вас значит семья? Подумайте и закончите предложение:

«Семья – это…»

4. Работа с раздаточным материалом.

Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.

Словарь Ожегова С.И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

 Этимологический словарь.

Семья – с древнерусского языка «челядь, домочадцы, семья; муж, жена.

Семья, основанная на браке или кровном родстве, малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

 «Большая советская энциклопедия.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

 Толковый словарь.

Семья - это группа людей, объединенных общей деятельностью, общими интересами”.

5. Беседа.

- Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

-Для чего нужна человеку семья?

-В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.

          Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

           Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

          Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

         Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

- Кто из вас знает, как появилось слово семья?

 

   - Об этом вы узнаете, послушав стихотворение:

Когда-то о ней не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

-  Такая, ребята, существует легенда. А вот в христианстве семью отождествляют как триедино- папа, мама и дитя, равно как Отец, Сын и Святой Дух.

  - Скажите, дети, какая семья называется дружной?

(Дети называют признаки дружной семьи).

 О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

             5.   Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».  

                Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:  Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

                Прочтём названия этих качеств:( ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА.)

 Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим качествам, то в семье будут царить: мир, согласие.  А значит, все будут счастливы.

   - А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи?

                 Ответ: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

-Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи и этим семья отличается от другой группы людей.

- Можно ли наш класс назвать семьей?

 - У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.

   Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.

6.Групповая работа.

- Я предлагаю вам узнать  о семье в различных религиозных культурах, используя раздаточный материал и учебник.

1 группа – Семья в исламской религиозной культуре

2 группа – Семья в иудейской религиозной культуре

3 группа – Семья в православной культуре

4 группа – Семья в буддистской  религиозной  культуре

5 группа – работа по учебнику (с.74-75), вопрос №1.

Семья в исламской религиозной  культуре.

В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» .

Что значит дом для мусульманской семьи?  

Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу»

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, все  должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.

     Ислам

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».

         Семья в иудейской религиозной  культуре.

Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем  его Богом любви.

Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.

Заповедь  о  почитании родителей  рассматривается  в  иудейской  культуре  как  высший  долг  человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное  объединение. Член  семьи  считается   ответственным  за  её  доброе  имя. «Семья  подобна  куче  камней  -  вытащи  один,  и  вся куча  рассыплется».

Иудаизм

В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.

                     Семья в православной  культуре.

Cемья  в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.

Любовь - основа основ семьи и православия.

Христианство

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

Семья в буддистской  религиозной  культуре.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям  

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми

Буддизм

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

7.Вывод

- Во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей. Как вы думаете почему? (Семья - это свято для всех)

8..Работа в парах.

- О семье издавна существует множество пословиц, которые дошли и до нас.

- Я предлагаю вам  собрать пословицы.

- Что у вас получилось? Давайте послушаем.

- Семье посвящены не только пословицы, стихи, красивые песни, но и памятники, символизирующие счастливую семью, которые украшают города.

 - Просмотрите, какие красивые эти сооружения.

- В России и мире существует много праздников, посвященных семье, детям.

Это:  15 мая-День Семьи

1июня-День Защиты детей

20 ноября- Всемирный день ребенка

21 января – Международный день объятий.

21 января – День бабушки (Польша)

25 января – День студентов (Татьянин день)

14 февраля – День святого Валентина (День всех влюбленных)

8 марта – Международный женский день

1 ноября- День отца

6 июля – Всемирный день поцелуя (Великобритания)

8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности.

(8 июля по православному календарю отмечается день святых Петра и Февронии Муромских)

1 октября – Международный день пожилых людей.

Последнее воскресенье ноября – День матери в России.

IV. Итог  урока.

- Вы дома рисовали рисунки на тему «Моя семья». Давайте рассмотрим их. Посмотрите, какие у нас в классе замечательные семьи.

- Я желаю, чтобы вашим семьям всегда светило  и улыбалось яркое солнышко, лучи которого хранят семейные ценности.

V.Рефлексия.

Наклейте на свой рисунок солнышко, облачко или тучку в зависимости от того, как вы оцените свою работу на уроке.

В конце урока  мне бы хотелось  подарить  вам  свечу. Почему именно свечу?

Свеча  является символом семейного очага и домашнего тепла.

- Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми.

Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

VI.Песня «Моя семья»

- Предлагаю урок закончить песней «Моя семья».(презентация)

VII.Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс

Конспет урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  в 4 классе по теме "Род и семья - источник нравственных отношений" с приложением песни "Гимн семьи"...

конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс

конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс...

План-конспект урока ОРКСЭ (ОСЭ) на тему "У меня зазвонил телефон".4 класс.

План конспект урока по новому предмету ОРКСЭ (ОСЭ)в 4 классе  на тему "У меня зазвонил телефон",презентация .Я второй год веду уроки ОРКСЭ в 4 классе. Моим учащимся особенно  понравились уро...

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе "Любовь к ближнему" по программе А.В. Бородиной

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по учебнику А.В. Бородиной  "Основы православной культуры"...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.

Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры»...