по теме: "Добродетель и порок"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Царева Наталья Александровна

Конспект урока по теме: "Добродетель и порок" разработан в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Основы светской этики) для учащихся 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok7._dobrodetel_i_porok.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 7. Добродетель и порок

Н.А. Царева, учитель начальных классов
ГБОУ НОШ №992 г. Москва

Цель: осмысление детьми через частично – поисковый метод понятий «добродетель» и «порок».

Задачи:

- познакомить с понятиями «добродетель и «порок»;

- познакомить с некоторыми примерами добродетели и порока;

- развитие внимания, мышления, коммуникативных способностей;

- воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность, самостоятельность.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа, притча, просмотр мультфильма, работа со смарт доской

Основные термины и понятия: добродетель, порок.

 Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, толковые словари, карточки, портреты (Цицерон, Гораций), мультфильм.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Работа в группах.

- Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги, разделённые пополам. Рядом с листом бумаги лежат конверты, в которых карточки. Вынимаем карточки из конверта, вы их должны распределить по двум столбикам.

Задание. Распределите слова на две группы. Честность, щедрость, доброта, трудолюбие, скромность, лживость, жадность, злость, наглость, лень.

?

?

Представитель от каждой  группы выступает с выполненным заданием.

- А теперь посмотрим на доску.  (Проверка по образцу) Слайд №1.

Учитель. В одну колонку мы распределили положительные , а в другую – отрицательные.

- Какие эти слова по смыслу? (Противоположные)

- А как называются противоположные слова по смыслу? (Антонимы).

- Найдите  антонимы и приклейте их в свою таблицу. (Работают в группах)

Слайд №2 Проверка по образцу.

Крошка сын к отцу пришёл,

  И спросила кроха:

- Что такое хорошо

И что такое плохо

- Какие антонимы вы услышали в этих строках? (хорошо и плохо)

- Я предлагаю вам послушать притчу, будьте внимательны.  Вы должны после того как послушаете ответить на  вопрос. Слайд №4

Однажды во время прилива принесло много морских звезд. Наступил отлив, и огромное количество их стало  высыхать на солнце. Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звезды в море, чтобы они смогли продолжать свой жизненный путь. К нему подошёл человек и спросил:

- Зачем ты это делаешь? Ведь ты не сможешь спасти всех этих существ, большинство из них всё равно погибнет!

- Как  бы ВЫ ответили, оказавшись на месте этого мальчика. (Ответы детей)

( - Конечно, я не смогу спасти их всех, но какую же я испытываю радость, спасая каждое из них!) (Оригинал)

- Какой поступок совершил мальчик? 

- О чем мы будем говорить на уроке? (ответы детей) Слайд №5

- Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя противоположными характеристиками человека «добродетель» и «порок». Слайд №6

III. Изучение нового материала.

Задание. Вам необходимо найти в словаре понятие «добродетель», (работает учащихся со словарём). Добродетель – положительное нравственное качество.

- Как вы думайте, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»? Слайд №7, Слайд №8, Слайд №9

- «Три добродетели украшают душу: красота, мудрость, любовь» (Древнеримский философ - Цицерон). Слайд №10

Задание. Вам необходимо найти в словаре понятие «порок», (работает учащихся со словарём).  Порок – тяжёлый предосудительный  недостаток. Слайд №11

- «Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их  имеет поменьше» (Древнеримский поэт – Гораций) Слайд№12

- Вернёмся к нашей таблице, которую мы заполняли в начале урока. Как мы можем озаглавить наши колонки? (добродетель, порок) Слайд №13

Задание. Слайд №14, №15. Соедините противоположные друг другу качества. (Добродетель-порок, добро-зло, благодарность-неблагодарность, щедрость-жадность, вежливость-грубость)

Просмотр мультфильма  «Подарок для самого слабого» Слайд №19

Задание. Когда вы будете смотреть мультфильм, обратите внимание на качества характера героев.

Обсуждение мультфильма.

- Назовите положительных героев мультфильма. (Лев. Заяц)

- Почему? (Заяц – честный, порядочный. Лев – добрый, справедливый, мудрый. Он собрал все те положительный качества, которые принадлежат понятию «добродетель»).

- А какие отрицательные герои? (Лиса, Волк, Кабан)

- Почему? (Они хитрые, льстивые, злые, наглые. Эти отрицательные качества, являются пороком.

- Ребята давайте ещё раз назовём, с какими понятиями мы с вами познакомились на уроке. («Добродетель и порок»)

IV. Закрепление изученного материала.

Учащиеся выполняют тест на листах.

Тест

  1. Отдельное положительное качество – это____________добродетель__________________

  1. Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям – это____________порок______________________

  1. Что считается добрым поступком?

        1) Дать списать домашнее задание

        2) Опоздать на неинтересную встречу

        3) Помочь соседу по парте разобрать  задачу

    4. Укажите поступки, которые одобряет общество:

        1) обман

        2) насилие

        3) взаимопомощь

        4) унижение

       5. Что является последствием злых дел?

        1) дружба

        2) радость

        3) вражда

        4) мирное сосуществование

     6. Знания о добре и зле помогают людям:

        1) проявлять заботу о близких

        2) жить в мире

        3) дружить

        4) все ответы верны

    7. Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к        понятию "добродетель", во вторую - к понятию "порок».

Обман, насилие, взаимовыручка, помощь.

Добродетель

Порок

взаимовыручка

насилие

помощь

обман

Задание. Найдите и подчеркните,  в высказываниях великих людей, которые оставили свой след в истории, одной чертой – качества добродетели, а двумя порока

- «Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер

- «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон

- «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цицерон

 - «Лживость – гнуснейший порок» Монтень

V. Подведение итогов

VI. Домашнее задание. Слайд №18

  • Расскажите  родителям о том, что узнали на уроке.
  • Прочитайте учебник  с. 16 – 19

** подготовьте рассказ о человеке, который может служить примером для подражани


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.Изучая тему «...

Урок по теме «Добродетель и порок", 4 класс. Модуль "Основы светской этики"

Урок по теме «Добродетель и порок» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 4 класса. Теме «Добродетель и порок»...

по теме: "Добродетель и порок"

Презентация к уроку по теме: "Добродетель и порок"  урок №7разработана в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Основы светской этики") для учащихся 4 классов....

Презентация к уроку по теме "ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ" Основы светской этики.

Презентация используется на уроке светской этики....

Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7.

Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7....

ОРКСЭ. Основы светской этики. Урок по теме: "Добродетель и порок". 4 класс.

Урок по теме "Добродетель и порок". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: критическое мышление, продуктивное чтение, технология сотрудничества. Формы работы: группо...