по теме: "Добродетель и порок"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Конспект урока по теме: "Добродетель и порок" разработан в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Основы светской этики) для учащихся 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 7. Добродетель и порок
Н.А. Царева, учитель начальных классов
ГБОУ НОШ №992 г. Москва
Цель: осмысление детьми через частично – поисковый метод понятий «добродетель» и «порок».
Задачи:
- познакомить с понятиями «добродетель и «порок»;
- познакомить с некоторыми примерами добродетели и порока;
- развитие внимания, мышления, коммуникативных способностей;
- воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность, самостоятельность.
Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа, притча, просмотр мультфильма, работа со смарт доской
Основные термины и понятия: добродетель, порок.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, толковые словари, карточки, портреты (Цицерон, Гораций), мультфильм.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
Работа в группах.
- Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги, разделённые пополам. Рядом с листом бумаги лежат конверты, в которых карточки. Вынимаем карточки из конверта, вы их должны распределить по двум столбикам.
Задание. Распределите слова на две группы. Честность, щедрость, доброта, трудолюбие, скромность, лживость, жадность, злость, наглость, лень.
? | ? |
Представитель от каждой группы выступает с выполненным заданием.
- А теперь посмотрим на доску. (Проверка по образцу) Слайд №1.
Учитель. В одну колонку мы распределили положительные , а в другую – отрицательные.
- Какие эти слова по смыслу? (Противоположные)
- А как называются противоположные слова по смыслу? (Антонимы).
- Найдите антонимы и приклейте их в свою таблицу. (Работают в группах)
Слайд №2 Проверка по образцу.
Крошка сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое плохо
- Какие антонимы вы услышали в этих строках? (хорошо и плохо)
- Я предлагаю вам послушать притчу, будьте внимательны. Вы должны после того как послушаете ответить на вопрос. Слайд №4
Однажды во время прилива принесло много морских звезд. Наступил отлив, и огромное количество их стало высыхать на солнце. Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звезды в море, чтобы они смогли продолжать свой жизненный путь. К нему подошёл человек и спросил:
- Зачем ты это делаешь? Ведь ты не сможешь спасти всех этих существ, большинство из них всё равно погибнет!
- Как бы ВЫ ответили, оказавшись на месте этого мальчика. (Ответы детей)
( - Конечно, я не смогу спасти их всех, но какую же я испытываю радость, спасая каждое из них!) (Оригинал)
- Какой поступок совершил мальчик?
- О чем мы будем говорить на уроке? (ответы детей) Слайд №5
- Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя противоположными характеристиками человека «добродетель» и «порок». Слайд №6
III. Изучение нового материала.
Задание. Вам необходимо найти в словаре понятие «добродетель», (работает учащихся со словарём). Добродетель – положительное нравственное качество.
- Как вы думайте, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»? Слайд №7, Слайд №8, Слайд №9
- «Три добродетели украшают душу: красота, мудрость, любовь» (Древнеримский философ - Цицерон). Слайд №10
Задание. Вам необходимо найти в словаре понятие «порок», (работает учащихся со словарём). Порок – тяжёлый предосудительный недостаток. Слайд №11
- «Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их имеет поменьше» (Древнеримский поэт – Гораций) Слайд№12
- Вернёмся к нашей таблице, которую мы заполняли в начале урока. Как мы можем озаглавить наши колонки? (добродетель, порок) Слайд №13
Задание. Слайд №14, №15. Соедините противоположные друг другу качества. (Добродетель-порок, добро-зло, благодарность-неблагодарность, щедрость-жадность, вежливость-грубость)
Просмотр мультфильма «Подарок для самого слабого» Слайд №19
Задание. Когда вы будете смотреть мультфильм, обратите внимание на качества характера героев.
Обсуждение мультфильма.
- Назовите положительных героев мультфильма. (Лев. Заяц)
- Почему? (Заяц – честный, порядочный. Лев – добрый, справедливый, мудрый. Он собрал все те положительный качества, которые принадлежат понятию «добродетель»).
- А какие отрицательные герои? (Лиса, Волк, Кабан)
- Почему? (Они хитрые, льстивые, злые, наглые. Эти отрицательные качества, являются пороком.
- Ребята давайте ещё раз назовём, с какими понятиями мы с вами познакомились на уроке. («Добродетель и порок»)
IV. Закрепление изученного материала.
Учащиеся выполняют тест на листах.
Тест
- Отдельное положительное качество – это____________добродетель__________________
- Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям – это____________порок______________________
- Что считается добрым поступком?
1) Дать списать домашнее задание
2) Опоздать на неинтересную встречу
3) Помочь соседу по парте разобрать задачу
4. Укажите поступки, которые одобряет общество:
1) обман
2) насилие
3) взаимопомощь
4) унижение
5. Что является последствием злых дел?
1) дружба
2) радость
3) вражда
4) мирное сосуществование
6. Знания о добре и зле помогают людям:
1) проявлять заботу о близких
2) жить в мире
3) дружить
4) все ответы верны
7. Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добродетель", во вторую - к понятию "порок».
Обман, насилие, взаимовыручка, помощь.
Добродетель | Порок |
взаимовыручка | насилие |
помощь | обман |
Задание. Найдите и подчеркните, в высказываниях великих людей, которые оставили свой след в истории, одной чертой – качества добродетели, а двумя порока
- «Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер
- «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон
- «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цицерон
- «Лживость – гнуснейший порок» Монтень
V. Подведение итогов
VI. Домашнее задание. Слайд №18
- Расскажите родителям о том, что узнали на уроке.
- Прочитайте учебник с. 16 – 19
** подготовьте рассказ о человеке, который может служить примером для подражани
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.
Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.Изучая тему «...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-157656-1507389301.jpg)
Урок по теме «Добродетель и порок", 4 класс. Модуль "Основы светской этики"
Урок по теме «Добродетель и порок» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 4 класса. Теме «Добродетель и порок»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-335578-1383824812.jpg)
по теме: "Добродетель и порок"
Презентация к уроку по теме: "Добродетель и порок" урок №7разработана в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Основы светской этики") для учащихся 4 классов....
Презентация к уроку по теме "ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ" Основы светской этики.
Презентация используется на уроке светской этики....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/02/picture-462110-1404311848.jpg)
Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7.
Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-680100-1444114393.jpg)
ОРКСЭ. Основы светской этики. Урок по теме: "Добродетель и порок". 4 класс.
Урок по теме "Добродетель и порок". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: критическое мышление, продуктивное чтение, технология сотрудничества. Формы работы: группо...