Рабочая программа по риторике 4 класс.
рабочая программа (4 класс) по теме

Овечкина Светлана Юрьевна

Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

– примерной программы начального общего образования по риторике (базовый уровень);

– авторской программы по курсу «Детская риторика» (автор Т. А. Ладыженская, 2010). На изучение учебного

предмета риторики отводится 33 часа в учебный год (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika_progr.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Риторика

4 класс

Календарно-тематический план ориентирован на  использование учебника «Детская риторика» 4 класс, Ладыженская Т. А., а также пособия: для учителя «Детская риторика в рассказах и рисунках» (методические рекомендации).

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, обладающей доста-точными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации.

Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения  класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся .

В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Риторика», автор Ладыженская Т.А., 2010 г. в объеме 33 ч(1 час в неделю)

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения

        Иметь общее представление:

  • о культуре речевого поведения;
  • о тексте и его видах;
  • о структуре текста.

Уметь:

  • составлять устные и письменные высказывания, статью в газету, письмо, аннотацию по книге, сочинять сказку,
  • составлять текст по опорным словам;
  • писать сочинение-повествование, рассуждение, описание,
  • составлять план текста;
  • использовать цитаты;
  • вести вежливый диалог.

Читательские умения:

  • кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе.
  • определять основную сюжетную линию, основную идею рассказа;

Владеть компетенциями:

  • коммуникативной,
  • рефлексивной,
  • ценностно-ориентированной компетенцией.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно читать книги, газеты;
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном;
  • работать с различными источниками информации.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках : учебная тетрадь для 4 класса / Т. А. Ладыженская [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Ювента : Баласс, 2010.

2. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс : методические рекомендации для учителя / Т. А. Ладыженская [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Баласс, 2010.

риторика

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля.

Измерители

ИКТ

Домашнее задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Раздел 1. Общение (10 часов)

Вспоминаем: говорение и слушание, чтение и письменная речь

1

Урок повторения (беседа)

Правила говорения, слушания, чтения, письма.

Ситуация общения

Уметь:

– определять прием слушания, подходящий для конкрет-ной ситуации;

– строить общение

Текущий контроль (устный

опрос)

№ 5

2

Общение устное

и письменное. Пять вещей должны все знать

1

Урок ознакомления с новым материалом (беседа)

№ 12–13

3

Улыбайся чаще. Когда мы вместе

1

Урок развития умений и навыков (беседа)

Климат общения

и значение в нем улыбки; анализ ситуаций общения с применением улыбки и без нее

Уметь использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении

Текущий контроль: анализ ситуаций

№ 21, 25

4

Улыбка в жизни помогает

1

Урок развития умений и навыков (игра)

Текущий контроль (устный

опрос)

№ 34

5

Словесные и несловесные средства общения. Быстрые стихи

1

Урок ознакомления с новым материалом (игра)

Жест. Мимика. Слово. Интонация.

Уметь анализировать свою общительность при помощи вербальных

и невербальных средств общения

 

 

№ 43; выучить скороговорку

6

Речевые отрезки

и паузы

1

Урок развития умений и навыков (соревнование)

Проигрывание ситуаций (речевых задач с паузами)

Текущий контроль (устный опрос)


 

7

Выделяем важные слова. Стихи, скороговорки и заклички

1

Урок развития умений и навыков (игра)

Развитие умения подчинять свое высказывание речевой задаче

 

Уметь выразительно читать стихи, произносить скороговорки, заклички в нужном темпе, с соответствующей интонацией  

Текущий контроль (чтение

с логическим ударением)

№ 52; сочинить закличку

8

Утешить – помочь, утешить – поддержать

1

Урок ознакомления с новым материалом (игра)

Текущий контроль (анализ ситуаций)

9

О чем мне сказала  анкета. Оцениваем слушателя

1

Урок развития умений и навыков (беседа)

Анкета, ее назначение, структура; информативность

Уметь оценить сказанное с точки зрения правдивости и отобранных средств выражения

Текущий контроль (устный опрос)

Послушать новости, записать

несколько важных спортивных новостей (известий);

№ 83

10

Какой я читатель? Моя библиотека. Книга в жизни человека

1

Урок развития умений и навыков (беседа)

Пословицы о книге и ее значении в жизни человека

Уметь объяснять роль книги в жизни человека, рассуждать по теме

Текущий контроль (устный опрос)

11

Раздел 2. текст (11 часов)

Яркие признаки текста. Тексты аргументированные

и неаргументированные

1

Урок ознакомления с новым материалом (урок-игра)

Анализ и сравнение текстов

Уметь определять признаки текста, средства тематического и смыслового единства (связность, цельность)

№ 87, 88


 

12

Абзацные отступы. Вступительный, основной, завершающий абзацы

1

Комбинированный урок (беседа)

Понятие об абзацах, их значение, виды

 

Уметь находить

в текстах абзацы, объяснять их значение, определять вид

Текущий контроль (письменный опрос)

№ 95

13

Завершающие абзацы

1

Комбинированный урок  

Текущий контроль (устный опрос)

№ 100

14

Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты. Запре-

щаю – предостерегаю

1

Комбинированный урок

Понятие о запрете, сфера употребления различных запретов

Уметь выразить

в речи запреты, произнесенные

с разной интонацией

Текущий контроль (устный опрос)

№ 109, 110

15

Какие знаки ты знаешь? Символы

и знаки – копии

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос)

№ 118, 121

16

Опорные конспекты

1

Комбинированный урок

Понятие о конспекте; назначение, значение

 

Текущий контроль (устный опрос)

 

№ 126, 127

17

Деловое и художественное описание. Мы пишем описания

1

Комбинированный урок

Особенности делового и художественного описаний

Уметь определять виды описания – деловое и художественное

Текущий контроль (устный опрос)

№ 135, 138

18

Что такое вежливая оценка. Убедительная оценка

1

Комбинированный урок

Понятие об оценке, убеждении

Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче

 

Текущий контроль (письменный опрос)

№ 147

19

Основные части рассуждения

1

Комбинированный урок

Умение выделять основные части рассуждения

Текущий контроль (устный опрос)

Выписать из любого учебника

3 вопроса

с «почему» и дать ответы на них


 

20

Аргументы. Структура аргументов

1

Комбинированный урок

Понятие об аргументе

Уметь анализировать текст с точки зрения наличия / отсутствия аргументов  

Текущий контроль (устный опрос)

№ 153

21

Во-первых, во-вторых, в-третьих. Вступление и заключение

1

Комбинированный урок (беседа)

Логический порядок приведения аргументов в тексте

Текущий контроль (устный опрос)

№ 164, 165

22

Раздел 3. речевые жанры (9 часов)

Словарная статья

1

Урок ознакомления с новым материалом (беседа)

 

Знать структуру

и особенности словарной статьи.

Уметь анализировать словарные статьи

№ 172, 173

23

Что такое рассказ, его части

1

Урок ознакомления с новым материалом (беседа)

Понятие о рассказе, его структурные элементы

Придумать продолжение истории

24

Сочиняем рассказ

1

Урок развития речи

Структура рассказа и его особенности. Завязка, кульминация, развязка. Газетная статья, газетная заметка, их различие

Уметь представить свой рассказ на заданную тему

Текущий контроль: практическая работа (составление рассказов)

№ 184, 185

25

Что такое информация. Кто и о чем пишет в газете

1

Урок ознакомления с новым материалом

(беседа)

Знать, какие факты служат основой газетной информации, что является отправной точкой для развития мысли автора, аргументирует ее

Текущий контроль: практическая работа (проанализировать газетные статьи)

№ 191


 

26

Газетная информация. Факты, события и отношение

к ним

1

Комбинированный урок

(беседа)

Факты и явления действительности как материал, на ос-нове анализа которого автор делает обобщения, выводы

№ 196

27

Информационные жанры

1

Комбинированный урок

(беседа)

Репортаж. Интервью. Заметки. Очерк. Статья

Уметь различать информационные жанры

Текущий контроль (устный опрос)

№ 201

28

Хроника

1

Комбинированный урок

(беседа)

Понятие о хронике

 

Текущий контроль (устный опрос)

№ 210

29

Информационная заметка

1

Комбинированный урок

(беседа)

Сообщение о каком-то факте, происшествии, событии; заметка отвечает на вопросы что? где? когда? произошло; содержание заметки

Уметь составить заметку в школьную стенгазету

Текущий контроль: практическая работа (написать информационную заметку в газету о том, что, где, когда и как произошло)

№ 223, 224

30

Подпись под фотографией

1

Комбинированный урок (беседа)

Фоторепортаж. Подпись под фотографией имеет пояснительный характер

Уметь выполнять подпись под фотографией

Текущий контроль: практическая работа (подписать фотографии)

№ 233


 

31

Раздел 4. обобщение (4 часа)

Говорю, пишу, читаю, слушаю. Слово. Речевые жанры

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Будь осторожен, выбирая слово, –

им осчастливить можно и убить!

(Н. Грибачев.)

Об искусстве говорения, письма, чтения, слушания

Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение

с точки зрения его соответствия речевой задаче

Тематический контроль: практическая работа (схематическое изображение видов речевой деятельности)

№ 246

32

Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Понятие о речевом этикете (правила речевого общения). Смысловая значимость речевого этикета

Уметь устанавливать зависимость этикетной формулы от речевой ситуации

Тематический контроль: разыгрывание этикетных диалогов

№ 256

33

Речевые привычки

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Речевое поведение. Этикетные формулы. Наблюдение речевых привычек в разговоре школьников (данные мониторинга, разыгрывание ситуаций)

Уметь составлять диалоги и оценивать, правильно ли использованы этикетные формулы

в них

Тематический контроль: практическая работа (составление памятки хороших речевых привычек)

№ 268


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по риторике 3 класс

Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по риторике  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

рабочая программа по риторике 1 класс

в данной программе представлена пояснительная записка по курсу, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по риторике для 3 класса

  Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего ...

Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике, 3 класс

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыжен...